Автор: Шартон Елена Геннадьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МОУ СОШ № 9 с. Толстово - Васюковского
Населённый пункт: СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ, БУДЕННОВСКИЙ РАЙОН, село ТОЛСТОВО-ВАСЮКОВСКОЕ
Наименование материала: учебная программа
Тема: Профилактика суицида среди несовершеннолетних «Выбери жизнь»
Дата публикации: 29.07.2025
Раздел: среднее образование
ПРОГРАММА
по профилактике суицидального и саморазрушающего поведения
«Выбери жизнь»
Составитель:
педагог-психолог
Шартон Елена Геннадьевна
МОУ СОШ № 9
с. Т.-Васюковского
Пояснительная записка
Данная Программа направлена на обеспечение организации деятельности
психолога по профилактике суицидального и саморазрушающего поведения, составлена с
учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта и содержат
описание модели профилактической работы по предотвращению рисков суицида и
суицидальных намерений среди обучающихся общеобразовательных организаций.
При реализации данной программы поддерживается приоритет прав и интересов
ребенка в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
1.
Нормативно-правовые
документы,
на
основании
которых
разработана
рабочая программа:
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН
20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);
Конституция
Российской
Федерации
(принята
всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ
о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N
7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);
Административный кодекс РФ (ст. 164 "О правах и обязанностях
родителей");
Уголовный кодекс РФ (ст. 117 «Истязание», ст. 110 «Доведение до
самоубийства»,
ст.
131-134
«О
преступлениях
сексуального
характера»);
Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ;
Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» от 28 декабря 2010 г. №2106);
Федеральный закон от 24.06.1999 года №120 – ФЗ «Об основах
системы
профилактики
безопасности
и
правонарушений
несовершеннолетних»;
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и
дополнениями);
Федеральный Закон РФ от 24 июня 2010 г. №436 «О защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
Методические
рекомендации
по
профилактике
суицидального
поведения детей и подростков в ОУ Министерства образования и науки
РФ от 18.01.16 №7-149;
Письмо Минобрнауки России от 18.01.2016 № 07-149 "О направлении
методических рекомендаций по профилактике суицида".
Место и роль профилактики суицидального и саморазрушающего поведения в
психолого-педагогическом сопровождении
В условиях современного общества процент детских и подростковых самоубийств
растет, что порождает необходимость детального изучения причин, мотивов, ситуаций
проявления суицидальных попыток и способов профилактики. Одной из главных целей
школьного образования является создание и поддержание психологических условий,
обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка.
Самоубийства в Российской Федерации являются важной социальной проблемой
национального масштаба. Уровень самоубийств в нашей стране остаётся одним из самых
высоких в мире. По состоянию на апрель 2016 года он составляет 15,4 случаев суицида на
100 тыс. населения.
Одной из самых напряженных остается в нашей стране ситуация по
самоубийствам среди подростков. По данным ВОЗ, около 20% самоубийств в мире
приходится на подростковый и юношеский возраст. По числу случаев суицида среди
молодых людей Россия входит в пятерку лидеров. По разным оценкам, мы занимаем
первое или четвертое место. Так, по заявлению Уполномоченного при президенте РФ по
правам ребенка, согласно статистике, на 100 тыс. молодых людей в возрасте 15-19 лет
приходится почти 20 случаев суицида, что превышает мировой показатель в 2,7 раза.
Врачи констатируют, что из каждых 100 тысяч детей в возрасте 10-14 лет 2,5 кончают с
собой, а из подростков 15-19 лет — 16,3. Среднемировая величина почти в три раза ниже.
Таким образом, острота и актуальность проблемы суицидального поведения
требует от учителей, педагогов-психологов, социальных педагогов и всех должностных
лиц
образовательной
организации
понимания
сущности
этого
явления,
умения
своевременного распознавания признаков суицидальных намерений и организации
профилактической работы.
Цели и задачи программы
Цель программы: профилактика суицидального и саморазрушающего поведения
учащихся общеобразовательного учреждения.
Задачи:
-
разработка
и
проведение
психологических
мероприятий
и
проектов,
направленных на профилактику суицидального и саморазрушающего поведения учащихся
общеобразовательного учреждения;
- проведение комплекса мероприятий для выявления обучающихся группы лиц,
склонных к суицидальному
и саморазрушающему поведению и их комплексное
психолого-педагогическое
сопровождение
(выявление
причины
склонности,
психокоррекция поведения);
- осуществление психологического просвещения учащихся, педагогов, родителей
(законных представителей) в области профилактики, причин, признаков и опасностей
суицидального и саморазрушающего поведения;
- разработка психологических рекомендаций для учащихся, родителей и
педагогов по устранению суицидального и саморазрушающего поведения учащихся
общеобразовательного учреждения;
-
повышение
уровня
самооценки,
уровня
социально
–
психологической
адаптации детей и подростков.
- формирование осознанного и ответственного отношения к своей жизни и
здоровью у учащихся общеобразовательного учреждения;
- оформление и ведение документации по реализации программы (планы работы,
протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).
Теоретико-методологическая основа разработки программы
Теоретико-методологической основой разработки Программы стали следующие
теоретические концепции, предложенные ниже.
