Автор: Бадмаева Туяна Владимировна
Должность: Учитель родного языка, литературы и русского языка, литературы
Учебное заведение: МОУ ООШ с.Усть - Обор
Населённый пункт: Забайкальский край Петровск - Забайкальский МО с. Усть - Обор
Наименование материала: собственный педагогический опыт
Тема: «Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы»
Дата публикации: 29.04.2025
Раздел: среднее образование
«Современные образовательные технологии на уроках
русского языка и литературы»
В своей работе каждый учитель сталкивается с тем, что некоторые учащиеся не
усваивают материал программы. Трудно определить причины отставания, но понятно, что
такая ситуация складывается под влиянием внешних и внутренних факторов. Внешние
факторы связаны с особенностями среды и условиями организации деятельности ребёнка,
а внутренние обусловлены психологическим и эмоциональным складом ребёнка.
Как же заинтересовать учащихся?
Важно найти способ, который помог бы научить ребят мыслить, дойти до сути,
делать нужные и правильные выводы и обобщения, применять знания на практике.
Систематическое формирование потребности каждого ученика получить глубокие и
прочные знания развивает определённые мыслительные операции, в том числе логическое
и аналитическое мышление, повышает результативность обучения, сохраняет интерес к
предмету.
Уровень интеллектуального развития учащихся будет повышаться, если
систематически применять современные образовательные технологии, приёмы и методы,
способствующие развитию учащихся.
Формирование интеллектуальных качеств личности достигается путём внесения
изменений в содержание и организацию процесса обучения.
Важным является активизация умственных процессов, развитие аналитического
мышления обучающихся.
Организация уроков русского языка в системе интеллектуального развития
основана на следующих принципах:
1. Разностороннее развивающее воздействие на интеллект ребёнка. (Учитель подбирает и
составляет упражнения и задания, в процессе выполнения которых у учащихся
формируются лингвистические знания, умения и навыки, развиваются внимание,
мышление, память, речь.)
2. Действенный подход к обучению. (Поиск детьми собственных путей решения
проблемы.)
3. Обоснованный ответ. (Задания формулируются и формируются таким образом, что
школьникам необходимо обосновать свой ответ, отстоять свою точку зрения.)
4. Принцип сотрудничества учителя и ученика.
Особенность современного урока заключается в том, что теоретические знания
приобретаются активным путём. Что же необходимо сделать, чтобы урок русского языка
и литературы был интересным и увлекательным, чтобы дети могли выражать собственные
мысли и принимать нужные решения? Необходимо внести изменения в содержание и
организацию учебного процесса, процесса обучения.
В этом помогут современные образовательные технологии.
Какие же технологии я использую на своих уроках?
1. Информационно-коммуникационные технологии.
2. Технология проблемного обучения.
4. Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
5. Игровые технологии.
ИКТ (информационно-коммуникационные технологии)
Прежде всего на уроках русского языка я использую ИКТ. Использование ИКТ
является эффективным средством активизации познавательной, рефлексивной
деятельности учащихся.
Основные преимущества ИКТ: разнообразие форм работы, деятельность учащихся,
активизация внимания, повышение творческого потенциала личности.
Я считаю применение информационных технологий необходимым на уроках
русского языка и литературы и мотивирую это тем, что они способствуют
совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно
организовать самостоятельную работу, индивидуализировать процесс обучения,
повышают интерес к урокам, активизируют познавательную деятельность учащихся.
Компьютер в работе применяю по-разному: на уроках, во внеклассной работе, в
проектной деятельности, в исследовательской работе и т.д.
ИКТ целесообразно использовать при изложении нового материала, закреплении
изученного, в системе контроля и проверки, для самостоятельной работы учащихся,
проведения интегрированных уроков. Необходимо помнить, что применение
информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и литературе не
должно заменять традиционные методы и приёмы обучения. По мере возможности
использую интерактивную доску и мультимедийный проектор. Использование доски
позволяет учитывать возрастные и психологические особенности учащихся разных
классов, создавать благоприятный психологический климат на уроке, сохранять интерес
детей к предмету. Зная возможности интерактивной доски, учитывая индивидуальные
особенности учащихся конкретного класса, я готовлю необходимый текстовый и
графический материал заранее и в нужном темпе использую его на уроке. В несколько раз
повышается эффективность урока, исчезает монотонность в преподавании.
Совершенствование методики преподавания русского языка с использованием
компьютера позволяет интенсифицировать процесс обучения: повышает темп урока,
увеличивает долю самостоятельной работы учащихся.
ИКТ можно использовать на уроках всех типов:
- изучение нового материала и формирование новых умений;
- практическое применение знаний, умений;
- обобщение и систематизация изученного;
- контроль, коррекция знаний;
- комбинированные уроки.
Используя информационно-коммуникационные технологии, мы можем
организовать выполнение и традиционных видов упражнений:
- зрительное восприятие;
- вставка букв;
- постановка знаков препинания;
- графическое обозначение единиц языка;
- редактирование текста.
