Напоминание

Технология разноуровневого обучения на уроках в специальной коррекционной школе в условиях реализации ФГОС


Автор: Сулицкая Татьяна Валерьевна
Должность: Учитель
Учебное заведение: ГОКУ СКШ 2
Населённый пункт: г. Ангарска, Иркутской области
Наименование материала: Коррекционная работа в школе с детьми со слабой умственной отсталостью
Тема: Технология разноуровневого обучения на уроках в специальной коррекционной школе в условиях реализации ФГОС
Дата публикации: 29.01.2022
Раздел: начальное образование





Назад




Технология разноуровнего обучения на уроках в специальной

коррекционной школе в условиях реализации ФГОС

подготовила: учитель

начальных классов Сулицкая Т.В.

Современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни,

технологиями, лавинообразным ростом информации, усложнением труда и социальной

деятельности. Задача нас - педагогов специальной (коррекционной) школы состоит в том,

чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого

обучающегося появился механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего

станет возможной его интеграция в современное общество.

Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и -

учение. Исходя из этого, можно выделить современные технологии, элементы которых

возможно применять на уроках в коррекционной школе VIII вида:

1.технология разноуровневого обучения

2.коррекционно - развивающие технологии

3.технология проблемного обучения

4.метод проектов

5личностно-ориентированное обучение,

6.игровые технологии

7.информационно-коммуникационные технологии

8.нравственная технология

9.здоровьесберегающие технологии

Технология разноуровневого обучения

.

Технология разноуровневого обучения – это технология организации учебного

процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала,

но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей

личности

каждого

учащегося.

Особенно

актуальна

она

в

нашей

специальной

(коррекционной) школе, где обучаются дети с нарушением интеллектуального развития.

Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым

уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития.

Считаю, что целесообразно применять уровневую дифференциацию на любых

типах уроковпри изучении сложных тем или разделов, при изучении новой темы, а

также на уроках закрепления и контроля учебного материала. Низкий уровень

познавательных процессов, неумение видеть конкретную цель на уроке, неумение

анализировать и делать выводы, отсутствие навыков самоконтроля, неумение общаться,

1

низкая мотивация обучения и как следствие нелюбовь к процессу учения, отсутствие

смысложизненных ориентаций, неблагополучная семейная обстановка – вот далеко не

полный перечень проблем, с которыми приходиться каждодневно сталкиваться в работе с

детьми с нарушением интеллекта.

Отметим, что даже тот информационный минимум, предусмотренный школьной

программой,

становится

для

умственно-отсталых

школьников

отчужденными,

оторванными от повседневной жизни малозначимыми фактами.

-Основная цель использования технологии уровневой дифференциации

обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает любому

учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и

реализовать свой личностный потенциал.

Технология разноуровнего обучения позволяет сделать учебный процесс более

эффективным.

Уровневая дифференциация позволяет работать как с отдельными учениками, так и

с группами, сохраняет детский коллектив, в котором происходит развитие личности. Ее

характерными чертами являются: открытость требований, предоставление учениками

возможности работать на посильном для него уровне и переходить с одного уровня на

другой.

Алгоритм деятельности учителя по организации разноуровневого обучения

Знакомимся

с

медицинскими

документами

ребёнка,

результатами

обследований психолога, логопеда и определяем зону актуального и ближайшего развития

ребёнка, уровень обученности, уровень обучаемости.

По результатам анализа определяем группы по уровням обучаемости.

Проводим педагогическую диагностику. Полученные результаты являются

основой при выборе учебных заданий, организационных форм, методов и приёмов

коррекционной работы.

Разрабатываем или подбираем задания в соответствии с выявленным

уровнями.

Оцениваем деятельность учащихся.

Проводим мониторинг и оцениваем динамику изменения параметров.

Планируем работу по оказанию индивидуальной помощи.

Дифференциация учащихся по уровням обучаемости с учётом степени

проявления трудностей в познавательной деятельности.

1 группа: 1 уровень обучаемости (наиболее высокий)

2

Небольшая группа (15-20 %) составляют ученики, которые наиболее успешно

овладевают программным материалом в процессе фронтального обучения.

Все задания они выполняют, как правило, с достаточной долей самостоятельности,

не испытывают больших затруднений при выполнении изменённого задания, могут

использовать имеющийся опыт при выполнении нового задания.

Умение

объяснять свои действия

словами свидетельствует о сознательном

усвоении ими учебного материала. Этим ученикам доступен некоторый уровень

обобщения. Полученные знания и умения они успешнее других применяют на практике.

При

выполнении

относительно

сложных

заданий

учащиеся

нуждаются

в

незначительной активизирующей помощи.

Они без особых затруднений могут окончить специальную школу, а в дальнейшем

повысить

свое

общее

образование

и

профессиональную

подготовку,

успешно

адаптироваться в обществе.

2 группа: 2 уровень обучаемости (средний, базовый)

30-35 % учащихся достаточно успешно обучаются в классе, хотя испытывают

некоторые трудности.

Они, в основном, понимают объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый

материал, но без помощи учителя сделать элементарные выводы и обобщение не в

состоянии.

Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ. Они

нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей

При переносе знаний в новые условия они испытывают затруднения:

- снижение темпа работы

- допуск ошибок.

Объяснение своих действий у этих учеников недостаточно точные, нуждаются в

развёрнутом плане с небольшой степенью обобщённости.

3 группа: 3 уровень обучаемости (низкий)

35 -40% учащихся с трудом усваивают учебный материал. Они нуждаются в

разнообразных видах помощи, чаще в их сочетании (словесной, наглядной, предметно-

практической).