Социологическая концепция исходит из того, что в основу суицидального
поведения закладываются снижение и неустойчивость социальной интеграции. По
мнению
представителей
этой
концепции,
большинство
суицидальных
действий
направлены не на самоуничтожение, а на восстановление нарушенных социальных связей
с окружающими.Основатель индивидуальной психологии А. Адлер рассматривает суицид
как результат кризиса, приводящей к регрессии, крайней стадией которого является
суицидальная попытка.
К. Меннингер, разделяя точку зрения Фрейда, выделил три взаимосвязанных
бессознательных механизма: месть/ненависть (желание убить), депрессия/ безнадежность
(желание умереть) и чувство вины (желание быть убитым).
Точка зрения основателя трансактного анализа – Э.Берна, заключается в
трактовке суицидального поведения как результата формирования и развития жизненного
сценария под влиянием «родительских предписаний».
Согласно концепции автора теории личностных конструктов G.Kelli суицид – это
акт, совершаемый с целью доказать достоверность своей жизни, либо акт ухода от
действительности из-за «фатализма или тотальной тревоги».
Представители экзистенциально-гуманистического направления полагают, что
основная причина самоубийства – утрата смысла жизни.
Авторы отмечают присутствие у суицидентов чувство невыносимой душевной
боли, изолированности от общества, ощущение безнадёжности и беспомощности. А.Т.
Beck, представитель когнитивно-бихевиорального направления, в причинах самоубийства
видит роль негибкого мышления («Жизнь ужасна, альтернатива ей только смерть…»),
которое ведёт к невозможности выработки оптимальных решений своих проблем.
В
концепции
суицидального
поведения
А.Г.
Амбрумовой
используется
интегративный
подход:
суицидальное
поведение
рассматривается
как
следствие
социально-психологической
дезадаптации
личности
в
условиях
переживаемого
субъективно неразрешимого микросоциального конфликта. Согласно этой теории, суицид
представляет собой один из вариантов поведения человека в экстремальной ситуации и
определяется
личностными
особенностями
человека,
его
жизненным
опытом,
интеллектом, характером и стойкостью интерперсональных связей. По мнению авторов
(Амбрумова
А.Г.,
Жезлова
Л.Я.,
1978)
на
суицидальное
поведение
подростков
значительное влияние имеют межличностные отношения со сверстниками и родителями.
Так, в предпубертатном периоде преобладают «семейные» проблемы, а в пубертатном –
«сексуальные» и «любовные».
Таким
образом,
современные
исследователи
рассматривают
суицидальное
поведение как многофакторное явление, в генезе которого играют роль клинические,
социально-психологические и индивидуально-личностные факторы, а сам суицид –
явление неоднородное: в одних случаях это обдуманные, заранее запланированные
действия, в других – импульсивные.
Исходя из описанной многофакторности суицидального и саморазрушающего
поведения, для его профилактики должен использоваться системный подход психолого-
педагогического сопровождения.
Так, сопровождение как целостная деятельность всех субъектов образовательного
процесса всецело определяется тремя основными взаимосвязанными компонентами:
1) систематическим отслеживанием психолого-педагогического статуса ребенка,
динамики его психического развития в процессе социализации;
2) созданием социально-психологических условий для устранения рисков
суицидального и саморазрушающего поведения у каждого ребенка, успешности его
социальной адаптации;
3)
созданием
специальных
социально-психологических
условий
для
сопровождения и помощи в социальной адаптации и обучении навыков самостоятельного
разрешения
личностных
проблем,
коррекции
собственного
психоэмоционального
состояния, увеличения мотивации к жизни.
Современная ситуация и обновление нормативно-правовой базы в области
образования и психолого-педагогического сопровождения предъявляет новые требования
к
структуре
психологического
сопровождения
и
профилактике
суицидального
и
саморазрушающего поведения, что исходит из задач, решаемых психологом на каждом
этапе профилактической и коррекционной деятельности.
Приоритетные направления и содержание деятельности
психологического сопровождения
В современных условиях предупредить суицидальное и саморазрушающее
поведение учащихся возможно только при реализации системного подхода. Системный
подход включает в себя следующие направления деятельности психолога.
1. Профилактика –
предупреждение
возникновения
явлений
дезадаптации,
суицидального и саморазрушающего поведения обучающихся, разработка конкретных
рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах
воспитания, обучения и развития с учетом возникшей ситуации, возрастных и
индивидуальных особенностей учащихся.
2. Диагностика (индивидуальная и групповая) - выявление явлений и признаков
дезадаптации,
суицидального и саморазрушающего поведения обучающихся и их
психического состояния, которые должны быть учтены в процессе сопровождения, с
целью выстраивания индивидуальной траектории работы с ребенком.
3. Консультирование (индивидуальное
и
групповое)
-
оказание
помощи
и
создание условий для предупреждения и коррекции дезадаптации, суицидального и
саморазрушающего поведения, способности выбирать и действовать по собственному
усмотрению,
обучаться
новому
поведению;
информирование
всех
участников
образовательной
деятельности
по
вопросам,
связанным
с
особенностями
образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной
среды,
позволяющей
обеспечить
полноценную
интеграцию
и
личностную
самореализацию в образовательной организации.
