Автор: Храпова Ирина Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Кораблинская СОШ им. Героя РФ И. В. Сарычева"
Населённый пункт: Россия, Рязанская обл, г Кораблино
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Интегрированный урок развития речи на тему «Если вам по душе красота земная, Берегите её, устали не зная!»(М. Пляцковский).
Дата публикации: 28.12.2024
Раздел: среднее образование
Презентация интегрированного
Презентация интегрированного
урока развития речи на тему
урока развития речи на тему
«Если вам по душе красота
«Если вам по душе красота
земная,
земная,
Берегите её, устали не зная!»
Берегите её, устали не зная!»
(М. Пляцковский).
(М. Пляцковский).
Учитель: Храпова И. А.
Учитель: Храпова И. А.
Цели урока:
Цели урока:
Учить детей умению видеть эстетическую
Учить детей умению видеть эстетическую
сторону текста, читать его как
сторону текста, читать его как
художественный;
художественный;
Развивать творческое и ассоциативное
Развивать творческое и ассоциативное
мышление, воображение, письменную и устную
мышление, воображение, письменную и устную
речь;
речь;
Прививать интерес к предмету, к различным
Прививать интерес к предмету, к различным
видам искусства;
видам искусства;
Воспитывать любовь и бережное отношение к
Воспитывать любовь и бережное отношение к
природе.
природе.
Эпиграф:
Эпиграф:
« Прочесть как следует
« Прочесть как следует
произведение – вовсе не
произведение – вовсе не
безделица, для этого нужно долго
безделица, для этого нужно долго
его изучать. Нужно разделить
его изучать. Нужно разделить
искренно с поэтом высокое
искренно с поэтом высокое
ощущение, наполнявшее его душу;
ощущение, наполнявшее его душу;
нужно душой и сердцем
нужно душой и сердцем
почувствовать всякое слово его …»
почувствовать всякое слово его …»
(Н. В. Гоголь).
(Н. В. Гоголь).
У каждого времени года свои сказки:
У каждого времени года свои сказки:
у весны – сказки пробуждения
у весны – сказки пробуждения
природы, смелых цветов и почек
природы, смелых цветов и почек
на деревьях, звонких ручьёв; у
на деревьях, звонких ручьёв; у
лета – сказки глубоких озёр и
лета – сказки глубоких озёр и
быстрых рек, тенистых дубрав и
быстрых рек, тенистых дубрав и
ягодных полян, коротких гроз и
ягодных полян, коротких гроз и
ярких радуг; у осени – сказки
ярких радуг; у осени – сказки
разноцветных осенних листьев и
разноцветных осенних листьев и
караванов улетающих птиц,
караванов улетающих птиц,
серебряных паутинок и
серебряных паутинок и
опустевших полей; у зимы –
опустевших полей; у зимы –
ледяных зеркал и хороводов
ледяных зеркал и хороводов
снежинок, глубоких сугробов и
снежинок, глубоких сугробов и
кружевного инея, сверкающих
кружевного инея, сверкающих
сосулек и нахохлившихся
сосулек и нахохлившихся
воробьёв… А ещё у времён года в
воробьёв… А ещё у времён года в
каждом уголке земли есть и свои,
каждом уголке земли есть и свои,
неповторимые сказки. Одна из
неповторимые сказки. Одна из
них живёт и на нашей земле,
них живёт и на нашей земле,
рядом с нами. Эта зимняя сказка
рядом с нами. Эта зимняя сказка
– лебеди.
– лебеди.
О лебедях есть множество
О лебедях есть множество
народных и литературных
народных и литературных
сказок и легенд. Попробуйте
сказок и легенд. Попробуйте
вспомнить некоторые из них.
вспомнить некоторые из них.
Лебедь всегда считался птицей
Лебедь всегда считался птицей
сказочной, мифической.
сказочной, мифической.