Успешность усвоения ими знаний во многом зависит от характера сообщаемого

материала, в частности от того, насколько он близок их жизненному опыту.

Эти ученики отличаются недостаточно осознанным восприятием новых фактов,

правил, теоретических сведений. Им трудно понять материал во время фронтальных

занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении.

3

Учащихся

отличает

низкая

самостоятельность,

медленный

темп

усвоения

материала и выполнения практических заданий

Несмотря на трудности, они, в основном, не теряют приобретённых знаний и

умений, могут их применять при выполнении аналогичного задания. Однако несколько

изменённое задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой

способности учащихся делать обобщения, из суммы полученных знаний и умений

выбрать нужное и адекватно применять в соответствии с поставленной задачей.

В процессе обучения эти школьники в некоторой мере преодолевают инертность

мыслительных процессов. Значительная помощь бывает, нужна, главным образом, в

начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не

встретятся с новой трудностью.

Их деятельность нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного

в изучаемом материале, после чего могут более уверенно выполнять задание, а по

окончании дать словесный ответ.

Всё это говорит хотя и о затруднённом, но в некоторой мере осознанном усвоении

нового материала или выполнении нового задания.

4 группа: (уровень учебного риска)10-15% учеников овладевают учебным

материалом на самом низком уровне.Для усвоения нового материала они нуждаются в

выполнении большого количества упражнений, введения дополнительных приёмов

обучения, постоянном контроле и подсказках. Сделать выводы даже с некоторой долей

самостоятельности, использовать прошлый опыт они не в состоянии.

Эти ученики нуждаются в чётком, неоднократном объяснении учителя при

выполнении любого задания. Помощь даже в виде прямой подсказки не всегда помогает

им.

Работа с этой группой детей должна проводиться по специально разработанным

программам. Программа должна быть гибко приспособлена к возможностям ученика,

динамике его развития.

Выбор форм и приемов дифференциации. Реализация дифференцированного

подхода на различных этапах урока и во внеурочной деятельности.

Обучение каждого ребенка должно происходить на доступном для него уровне и в

оптимальном для него темпе. Это достигается дифференциацией заданий по объему и

сложности, а так же путем реализации различных форм и методов организации

деятельности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности.

Задания по уровню сложности.

4

Самой распространенной формой внутриклассной дифференциации является

выполнение учениками заданий разного уровня сложности (посильности заданий для

разных групп учащихся). Такую форму дифференциации применяю при повторении

пройденного и закреплении нового материала.

Предлагаемые мной задания по уровню сложности делятся на три уровня:

I

уровень:

наиболее

сложные

типовые

задания,

которые

предполагают

мыслительную деятельность продуктивного (творческого) характера, и они по силам 1

группе учащихся. В эту группу входят задания, требующие нестандартных действий,

нахождения оригинальных технологических решений.

НАПРИМЕР, вставить пропущенные слова в данные предложения

В заданиях для II уровня предполагается частичное или полное воспроизведение

усвоенных ранее теоретических сведений, или их применение в стандартных ситуациях

НАПРИМЕР, выполнить задание на восстановление последовательности

III уровень: включает в себя программированные задания на опознание, различие,

классификацию и упорядоченность, причем все задания имеют подсказку в виде

программированных ответов или в самом условии задания, они несложны в выполнении и

посильны для третьей группы учащихся. Чаще всего это работа по карточкам, тестовые

задания с разным уровнем сложности, которую применяю при письменном опросе на

разных этапах урока.

НАПРИМЕР, выбрать один из предложенных ответов

Задания по объему учебного материала.

В основе работы с сильными учащимися должна быть постоянно увеличивающаяся

по объему нагрузка. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности учащихся,

распределяю объем работы дифференцированно.

Тем самым все учащиеся усваивают программный материал, но в разном объеме.

По характеру помощи учащимся:

На уроках часто применяем такую форму дифференциации, как дозирование

помощи учителя, которое предполагает оказание учителем одной из видов помощи

учащимся:

Образец выполнения задания

– для детей 1 группы предлагаю выполнить

практическое задание по готовому образцу-эталону;

Задания с инструкцией, планом, алгоритмом

- для учащихся второй группы

предлагаем составить план предстоящей работы, состоящего из отдельных этапов

письменной инструкции;

5

Работа с подкреплением наглядной модели – эталона - со слабыми учащимися

повторяем весь ход предстоящей работы по готовому плану, состоящего из предметных

элементов плана и подробного описания каждого этапа.

Важно отметить, что состав групп меняется на различных уроках или

внеурочной деятельности, так как дифференциация может быть проведена по разным

критериям.

Таким образом, под разноуровневым обучением понимается такая организация

учебно-воспитательного процесса, при которой КАЖДЫЙ ученик имеет возможность

овладевать учебным материалом по предметам на разном уровне (1 группа, 2 группа, 3

группа), в зависимости от ЕГО способностей и индивидуальных особенностей личности,

при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его УСИЛИЯ по

овладению этим материалом, практическим применением изученного.

Положительные аспекты дифференцированного и индивидуально подхода:

1.

Отсутствие в классе отстающих учащихся;

2.

Полная занятость всех учащихся, самостоятельно переходящая от уровня к

уровню;

3.

Формирование

личностных

качеств:

самостоятельности,

трудолюбия,

уверенности в себе, творчества;

4.

Повышение познавательного интереса и мотивации к обучению;

5.

Развитие способностей учащихся.

Трудности в реализации дифференцированного и индивидуально подхода:

1.

Большая подготовительная работа к уроку;

2.

Переработка содержания учебного материала;

3.

Дидактическое обеспечение урока;

4.

Подготовка учащихся к такой форме работы;

5.

Проведение мониторинга.

6



В раздел образования