4. Развивающая и коррекционная работа (индивидуальная и групповая) -
формирование потребности в новой модели поведения, возможности ее приобретения и
реализации в жизни.
5. Психологическое просвещение участников образовательного процесса -
формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в
интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного
развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в
своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и
развитии интеллекта.
6. Организационно-методическая
работа -
разработка
и
внедрение
психологических программ и проектов, направленных на развитие универсальных
учебных действий, преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье и
профилактику асоциальных явлений (наркомании, социального сиротства, насилия в
семье и др.), трудностей в адаптации, обучении и воспитании, нарушений в поведении,
задержек и отклонений в развитии обучающихся; оформление и ведение документации
(планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).
Основные объекты деятельности в рамках реализации программы:
- подростки, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими
ближайшие перспективы её преодоления.
- учащиеся, нуждающиеся в срочной психоэмоциональной поддержке.
- неблагополучные семьи.
Основные психолого-педагогические мероприятия по профилактике
суицидального и саморазрушающего поведения
Первый уровень – общая профилактика.
Цель – повышение уровня психологического климата и групповой сплоченности в
школе.
Мероприятия:
Создание общих школьных программ психологического здоровья, здоровой среды
в школе, так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь.
Организация внеклассной воспитательной работы. Разработка эффективной модели
взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества.
Учащиеся, чувствующие, что учителя к ним справедливы, что у них есть близкие
люди в школе, ощущающие себя частью школы, гораздо реже думают или пытаются
совершить самоубийство.
Задачи педагога-психолога на данном этапе:
• Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося
с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в
психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
• Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных
возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе так и в период трудной
жизненной ситуации (составление программы или плана работы по профилактике
суицидального поведения учащихся).
• Психологическое просвещение среди родителей в первую очередь через
выступления
на
родительских
собраниях,
лекториях,
конференциях,
через
информирование на сайте гимназии.
• Привлечение различных государственных органов и общественных объединений
для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.
• Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только
собственной личности, но и других людей на различных уроках и занятиях по психологии.
•
Привитие
существующих
в
обществе
социальных
норм
поведения,
формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
Второй уровень – первичная профилактика
Цель - выделение групп суицидального риска; сопровождение детей, подростков и
их семей группы риска с целью предупреждения самоубийств.
Мероприятия
1.Диагностика суицидального поведения
Задачи педагога-психолога на данном этапе:
• Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите.
• Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или
испытывающего кризисное состояние.
• Оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие
стрессового состояния.
2.Индивидуальные и групповые занятия по обучению проблем-разрешающего
поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, повышению
самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.
Задачи педагога-психолога на данном этапе:
• Сопровождение детей и подростков группы риска по суицидальному поведению
с целью предупреждения самоубийств: терапия кризисных состояний, формирование
адаптивных копинг-стратегий, способствующих позитивному принятию себя подростками
и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации существования.
• Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или
испытывающего кризисное состояние.
3.Просветительские
мероприятия
-
классные
часы,
круглые
столы,
стендовая информация.
Задачи педагога-психолога на данном этапе:
• Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук
(философии,
физиологии,
психологии,
социологии,
педагогики)
и
использование
информации в работе с педагогами и родителями.
• Повышение осведомленности персонала, родителей и учащихся о признаках
возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации.
С
педагогами
проводится
психологическое
просвещение
в
вопросах
психологического здоровья самих педагогов, а также дезадаптивного поведения детей и
подростков, в том числе суицидального, дается информация о мерах профилактики
суицида среди детей и подростков.
Родителей
знакомим
с
информацией
о
причинах,
факторах,
динамике
суицидального поведения, даются рекомендации, как заметить надвигающийся суицид,
что делать, если у ребенка замечены признаки суицидального поведения.
С детьми о суициде вести беседы необходимо с позиции их помощи товарищу,
который оказался в трудной жизненной ситуации. Известно, что подростки в трудной
ситуации чаще всего обращаются за помощью и советом к своим друзьям, чем к
взрослым. Именно поэтому подростки должны быть осведомлены о том, что суицид это
уход, уход от решения проблемы, от наказания и позора, унижения и отчаяния,
разочарования и утраты, отвергнутости и потери самоуважения... словом, от всего того,
что составляет многообразие жизни, пусть и не в самых радужных ее проявлениях.
Прежде чем оказать помощь другу, который собирается совершить суицид, важно
располагать основной информацией о суициде и о суицидентах. Особенно важно быть в
курсе дезинформации о суициде, которая распространяется гораздо быстрее, чем
информация достоверная. Дети должны получить достоверную информацию о суициде,
которую необходимо знать для оказания эффективной помощи оказавшемуся в беде другу
или знакомому.
4.Разработка плана действий в случае самоубийства, в котором должны быть
процедуры действия при выявлении учащегося группы риска, действия при угрозе
самоубийства и после самоубийства.
Задачи педагога-психолога на данном этапе:
• Включение созданной системы психолого-педагогической поддержки учащихся
разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе (составленной
программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся) в
общий план действий.
• Определение своей позиции и перечня конкретных действий при выявлении
учащегося группы риска, при угрозе учащегося закончить жизнь самоубийством, и после
самоубийства.
