Напоминание

«Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы»


Автор: Бадмаева Туяна Владимировна
Должность: Учитель родного языка, литературы и русского языка, литературы
Учебное заведение: МОУ ООШ с.Усть - Обор
Населённый пункт: Забайкальский край Петровск - Забайкальский МО с. Усть - Обор
Наименование материала: собственный педагогический опыт
Тема: «Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы»
Дата публикации: 29.04.2025
Раздел: среднее образование





Назад




«Современные образовательные технологии на уроках

русского языка и литературы»

В своей работе каждый учитель сталкивается с тем, что некоторые учащиеся не

усваивают материал программы. Трудно определить причины отставания, но понятно, что

такая ситуация складывается под влиянием внешних и внутренних факторов. Внешние

факторы связаны с особенностями среды и условиями организации деятельности ребёнка,

а внутренние обусловлены психологическим и эмоциональным складом ребёнка.

Как же заинтересовать учащихся?

Важно найти способ, который помог бы научить ребят мыслить, дойти до сути,

делать нужные и правильные выводы и обобщения, применять знания на практике.

Систематическое формирование потребности каждого ученика получить глубокие и

прочные знания развивает определённые мыслительные операции, в том числе логическое

и аналитическое мышление, повышает результативность обучения, сохраняет интерес к

предмету.

Уровень интеллектуального развития учащихся будет повышаться, если

систематически применять современные образовательные технологии, приёмы и методы,

способствующие развитию учащихся.

Формирование интеллектуальных качеств личности достигается путём внесения

изменений в содержание и организацию процесса обучения.

Важным является активизация умственных процессов, развитие аналитического

мышления обучающихся.

Организация уроков русского языка в системе интеллектуального развития

основана на следующих принципах:

1. Разностороннее развивающее воздействие на интеллект ребёнка. (Учитель подбирает и

составляет упражнения и задания, в процессе выполнения которых у учащихся

формируются лингвистические знания, умения и навыки, развиваются внимание,

мышление, память, речь.)

2. Действенный подход к обучению. (Поиск детьми собственных путей решения

проблемы.)

3. Обоснованный ответ. (Задания формулируются и формируются таким образом, что

школьникам необходимо обосновать свой ответ, отстоять свою точку зрения.)

4. Принцип сотрудничества учителя и ученика.

Особенность современного урока заключается в том, что теоретические знания

приобретаются активным путём. Что же необходимо сделать, чтобы урок русского языка

и литературы был интересным и увлекательным, чтобы дети могли выражать собственные

мысли и принимать нужные решения? Необходимо внести изменения в содержание и

организацию учебного процесса, процесса обучения.

В этом помогут современные образовательные технологии.

Какие же технологии я использую на своих уроках?

1. Информационно-коммуникационные технологии.

2. Технология проблемного обучения.

4. Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

5. Игровые технологии.

ИКТ (информационно-коммуникационные технологии)

Прежде всего на уроках русского языка я использую ИКТ. Использование ИКТ

является эффективным средством активизации познавательной, рефлексивной

деятельности учащихся.

Основные преимущества ИКТ: разнообразие форм работы, деятельность учащихся,

активизация внимания, повышение творческого потенциала личности.

Я считаю применение информационных технологий необходимым на уроках

русского языка и литературы и мотивирую это тем, что они способствуют

совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно

организовать самостоятельную работу, индивидуализировать процесс обучения,

повышают интерес к урокам, активизируют познавательную деятельность учащихся.

Компьютер в работе применяю по-разному: на уроках, во внеклассной работе, в

проектной деятельности, в исследовательской работе и т.д.

ИКТ целесообразно использовать при изложении нового материала, закреплении

изученного, в системе контроля и проверки, для самостоятельной работы учащихся,

проведения интегрированных уроков. Необходимо помнить, что применение

информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и литературе не

должно заменять традиционные методы и приёмы обучения. По мере возможности

использую интерактивную доску и мультимедийный проектор. Использование доски

позволяет учитывать возрастные и психологические особенности учащихся разных

классов, создавать благоприятный психологический климат на уроке, сохранять интерес

детей к предмету. Зная возможности интерактивной доски, учитывая индивидуальные

особенности учащихся конкретного класса, я готовлю необходимый текстовый и

графический материал заранее и в нужном темпе использую его на уроке. В несколько раз

повышается эффективность урока, исчезает монотонность в преподавании.

Совершенствование методики преподавания русского языка с использованием

компьютера позволяет интенсифицировать процесс обучения: повышает темп урока,

увеличивает долю самостоятельной работы учащихся.

ИКТ можно использовать на уроках всех типов:

- изучение нового материала и формирование новых умений;

- практическое применение знаний, умений;

- обобщение и систематизация изученного;

- контроль, коррекция знаний;

- комбинированные уроки.

Используя информационно-коммуникационные технологии, мы можем

организовать выполнение и традиционных видов упражнений:

- зрительное восприятие;

- вставка букв;

- постановка знаков препинания;

- графическое обозначение единиц языка;

- редактирование текста.

