Авторы: Жмайлик Любовь Владимировна, Сидорова Анастасия Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 18
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: Дидактическая разработка
Тема: патриотическое воспитание
Дата публикации: 28.11.2025
Раздел: дошкольное образование
М
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.
Мурманска № 18
Мурманск 2025
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ
ВОСПИТАНИЕ
ДЕТЕЙ
СРЕДНЕЙ
ГРУППЫ
Разработали: воспитатели
МБДОУ г. Мурманска № 18
Жмайлик Л. В.
Сидорова А. Л.
Введение
Проблема патриотического воспитания детей на современном этапе
развития общества достаточно актуальна. Мы живём в очень сложное время,
когда отклонения в поведении детей и подростков становятся нормой. В связи
с социально-экономическими изменениями, происходящими в обществе в
перестроечные годы у молодого поколения были утеряны духовные
ориентиры, предана забвению русская культура и национальные традиции.
А это - наша многовековая история и культура. Каждый народ должен
гордиться своей Родиной, её историей. Ведь без прошлого у народа нет и
будущего.
Как помочь родителям сохранить нашу национальную самобытность,
передать её потомкам, научить детей любить свою семью, родной дом, малую
Родину, Отечество? По признанию педагогов и психологов (А.Г.Асмолов,
Л.С.Выготский,
А.В.Запорожец,
Т.С.Комарова,
В.А.Сухомлинский,
К.Д.Ушинский и др.) период от рождения до поступления в школу имеет
решающее значение для дальнейшего развития ребёнка. В этом возрасте
интенсивно
происходит
его
психическое
и
физическое
развитие,
закладываются основы личности. Поэтому дошкольников нужно воспитывать
полноправными гражданами, участниками культурно-исторической жизни
страны.
Актуальность и значимость проблемы патриотического воспитания
определили
цель
нашей
работы
с
детьми
дошкольного
возраста
-
формирование патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с
семьёй, родным городом, краем, страной.
Дидактическая разработка по патриотическому воспитанию для
средней группы (4–5 лет)
Цели:
сформировать первичные представления о Родине;
воспитать уважительное отношение к символам страны и малой
родине;
развить интерес к культуре и традициям своего народа.
Задачи:
познакомить детей с государственными символами России (флаг,
герб, гимн);
расширить
знания
о
родном
городе/посёлке,
его
достопримечательностях;
приобщить к народным традициям и промыслам;
сформировать чувство гордости за свою страну и малую родину;
развивать речь, память, внимание через патриотический контент.
Формы работы:
тематические занятия;
дидактические игры;
рассматривание иллюстраций и фотографий;
чтение художественной литературы;
продуктивная деятельность (рисование, аппликация);
музыкальные занятия (прослушивание гимна, народных песен);
прогулки
по
ближайшим
улицам
с
обсуждением
достопримечательностей.
Дидактические игры
1.
«Флаг России»
Цель:
закрепить знание цветов и порядка полос флага РФ.
Материал:
полоски
красного,
синего
и
белого
цвета.
Ход:
дети
выкладывают
полоски
в
правильном
порядке,
объясняют значение каждого цвета.
2.
«Найди тень: символы России»
Цель:
познакомить с неофициальными символами страны,
развить
внимание.
Материал:
цветные карточки с изображениями (матрёшка,
балалайка, берёза, медведь и др.) и их теневые силуэты.
Ход: ребёнок подбирает карточку к тени, называет предмет.
3.
«Куб России»
Цель:
закрепить
знания
о
стране,
её
символах
и
достопримечательностях.
Материал: куб с гранями, на которых размещены изображения
(флаг,
герб,
Кремль,
президент,
народные
промыслы).
Ход: дети по очереди бросают куб, называют то, что выпало,
делятся знаниями.
4.
«Моя семья»
Цель: сформировать представление о семье как части Родины.
Материал: фотографии семей детей, карточки с изображениями
членов
семьи.
Ход: дети рассказывают о своей семье, составляют семейное
древо из карточек.
5.
«Достопримечательности родного города»
Цель:
познакомить с местными памятниками и знаковыми
местами.
Материал:
альбом
с
фотографиями
городских
объектов.
Ход: воспитатель показывает фото, дети называют место, делятся
впечатлениями.
Тематические занятия (примеры)
1.
«Наша Родина — Россия»
беседа о стране, её размерах, природе;
рассматривание карты России;
знакомство с флагом и гербом;
прослушивание гимна (отрывок);
рисование «Российский флаг».
2.
«Мой город (посёлок)»
просмотр фотографий местных достопримечательностей;
рассказ о названии города/посёлка;
аппликация «Улица, на которой я живу».
3.
«Народные промыслы»
знакомство с гжелью, хохломой, дымковской игрушкой;
раскрашивание шаблонов с узорами;
игра «Угадай промысел».
4.
«Русские народные праздники»
рассказ о Масленице, Пасхе, Иване Купале;
рассматривание костюмов;
подвижная народная игра.
Художественная литература (для чтения и обсуждения):
З. Александрова «Родина»;
К. Ушинский «Наше Отечество»;
Т. Бокова «Родина»;
русские народные сказки («Гуси-лебеди», «Иван-царевич и Серый
волк» и др.).
Музыкальное сопровождение:
гимн России (отрывок);
народные песни («Калинка», «Во поле берёза стояла»);
песни
о
Родине
(«Песня
о
России»
сл. Н. Соколовой,
муз. С. Соснина).
Продуктивная деятельность:
рисование «Флаг России», «Моя улица»;
аппликация «Берёза — символ России»;
лепка «Народные игрушки»;
конструирование «Домик в деревне».
Взаимодействие с родителями:
выставка семейных фотографий «Мои родные — моя гордость»;
совместный проект «Герб нашей семьи»;
экскурсия по городу с родителями;
изготовление костюмов для праздников.
Критерии оценки результатов:
знает название страны, города/посёлка;
называет государственные символы России;
проявляет интерес к народным традициям;
с уважением говорит о своей семье и Родине;
участвует в тематических играх и занятиях
Заключение
Данные дидактические игры мы начала проводить и внедрять в
практику с детьми в течение 2025 учебного года. В результате использования
авторской дидактической разработки повысилась познавательная активность
и творческий потенциал дошкольников. В совместной деятельности детей и
родителей созданы различные продукты по патриотическому воспитанию:
фотоальбомы, макеты, книги – энциклопедии, музей в чемодане и др. Дети
участвуют в различных конкурсах по патриотическому воспитанию. Опыт
использования игровых технологий по патриотическому воспитанию на тему:
«Герои прошлого» был предоставлен нами на городской ноябрьской
педагогическом вебинаре в ГИМЦРО «Формы реализации образовательной
программы в соответствии с видами детской деятельности и возрастными
особенностями детей» (в г. Мурманск).