Автор: Романова Алина Павловна
Должность: студентка
Учебное заведение: ГБПОУ АО «Котласский педагогический колледж имени А.М. Меркушева»
Населённый пункт: г. Котлас
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Каждому возрасту - своя книга"
Дата публикации: 29.04.2025
Раздел: среднее профессиональное
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад
присмотра и оздоровления №10 «Орленок»
Календарно-тематический план воспитательно-образовательной работы
в старшей группе №9 «Непоседы» на апрель 2024-2025 учебный год
Романова Алина Павловна
Котлас, 2025
Пояснительная записка
Данный календарно-тематический план воспитательно-образовательной
работы в старшей группе разработан с целью создания целостной системы
организации образовательного процесса, направленного на всестороннее
развитие
детей
в
возрасте
5-6
лет.
Основное
внимание
уделяется
формированию базовых знаний, умений и навыков, а также социально-
коммуникативных компетенций, необходимых для успешного обучения в
школе и дальнейшего социального развития.
Цель работы с детьми в старшей группе заключается в обеспечении
гармоничного развития личности каждого ребенка, его эмоционального,
интеллектуального и физического благополучия.
Задачи воспитания для детей старшего дошкольного возраста.
Патриотическое
воспитание:
- формировать первичные представления о малой родине и своей стране на
основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально
культурных традиций;
- формировать привязанность к родному дому, семье и близким людям.
Социальное развитие:
- воспитывать моральные и нравственные качества ребенка, задатки
чувства долга: ответственность за свои действия и поведение, уважение к
различиям между людьми;
- формировать основы речевой культуры, умение слушать и слышать
собеседника; - развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и
сверстниками на основе общих интересов и дел.
Познавательное развитие:
-
развивать
любознательность,
наблюдательность.
потребность
в
самовыражении, в том числе творческом, активность, самостоятельность,
инициативу в различных видах детской деятельности и самообслуживании;
- формировать первичную картину мира на основе традиций, ценностей
российского общества.
Физическое и оздоровительное воспитание:
- формировать у детей основные навыки личной и общественной
гигиены;
- развивать стремление соблюдать правила безопасного поведения в
быту, социуме (в том числе в цифровой среде), природе.
Трудовое воспитание:
- воспитывать ценностное отношение к труду в семье и обществе на
основе уважения к людям труда, результатам их деятельности; воспитывать
трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности.
Этико – эстетическое развитие:
- формировать способность воспринимать и чувствовать прекрасное в
быту, природе, поступках, искусстве;
- формировать стремление к отображению прекрасного в продуктивных
видах деятельности; - развивать задатки художественно-эстетического вкуса
Реализация данного плана позволит:
- Создать условия для всестороннего развития детей.
- Стимулировать интерес к обучению и взаимодействию с окружающим
миром.
- Подготовить детей к школе, сформировав у них необходимые знания,
навыки и мотивы для учёбы.
Календарно-тематический план воспитательно-образовательной работы
в старшей группе является важным инструментом для педагогов, который
обеспечивает
структуру
и
последовательность
в
организации
образовательного
процесса.
Данный
подход
направлен
на
создание
комфортной
и
развивающей
среды,
способствующей
максимальному
раскрытию потенциала каждого ребенка.
Организация самостоятельной деятельности детей
ОО
Виды детской деятельности
Социально-коммуникативное
развитие
Игровая
(с-р/и, игры с правилами)
С-р/и «Космонавты»
Цель: применять знания о
космонавтах в игровых действиях;
упражнять в комбинировании
различных сюжетов в единый
игровой сюжет.
трудовая
Самообслуживание
Использование носового
платка
Цель: Формировать
привычку при кашле и
чихании прикрывать рот
и нос платком.
Элементарный
бытовой труд
Выполнять
поручения и
сообщать об этом
воспитателю
Цель: Формировать
умение вступать в
контакт со взрослым,
выполнять действия
аккуратно
Познавательное развитие
Познавательно-исследовательская
Сенсорика, экспериментирование
«Космические эксперименты»
(картотека)
Цель: развивать познавательную
активность, умение делать выводы
Математика
Игровое упр.
