Автор: Фоминых Ольга Юрьевна
Должность: Учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ "Колыванский детский сад "Светлячок"
Населённый пункт: р.п.Колывань
Наименование материала: Конспект занятия для детей старшей группы "Грубость"
Тема: Разговоры р важном
Дата публикации: 29.06.2025
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Колыванский детский сад «Светлячок»
ЗАНЯТИЕ
для воспитанников старшей группы
Тема «Грубость»
Районный конкурс профессионального мастерства
«Мастерство педагога – успех ученика»
Номинация: «Разговоры о важном»
Автор: учитель-дефектолог
Фоминых Ольга Юрьевна
р.п.Колывань, 2024 г.
Цель:
Формирование
нравственных
отношений
у
дошкольников.
способствовать формированию критического отношения к грубости и
хамству у обучающихся, переосмыслению собственного поведения.
Задачи:
развивать умение детей анализировать свои поступки; поступки товарищей,
сравнивать их с общепринятыми нормами поведения;
направлять
сознание,
чувства
и
действия
детей
на
совершение
положительных поступков;
воспитывать доброжелательность, чуткость и отзывчивость, вежливость и
дружеские отношения между детьми и взрослыми.
Планируемые результаты:
Личностные:
• приобретут умение анализировать свои поступки; поступки товарищей,
сравнивать их с общепринятыми нормами поведения;
• научаться осознавать значимость нравственно-этических норм поведения и
правил межличностных отношений;
• научаться осознавать возможность воспитания в себе таких черт характера,
которые помогут стать вежливым человеком.
Метапредметные:
• начнут проявлять активность в познавательной деятельности, интерес к
обсуждаемым вопросам;
• научаться воспринимать и формулировать суждения, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии;
• научатся корректно и аргументировано высказывать своё мнение по
обсуждаемым вопросам.
Основные виды деятельности:
Материалы:
Этапы
Деятельность педагога
Деятельность детей
Планируемые результаты
Мотивационный
Педагог детям читает стихотворение Тамары Чухмановой
«Про мальчика-грубияна» (приложение 1).
-Ребята, скажите, кто-нибудь из вас вёл себя когда-нибудь так
же как мальчик Петя из стихотворения? А вы видели, чтобы
кто-то другой вёл себя так же?
Ответы детей.
Активизация
внимания
детей на проблему.
Основной
Педагог читает детям рассказ Александрова Н.А. «Димкины
уши» из библиотеки «Мудрые дети» до предпоследнего
абзаца (без концовки).
- Что за беда случилась с Димой?
- А отчего же это произошло?
- Как Дима разговаривал с бабушкой?
- Кто виноват в Димкиной беде?
- А если бы вы были сильными, как Дима, как бы вы вёли
себя на улице и в детском саду?
- Ребята, подумайте и скажите, как же расколдовать Димку?
- Как вы думаете, что дальше будет с Димой?
Педагог зачитывает концовку рассказа.
-Ребята, как вы думаете, что же сделал Димка, как он
изменился?
Дети с помощью педагога
обсуждают
рассказ,
приводят
различные
варианты
решения
проблемы.
Дети
выносят
свои
предположения.
Дети
учатся
анализировать
проблемную ситуацию.
Дети
учатся
формулировать
свои
суждения,
корректно
и
аргументировано
высказывать своё мнение.
-Ребята, Про мальчика Диму можно сказать, что он был
грубым, а каким он стал?
-Какие вы знаете вежливые слова?
Малоподвижная игра «Вежливая просьба».
Педагог предлагает детям выполнить различные действия.
Если говорит «пожалуйста», дети выполняют.
Дидактическая игра «Вежливые слова».
Педагог предлагает детям сюжетные картинки. (Приложение
3)
Предполагаемый
ответ:
вежливым.
Ответы детей.
Дети выполняют действия
в
соответствии
с
правилами игры.
Дети
подбирают
«вежливое
слово»
к
ситуации.
Закрепление нравственно-
этических
норм
поведения.
Заключительны
й
- Ребята, давайте с вами вспомним, каким был мальчик Дима?
- Каким он стал и как этого добился?
- Что вы говорите, когда встречаете друзей?
- А когда нужно попрощаться?
- Какие слова вежливости вы еще знаете?
- В каких случаях говорим спасибо?
-Когда пригодится слово «пожалуйста»?
- А может вежливое слово потерять свою волшебную силу?
(Когда оно сказано грубым голосом, или сказанное не
подтверждается на деле)
Ответы детей.
