Напоминание

"Использование игр с элементами сказкотерапии с детьми с ОВЗ"


Автор: Архипова Оксана Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГКУ СО "РЦДИПОВ "Светлячок"
Населённый пункт: г.Новокуйбышевск
Наименование материала: статья
Тема: "Использование игр с элементами сказкотерапии с детьми с ОВЗ"
Дата публикации: 28.11.2025
Раздел: дополнительное образование





Назад




Архипова Оксана Ивановна

Использование сказкотерапии в работе с детьми с ОВЗ

У детей с особыми возможностями здоровья большие внутренние резервы, часто бывают

очень хорошие природные способности. Однако проявлять их из–за ограничения в развитии

речи, гипервозбудимости или заторможенности этим детям трудно. Значит, цель проведения

коррекционной работы – помочь им реализовать свои задатки путём подбора наиболее

адекватной тактики коррекционной работы, выбора специальных методов и приёмов

воздействия на все сферы личности ребёнка.Наверное, нет такого психологического,

педагогического направления, которое обошлось бы без сказки. Их можно смело брать за

основу психопрофилактических, коррекционно – развивающих занятий. Сказки являются

посредниками между внутренним миром и душами воспитанников. Сказка выступает

инструментом передачи опыта, навыков, умений, понимания добра и зла, глубинного смысла

жизни.

Чем полезна работа над сказками для дошкольников?

Обогащается внутренний мир ребёнка, расширяется кругозор;

Помогает

принять

правильные

решения

в

спорной

жизненной

ситуации

(взаимоотношения с родителями и другими детьми);

Осуществляется коррекция эмоционального и психологического состояния ребёнка;

Развиваются произносительные навыки;

Обогащается и активизируется словарный запас, формируются навыки связной речи;

Происходит коррекция высших психических функций.

Для групповой и индивидуальной работы с дошкольниками средней группы с задержкой

психического развития я предлагаю сказки сюжетные и простые, например, «Колобок»,

«Теремок», «Репка», так как в этом возрасте у малышей возникает способность отделять

реальность от сказочной действительности. Я предлагаю детям с четырёх лет делать главных

героев из игрушек, животных, маленьких человечков. Начиная с пяти лет использую: принцесс,

фей, солдат, волшебников, принцев. С пяти – шести лет дети предпочитают волшебные сказки.

Например, часто используемые художественные сказки,

русские народные сказки – это

«Крошечка – Хаврошечка», «Морозко», «Снегурочка», «Сестрица Алёнушка и братец

Иванушка», «Аленький цветочек». Зарубежные сказки – «Золушка», «Кот в сапогах». Также в

своей работе использую дидактические сказки. Эти сказки создаются педагогами для

«упаковки»

учебного

материала.

При

этом

абстрактные

символы

(цифры,

звуки,

арифметические действия и пр.) одушевляются, возникает сказочный образ мира, в котором они

живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определённых знаний.

К методам работы над сказкой относят: рассказывание сказки, изготовление кукол,

сочинение сказки, постановку сказки, рисование сказки.

Постановка (разыгрывание) сказок. Виды постановок: спектакли, поставленные при

помощи

пальчиковых

кукол;

спектакли

теневого

театра;

спектакли

экспромты;

театрализованные игры.

В своей практике мы строим занятия на основе инсценировки и драматизации. Вот,

например, игра – драматизация «Колобок». Сначала рассказываем сказку, рассматриваем

иллюстрации, затем разыгрываем сказку с помощью предметов – заместителей, затем

выкладываем сюжетные картинки в определённой последовательности. Потом воспитатели

группы проводят занятие « Испеку я колобок» (с использованием теста), обыгрываем эту же

ситуацию на прогулке, лепим колобок из теста. Проводим игры на имитацию движений лисы,

волка, медведя. Всё это развивает и обогащает ребёнка, помогает получать новую информацию,

новые знания. Также для развития речи я советую прибегать к испытанному методу –

придумывание новых названий известных сказок, не искажая идеи произведения. Например,

сказку «Рукавичка» дети могут назвать так: «Дружный домик», « Дед, рукавичка и звери», «Как

дед потерял рукавичку» и т. д.

Формированию чуткости к слову будут способствовать следующие приёмы в работе со

сказками:

найти ласковые, сказочные, грустные слова;

сочинить длинное и в тоже самое время смешное слово (к примеру, о лисе –

длиннохвостая, пушистая);

определить лишнее слово. Например, из ряда слов: лиса, заяц, избушка, дошкольник

определяет лишнее слово «избушка».

Сказки совершенствуют мышление ребёнка, помогают овладению речью. Детям я задаю

вопросы, требующие неформального ответа на вопрос, а работы мысли. Например, «Кто

пришёл к теремку раньше: зайка или лягушка?», «Почему медведь не смог залезть в теремок?»,

«Какие похожие сказки ты знаешь? («Рукавичка») и т.д. Кроме того, используются игры –

лабиринты: «Помочь пройти к теремку»; разрезные предметные и сюжетные картинки.

В работу над постановкой сказки мы привлекаем родителей. Они участвуют в подборе

костюмов персонажей, помогают в заучивании речевого материала, изготавливают книжки –

самоделки на основе сказок.Педагогам, работающим с дошкольниками с ЗПР, я предлагаю

следующие рекомендации:

научить ребёнка осмысленно отвечать на поставленный вопрос, не торопиться называть

любое слово из предложенных слов;

подбирать вопросы по принципу: «от простого вопроса к сложному вопросу»;

ставить перед детьми не только традиционные вопросы типа: «А если бы людоед не

превратился в мышку, как бы Кот в сапогах оказался победителем?»

При этом следует отметить, что речь педагога при общении должна быть образцом для

подражания, эмоционально насыщена, нетороплива и грамматически правильна. Только тогда

такая работа поможет всесторонне развить ребёнка, совершенствовать его речь, развить умение

ориентироваться в окружающем мире, понять смысл предлагаемых заданий, преодолевать

трудности и творчески проявить себя.

Таким образом, комбинируя различные методы и приёмы работы над сказкой, можно

помочь каждому ребёнку прожить многие ситуации, аналоги тех ситуаций, с которыми он

сталкивается в жизни, и значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия

с миром и другими людьми.

Список литературы:

Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии – СПб.: Речь, 2006.

Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. М. «АСТ – Пресс», 2000.

Зайцева Т.С., Майорова Л.В. Использование сказки в коррекции общего недоразвития речи

дошкольников (электронный ресурс). Открытый педагогический форум «Новая школа».

Боева Е.В. Сказкотерапия – как рабочий инструмент педагога – психолога. Современные

педагогические технологии: материалы IV

Всероссийской заочной научно – практической

конференции.15 февраля 2015г.



В раздел образования