«Космическое
пространство»
Цель: упражнять в
ориентировке на листе
бумаги
Природа,
экспериментирован
ие
«Что нужно делать,
чтобы быть
здоровым»
Цель: развитие
познавательной
активности детей
посредством
изготовления «бус
здоровья».
Речевое развитие
Восприятие художественной
литературы
(рассматривание иллюстраций)
Рассматривание иллюстраций к
произведению «Два товарища» Л.
Толстой
Цель: приобщение к художественной
литературе
Коммуникативная
(развитие речи через Д/и)
Д/и «Лото. Космос»
Цель: способствовать вежливому общению детей,
развивать умение договариваться, вести диалог
по поводу игры
Художественно-
эстетическое
развитие
Изобразительная
«Поезд
»
(аппликация)
Цель: Создание условий для навыков
коллективной работы.
Музыкальная
Песенное творчество
«Музыка в красках»:
Цель: обогащение
мировосприятия детей
красотой и лиризмом
музыки П. И.
Чайковского.
Конструирование
По замыслу. Разный
конструктор.
Цель: упражнять в
создании построек,
используя разный
конструктор, в
умении объединяться
в игру
Физическое
развитие
Двигательная
Основные движения
Игровые упражнения: «Скакалка»,
«Прокати обруч!», «Пролезь в
обруч!»
Цель: упражнять в прыжках на
скакалке, развивать внимание,
ловкость
П/и
Эстафета: «Кто быстрее до флажка»
Цель: развивать соревновательные способности,
выносливость, упражнять в прыжках с
продвижением вперед
Организация итогового мероприятия по теме недели
Название
Форма
Ответственный
«Космос»
Тематическое занятие
Воспитатели
Организация совместной деятельности в режиме дня
Утренняя гимнастика
1. Комплекс «Идёт весна, аукает!»
Цель: Пробуждение организма ребенка после сна,
создание положительного настроя на весь день.
Бодрящая гимнастика
1. Комплекс «Забавные котята»
Цель: Способствовать постепенному переходу
от сна к бодрствованию, укрепление здоровья,
профилактика простудных заболеваний.
Речевая гимнастика
Артикуляционные упражнения
«Кошка лакает молоко»
«Любопытный язычок»
«Прятки»
Дыхательные упражнения
«Надуй шарик»
«Качели»
«Пушок»
Пальчиковая гимнастика
«Наши добрые дела»
«Комнатные растения»
«Весна пришла»
Психогимнастика
1. Игра «Передача чувств».
Цель: Развитие умения детей передавать
различные эмоциональные состояния
невербальным способом.
2. Игра «Позови ласково».
Цель: Воспитание доброжелательного
отношения детей друг к другу.
3. Игра «Тёплый дождик».
Цель: Развитие эмоциональной сферы ребёнка,
снятие психоэмоционального напряжения.
Взаимодействие с социумом
1.
Приглашение библиотекаря. Презентация
«Космос».
Работа в группе:
1.
В центре ИЗО выложить раскраски на тему
«Весна» для раскрашивания.
2.
В центре познания выложить альбомы с
иллюстрациями весенних месяцев для
рассматривания.
3.
В центре Музыки включить проигрыватель
со звуками весенней природы, голосами
перелетных птиц.
Работа с родителями
1.
Фотовыставка «Я сделал это сам!»
2.
Индивидуальные беседы и консультации по
запросам родителей.
Наблюдения
1.
Наблюдение за проезжающим транспортом
Цель: закреплять знания о видах транспорта,
воспитывать чувства уважения к труду
взрослых.
2.
Наблюдение за птицами
Цель: продолжать наблюдать за поведением
птиц, закрепить, знания детей: Чем питаются,
что делают птицы весной?
3.
Наблюдение за солнцем
Цель: обратить внимание детей на солнце,
рассказать, как оно сегодня светит, рассказать
об изменениях, которые происходят в неживой
природе с приходом весны.
4.
Наблюдение «Солнечный денек»
Цель: развивать наблюдательность,
воспитывать интерес к природе, стремление
заботится о ней, беречь ее.
5.
Наблюдение за березой весной
Цель: продолжать знакомить с березой, ее
особенностями в весеннее время года.
Чтение художественной литературы:
1. «Царевна-лягушка»
2. «Винни-пух»
3. «Что такое хорошо и что такое плохо» В.
