Напоминание

Формирование основ безопасного поведения у ребенка-дошкольника


Автор: Бон Татьяна Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №14
Населённый пункт: Краснодарский край, Каневской район, станица Стародеревянковская
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование основ безопасного поведения у ребенка-дошкольника
Дата публикации: 29.03.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 14 муниципальное образование Каневской район

Консультация для педагогов:

« Формирование основ безопасного поведения у ребенка - дошкольника».

Подготовил: воспитатель

Бон Т. В.

Ст. Стародеревянковская

2023г.

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать

каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и

особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных

знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Итак, актуальность темы – «Безопасность дошкольников» обусловлена

объективной

необходимостью

информирования

детей

о

правилах

безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в

быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области.

Создание условий для ознакомления детей с основами безопасности

• Воспитательная среда: необходимо создание атмосферы душевного тепла

и эмоционального благополучия, и в которой ребенок будет чувствовать себя

уверенным, устойчивым к стрессам.

• Предметная среда: В первую очередь это безопасная среда, в которой

имеется

место, для ознакомления ребенка с основами безопасности

(альбомы, дидактические игры, книги, макеты, различные виды театра,

атрибуты

для

сюжетно-ролевых

игр

и

пр.).

Игровое

пространство

необходимо

обогатить

элементами,

стимулирующими

познавательную

активность

дошкольника.

Необходима

интеграция

с

другими

образовательными областями, что способствует формированию у детей

интеллектуальный потенциал, формирует такие жизненно важные качества,

как, как находчивость, самостоятельность, быстрота, ловкость, привычка к

трудовому,

умственному,

физическому усилию,

уверенность

в своих

действиях.

Деятельный подход при ознакомлении детей с основами безопасности

Деятельность

является

одновременно

условием

и

средством,

обеспечивающим ребёнку возможность активно познавать окружающий его

мир и самому становиться частью этого мира. В совместной деятельности

взрослого и ребенка происходит передача социального опыта: ребенок может

видеть и понимать какой опасности можно подвергнуться не соблюдая

правила безопасного поведения, и в то же время учится избегать опасных

ситуаций. В деятельности ребенок учится сопереживанию, переживанию,

овладевает умением проявлять своё отношение и отражать это в поступках и

на

деле

в

разных

опасных

ситуациях.

Деятельность

дает

ребенку

возможность быть самостоятельным в познании мира.

Рассмотрим виды деятельности, через которые ребенок познает основы

безопасного взаимодействия с окружающим.

Итак, игра ребенка является хорошим диагностическим материалом: в играх

ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить,

что волнуют общество, какие опасности подстерегают ребенка дома. От

содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их

поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего

мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром,

действуя активно. В игре дети в основном отображают то, что их особенно

поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но

отрицательное явление или факт.

В работе по формированию основ безопасного поведения воспитателю

необходимо использовать все виды игр: словесно-наглядные, настольно-

печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры.

Через продуктивные виды деятельности, такие как рисование. лепка,

аппликация,

конструирование,

дети

отражают

окружающую

их

действительность. Отражение, построенное на работе воображения, на

отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через

слово, картинку и другие виды искусства. ребенок-дошкольник рисование

соединяет с игрой. существует даже такой термин "игра-рисование" (Р.И.

Жуковская), т.е. это такое состояние ребёнка, когда он, рисуя, видит себя

участником того, что изображает. Девочки, рисуя ситуацию из сказки

«Кошкин дом», видят в кошке себя. Мальчики, рисуя пожарных, изображают

себя пожарными. От того, как ребёнок воспринимал социальные явления,

какое у него сложилось отношение, будет зависеть характер изображения

этих

явлений,

выбор

цвета,

расположение

предметов

на

листе,

их

взаимосвязь. Итак «деятельность отражения» позволяет ребёнку с помощью

фантазии вжиться в мир взрослых и познавать его, однако она не даёт ему

возможности реально, практически участвовать в социальной жизни. Между

тем именно участие в жизни взрослых, приобретение собственного опыта

взаимоотношений с детьми не в процессе и по поводу, например, игры с ее

спасительным «как будто», а при решении жизненно важных и значимых

вопросов - и дают ребенку возможность почувствовать себя равноправным

членом человеческого сообщества.

Познание окружающего у детей происходит через предметную

деятельность, которая заключает в себе возможность познавать ближайшее

окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с

предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении

и функциях, овладевает операционными действиями. В окружении ребенка

должны быть предметы, с помощью которых он знакомится с правилами

безопасного обращения с ними.

Через

наблюдение

ребенком

окружающего

мира

обогащается

социальный опыт ребенка. Что бы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и

все запоминает (поведение взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношения

с другими людьми). Процесс наблюдения у ребенка всегда активен, даже

если внешне эта активность выражается слабо. Именно наблюдение

способствует миропониманию, формируют картину мира. Но к сожалению, в

эту картину может войти и отрицательный опыт, и задача взрослых

постараться расставить правильные приоритеты, если такой опыт все же был

получен. Наблюдение окружающего может быть как пассивным, так и

активным. И если ребенок

наблюдает за деятельностью, поступками,

взаимоотношениями людей, участвуя в них (тушит подожженные листья,

закрывает все краны с водой, прежде чем уйти куда-то, тушение зажженной

свечи), то он включаются и в общую эмоциональную атмосферу, наблюдая за

тем, как взрослые выражают свое настроение, как радуются и грустят;

перенимают социально принятые формы выражения чувств. Наблюдение

стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет

правила обращения с опасными предметами.

Передача опыта от взрослого к ребенку происходит через обучение. В

процессе непосредственно образовательной деятельности ребенок имеет

возможность приобретать знания под руководством взрослого человека,

который организует сообщение знаний, и контролирует их усвоение детьми,

вносит необходимую коррекцию, через беседы, чтение художественной

литературы;

экспериментирование

и

опыты;

изобразительную

и

конструктивную деятельность.

Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с

помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками

познания мира. Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с

другими средствами, организованными в единый педагогический процесс.

Взаимодействие с родителями

В деле решения вопроса безопасности ребенка не последнюю роль

играют родители этого самого ребенка, которые должны быть примером и

эталоном для малыша. В семье и детском саду должен соблюдаться принцип

единства требований. Важно добиться от родителей понимания того, что

нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения,

если

они

сами

не

всегда

ему

следуют.

Их

особая

родительская

ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше

опасных ситуаций.

Итак, можно сказать, что вопрос формирования основ безопасности

жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с

потребностью

общества

в

социально

адаптированной

личности.

Неопределенность современной окружающей среды требует не только

высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного

поведения. Дошкольный возраст - период впитывания, накопления знаний.

Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с

возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных

ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать

ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые

выступают для ребенка примером для подражания.



В раздел образования