Автор: Идигишева Нурслу Кубашевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ Лицей №1
Населённый пункт: город Бугуруслан
Наименование материала: Статья
Тема: «Организация системы работы по реализации программ углубленного обучения в профильных и предпрофильных классах в урочное и внеурочное время»
Дата публикации: 29.05.2025
Раздел: полное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №1»
муниципального образования «город Бугуруслан»
ДОКЛАД
на тему
«Организация системы работы по реализации программ
углубленного обучения в профильных и предпрофильных
классах в урочное и внеурочное время»
Идигишева Н.К.,
учитель химии
2024
СЛАЙД 2
В современном образовательном пространстве особое внимание уделяется вопросам
углубленного обучения, особенно в профильных и предпрофильных классах. Это связано
с необходимостью подготовки учащихся к будущей профессиональной деятельности, а
также с потребностью в формировании у них устойчивых знаний и навыков, которые
будут востребованы на рынке труда. В условиях быстро меняющегося мира, где
технологии и профессии эволюционируют с неимоверной скоростью, важно не только
предоставить учащимся базовые знания, но и углубить их понимание предметов, которые
они выбрали для изучения. Таким образом, организация системы работы по реализации
программ углубленного обучения становится актуальной задачей для образовательных
учреждений.
СЛАЙД 3
Преподавание учебных предметов 2024–2025 учебном году регулируют
федеральные нормативные документы по введению обновленных федеральных
государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) и федеральных
образовательных программ (далее – ФОП или ФООП).
В настоящее время на сайте «Единое содержание общего образования» размещены
рабочие программы основного общего образования предмета «Химия» (базовый и
углубленный уровень).
СЛАЙД 4
ПРОФИЛИ ОБУЧЕНИЯ
СЛАЙД 5
Направленность курса «Химии»
Базовый уровень ориентирован на
общекультурную подготовку обучающихся;
выработку мировоззренческих ориентиров;
успешное включение в жизнь социума;
продолжение образования в различных областях, не связанных непосредственно с
химией.
Углубленный уровень направлен на
реализацию преемственности обучения химии с перспективой последующего
получения химического образования в средних специальных и высших учебных
организациях;
расширение и углубление теоретической и практической подготовки обучающихся,
выбравших определённый профиль обучения.
СЛАЙД 6
Цели углублённого изучения химии:
Формирование представлений о материальном единстве мира, закономерностях и
познаваемости явлений природы, о месте химии в системе естественных наук и её
ведущей роли в обеспечении устойчивого развития человечества.
Освоение
системы
знаний,
лежащих
в
основе
химической
составляющей
естественно-научной картины мира: фундаментальных понятий, законов и теорий
химии, современных представлений о строении вещества на разных уровнях, о
термодинамических и кинетических закономерностях протекания химических
реакций, о химическом равновесии, растворах и дисперсных системах, об общих
научных принципах химического производства.
Формирование у обучающихся осознанного понимания востребованности
системных химических знаний для объяснения ключевых идей и проблем
современной химии, для объяснения и прогнозирования явлений, имеющих
естественно-научную природу, грамотного решения проблем, связанных с
химией, прогнозирования, анализа и оценки с позиций экологической
безопасности
последствий
бытовой
и
производственной
деятельности
человека,
связанной
с
химическим
производством,
использованием
и
переработкой веществ.
Углубление представлений о научных методах познания, необходимых для
приобретения умений ориентироваться в мире веществ и объяснения химических
явлений, имеющих место в природе, в практической деятельности и повседневной
жизни.
Воспитание убеждённости в познаваемости явлений природы, уважения к процессу
творчества в области теоретических и прикладных исследований в химии,
формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки.
Развитие мотивации к обучению и познанию, способностей к самоконтролю и
самовоспитанию на основе усвоения общечеловеческих ценностей.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
обучающихся, формирование у них сознательного отношения к самообразованию и
непрерывному
образованию
как
условию
успешной
профессиональной
и
общественной деятельности, ответственного отношения к своему здоровью и
потребности в здоровом образе жизни.
Формирование умений и навыков разумного природопользования, развитие
экологической
культуры,
приобретение
опыта
общественно-полезной
экологической деятельности.
СЛАЙД 7
С 2012 года в МБОУ Лицей №1 реализуется естественно-научный профиль. Изучение
химии в лицее пропедевтического курса осуществляется с 7 класса. Основная задача
пропедевтического этапа – формирование интереса к познанию мира веществ и
химических превращений. Курс позволяет
учесть психологические особенности
обучающихся, создать мотивацию для изучения курса химии в основной школе,
разгрузить курс химии основной школы, реально повысить качество обучения химии.