Третий уровень – вторичная профилактика
Цель - Предотвращение самоубийства.
Мероприятия
1.Оценка риска самоубийства.
Оценка риска самоубийства происходит по схеме: крайняя (учащийся имеет
средство совершения самоубийства, выработан четкий план), серьезная (есть план, но нет
орудия осуществления) и умеренная (вербализация намерения, но нет плана и орудий).
Задачи педагога-психолога на данном этапе:
• Педагог-психолог может взять на себя роль того, кто мог бы отговорить
самоубийцу от последнего шага или выступить в роли консультанта того, кто решился
вступить в контакт с учащимся, который грозится покончить жизнь самоубийством,
отговорить самоубийцу от последнего шага.
• Психолог входит в состав кризисного штаба по предотвращению самоубийства.
2.Оповещение
соответствующего
учреждения
психического
здоровья (психиатрическая клиника), запрос помощи. Оповещение родителей.
3.Разбор случая со школьным персоналом, который был включен в работу, так
чтобы он мог выразить свои чувства, переживания, внести предложения относительно
стратегий и плана работы.
Задачи педагога-психолога на данном этапе должны быть определены и требуют
проработки.
Четвертый уровень – реабилитация и профилактика рецидива
Цель - Снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев,
социальная и психологическая реабилитация суицидентов.
Мероприятия
1.Оповещение, возможность проконсультироваться с психологом, внимание к
эмоциональному климату в школе и его изменению.
Задачи педагога-психолога на данном этапе:
Оказание экстренной первой помощи, снятие стрессового состояния у очевидцев
происшествия (дети, подростки, персонал школы).
2.Глубинная психотерапевтическая коррекция, обеспечивающая профилактику
образования конфликтно-стрессовых переживаний в дальнейшем.
Задачи педагога-психолога на данном этапе должны быть определены и требуют
проработки. В целом, данная работа – уровень медицинских психологов, психотерапевтов.
Календарное планирование
№
п
/
п
Название работы
Категор
ия
сопрово
ждения
Условия
проведения
Специ
алист
ы
Срок
пров
еден
ия
Предполагаемый
результат
Организационно-методическая деятельность
1
Создание плана по
профилактике
на
учебный год.
Согласование
и
утверждение
годового плана.
-
-
педагогичес
кий совет
педаго
г-
психол
ог,
директ
ор,
замест
ители
директ
ора,
социал
ьный
педаго
г
авгус
т-
сентя
брь
утвержденный
годовой
план
по
профилактике
2
Организационная и
методическая
подготовка
к
проведению
психолого-
педагогических
мероприятий:
материал
для
все
категори
и
педаго
г-
психол
ог, зам.
директ
ора по
ВР,
социал
в
течен
ие
учебн
ого
года
материалы для
психолого-
педагогических
мероприятий;
семинаров
и
родительских
собраний,
индивидуальных и
групповых
консультаций,
диагностический
инструментарий,
программы
тренингов
и
развивающие
программы,
раздаточный
материал,
презентации
для
выступлений,
информационные
листовки (буклеты)
ьный
педаго
г
3
Подготовка
к
индивидуальным и
групповым
занятиям с детьми
(подбор
содержания,
материалов,
составление
коррекционно-
развивающих
программ)
учащиес
я ОУ
педаго
г-
психол
ог, зам.
директ
ора по
ВР,
социал
ьный
педаго
г,
классн
ые
руково
дители
в
течен
ие
учебн
ого
года
материалы для
коррекционно-
развивающих
занятий
№
п
/
п
Название работы
Категор
ия
сопрово
ждения
Условия
проведения
Специ
алист
ы
Срок
пров
еден
ия
Предполагаемый
результат
4
Оформление
документации:
-
составление
анкет,
диагностических
комплексов,
подбор
и
изготовление
материалов
для
диагностической
работы;
-
обработка
и
анализ результатов
диагностических
учащиес
я ОУ,
родители
учащихс
я
педаго
г-
психол
ог
в
течен
ие
учебн
ого
года
заключения
по
итогам
диагностики,
карты
психологического
сопровождения
детей с признаками
саморазрущающего
поведения
или
подобным риском
исследований
(групповых
и
индивидуальных);
-
обобщение
полученных
результатов,
написание справок
и
отчетов,
оформление
заключений
по
итогам
индивидуальной и
групповой
диагностики;
-
заполнение
журнала
заключений
по
итогам
диагностики,
журнала групповой
и индивидуальной
работы,
журнала
консультаций,
-
заполнение
индивидуальных
карт
психологического
развития
детей,
индивидуальных
маршрутов
развития,
документов
на
учеников,
имеющих
риск
суицидального
и
саморазрушающег
о поведения;
-
написание
анализа
по
проведенным
мероприятиям
№
п
/
п
Название работы
Категор
ия
сопрово
ждения
Условия
проведения
Специ
алист
ы
Срок
пров
еден
ия
Предполагаемый
результат
Просветительская деятельность
5
Выступления
на
педагогических
советах
и
семинарах с целью
педагоги
ческий
коллекти
в ОУ
педагогичес
кий совет,
семинар
педаго
г-
психол
ог, зам.