Фиксирование
и
осмысление
результатов
деятельности.
- Да, волшебные слова надо говорить вежливо и с улыбкой.
Приложение 1
Про мальчика-грубияна
Тамара Чухманова
Жил-был мальчик-грубиян,
Звали его Петя,
Очень он любил грубить
И большим, и детям.
Пете скажут: «Кашу ешь».
«Не хочу я кашу.
Сами ешьте вы её,
Эту кашу вашу».
Говорят ему: «Малыш,
Молочка попил бы».
«Пить его или не пить,
Я и сам решил бы.
Не люблю я молоко,
Ну, чего пристали?
Называть меня «малыш»
Лучше б перестали».
«Петя, отнеси очки
Своему дедуле».
А он бабушке в ответ
Приготовит дулю.
Друг на улицу играть
Зовёт Петю в прятки. –
«Ты зачем за мной зашёл?
Топай без оглядки!»
Просит братик: «Нарисуй,
Петя, мне машинку». –
«Лучше попроси, сопляк,
Ты о том Иринку.
Постарается пускай
Для тебя сеструха,
И назойливым не будь,
Или, брат, ты муха?»
…Ты, читатель дорогой,
Может, вредный тоже?
…Нет, малыш, надеюсь, что
Очень ты хороший!
Приложение 2
ДИМКИНЫ УШИ
Жил-был мальчик Дима с большими-большими ушами. Нет, вы не
подумайте, он родился с нормальными, маленькими розовыми ушками. Но
вот что случилось, послушай.
Рос Димка быстро, много кушал, от каши не отказывался, словом, что
поставят на стол, то и съедал подчистую, только успевала мама за Димкой
посуду мыть. К пяти годам Димка набрал весу будь здоров, кулак сожмёт —
не меньше груши. Вот какой он стал большой и сильный. И нравилось ему,
что его боятся. Конечно, плохо, что с ним дружить не хотели другие дети,
но ведь как здорово подойти к горке или песочнице, где дети играли, вынуть
из кармана кулак и показать его, да ещё тряхануть перед носом какой-
нибудь малявки. Дети врассыпную, игрушки побросают от страха и — кто
куда.
Но вот беда пришла к Димке, начали у него расти уши. Уши, конечно,
растут у всех, но у Димки по-особому. Только он покажет кулак, да если ещё
и зарычит при этом грозно, вмиг уши становились больше. Мама водила его
к докторам, но те только руками разводили, не знаем, мол, чем помочь. А
один врач сказал, что это вовсе и не болезнь и что науке такие явления
неизвестны. Но это наука не знала в чём дело, а Димка знал. Он давно понял,
что кулак лучше держать в кармане. Просто беда, а не жизнь началась у
Димки. Уши уже шапкой не прикроешь, а порою так хочется пугануть
всякую мелюзгу!
Сидит как-то бедный Димка на лавочке возле подъезда, на улице жара,
а он в шапке и кулаки в кармане.
Проходит мимо бабушка и спрашивает:
— Ушки, внучек, болят?
— Не твоё дело,— буркнул Димка и вдруг почувствовал, как шапка
приподнялась над головой.
— Что это?! — с испугом воскликнул он и схватился за голову.
— Рога, внучек, рога. Скоро на чёрта походить будешь и совсем
пропадёшь...
— А! — подскочил Димка,— это ты колдунья! Это всё из-за тебя! Я
тебе сейчас как дам! Я знаешь, какой сильный!
Вынул он кулаки из карманов и от страха обратно на скамейку
плюхнулся. Кулаки у него рыжей шерстью заросли.
— У-у-у...— заревел Димка,— что же теперь будет?! Как я в школу
пойду, мне осенью в первый класс идти надо. Бабушка, расколдуй меня!
— Не колдовала я тебя,— ответила бабушка,— не колдовала. Ты сам
себя заколдовал, в зверя превратил.
— Помоги мне, бабушка! — взмолился Димка.
— Помогу, но только советом: люби младших, уважай старших и вмиг
выздоровеешь.
— Это как?
Но бабушки уже не было, видимо, ушла. Видимо, решила, что Дима
сам должен догадаться, как расколдовать себя.
Недавно я встретил Диму. Он шёл из школы, а когда вошёл во двор, к
нему подбежали дети, они шумели, смеялись и пытались помочь Димке
нести тяжёлый портфель.
Уши у Димки были, как и у всех детей, маленькими.
Приложение 3