Не удивительно, что у народов
Не удивительно, что у народов
всего мира широко
всего мира широко
распространены сказки о
распространены сказки о
девушках-лебедях, которые
девушках-лебедях, которые
могут сбрасывать своё
могут сбрасывать своё
оперение. Вспомните хотя бы
оперение. Вспомните хотя бы
прекрасную царевну Лебедь из
прекрасную царевну Лебедь из
«Сказки о царе Салтане …» и
«Сказки о царе Салтане …» и
посмотрите, какой её увидел
посмотрите, какой её увидел
художник Михаил Врубель.
художник Михаил Врубель.
Что роднит её с лебедями?
Что роднит её с лебедями?
Посмотрите на фотографию.
Посмотрите на фотографию.
Созвучна ли она стихотворению
Созвучна ли она стихотворению
К. Д. Бальмонта? Чем?
К. Д. Бальмонта? Чем?
Вглядитесь в «портрет» лебедя
Вглядитесь в «портрет» лебедя
и подумайте, почему возникло
и подумайте, почему возникло
выражение «лебединая
выражение «лебединая
чистота» ?
чистота» ?
Н. Заболоцкий «Лебедь в
Н. Заболоцкий «Лебедь в
зоопарке».
зоопарке».
Сквозь летние сумерки парка
Сквозь летние сумерки парка
По краю искусственных вод
По краю искусственных вод
Красавица, дева, дикарка –
Красавица, дева, дикарка –
Высокая лебедь плывёт.
Высокая лебедь плывёт.
Плывёт белоснежное диво,
Плывёт белоснежное диво,
Животное, полное грёз,
Животное, полное грёз,
Колебля на фоне залива
Колебля на фоне залива
Лиловые тени берёз.
Лиловые тени берёз.
Головка её шелковиста,
Головка её шелковиста,
И мантия снега белей,
И мантия снега белей,
И дивные два аметиста
И дивные два аметиста
Мерцают в глазницах у ней.
Мерцают в глазницах у ней.
И светлое льётся сиянье
И светлое льётся сиянье
Над белым изгибом спины,
Над белым изгибом спины,
И вся она, как изваянье
И вся она, как изваянье
Приподнятой к небу волны.
Приподнятой к небу волны.
Понравилось ли вам стихотворение? Какое впечатление
Понравилось ли вам стихотворение? Какое впечатление
от лебедей передаёт Н. Заболоцкий?
от лебедей передаёт Н. Заболоцкий?
Какими эпитетами характеризует птицу поэт?
Какими эпитетами характеризует птицу поэт?
Почему он называет её «белоснежным дивом»?
Почему он называет её «белоснежным дивом»?
Какие сравнения и метафоры помогают поэту передать
Какие сравнения и метафоры помогают поэту передать
красоту птицы?
красоту птицы?
Лебедь поражал человека своей
Лебедь поражал человека своей
белоснежной чистотой, и потому
белоснежной чистотой, и потому
не удивительно, что Зевс
не удивительно, что Зевс
выбрал для себя облик этой
выбрал для себя облик этой
птицы, чтобы подобраться к
птицы, чтобы подобраться к
доверчивой Леде и покорить её.
доверчивой Леде и покорить её.
Выражение «лебединая верность»
Выражение «лебединая верность»
связано с наблюдениями
связано с наблюдениями
человека за жизнью лебедей.
человека за жизнью лебедей.
Лебедь обычно выбирает себе
Лебедь обычно выбирает себе
пару на много лет, он охраняет
пару на много лет, он охраняет
свою подругу, вместе с ней
свою подругу, вместе с ней
высиживает птенцов, а
высиживает птенцов, а
лишившись её, не заводит
лишившись её, не заводит
другой.
другой.
Об этом сложил стихи поэт Андрей
Об этом сложил стихи поэт Андрей
Дементьев, а композитор
Дементьев, а композитор
Евгений Мартынов положил их
Евгений Мартынов положил их
на музыку.