в
течен
ие
учебн
повышение
психолого-
педагогической
компетентности
повышения
психолого-
педагогической
компетентности
педагогов в части
признаков
и
причин
саморазрушающег
о и суицидального
поведения
директ
ора по
ВР,
социал
ьный
педаго
г
ого
года
педагогов ОУ
6
Выступления
на
родительских
собраниях с целью
повышения
психолого-
педагогической
компетентности
родителей
(законных
представителей) по
вопросам
признаков
и
причин
саморазрушающег
о и суицидального
поведения
родители
учащихс
я ОУ
родительск
ие собрания
педаго
г-
психол
ог, зам.
директ
ора по
ВР,
социал
ьный
педаго
г
в
течен
ие
учебн
ого
года
повышение
психолого-
педагогической
компетентности
родителей
учащихся ОУ
7
Выступление
на
родительских
собраниях
и
совещаниях
педагогического
коллектива
по
выявленным в ходе
диагностических
исследований
по
данной теме
родители
учащихс
я ОУ,
педагоги
ческий
коллекти
в ОУ
педагогичес
кие
советы, род
ительские
собрания
педаго
г-
психол
ог, зам.
директ
ора по
ВР,
социал
ьный
педаго
г
в
течен
ие
учебн
ого
года
осведомленность
родителей
учащихся
ОУ
и
педагогов
ОУ
о
результатах
диагностики
9
Выступления
на
классных часах по
профилактике
саморазрушающег
о и суицидального
поведения
учащиес
я ОУ
классные
часы
педаго
г-
психол
ог, зам.
директ
ора по
ВР и
УВР,
социал
ьный
педаго
г,
классн
ые
руково
в
течен
ие
учебн
ого
года
разрешение
и
обсуждение
с
учащимися
вопросов
опасности
и
нецелесообразност
и
саморазрушающего
и
суицидального
поведения,
повышение уровня
компетенций
учащихся
по
данной
проблеме,
по
возможностям
дители
решения
проблем
иными
безопасными
методами
1
0
Оформление
информационного
стенда
педагога-
психолога
Учащиес
я,
родители
,
педагоги
ОУ
педаго
г-
психол
ог
в
течен
ие
учебн
ого
года
оформленный
информационный
стенд
педагога-
психолога;
увеличение
доступа актуальной
психолого-
педагогической
информации
№
п
/
п
Название работы
Категор
ия
сопрово
ждения
Условия
проведения
Специ
алист
ы
Срок
пров
еден
ия
Предполагаемый
результат
Профилактическая деятельность
1
1
Профилактические
занятия
с
обучающимися
средней школы для
предупреждения
суицидального
и
саморазрушающег
о поведения среди
учащихся
(развитие навыков
улучшения
своего
психоэмоциональн
ого
состояния,
саморефлексии,
проблем-
разрешающего
поведения,
способности
доверия педагогам
и
обращения
за
помощью)
учащиес
я
средней
школы
Профилакт
ические
занятия
педаго
г-
психол
ог,
классн
ые
руково
дители
в
течен
ие
учебн
ого
года
отсутствие/
снижение
суицидального
и
саморазрушающего
поведения
у
учащихся;
развитие
мотивационной
и
коммуникационной
сфер, устойчивость
мотивации к жизни
и
разрешению
собственных
проблем
безопасными
способами;
развитие
навыков
улучшения
своего
психоэмоциональн
ого
состояния,
саморефлексии,
проблем-
разрешающего
поведения,
способности
доверия педагогам
и
обращения
за
помощью
1
2
Профилактика
буллинга
среди
учащихся
учащиес
я
начально
й и
Профилакт
ические
занятия
педаго
г-
психол
ог,
в
течен
ие
учебн
отсутствие
буллинга
в
образовательном
учреждении
средней
школы
классн
ые
руково
дители
ого
года
(по
запро
су)
1
3
Индивидуальная
просветительская
работа
с
обучающимися,
с
высоким риском и
присутствием
признаков
суицидального
и
саморазрушающег
о поведения
Учащиес
я с
высоким
риском
саморазр
ушающе
го
поведени
я
Индивидуал
ьные и
групповые
занятия
педаго
г-
психол
ог
в
течен
ие
учебн
ого
года
создание
индивидуального
маршрута
психолого-
педагогического
сопровождения
каждого учащегося
с высоким риском
и
присутствием
признаков
суицидального
и
саморазрушающего
поведения;
снижение
и
нивелирование
уровня
риска
и
признаков
суицидального
и
саморазрушающего
поведения
№
п
/
п
Название работы
Категор
ия
сопрово
ждения
Условия
проведения
Специ
алист
ы
Срок
пров
еден
ия
Предполагаемый
результат
Диагностическая деятельность
1
4
Изучение
психоэмоциональн
ого
состояния
обучающихся
5-
11х
классов
(групповая
диагностика)
обучающ
иеся 5-
11х
классов
групповая
диагностика
педаго
г-
психол
ог,
классн
ые
руково
дители
Нояб
рь
2019
справка по итогам
психолого-
педагогической
диагностики;
актуальная
информация
о
психоэмоциональн
ом
состоянии
обучающихся
5-
11х классов;
записи в журнале
заключений
по
итогам
диагностики;
выводы
и
рекомендации
по
результатам
диагностики
1