На сладе представлен учебник по химии 7 класса, допущенный к использованию при
реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками
образовательных отношений – авторы: Габриелян О.С. Остроумов И.Г. Сладков С.А.
строки
ФПУ
№
учебника
в ФПУ
Наименование
учебника
Авторский
коллектив
Класс
Наименование
издателя
Срок
действия
экспертного
заключения
1029
2.1.2.4.1.
1.1.
Химия
Габриелян
О.С.
Остроумов
И.Г.
Сладков
С.А.
7
Акционерное
общество
«Издательство
«Просвещение»
До
31.08.2023 г.
3
СЛАЙД 8
В 8 и 9 классах в МБОУ Лицей №1 на углублённое изучение учебного предмета
«Химия» отведено по 136 часов (4 часа в неделю), то есть 2 часа в неделю за счёт
обязательной части ООП ООО и 2 часа за счёт части ООП ООО, формируемой
участниками образовательных отношений. Всего 272 часа за два года обучения.
СЛАЙД 9
строки
ФПУ
№
учебника в
ФПУ
Наименование
учебника
Авторский
коллектив
Класс
Наименование
издателя
Срок
действия
экспертного
заключения
570
1.1.2.6.2.1.1
Химия: 8-й
класс: базовый
уровень: учебник
Габриелян
О. С.,
Остроумов
И. Г.,
Сладков С.
А.
8 Акционерное
общество
«Издательство
«Просвещение»
До 31.08.2029
г.
571
1.1.2.5.3.5.2
Химия
: 9-й
класс: базовый
уровень: учебник
Рудзитис
Г.Е.,
Фельдман
Ф.Г.
9 Акционерное
общество
«Издательство
«Просвещение»
25.09. 2025 г
978
2.1.2.6.3.1.2
Химия: 8-й
класс:
углубленный
уровень:
учебник
Габриелян
О.С.,
Остроумов
И.Г.,
Сладков
С.А.
8
Акционерное
общество
«Издательство
«Просвещение»
31.08.2029 г.
979
2.1.2.6.3.1.3
Химия: 9-й
класс:
углубленный
уровень:
учебник
Габриелян
О.С.,
Остроумов
И.Г.,
Сладков
С.А.
9 Акционерное
общество
«Издательство
«Просвещение»
31.08.2029 г.
СЛАЙД 10
В 10 и 11 классах
в МБОУ Лицей №1
на углублённое изучение учебного предмета
«Химия» может быть отведено по 102 часа (3 часа в неделю). Всего 204 часа за два года
обучения.
СЛАЙД 11
4
строки
ФПУ
№
учебника в
ФПУ
Наименование
учебника
Авторский
коллектив
Класс
Наименование
издателя
Срок
действия
экспертного
заключения
696
1.1.3.5.2.2.1
Химия;
углубленное
обучение
Еремин
В.В.,
Кузьменко
Н.Е.,
Теренин
В.И.,
Дроздов
А.А., Лунин
В.В., под
редакцией
Лунина В.В.
10
ООО
«ДРОФА»
До 25
сентября
2025 года
697
1.1.3.5.2.2.2
Химия;
углубленное
обучение
Еремин
В.В.,
Кузьменко
Н.Е.,
Дроздов
А.А., Лунин
В.В., под
редакцией
Лунина В.В.
11
ООО
«ДРОФА»
До 25
сентября
2025 года
СЛАЙД 12,13
Сравнительная таблица изучения химии на базовом и углубленном уровне
СЛАЙД 14
Результативность образовательного процесса определяют педагогические технологии,
которые я активно применяю в практике:
Технология личностно-ориентированного обучения..
Технология проблемного обучения
Проектная технология
Игровая технология
Кейс-технология
Технология интегрированного обучения
Технология уровневой дифференциации
Здоровьесберегающая технология
Технология формирования критического мышления
Информационно коммуникативные технологии
Выше перечисленные технологии способствуют повышению мотивации к учёбе
обучающихся и качества обучения.
СЛАЙД 15
Аспекты личностно-ориентированного обучения
СЛАЙД 16
На следующем слайде представлены типы уроков, проводимые в профильном классе.