Технология проблемного обучения очень актуальна на уроках литературы в

процессе анализа произведений или в организации исследовательской работы учащихся.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо используется в

работе с учебными текстами (приём "инсерт", "синквейн" и др.)

Приём "Составление синквейна" ("синквейн (фр.) - стихотворение, состоящее из

пяти строк, которое пишется по определённым правилам). Составление синквейна требует

от учеников в кратких выражениях подытожить учебный материал, информацию, что

позволяет рефлексировать. Это форма свободного творчества, но по определённым

правилам. Правила написания синквейна: 1 строка - записываем одно слово-

существительное. Это тема синквейна.

2 строка - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

3строка - пишем три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

4 строка-фраза, предложение, с помощью которой ученик раскрывает своё отношение к

теме.

5 строка- слово-резюме.

Приём "Составление инсерта". Инсерт - приём, развивающий критическое

мышление. Очень важен приём при работе над формированием навыков изучающего

чтения. Ребята внимательно читают текст, делают пометки, затем кратко заносят ответы в

таблицу, что позволяет пройти путь от "старого" знания к "новому".

"V" - уже знал

"+" - новое

"-" - думал иначе

"?" - не понял, есть вопросы

Игровые технологии занимают важное место в учебном процессе, так как не

только способствуют воспитанию познавательных интересов, активизации деятельности,

но и выполняют ряд других функций: правильно организованная с учетом специфики

материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и

навыки; игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и

познавательный интерес к предмету; игра – один из приемов преодоления пассивности

учеников; в составе команды каждый ученик несет ответственность за весь коллектив,

каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, стремится как можно быстрее

и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению

работоспособности всех учащихся.

Игровые технологии я использую в 5-6 классах. Это связано с тем, что пятый класс

– переходный этап в жизни детей: из начальной школы – в среднюю, в мир новых

учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителя в это время сделать так,

чтобы встреча с незнакомым, где-то непонятным способствовала возникновению интереса

к учению. Для меня важно сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией,

синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Поэтому

помощниками становятся уроки-игры, уроки-путешествия, лингвистические сказки, уроки

- КВН, экскурсии. Это могут быть весёлые стихи, загадки, ребусы, облегчающие усвоение

правописания.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приёмов и

ситуаций, помогающие результативно и в интересной форме осваивать сложные темы и

выступающие как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной

деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит

по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме

игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал

используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент

соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное

выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры

в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока. Игровые формы

легко подбираются для каждого раздела школьного курса. Игры могут стать удобной

формой актуализации знаний ( в начале урока или перед началом изучения новой темы);

«разминки», необходимой по ходу урока, контроля в конце учебного занятия. В игровой

форме может пройти и целый урок (уроки-конференции, аукционы, экзамены).

Обучение русскому языку подразумевает не только освоение письменной речи, но

и норм произношения. Поэтому особое значение приобретают фонетические игры как

возможность отработки произносительных норм. Такие разминки- минутки, как

«Говорите по-русски правильно», «Составь текст и озвучь его», «В эфире – новости»,

«Конкурс дикторов» вызывают живой интерес у детей и помогают развивать заложенную

в каждом ребенке творческую активность.

Лексико-фразеологические игры расширяют кругозор учащихся, пополняют их

лексикон, и ученики с удовольствием включаются на любом этапе урока в игры: «Собери

фразеологизм», «Угадай-ка», «Собери пословицу», «Акростих», «Переводчик», «Кто

быстрее?», «Найди пару», «Объясни значение», «Прямое и переносное», «Замени

фразеологизмом», «Географические названия» и другие.

Игры по морфемике и словообразованию прививают интерес к языку, развивают

интеллектуальный потенциал учащихся, активизируют мыслительную деятельность,

помогают понять, почему так, а не иначе «строится» слово: «Собираем родственников»,

«Алфавит», «Соберем букет», «Кто больше?», « Наборщик».

Младший и средний школьный возраст – благоприятный и значимый период для

выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте

закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база

продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей.

Потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к деятельности.

«Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», - писал

Сухомлинский. Считаю, что применение игры возможно для школьников всех возрастов.

Занимательность - необходимое средство пробуждать и поддерживать внимание и интерес

к предмету, ведь в процессе игры затрагивается не только память, но и интеллект,

аналитические возможности.

В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности.

Во внеклассной деятельности: конкурсы эрудитов и знатоков русского языка и

литературы, конкурсы чтецов, олимпиады. Всё это помогает ребятам реализовывать свои

творческие способности, развивать интеллектуальные способности.

Задачи, стоящие перед учителем - словесником, во многом отличаются от целей и

задач других учителей - предметников. Наша главная цель - это душа ребёнка, это

проблемы нравственности, это развитие творческой личности. Урок - многогранный

кристалл, в котором отражается вся система взаимодействия учителя и ученика.

Превратить урок в процесс сотворчества нам помогают современные образовательные

технологии.



В раздел образования