Автор: Архипова Оксана Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГКУ СО "РЦДИПОВ "Светлячок"
Населённый пункт: г.Новокуйбышевск
Наименование материала: статья
Тема: "Использование игр с элементами сказкотерапии с детьми с ОВЗ"
Дата публикации: 28.11.2025
Раздел: дополнительное образование
Архипова Оксана Ивановна
Использование сказкотерапии в работе с детьми с ОВЗ
У детей с особыми возможностями здоровья большие внутренние резервы, часто бывают
очень хорошие природные способности. Однако проявлять их из–за ограничения в развитии
речи, гипервозбудимости или заторможенности этим детям трудно. Значит, цель проведения
коррекционной работы – помочь им реализовать свои задатки путём подбора наиболее
адекватной тактики коррекционной работы, выбора специальных методов и приёмов
воздействия на все сферы личности ребёнка.Наверное, нет такого психологического,
педагогического направления, которое обошлось бы без сказки. Их можно смело брать за
основу психопрофилактических, коррекционно – развивающих занятий. Сказки являются
посредниками между внутренним миром и душами воспитанников. Сказка выступает
инструментом передачи опыта, навыков, умений, понимания добра и зла, глубинного смысла
жизни.
Чем полезна работа над сказками для дошкольников?
Обогащается внутренний мир ребёнка, расширяется кругозор;
Помогает
принять
правильные
решения
в
спорной
жизненной
ситуации
(взаимоотношения с родителями и другими детьми);
Осуществляется коррекция эмоционального и психологического состояния ребёнка;
Развиваются произносительные навыки;
Обогащается и активизируется словарный запас, формируются навыки связной речи;
Происходит коррекция высших психических функций.
Для групповой и индивидуальной работы с дошкольниками средней группы с задержкой
психического развития я предлагаю сказки сюжетные и простые, например, «Колобок»,
«Теремок», «Репка», так как в этом возрасте у малышей возникает способность отделять
реальность от сказочной действительности. Я предлагаю детям с четырёх лет делать главных
героев из игрушек, животных, маленьких человечков. Начиная с пяти лет использую: принцесс,
фей, солдат, волшебников, принцев. С пяти – шести лет дети предпочитают волшебные сказки.
Например, часто используемые художественные сказки,
русские народные сказки – это
«Крошечка – Хаврошечка», «Морозко», «Снегурочка», «Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка», «Аленький цветочек». Зарубежные сказки – «Золушка», «Кот в сапогах». Также в
своей работе использую дидактические сказки. Эти сказки создаются педагогами для
«упаковки»
учебного
материала.
При
этом
абстрактные
символы
(цифры,
звуки,
арифметические действия и пр.) одушевляются, возникает сказочный образ мира, в котором они
живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определённых знаний.
К методам работы над сказкой относят: рассказывание сказки, изготовление кукол,
сочинение сказки, постановку сказки, рисование сказки.
Постановка (разыгрывание) сказок. Виды постановок: спектакли, поставленные при
помощи
пальчиковых
кукол;
спектакли
теневого
театра;
спектакли
–
экспромты;
театрализованные игры.
В своей практике мы строим занятия на основе инсценировки и драматизации. Вот,
например, игра – драматизация «Колобок». Сначала рассказываем сказку, рассматриваем
иллюстрации, затем разыгрываем сказку с помощью предметов – заместителей, затем
выкладываем сюжетные картинки в определённой последовательности. Потом воспитатели
группы проводят занятие « Испеку я колобок» (с использованием теста), обыгрываем эту же
ситуацию на прогулке, лепим колобок из теста. Проводим игры на имитацию движений лисы,
волка, медведя. Всё это развивает и обогащает ребёнка, помогает получать новую информацию,
новые знания. Также для развития речи я советую прибегать к испытанному методу –
придумывание новых названий известных сказок, не искажая идеи произведения. Например,
сказку «Рукавичка» дети могут назвать так: «Дружный домик», « Дед, рукавичка и звери», «Как
дед потерял рукавичку» и т. д.
Формированию чуткости к слову будут способствовать следующие приёмы в работе со
сказками:
найти ласковые, сказочные, грустные слова;
сочинить длинное и в тоже самое время смешное слово (к примеру, о лисе –
длиннохвостая, пушистая);
определить лишнее слово. Например, из ряда слов: лиса, заяц, избушка, дошкольник
определяет лишнее слово «избушка».
Сказки совершенствуют мышление ребёнка, помогают овладению речью. Детям я задаю
вопросы, требующие неформального ответа на вопрос, а работы мысли. Например, «Кто
пришёл к теремку раньше: зайка или лягушка?», «Почему медведь не смог залезть в теремок?»,
«Какие похожие сказки ты знаешь? («Рукавичка») и т.д. Кроме того, используются игры –
лабиринты: «Помочь пройти к теремку»; разрезные предметные и сюжетные картинки.
В работу над постановкой сказки мы привлекаем родителей. Они участвуют в подборе
костюмов персонажей, помогают в заучивании речевого материала, изготавливают книжки –
самоделки на основе сказок.Педагогам, работающим с дошкольниками с ЗПР, я предлагаю
следующие рекомендации:
научить ребёнка осмысленно отвечать на поставленный вопрос, не торопиться называть
любое слово из предложенных слов;
подбирать вопросы по принципу: «от простого вопроса к сложному вопросу»;
ставить перед детьми не только традиционные вопросы типа: «А если бы людоед не
превратился в мышку, как бы Кот в сапогах оказался победителем?»
При этом следует отметить, что речь педагога при общении должна быть образцом для
подражания, эмоционально насыщена, нетороплива и грамматически правильна. Только тогда
такая работа поможет всесторонне развить ребёнка, совершенствовать его речь, развить умение
ориентироваться в окружающем мире, понять смысл предлагаемых заданий, преодолевать
трудности и творчески проявить себя.
Таким образом, комбинируя различные методы и приёмы работы над сказкой, можно
помочь каждому ребёнку прожить многие ситуации, аналоги тех ситуаций, с которыми он
сталкивается в жизни, и значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия
с миром и другими людьми.
Список литературы:
Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии – СПб.: Речь, 2006.
Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. М. «АСТ – Пресс», 2000.
Зайцева Т.С., Майорова Л.В. Использование сказки в коррекции общего недоразвития речи
дошкольников (электронный ресурс). Открытый педагогический форум «Новая школа».
Боева Е.В. Сказкотерапия – как рабочий инструмент педагога – психолога. Современные
педагогические технологии: материалы IV
Всероссийской заочной научно – практической
конференции.15 февраля 2015г.