Автор: Бон Татьяна Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №14
Населённый пункт: Краснодарский край, Каневской район, станица Стародеревянковская
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование основ безопасного поведения у ребенка-дошкольника
Дата публикации: 29.03.2025
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 14 муниципальное образование Каневской район
Консультация для педагогов:
« Формирование основ безопасного поведения у ребенка - дошкольника».
Подготовил: воспитатель
Бон Т. В.
Ст. Стародеревянковская
2023г.
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать
каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и
особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных
знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Итак, актуальность темы – «Безопасность дошкольников» обусловлена
объективной
необходимостью
информирования
детей
о
правилах
безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в
быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области.
Создание условий для ознакомления детей с основами безопасности
• Воспитательная среда: необходимо создание атмосферы душевного тепла
и эмоционального благополучия, и в которой ребенок будет чувствовать себя
уверенным, устойчивым к стрессам.
• Предметная среда: В первую очередь это безопасная среда, в которой
имеется
место, для ознакомления ребенка с основами безопасности
(альбомы, дидактические игры, книги, макеты, различные виды театра,
атрибуты
для
сюжетно-ролевых
игр
и
пр.).
Игровое
пространство
необходимо
обогатить
элементами,
стимулирующими
познавательную
активность
дошкольника.
Необходима
интеграция
с
другими
образовательными областями, что способствует формированию у детей
интеллектуальный потенциал, формирует такие жизненно важные качества,
как, как находчивость, самостоятельность, быстрота, ловкость, привычка к
трудовому,
умственному,
физическому усилию,
уверенность
в своих
действиях.
Деятельный подход при ознакомлении детей с основами безопасности
Деятельность
является
одновременно
условием
и
средством,
обеспечивающим ребёнку возможность активно познавать окружающий его
мир и самому становиться частью этого мира. В совместной деятельности
взрослого и ребенка происходит передача социального опыта: ребенок может
видеть и понимать какой опасности можно подвергнуться не соблюдая
правила безопасного поведения, и в то же время учится избегать опасных
ситуаций. В деятельности ребенок учится сопереживанию, переживанию,
овладевает умением проявлять своё отношение и отражать это в поступках и
на
деле
в
разных
опасных
ситуациях.
Деятельность
дает
ребенку
возможность быть самостоятельным в познании мира.
Рассмотрим виды деятельности, через которые ребенок познает основы
безопасного взаимодействия с окружающим.
Итак, игра ребенка является хорошим диагностическим материалом: в играх
ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить,
что волнуют общество, какие опасности подстерегают ребенка дома. От
содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их
поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего
мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром,
действуя активно. В игре дети в основном отображают то, что их особенно
поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но
отрицательное явление или факт.
В работе по формированию основ безопасного поведения воспитателю
необходимо использовать все виды игр: словесно-наглядные, настольно-
печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры.
Через продуктивные виды деятельности, такие как рисование. лепка,
аппликация,
конструирование,
дети
отражают
окружающую
их
действительность. Отражение, построенное на работе воображения, на
отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через
слово, картинку и другие виды искусства. ребенок-дошкольник рисование
соединяет с игрой. существует даже такой термин "игра-рисование" (Р.И.
Жуковская), т.е. это такое состояние ребёнка, когда он, рисуя, видит себя
участником того, что изображает. Девочки, рисуя ситуацию из сказки
«Кошкин дом», видят в кошке себя. Мальчики, рисуя пожарных, изображают
себя пожарными. От того, как ребёнок воспринимал социальные явления,
какое у него сложилось отношение, будет зависеть характер изображения
этих
явлений,
выбор
цвета,
расположение
предметов
на
листе,
их
взаимосвязь. Итак «деятельность отражения» позволяет ребёнку с помощью
фантазии вжиться в мир взрослых и познавать его, однако она не даёт ему
возможности реально, практически участвовать в социальной жизни. Между
тем именно участие в жизни взрослых, приобретение собственного опыта
взаимоотношений с детьми не в процессе и по поводу, например, игры с ее
спасительным «как будто», а при решении жизненно важных и значимых
вопросов - и дают ребенку возможность почувствовать себя равноправным
членом человеческого сообщества.
Познание окружающего у детей происходит через предметную
деятельность, которая заключает в себе возможность познавать ближайшее
окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с
предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении
и функциях, овладевает операционными действиями. В окружении ребенка
должны быть предметы, с помощью которых он знакомится с правилами
безопасного обращения с ними.
Через
наблюдение
ребенком
окружающего
мира
обогащается
социальный опыт ребенка. Что бы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и
все запоминает (поведение взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношения
с другими людьми). Процесс наблюдения у ребенка всегда активен, даже
если внешне эта активность выражается слабо. Именно наблюдение
способствует миропониманию, формируют картину мира. Но к сожалению, в
эту картину может войти и отрицательный опыт, и задача взрослых
постараться расставить правильные приоритеты, если такой опыт все же был
получен. Наблюдение окружающего может быть как пассивным, так и
активным. И если ребенок
наблюдает за деятельностью, поступками,
взаимоотношениями людей, участвуя в них (тушит подожженные листья,
закрывает все краны с водой, прежде чем уйти куда-то, тушение зажженной
свечи), то он включаются и в общую эмоциональную атмосферу, наблюдая за
тем, как взрослые выражают свое настроение, как радуются и грустят;
перенимают социально принятые формы выражения чувств. Наблюдение
стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет
правила обращения с опасными предметами.
Передача опыта от взрослого к ребенку происходит через обучение. В
процессе непосредственно образовательной деятельности ребенок имеет
возможность приобретать знания под руководством взрослого человека,
который организует сообщение знаний, и контролирует их усвоение детьми,
вносит необходимую коррекцию, через беседы, чтение художественной
литературы;
экспериментирование
и
опыты;
изобразительную
и
конструктивную деятельность.
Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с
помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками
познания мира. Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с
другими средствами, организованными в единый педагогический процесс.
Взаимодействие с родителями
В деле решения вопроса безопасности ребенка не последнюю роль
играют родители этого самого ребенка, которые должны быть примером и
эталоном для малыша. В семье и детском саду должен соблюдаться принцип
единства требований. Важно добиться от родителей понимания того, что
нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения,
если
они
сами
не
всегда
ему
следуют.
Их
особая
родительская
ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше
опасных ситуаций.
Итак, можно сказать, что вопрос формирования основ безопасности
жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с
потребностью
общества
в
социально
адаптированной
личности.
Неопределенность современной окружающей среды требует не только
высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного
поведения. Дошкольный возраст - период впитывания, накопления знаний.
Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с
возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных
ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать
ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые
выступают для ребенка примером для подражания.