Технология проблемного обучения очень актуальна на уроках литературы в
процессе анализа произведений или в организации исследовательской работы учащихся.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо используется в
работе с учебными текстами (приём "инсерт", "синквейн" и др.)
Приём "Составление синквейна" ("синквейн (фр.) - стихотворение, состоящее из
пяти строк, которое пишется по определённым правилам). Составление синквейна требует
от учеников в кратких выражениях подытожить учебный материал, информацию, что
позволяет рефлексировать. Это форма свободного творчества, но по определённым
правилам. Правила написания синквейна: 1 строка - записываем одно слово-
существительное. Это тема синквейна.
2 строка - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
3строка - пишем три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
4 строка-фраза, предложение, с помощью которой ученик раскрывает своё отношение к
теме.
5 строка- слово-резюме.
Приём "Составление инсерта". Инсерт - приём, развивающий критическое
мышление. Очень важен приём при работе над формированием навыков изучающего
чтения. Ребята внимательно читают текст, делают пометки, затем кратко заносят ответы в
таблицу, что позволяет пройти путь от "старого" знания к "новому".
"V" - уже знал
"+" - новое
"-" - думал иначе
"?" - не понял, есть вопросы
Игровые технологии занимают важное место в учебном процессе, так как не
только способствуют воспитанию познавательных интересов, активизации деятельности,
но и выполняют ряд других функций: правильно организованная с учетом специфики
материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и
навыки; игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и
познавательный интерес к предмету; игра – один из приемов преодоления пассивности
учеников; в составе команды каждый ученик несет ответственность за весь коллектив,
каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, стремится как можно быстрее
и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению
работоспособности всех учащихся.
Игровые технологии я использую в 5-6 классах. Это связано с тем, что пятый класс
– переходный этап в жизни детей: из начальной школы – в среднюю, в мир новых
учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителя в это время сделать так,
чтобы встреча с незнакомым, где-то непонятным способствовала возникновению интереса
к учению. Для меня важно сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией,
синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Поэтому
помощниками становятся уроки-игры, уроки-путешествия, лингвистические сказки, уроки
- КВН, экскурсии. Это могут быть весёлые стихи, загадки, ребусы, облегчающие усвоение
правописания.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приёмов и
ситуаций, помогающие результативно и в интересной форме осваивать сложные темы и
выступающие как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной
деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит
по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме
игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал
используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент
соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное
выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры
в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока. Игровые формы
легко подбираются для каждого раздела школьного курса. Игры могут стать удобной
формой актуализации знаний ( в начале урока или перед началом изучения новой темы);
«разминки», необходимой по ходу урока, контроля в конце учебного занятия. В игровой
форме может пройти и целый урок (уроки-конференции, аукционы, экзамены).
Обучение русскому языку подразумевает не только освоение письменной речи, но
и норм произношения. Поэтому особое значение приобретают фонетические игры как
возможность отработки произносительных норм. Такие разминки- минутки, как
«Говорите по-русски правильно», «Составь текст и озвучь его», «В эфире – новости»,
«Конкурс дикторов» вызывают живой интерес у детей и помогают развивать заложенную
в каждом ребенке творческую активность.
Лексико-фразеологические игры расширяют кругозор учащихся, пополняют их
лексикон, и ученики с удовольствием включаются на любом этапе урока в игры: «Собери
фразеологизм», «Угадай-ка», «Собери пословицу», «Акростих», «Переводчик», «Кто
быстрее?», «Найди пару», «Объясни значение», «Прямое и переносное», «Замени
фразеологизмом», «Географические названия» и другие.
Игры по морфемике и словообразованию прививают интерес к языку, развивают
интеллектуальный потенциал учащихся, активизируют мыслительную деятельность,
помогают понять, почему так, а не иначе «строится» слово: «Собираем родственников»,
«Алфавит», «Соберем букет», «Кто больше?», « Наборщик».
Младший и средний школьный возраст – благоприятный и значимый период для
выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте
закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база
продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей.
Потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к деятельности.
«Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», - писал
Сухомлинский. Считаю, что применение игры возможно для школьников всех возрастов.
Занимательность - необходимое средство пробуждать и поддерживать внимание и интерес
к предмету, ведь в процессе игры затрагивается не только память, но и интеллект,
аналитические возможности.
В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности.
Во внеклассной деятельности: конкурсы эрудитов и знатоков русского языка и
литературы, конкурсы чтецов, олимпиады. Всё это помогает ребятам реализовывать свои
творческие способности, развивать интеллектуальные способности.
Задачи, стоящие перед учителем - словесником, во многом отличаются от целей и
задач других учителей - предметников. Наша главная цель - это душа ребёнка, это
проблемы нравственности, это развитие творческой личности. Урок - многогранный
кристалл, в котором отражается вся система взаимодействия учителя и ученика.
Превратить урок в процесс сотворчества нам помогают современные образовательные
технологии.