Автор: Осягина Наталья Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СО " СОШ с.Белогорное Вольского района"
Населённый пункт: с.Белогорное, Саратовская область
Наименование материала: доклад
Тема: Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС
Дата публикации: 29.04.2024
Раздел: начальное образование
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Саратовской области
«Средняя общеобразовательная школа с. Белогорное
Вольского района»
Доклад на МО
Тема:
«Рефлексия как обязательный этап
урока в условиях
реализации ФГОС»
Подготовила
учитель начальных классов
Осягина Н.А.
Белогорное,2023г
1
Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС
Приоритетной целью современной образовательной концепции стало
развитие
личности,
готовой
к
самообразованию,
самовоспитанию
и
саморазвитию.
В
связи
с
этим
одной
из
задач
современного
урока
является
формирование у учащегося способности к рефлексивному контролю своей
деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных
интересов и готовности к успешному обучению.
Ученик активен, если осознает цель учения, его необходимость, если
каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным
условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.
В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия
является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на
рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При
этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами
выступают ученики.
Для чего нужна рефлексия?
Если ребенок понимает ради чего он изучает данную тему, как она ему
пригодится в будущем; какие цели должны быть достигнуты именно на этом
уроке; какой вклад в общее дело он может внести; может ли он адекватно
оценивать свой труд и работу своих одноклассников, то процесс обучения
становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.
Развитие ребенка предполагается в ходе обучения. Процессы развития
включают в себя самообразование (овладение способами добывания знаний) и
саморазвитие (изменение самого себя). И то и другое невозможно без
рефлексии.
Осуществлять рефлексию можно по-разному: это элементы рефлексии на
отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса;
постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.
Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека,
которые потребуются ему в XXI в.: самостоятельность, предприимчивость,
конкурентоспособность.
Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик,
анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор,
определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
2
Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и
сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а
оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые
цели и задачи и успешно решает их.
Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в
любых ситуациях более эффективно.
Мы с вами хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что у
него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления
трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых
успехов значительно короче.
Учителя, которые только начинают свой профессиональный путь, часто
не придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия.
Но с опытом приходит понимание, что рефлексия помогает учителю
контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось
на доработку. Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему
стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия
помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить
логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои
успехи с успехами других учеников.
Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) – мыслительный процесс,
направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний,
способностей,
поведения,
способность
человека
взглянуть
на
себя
со
стороны.Термин появился первоначально в философии, затем стал популярным
в других областях знаний, в том числе в психологии.
Было
сформировано
отдельное
направление
(интроспективная
психология) на основании трактовки Джона Локка рефлексии как особого
источника знаний. В общем психологическом контексте рефлексия обладает
способностью изменять структуры сознания, а также его содержание.
Рефлексия начинает формироваться в младшем школьном возрасте, а в
подростковом
становится
основным
фактором
регуляции
поведения
и
саморазвития (так, главная проблема отрочества, по Э. Эриксону, связана с
рефлексией над вопросом «Кто я?»).
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ
деятельности и её результатов.
Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителей,
позволяющая
совершенствовать
учебный
процесс,
ориентированный
на
личность каждого ученика.
Существует несколько классификаций рефлексии. Зная классификацию,
учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в
план урока.
3
I. По содержанию рефлексия может быть: символическая, устная и
письменная.
Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью
символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение
ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная
— самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на
завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой
темы.
II.
По
форме
деятельности
рефлексия:
коллективная,
групповая,
фронтальная, индивидуальная.
Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы.
Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно
опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над
собой.
Выделяют разные виды рефлексии: языковую (направленную на анализ
человеком особенностей своей речи), личностную (ее цель – познание свойств
и
специфики
собственной
личности),
интеллектуальную
(формирование
представлений
человека
о
его
интеллектуальных
способностях),
эмоциональную (познание и изучение человеком собственной эмоциональной
сферы).Категория времени также влияет на вид рефлексии – в этом смысле
различают
ситуативную,
ретроспективную
и
проспективную
рефлексии.
Первый
вид
связан
с
ситуацией
в
настоящем,
анализом
личности
сопутствующих реакций. Ретроспективная – это оценка событий и действий,
связанных с прошлым. Проспективная рефлексия позволяет анализировать
предстоящую деятельность.
При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости
от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре
сферы человеческой сущности:
1)
физическую (успел – не успел);
2)
сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);
3)
интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял,
какие затруднения испытывал);
духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть,
как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь
письменно, индивидуально и без огласки результатов.
Таким образом, рефлексия может:
1)
выступать формой теоретической деятельности, способом
мышления,
раскрывающим
цели,
содержание,
средства,
способы
собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия);
4
2)
отражать
внутреннее
состояние
человека
(сенсорная
рефлексия);
3.быть средством самопознания.
Следует также различать виды
рефлексии:
рефлексия настроения и эмоционального состояния,
рефлексия содержания учебного материала,
рефлексия содержания и результатов учебной деятельности,
Проведение
рефлексии настроения и эмоционального состояния
целесообразно
осуществлять
в
начале
урока
с
целью
установления
эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются
карточки
с
изображением
лиц,
цветовое
изображение
настроения,
эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
Например, на общем большом листе группой или всем классом можно
нарисовать красками своё настроение в виде полоски, листочка, облачка,
пятнышка (в течении 1 минуты).
Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику
цветов Макса Люшера:
Красный цвет мягких тонов
(розовый, оранжевый) – радостное,
восторженное настроение,
красный насыщенный и яркий цвет
– нервозное, возбуждённое
состояние, агрессия;
синий – грустное настроение, пассивность, усталость;
зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);
жёлтый – приятное, спокойное настроение;
фиолетовый
–
беспокойное,
тревожное
настроение,
близкое
к
разочарованию;
серый – замкнутость, огорчение;
чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;
коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.
Рефлексия
содержания
учебного
материала
используется
для
выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием
незаконченного предложения (Мне было легче всего … Мне лучше всего
запомнилось… Я столкнулся с проблемой …Мне было трудно выполнить …Я
на уроке понял, что …, прием тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения
цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и
достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); прием
анализа субъективного опыта и достаточно известный прием пятистишия,
который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить
старое знание и осмысление нового.
5
Научившись оценивать свое эмоциональное состояние и содержание
изучаемого материала, ученику гораздо легче удается перейти к оцениванию
содержания своей деятельности. При этом важно научить ребенка понимать,
какие виды учебной деятельности даются ему легко, а над какими необходимо
работать. Формирование рефлексивных умений на этом этапе можно начать с
более легких приемов – «Полянка», «Украсим торт», «Графическая рефлексия»
–
и
затем
перейти
к
более
сложным:
«Аргумент»,
«Точка
зрения»,
«Пятистишие», «Разговор на бумаге», «Карта активности» и др.
Умение
оценить
результаты
учебной
деятельности
и
определить,
насколько они зависят от её содержания, позволяет научить школьника
планировать
свою
дальнейшую
деятельность,
выстраивать
программу
саморазвития и становится залогом успеха.
Рефлексия
учебной
деятельности дает
возможность
осмысления
способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее
рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе
проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида
рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на
разных этапах урока, используя, например, прием «лестницы успеха».
Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации)
можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость».
Приемы рефлексии результатов учебной деятельности, или оценки
личностных учебных достижений достаточно широко известны: «Оценочная
лесенка», «Диаграмма успешности», «Эссе», различные виды Портфолио,
«Письмо самому себе», «Лист достижений».
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждается то, что узнали,
как работали на уроке. Каждый оценивает свой вклад в достижение
выставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы
класса, увлечённость и полезность выбранных форм урока. Ученики по очереди
высказываются одним предложением, выбирая начало фразы: было интересно
…, было сложно .., я смог …, меня удивило …
Для подведения итогов урока можно использовать упражнение «Плюс-
минус-интересно». Ученикам предлагается таблица, в которой необходимо
ответить на вопросы, используя «плюс-минус»:
- Понравилась вам такая форма работы?
- Довольны вы результатом своей работы?
- Насколько урок оказался полезным?
В конце урока можно предложить ученикам небольшую анкету,
которая поможет осуществить самоанализ, дать оценку уроку.
Например:
I. Проанализируйте результаты вашей работы на уроке:
6
1. Я понял цели урока:
А) да; б) нет; в) частично.
2. Что было сложным на уроке?
А) составлять таблицу; б) найти нужный термин; в) другой ответ.
3. В каком задании допустили наибольшее количество ошибок?
А) анализ текста; б) составление таблицы.
II. Вы довольны своей работой на уроке?
А) да; б) нет.
III. Если довольны, то почему?
Если недовольны своей работой, то возможно:
1. Вы волновались. Почему?
2. Не хватило знаний по темам, которые изучали на предыдущих уроках.
3. Плохое самочувствие.
4. Не понял объяснений учителя.
5. Мешали одноклассники.
Для оценивания учениками своей деятельности и качества своей
работы на уроке можно предложить условно отметить свои ответы:
! – интересно и понятно;
? – нужно задуматься над своими поступками и поведением;
!! – доволен своей работой.
Можно использовать условные обозначения в виде геометрических фигур:
- Зачёркнутый крестиком квадрат – «отлично»;
- Квадрат – «хорошо»;
- Круг – «плохо»;
- Треугольник – «совсем плохо»
Концепция развивающего обучения предполагает научить школьников
работать в разных направлениях: индивидуально, в группах, коллективно.
Чтобы показать ученикам, как они работали в группе, анализируется не только
результат, а и процесс работы, который можно оценить по следующему
алгоритму:
1. Как взаимоотношения в ходе работы влияли на выполнение задания?
2. Какой стиль взаимоотношений преобладал в работе?
3. Сохранилась ли общность группы в ходе работы?
4. Кто или что играло решающую роль в том, что произошло в группе?
Таким образом, рефлексивно-оценочная деятельность на уроке позволяет:
зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственную
деятельность на уроке; установить затруднения как направления будущей
учебной деятельности. Позволяет педагогу проводить анализ и оценку
деятельности учащихся, своей деятельности, определять новые подходы в
7
организации эффективного взаимодействия на учебных занятиях с целью
включения самих учащихся в активную деятельность.
8