Напоминание

Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС


Автор: Осягина Наталья Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СО " СОШ с.Белогорное Вольского района"
Населённый пункт: с.Белогорное, Саратовская область
Наименование материала: доклад
Тема: Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС
Дата публикации: 29.04.2024
Раздел: начальное образование





Назад




государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Саратовской области

«Средняя общеобразовательная школа с. Белогорное

Вольского района»

Доклад на МО

Тема:

«Рефлексия как обязательный этап

урока в условиях

реализации ФГОС»

Подготовила

учитель начальных классов

Осягина Н.А.

Белогорное,2023г

1

Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС

Приоритетной целью современной образовательной концепции стало

развитие

личности,

готовой

к

самообразованию,

самовоспитанию

и

саморазвитию.

В

связи

с

этим

одной

из

задач

современного

урока

является

формирование у учащегося способности к рефлексивному контролю своей

деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных

интересов и готовности к успешному обучению.

Ученик активен, если осознает цель учения, его необходимость, если

каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным

условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия

является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на

рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При

этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами

выступают ученики.

Для чего нужна рефлексия?

Если ребенок понимает ради чего он изучает данную тему, как она ему

пригодится в будущем; какие цели должны быть достигнуты именно на этом

уроке; какой вклад в общее дело он может внести; может ли он адекватно

оценивать свой труд и работу своих одноклассников, то процесс обучения

становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Развитие ребенка предполагается в ходе обучения. Процессы развития

включают в себя самообразование (овладение способами добывания знаний) и

саморазвитие (изменение самого себя). И то и другое невозможно без

рефлексии.

Осуществлять рефлексию можно по-разному: это элементы рефлексии на

отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса;

постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека,

которые потребуются ему в XXI в.: самостоятельность, предприимчивость,

конкурентоспособность.

Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик,

анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор,

определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

2

Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и

сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а

оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые

цели и задачи и успешно решает их.

Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в

любых ситуациях более эффективно.

Мы с вами хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что у

него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления

трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых

успехов значительно короче.

Учителя, которые только начинают свой профессиональный путь, часто

не придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия.

Но с опытом приходит понимание, что рефлексия помогает учителю

контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось

на доработку. Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему

стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия

помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить

логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои

успехи с успехами других учеников.

Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) – мыслительный процесс,

направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний,

способностей,

поведения,

способность

человека

взглянуть

на

себя

со

стороны.Термин появился первоначально в философии, затем стал популярным

в других областях знаний, в том числе в психологии.

Было

сформировано

отдельное

направление

(интроспективная

психология) на основании трактовки Джона Локка рефлексии как особого

источника знаний. В общем психологическом контексте рефлексия обладает

способностью изменять структуры сознания, а также его содержание.

Рефлексия начинает формироваться в младшем школьном возрасте, а в

подростковом

становится

основным

фактором

регуляции

поведения

и

саморазвития (так, главная проблема отрочества, по Э. Эриксону, связана с

рефлексией над вопросом «Кто я?»).

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ

деятельности и её результатов.

Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителей,

позволяющая

совершенствовать

учебный

процесс,

ориентированный

на

личность каждого ученика.

Существует несколько классификаций рефлексии. Зная классификацию,

учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в

план урока.

3

I. По содержанию рефлексия может быть: символическая, устная и

письменная.

Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью

символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение

ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная

— самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на

завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой

темы.

II.

По

форме

деятельности

рефлексия:

коллективная,

групповая,

фронтальная, индивидуальная.

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы.

Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно

опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над

собой.

Выделяют разные виды рефлексии: языковую (направленную на анализ

человеком особенностей своей речи), личностную (ее цель – познание свойств

и

специфики

собственной

личности),

интеллектуальную

(формирование

представлений

человека

о

его

интеллектуальных

способностях),

эмоциональную (познание и изучение человеком собственной эмоциональной

сферы).Категория времени также влияет на вид рефлексии – в этом смысле

различают

ситуативную,

ретроспективную

и

проспективную

рефлексии.

Первый

вид

связан

с

ситуацией

в

настоящем,

анализом

личности

сопутствующих реакций. Ретроспективная – это оценка событий и действий,

связанных с прошлым. Проспективная рефлексия позволяет анализировать

предстоящую деятельность.

При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости

от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре

сферы человеческой сущности:

1)

физическую (успел – не успел);

2)

сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);

3)

интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял,

какие затруднения испытывал);

духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть,

как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь

письменно, индивидуально и без огласки результатов.

Таким образом, рефлексия может:

1)

выступать формой теоретической деятельности, способом

мышления,

раскрывающим

цели,

содержание,

средства,

способы

собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия);

4

2)

отражать

внутреннее

состояние

человека

(сенсорная

рефлексия);

3.быть средством самопознания.

Следует также различать виды

рефлексии:

рефлексия настроения и эмоционального состояния,

рефлексия содержания учебного материала,

рефлексия содержания и результатов учебной деятельности,

Проведение

рефлексии настроения и эмоционального состояния

целесообразно

осуществлять

в

начале

урока

с

целью

установления

эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются

карточки

с

изображением

лиц,

цветовое

изображение

настроения,

эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

Например, на общем большом листе группой или всем классом можно

нарисовать красками своё настроение в виде полоски, листочка, облачка,

пятнышка (в течении 1 минуты).

Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику

цветов Макса Люшера:

Красный цвет мягких тонов

(розовый, оранжевый) – радостное,

восторженное настроение,

красный насыщенный и яркий цвет

– нервозное, возбуждённое

состояние, агрессия;

синий – грустное настроение, пассивность, усталость;

зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);

жёлтый – приятное, спокойное настроение;

фиолетовый

беспокойное,

тревожное

настроение,

близкое

к

разочарованию;

серый – замкнутость, огорчение;

чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;

коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.

Рефлексия

содержания

учебного

материала

используется

для

выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием

незаконченного предложения (Мне было легче всего … Мне лучше всего

запомнилось… Я столкнулся с проблемой …Мне было трудно выполнить …Я

на уроке понял, что …, прием тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения

цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и

достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); прием

анализа субъективного опыта и достаточно известный прием пятистишия,

который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить

старое знание и осмысление нового.

5

Научившись оценивать свое эмоциональное состояние и содержание

изучаемого материала, ученику гораздо легче удается перейти к оцениванию

содержания своей деятельности. При этом важно научить ребенка понимать,

какие виды учебной деятельности даются ему легко, а над какими необходимо

работать. Формирование рефлексивных умений на этом этапе можно начать с

более легких приемов – «Полянка», «Украсим торт», «Графическая рефлексия»

и

затем

перейти

к

более

сложным:

«Аргумент»,

«Точка

зрения»,

«Пятистишие», «Разговор на бумаге», «Карта активности» и др.

Умение

оценить

результаты

учебной

деятельности

и

определить,

насколько они зависят от её содержания, позволяет научить школьника

планировать

свою

дальнейшую

деятельность,

выстраивать

программу

саморазвития и становится залогом успеха.

Рефлексия

учебной

деятельности дает

возможность

осмысления

способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее

рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе

проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида

рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на

разных этапах урока, используя, например, прием «лестницы успеха».

Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации)

можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость».

Приемы рефлексии результатов учебной деятельности, или оценки

личностных учебных достижений достаточно широко известны: «Оценочная

лесенка», «Диаграмма успешности», «Эссе», различные виды Портфолио,

«Письмо самому себе», «Лист достижений».

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждается то, что узнали,

как работали на уроке. Каждый оценивает свой вклад в достижение

выставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы

класса, увлечённость и полезность выбранных форм урока. Ученики по очереди

высказываются одним предложением, выбирая начало фразы: было интересно

…, было сложно .., я смог …, меня удивило …

Для подведения итогов урока можно использовать упражнение «Плюс-

минус-интересно». Ученикам предлагается таблица, в которой необходимо

ответить на вопросы, используя «плюс-минус»:

- Понравилась вам такая форма работы?

- Довольны вы результатом своей работы?

- Насколько урок оказался полезным?

В конце урока можно предложить ученикам небольшую анкету,

которая поможет осуществить самоанализ, дать оценку уроку.

Например:

I. Проанализируйте результаты вашей работы на уроке:

6

1. Я понял цели урока:

А) да; б) нет; в) частично.

2. Что было сложным на уроке?

А) составлять таблицу; б) найти нужный термин; в) другой ответ.

3. В каком задании допустили наибольшее количество ошибок?

А) анализ текста; б) составление таблицы.

II. Вы довольны своей работой на уроке?

А) да; б) нет.

III. Если довольны, то почему?

Если недовольны своей работой, то возможно:

1. Вы волновались. Почему?

2. Не хватило знаний по темам, которые изучали на предыдущих уроках.

3. Плохое самочувствие.

4. Не понял объяснений учителя.

5. Мешали одноклассники.

Для оценивания учениками своей деятельности и качества своей

работы на уроке можно предложить условно отметить свои ответы:

! – интересно и понятно;

? – нужно задуматься над своими поступками и поведением;

!! – доволен своей работой.

Можно использовать условные обозначения в виде геометрических фигур:

- Зачёркнутый крестиком квадрат – «отлично»;

- Квадрат – «хорошо»;

- Круг – «плохо»;

- Треугольник – «совсем плохо»

Концепция развивающего обучения предполагает научить школьников

работать в разных направлениях: индивидуально, в группах, коллективно.

Чтобы показать ученикам, как они работали в группе, анализируется не только

результат, а и процесс работы, который можно оценить по следующему

алгоритму:

1. Как взаимоотношения в ходе работы влияли на выполнение задания?

2. Какой стиль взаимоотношений преобладал в работе?

3. Сохранилась ли общность группы в ходе работы?

4. Кто или что играло решающую роль в том, что произошло в группе?

Таким образом, рефлексивно-оценочная деятельность на уроке позволяет:

зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственную

деятельность на уроке; установить затруднения как направления будущей

учебной деятельности. Позволяет педагогу проводить анализ и оценку

деятельности учащихся, своей деятельности, определять новые подходы в

7

организации эффективного взаимодействия на учебных занятиях с целью

включения самих учащихся в активную деятельность.

8



В раздел образования