5
Индивидуальная
углублённая
Учащиес
я с
индивидуал
ьная
педаго
г-
Нояб
рь-
справка по итогам
психолого-
диагностика
обучающихся
с
выявленными
высоким риском и
присутствием
признаков
суицидального
и
саморазрушающег
о поведения
высоким
риском
саморазр
ушающе
го
поведени
я
диагностика
учащихся
психол
ог,
декаб
рь
2019
педагогической
диагностики;
выводы
и
рекомендации
по
результатам
диагностики
Коррекционно-развивающая деятельность
2
8
Индивидуальная
коррекционно-
развивающая
работа
с
обучающимися,
с
выявленными
высоким риском и
присутствием
признаков
суицидального
и
саморазрушающег
о поведения
Учащиес
я с
высоким
риском
саморазр
ушающе
го
поведени
я
индивидуал
ьные
коррекцион
но-
развивающ
ие занятия
педаго
г-
психол
ог
ноябр
ь -
май
снижение
и
нивелирование
уровня
риска
и
признаков
подобного
поведения;
индивидуальное
личностное
развитие;
развитие
навыков
улучшения
своего
психоэмоциональн
ого
состояния,
саморефлексии,
обращения
за
помощью,проблем-
разрешающего
поведения
Коррекционно-
развивающая
работа с семьями
учащихся
с
высоким
риском
или
признаками
саморазрушающег
о поведения
Семьи
учащихс
я с
высоким
риском
или
признака
ми
саморазр
ушающе
го
поведени
я
индивидуал
ьные
коррекцион
но-
развивающ
ие занятия
педаго
г-
психол
ог,
социал
ьный
педаго
г
в
течен
ие
учебн
ого
года
снижение
и
нивелирование
уровня
риска
и
признаков
суицидального
и
саморазрушающего
поведения;
коррекция детско-
родительских
отношений
и
ситуации в семье
2
9
Индивидуальная и
групповая
коррекционно-
развивающая
работа (по запросу)
учащиес
я ОУ
групповые
и
индивидуал
ьные
занятия
педаго
г-
психол
ог
в
течен
ие
учебн
ого
года
решение
индивидуальных
проблем лично и в
группе
№
п
Название работы
Категор
ия
сопрово
ждения
Условия
проведения
Специ
алист
ы
Срок
пров
еден
ия
Предполагаемый
результат
/
п
Консультационная работа
3
1
Индивидуальное
консультирование
учеников,
родителей
и
педагогов
по
вопросам,
возникающим
в
части
причин
и
действий
при
наличии
признаков
саморазрушающег
о и суицидального
поведения
все
категори
и
индивидуал
ьные
консультац
ии
педаго
г-
психол
ог
в
течен
ие
года
(по
запро
су)
решение
индивидуальных
вопросов в части
причин и действий
при
наличии
признаков
саморазрушающего
и
суицидального
поведения
3
2
Групповое
консультирование
учеников,
родителей
и
педагогов
по
вопросам,
возникающим
в
ходе
образовательного
процесса
все
категори
и
групповые
консультац
ии
педаго
г-
психол
ог
в
течен
ие
года
(по
запро
су)
решение
индивидуальных
проблем лично и в
группе
3
3
Консультирование
педагогов,
обучающихся,
родителей
(законных
представителей) по
результатам
проведенной
психолого-
педагогической
диагностики
по
выявлению риска и
признаков
суицидального
и
саморазрушающег
о поведения
(индивидуальные и
групповые
консультации)
все
категори
и
индивидуал
ьные и
групповые
консультац
ии
педаго
г-
психол
ог
в
течен
ие
года
формирование
правильного
и
ясного
понимания
интерпретации
результатов
диагностики
у
педагогов,
обучающихся,
родителей
(законных
представителей);
формирование
плана
действий
педагогов,
обучающихся,
родителей
на
основе результатов
диагностики
Аналитическая и экспертная деятельность
3
6
Посещение
и
анализ
уроков
и
мероприятий
с
Учащиес
я с
высоким
уроки и
внеклассны
е
педаго
г-
психол
в
течен
ие
протоколы
наблюдений;
создание выводов и
целью наблюдения
за
Учащимися
с
высоким
риском
саморазрушающег
о поведения
риском
саморазр
ушающе
го
поведени
я
мероприяти
й
ог,
социал
ьный
педаго
г,
педаго
гическ
ий
коллек
тив
года
(по
запро
су)
рекомендаций
на
основе
проведенных
наблюдений
3
8
Подготовка
аналитического
отчета по итогам
проделанной
работы за год и
планирование
работы на новый
учебный год
-
-
педаго
г-
психол
ог,
админи
страци
я
май –
июнь
2019
аналитический
отчет по итогам
проделанной
работы за год;
формирование
плана
работы
на
следующий
учебный год;
совершенствование
деятельности
педагога-психолога
на
основе
саморефлексии
и
обратной
связи
всех участников
Практические материалы для ведения групповой и индивидуальной работы.
Программа групповых практических занятий для детей с суицидальным поведением «Мы
выбираем жизнь!»
Цели программы: развитие личности, укрепление и совершенствование
психологического здоровья детей и подростков.