5
СЛАЙД 17
Профильное обучение предусматривает возможность для каждого учащегося
обучаться по индивидуальному учебному плану, который строится на основе элективных
курсов, определяемые профилем обучения. Основной целью элективных курсов является
расширение, углубление и систематизацию знаний учащихся, ориентированы на
формирование
умений
решать
усложненные
нестандартные
задачи,
усвоение
фундаментальных законов химии. Тем самым элективные курсы удачно встраиваются в
систему профильного обучения и служат отличным помощником для развития
старшеклассников и выбора ими будущей профессии.
№
п/п
Класс
Название элективного курса
Количество часов
в неделю
Количество часов
за год
1
10
«Решение задач повышенного
уровня сложности по органической
химии»
2 ч
68 ч
2
11
«Решение задач повышенного
уровня сложности по химии»
2ч
68 ч
3
11
«Удивительный мир ОВР»
1ч
34 ч
СЛАЙД 18
В рамках организации системы работы по реализации программ углубленного
обучения в предпрофильных классах с обучающимися 9-х классах МБОУ «Лицей №1»
проводятся занятия по курсу внеурочной деятельности «В химии всё интересно». Цель
курса: расширение и углубление знаний по предмету, создание воспитывающей среды,
обеспечивающей активизацию интеллектуальных интересов обучающихся, развитие
здоровой, творчески растущей личности. Обучающиеся при выполнении практических и
лабораторных работ активно применяют оборудование центра образования естественно-
научной направленности «Точка Роста» на базе лицея. Цифровые лаборатории открывают
доступ к новейшим образовательным технологиям,
делая учебу интересной и
эффективной.
СЛАЙД 19
Результат нашей деятельности
- ежегодные победители городской научно-практической
конференции «Маленький шаг - большая наука», призеры регионального этапа Всероссийского
конкурса исследовательских работ «Высший пилотаж».
СЛАЙД 20
Профориентационные мероприятия представляют собой важный элемент в системе
образования, особенно в контексте реализации углубленных программ обучения. Эти
мероприятия нацелены на поддержание интереса учащихся к определённым предметам и
специальностям, а также на предоставление необходимых знаний о будущих трудовых
реалиях.
Грамотно
организованные
профориентационные
мероприятия
помогают
девятиклассникам и старшеклассникам глубже понять свои предпочтения, оценить свои
способности и получить представление о возможностях, которые открываются перед
ними после окончания школы.
Одной из методик, способствующих осмыслению выбора профессии, являются
мастер-классы, организуемые ОУ и представителями различных профессий. В таких
6
мероприятиях участвуют не только учителя, но и специалисты из различных областей.
Это не только способствует углубленному изучению предметов, но и помогает развивать
навыки, которые будут необходимы в будущем. Знакомство с реальной работой
профессионалов создаёт у учащихся понимание трудового процесса, повышает их
уверенность в своих силах и помогает в выборе дальнейшего образовательного пути.
СЛАЙД 21
Не менее значимыми являются и экскурсии на предприятия, в учреждения высшего
образования. Так обучающиеся МБОУ Лицей №1 ежегодно в рамках сотрудничества
посещают
экскурсии
в
ОрМГУ.
Такие
выезды
позволят
ученикам
сопоставить
теоретические знания, полученные на уроках, с практическими аспектами работы
профессии. Беседы с представителями различных специальностей, стажировки и практики
дают возможность не только выбрать подходящую профессию, но и на практике
попробовать себя в определенной роли.
СЛАЙД 22
На заключительном этапе организации углубленного обучения необходимо обратить
внимание на результаты внедрения программ и их влияние на дальнейшую
образовательную траекторию школьников. Одним из показателей качественного обучения
обучающихся является сдача ГИА.
Результаты ЕГЭ по химии
ОУ
Участвовали
Средний балл
Макс. балл
Мин. балл
2022
2023
2024
2022
2023
2024
2022
2023
2024
2022
2023
2024
МБОУ
Лицей №1
13
15
21
84
86
87
95
100
100
70
66
60
МАОУ
«Гимназия
№1»
5
2
1
65
90
65
100
86
65
79
40
65
МБОУ им
М.И.
Калинина
4
64
91
14
СЛАЙД 23
Таким образом, реализация системы углубленного обучения в профильных и
предпрофильных классах является важной задачей, требующей комплексного подхода и
активного участия всех заинтересованных сторон. Создание эффективной системы
углубленного обучения и профориентации не только повысит качество образования, но и
поможет учащимся уверенно шагнуть в будущее, осознанно выбирая свой путь в жизни.
7