Маяковский
4. «Два товарища» Л. Толстой
Тема
недели
День недели,
дата
1 половина дня
Прогулка
2 половина дня
«Космос»
Понедельник,
07.04
1.СКР (форм.личн)
словесная игра
«Путаница»
Ц. сплочение
детского
коллектива,
развивать умение
сопереживать,
помогать друг
другу.
2.ПР (фэмп:
количество и счет):
д/и «Домино»
Ц. Упражнять в
количественном
счете, развивать
логику, мышление,
внимание
3. Инд.раб. по РР
(слов): речевое
упражнение «Что
общего»
Ц: Расширить
словарный запас у
детей, расширять
навыки
понятийного
обощения
Варя, Дима Б
4.Чтение худ.лит
1. Наблюдение
2. Трудовая
деятельность
3. Две п/и
4.
Индивидуальная
работа
1.РР (сл-р/и)
«Какого звука не
хватает» (картотека)
Ц.
совершенствовать
навыки
звукового
анализа
2. ХЭР (констр.) По
замыслу детей из
разного
конструктора.
Ц: упражнять в
создании построек,
используя разный
конструктор, в
умении
объединяться в игру
3.ФР (фк:
физические
качества) игровое
упр. «Прокати
обруч»
Ц. Упражнять в
координации
движений, развивать
внимание, ловкость
4.Инд.раб. по ХЭР
(рисование):
Игровое задание
«Раскрась ракету»
Ц.
совершенствовать
навыки
раскрашивания
карандашом
Алексей, Андрей
5. СОД:
«Апрель, апрель –
на дворе звенит
капель»
Ц.:
Расширение
кругозора детей,
знания о приметах
весны, воспитание
эстетического
восприятия
окружающего
мира.
Вторник,
08.04
1.РР (слов) «Угадай
предмет»
(картотека)
Ц.: развивать
мышление,
активизировать
словарь
2. СКР (труд)
«Космонавт»
(Л.В.Куцакова, стр
103)
Ц. дать
представления о
труде космонавта
3. Инд.раб. по ПР
(соц.мир): игровая
ситуация «Я
потерялся»
Ц. закреплять
умение называть
свое имя, фамилию
и отчество, возраст,
день рождения,
имена, отчества
родителей.
Дима П. Кристина
4. Чтение худ.лит
1. Наблюдение
2. Трудовая
деятельность
3. Две п/и
4. Индивидуальная
работа
1.ХЭР (муз. пение)
песня «Песенка о
весне»
– Совершенствовать
умение петь сольно,
соблюдая чистое
интонирование
2. ПР (иссл.деят,)
«Магнит и его
свойства.
Экспериментирован
ие с магнитом»
(картотека)
Ц: развивать
познавательную
активность, умение
делать выводы
3.ФР (зож) Показ
мультфильма «Жила
была царевна.
Замарашка»
- Формировать
представления о
важности
соблюдения чистоты
тела
4.Инд.работа по РР
(св.речь): «Как я
стал космонавтом.
Придумай конец
истории»
- упражнять в
составлении
высказываний,
развивать
словотворчество
Максим, Лера М.
5. СОД:
«Весенние краски»
Ц.: Расширение
кругозора детей,
знания о растениях
весны, воспитание
эстетического
восприятия
окружающего
мира.
Среда,
09.04
1.СКР (семья):
Игровая ситуация
«Знакомьтесь, моя
семья»
Ц. закреплять
умение называть
свое имя, фамилию
и отчество, возраст,
день рождения,
имена, отчества
родителей, где и
кем работают
2.ПР (соц.мир)
Беседа по
картинкам
«Космонавты»
Ц. Расширять
знания детей о
своей стране,
воспитывать
гордость
3. Инд.раб. по ФР
(к-г/н): Беседа
«Зачем нужен
носовой платок»
Ц. приучать
пользоваться
платком
Дима Б., Белал
4. Чтение худ.лит
1. Наблюдение
2. Трудовая
деятельность
3. Две п/и
4. Индивидуальная
работа
1.РР (св.речь):
речевое упражнение
«Если бы»
(картотека)
Цель:
Развивать
воображение,
мышление,
синтез,
прогнозирование,
формировать умение
закончить
предложение.