Основные задачи программы:
- самопознание внутренних психических актов (например, гнев, радость, желание и т.п. и
состояний (например, бодрость, усталость, депрессия, апатия и т.п.);
- формирование устойчивой положительной самооценки и уверенного поведения, развитие
чувства собственного достоинства и преодоление неуверенности в себе;
- выработка и включение механизмов саморегуляции на основе сознательного волевого
усилия; - обучение способам мышечной релаксации;
- создание устойчивой оптимистической установки на преодоление стресса;
- создание психологического настроя на дальнейшую деятельность;
- нормализация межличностных отношений.
Программа групповых практических занятий проводиться с группой подростков из 7 – 10
человек. Занятия проходят после уроков 1 – 2 раза в неделю в отдельном просторном
кабинете психолога (если такого нет, то в свободном классном кабинете). Каждое занятие
рассчитано на 1-1,5 часа.
Программа практических занятий состоит из четырех блоков: Блок 1. Тренинг
личностного роста “Познай себя”. Цель данного тренинга — способствовать осознанию
себя (своей личности) и пониманию других людей.
Задачи: • формирование стремления к самопознанию, погружение в свой внутренний мир
и ориентация в нем; • знакомство с чертами личности — первичными и вторичными
способностями; • формирование возможностей распознавать собственные личностные
качества и качества других людей.
Тренинг делится на три этапа.
Ориентировочно-диагностический. Тренинг личностного роста “Познай себя” открывает
программу, поэтому в начале занятий более важными являются задачи формирования
сплоченности группы, выработки групповых правил, мотивирования на занятия,
диагностики личностных особенностей участников. Это происходит непосредственно в
процессе знакомства участников группы со своими личностными особенностями, что
составляет специфику первого этапа.
Основной. Задачи основного этапа — повышение способности к самопознанию,
ориентация в первичных и вторичных способностях, тренировка безоценочного принятия
своих качеств и качеств участников группы.
Заключительный. Его задачи — обобщить результаты тренинга, помочь участникам
занятий интегрировать опыт, приобретенный в группе, в целостную картину своей
личности. На этом этапе используются упражнения, которые предоставляют подросткам
возможность еще раз прочувствовать гамму своих личностных черт, получить обратную
связь от участников группы, то есть уточнить и упорядочить представление о себе.
Одновременно актуализируется позитивное отношение к себе, и в то же время эти
упражнения нацеливают подростков на обдумывание возможных изменений, то есть на
постановку новых целей. Традиционно в конце занятия задаются следующие вопросы:
изменилось ли что-то за время наших занятий? Узнали ли вы что-нибудь новое о себе, о
своих товарищах? Что понравилось? Что показалось трудным?
Блок 2. Тренинг развития эмоций “Мои эмоции”. Цель этого тренинга – расширение
знаний о чувствах и эмоциях, развитие способности их безоценочного принятия, умения
отреагировать эмоции, формирование умения управлять выражением своих чувств и
эмоциональных реакций, повышение эмоциональной зрелости в целом. Все эмоции
просто существуют; они не могут быть хорошими или плохими. Хорошим или плохим
может быть способ их выражения.
Задачи тренинга: • знакомство с эмоциями; • осознание проявления эмоций; • поиск путей
выражения эмоций в социально приемлемой форме.
Особенности работы на данном тренинге: 1. Работа требует от участников большей
открытости, так как эмоции непосредственно связаны с актуальными личными
переживаниями. Следовательно, члены группы становятся более уязвимыми, что требует
определенной зрелости, готовности группы. 2. В данном блоке принимаются усилия по
созданию и удержанию атмосферы доверия и безопасности на занятиях. При этом может
потребоваться предварительная или дополнительная проработка агрессии и
напряженности. 3. Осуществляется ориентация на обучающую, тренинговую, игровую
формы, информационный подход, которые обеспечивают определенную
абстрагированность участников от своих проблем и некоторую защищенность рамками
формы занятий и правил игры.
«Психотерапевтический» подход и глубокое личностное погружение в эмоциональные
проблемы участников нежелательны. В соответствии с задачами блок состоит из трех
частей. Знакомство с эмоциями. На этом этапе происходит расширение словаря эмоций,
соотнесение эмоций и ситуаций, в которых они проявляются, первичная ориентировка в
собственном отношении к различным эмоциям, понимание связи эмоциональной сферы и
тела, тренировка безоценочного принятия различных чувств и эмоций. Начинается занятие
с вопроса: «Какое у вас настроение?» – это позволяет участникам настроиться на работу,
обратиться к своим чувствам. Способы выражения эмоций. В этой части тренинга
делается акцент на проработке отдельных эмоций и поиске способов их приемлемого
выражения. Внимание уделяется так же умению чувствовать интенсивность
эмоциональных проявлений – например, злость может быть легким недовольством или
сильным гневом. Упражнение на выражение чувства «обида» направлены на закрепление
навыков уверенного поведения, обучение тому, как справляться с обидой, формирование
более адекватной самооценки на основе обратной связи, создание позитивного
эмоционального фона в группе. Часто депрессия и суицидальные попытки являются
результатом гнева, направленного на самого себя. В связи с этим, участники во время
тренинга изучают реакции на собственный гнев и на гнев других; обсуждают свои
собственные реакции на гнев; обмениваются идеями по поводу адекватных способов
взаимодействия с гневом; осознают ошибочные представления о гневе. Как справиться с
плохим настроением. Данные упражнения направлена на углубление процессов
самораскрытия; развитие умения самоанализа и преодоление барьеров мешающих
полноценному самовыражению; обучению тому, как находить чувства, которые помогут
преодолеть чувство тревоги и избавиться от него.