на музыку.
Лебедь.
Лебедь.
Склонив гибкую шею к зеркалу воды, лебедь
Склонив гибкую шею к зеркалу воды, лебедь
долго всматривался в своё отражение. Он
долго всматривался в своё отражение. Он
понял причину усталости и озноба,
понял причину усталости и озноба,
пронизывающего всё тело, словно в зимние
пронизывающего всё тело, словно в зимние
холода.
холода.
Теперь он доподлинно знал, что час его пробил и
Теперь он доподлинно знал, что час его пробил и
настала неотвратимая пора прощания с
настала неотвратимая пора прощания с
жизнью. Его перья были также прекрасны и
жизнью. Его перья были также прекрасны и
белоснежны, как и в далёкие годы юности.
белоснежны, как и в далёкие годы юности.
Ему удалось пронести в незапятнанной
Ему удалось пронести в незапятнанной
чистоте своё одеяние через все жизненные
чистоте своё одеяние через все жизненные
невзгоды и испытания, через зной и стужу.
невзгоды и испытания, через зной и стужу.
И теперь он был готов спокойно и достойно
И теперь он был готов спокойно и достойно
закончить свои дни.
закончить свои дни.
Изогнув красивую шею, он медленно и величаво
Изогнув красивую шею, он медленно и величаво
подплыл к старой плакучей иве, под чьей
подплыл к старой плакучей иве, под чьей
сенью любил, бывало, пережидать летний
сенью любил, бывало, пережидать летний
зной.
зной.
Опустился вечер, и закат окрасил в пурпур воды
Опустился вечер, и закат окрасил в пурпур воды
озера.
озера.
В глубокой вечерней тишине, воцарившейся
В глубокой вечерней тишине, воцарившейся
вокруг, послышалось лебединое пение.
вокруг, послышалось лебединое пение.
-
Лебедь поёт, - прошептали зачарованные
Лебедь поёт, - прошептали зачарованные
прощальной песней рыбы, птицы и все
прощальной песней рыбы, птицы и все
прочие обитатели полей, лесов и лугов. –
прочие обитатели полей, лесов и лугов. –
Это песня умирающего лебедя.
Это песня умирающего лебедя.
Светлая печаль или тягостное
Светлая печаль или тягостное
чувство остаётся от описания
чувство остаётся от описания
предсмертной песни лебедя?
предсмертной песни лебедя?
Как помогает передать это
Как помогает передать это
настроение светлой печали
настроение светлой печали
музыка Сен-Санса, которая
музыка Сен-Санса, которая
сопровождала чтение легенды?
сопровождала чтение легенды?
О чём же поёт лебедь? Какие
О чём же поёт лебедь? Какие
картины прожитой жизни
картины прожитой жизни
встают перед ним? Это вам
встают перед ним? Это вам
поможет представить
поможет представить
репродукция картины А.
репродукция картины А.
Рылова « В голубом просторе».
Рылова « В голубом просторе».
Почему песню лебедя
Почему песню лебедя
зачарованно слушают все?
зачарованно слушают все?
Рассмотрите внимательно
Рассмотрите внимательно
фотографию лебедя.
фотографию лебедя.
Попробуйте представить,
Попробуйте представить,
что он видит в воде,
что он видит в воде,
наклонив к ней голову. Что
наклонив к ней голову. Что
чувствует, вглядываясь в
чувствует, вглядываясь в
своё отражение? О чём
своё отражение? О чём
размышляет?
размышляет?
Создайте словесный портрет
Создайте словесный портрет
лебедя, продолжив легенду
лебедя, продолжив легенду
Леонардо да Винчи.
Леонардо да Винчи.
Старайтесь не повторять
Старайтесь не повторять
слово «лебедь».
слово «лебедь».
Используйте синонимы: он,
Используйте синонимы: он,
красавец, птица, шипун.
красавец, птица, шипун.