2.ХЭР (пр.иск.)
Рассматривание
картин русских
художников по теме
«Весна»
Ц. Вызывать у детей
эмоциональный
отклик,
формировать умение
замечать приметы
весны
3.ФР (п/и,
спортивные игры)
п/и «Серсо»
Ц. Развивать
внимание, учить
соблюдать правила
игры, технику
безопасности
4.Инд.работа по
ХЭР (лепка):
«Ракета»
Ц. упражнять в
приемах лепки
Андрей, Вика
Четверг,
10.04
1.РР (зкр) «Кто
больше» (подобрать
слова на заданный
зв)
Ц. развивать
слуховое внимание
2.ПР (пред.мир):
Д/и «Лото. Кому
что нужно»
Ц. Формировать
представления о
предметах ,
созданных трудом
1. Наблюдение
2. Трудовая
деятельность
3. Две п/и
4. Индивидуальная
работа
1.СКР (с-р/и)
«Космонавты»
(разработка)
Ц. применять знания
о космонавтах в
игровых действиях;
упражнять в
комбинировании
различных сюжетов
в единый игровой
сюжет.
2.ХЭР (изо: лепка)
«Космодром»
людей.
3.ФР (к-г/н) Акция:
«Каждый день с
носовым платком!»
Ц. Приучать к
аккуратности,
формировать
культуру
пользования
носовым платком
4. Инд.раб.по СКР
(безоп):
рассматривание
плаката «Пожарная
безопасность»
Ц. закрепить знания
о причинах
возникновения
пожара
Даша О, Алексей
5. Чтение худ.лит
Ц. упражнять в
приемах лепки,
развивать
творчество, умение
работать в
коллективе,
договариваться
3.Развлечение:
просмотр
видеофильма
«Космос»
(познание)
Ц. развивать
любознательность
4. Инд.раб. по ФК
(зож): мастер-класс
«Как правильно
мыть руки»
- закреплять
движения рук при
намыливании,
знание алгоритма
мытья
Ярик, Алексей
5. СОД:
«Весна пришла»
Ц.: Расширение
кругозора детей,
знания о птицах,
воспитание
эстетического
восприятия
окружающего
мира.
Пятница,
11.04
1.СКР (безоп.)
Беседа «Огонь-наш
друг, огонь-наш
враг» (К.Ю.Белая,
стр 18)
Ц. уточнять знания
детей о причинах
пожаров
2.ПР (экол) Беседа
«Весна пришла»
Ц.
формировать
представления
о
весенних
изменениях
в
природе
3. Инд.раб.по
ФЭМП (количество
и счет): Поручение
«Сосчитай сколько
сегодня детей»
- продолжать учить
количественному
1. Наблюдение
2. Трудовая
деятельность
3. Две п/и
4. Индивидуальная
работа
1.РР (грам) речевое
упр. «Чье, чье –
мое!»
Ц. Упражнять в
образовании
притяжательных
местоимений
2.ХЭР (теат/и) Театр
настольный
«Заюшкина
избушка»
Ц. развивать умение
говорить за героя,
упражнять в
выразительности
образа
3.ФР (фк: основные
движения)
«Скаклка»
Ц. упражнять в
прыжках на
скакалке
(прямому и
обратному),
порядковому счету
в пределах 10
Дима П, Вика
4.Чтение худ.лит
4. Инд.раб. по ХЭР
(констр): «Ракета»
- развивать умение
строить по схеме
Максим, Дима Б.
5.Развлечение (по
перспективному
плану)
6.Инд.работа (изо)
Методическая литература (из программы)
1. Физическая культура в детском саду: Старшая группа Л.И. Пензулаева,
«Мозаика-Синтез», 2014
2. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»
3. Волочкова В.Н., Степанова Н.В. «Развитие речи в ст. гр.»
4. О.С. Ушакова «Знакомим дошкольников с литературой»
5. Жукова Л.Е. «Обучение грамоте в детском саду»
6. Н.Б. Халезова «Лепка в детском саду»
7. Т.Г. Казакова «Развивайте у детей творчество»
8. Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду»
9. Т.М. Бондаренко «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми 5-6 лет
в ДОУ»
10. Ладушки Каплунова И.М., Новоскольцева И.А., 2003