Блок 3. Тренинг уверенности в себе “Я смогу, я сделаю”. Основной задачей данного
тренинга является обучение подростков навыкам уверенного поведения, повышение
самооценки, формирование свойств и качеств личности, уверенных в себе людей. Главная
особенность не уверенной в себе личности состоит в том, что в социальной деятельности
такие люди стремятся избегать любых форм личного самопроявления. Любая форма
демонстрации личных мнений, достижений, желаний и потребностей для них либо крайне
неприятна (вследствие чувств страха, стыда, вины, связанных с самопроявлением), либо
невозможна (вследствие отсутствия соответствующих навыков), либо не имеет смысла в
рамках их системы ценностей и представлений. Тренинг состоит из нескольких блоков.
Аргументация своей точки зрения, отстаивание своих интересов. Данный навык общения
тесно связан с уверенностью в себе; уверенное поведение – оптимальный способ
обоснования своей позиции. Уверенное и неуверенное поведение. Упражнения этой части
направлены на обучение тому, как в практических ситуациях отличать уверенное
поведение от неуверенного, отработку приемов уверенного поведения и усиление чувства
уверенности в себе. Мои права и права других людей. Эти упражнения направлены на
закрепление навыков уверенного поведения с учетом прав окружающих, ознакомление с
принципами взаимодействия с другими людьми, подразумевающего учет их мнения.
Я в своих глазах и в глазах других людей. Цель упражнений – активизация процесса
рефлексии, дальнейшее самораскрытие, самопознание, раскрытие качеств важных для
эффективного межличностного общения. Мои проблемы. Упражнения направлены на
обучению осознанию своих проблем и поиску их решения, а так же преодолению
трудностей, мешающих полноценному самовыражению. Блок 4. Тренинг
коммуникативных навыков “Среди людей”. Цель данного тренинга – формирование
навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к
компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию, а также
способствовать успешному взаимодействию подростков в различных социальных
ситуациях, достижению ими поставленных целей и выстраиванию конструктивных
отношений в обществе. Участники учатся отстаивать свои интересы и в то же время в
нужной ситуации уметь пойти на компромисс. Задачи: • социальная самоидентификация; •
знакомство с различными социальными ролями; • обучение конкретным социальным
навыкам. В соответствии с поставленными задачами тренинг делится на три этапа.
Социальная самоидентификация. Под социальной самоидентификацией понимается
определение координат своего «Я» в обществе, то есть осознание наиболее стабильных
ролей, как обусловленных обществом, так и индивидуальных для данной личности. Роли и
социальные институты. Задача этого этапа — познакомить учащихся с различными
ролями, подвести их к пониманию того, что мы играем определенные роли,
приспосабливаем себя к обществу. Обучение конкретным социальным навыкам.
Социальные навыки являются связующим звеном между личностью и обществом. Пока
навык не усвоен, подросток вступает в каждую ситуацию социального взаимодействия как
в новую, что каждый раз требует от него значительных усилий. В этом разделе тренинга
отрабатываются базовые навыки – как начать беседу, как задать вопрос, как попросить, как
отстаивать свое мнение, как принимать критику, как преодолеть обвинение, как
справляться со своим и чужим гневом, как убеждать других, преодолевать давление и
приходить к компромиссу, как сказать «нет», как выразить благодарность. Критерием
эффективного взаимодействия является достижение цели при сохранении или улучшении
отношений. Если цель не достигнута или достигнута, но отношения участников общения
ухудшились, взаимодействие не является эффективным. Планируемые результаты: -
сформированное умение управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций; -
сформированные навыки общения, умение слушать и высказывать свою точку зрения; -
познание себя, своего внутреннего мира. Критерии эффективности: - снижение числа
учащихся с суицидальным поведением; - развитие личностных установок учащихся
«группы риска» в отношении суицида; - повышение уровня психологической
защищенности (развитие чувства собственного достоинства, преодоление неуверенности в
себе, желание жить и общаться с людьми, отсутствие страха и тревог).
БЛОК I. ТРЕНИНГ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА «ПОЗНАЙ СЕБЯ».
Ход тренинга. Приветствие “Назови свое имя”. Психолог:“Сядьте, пожалуйста, в один
большой круг, назовите свое имя, то каким именем вы бы хотели, чтобы вас называли в
группе, а так же положительное качество (то, что вы в себе цените) на первую букву
своего имени, по кругу”. После проведения этого упражнения можно провести
обсуждение: что ты ценишь в себе? Трудно ли было находить в себе хорошее качество, что
ты при этом чувствовал. Подросткам иногда трудно называть качество на нужную букву
или найти в себе положительное качество, поэтому психологу важно вовремя поддержать
подростка, оказать ему помощь и привлечь для этого других участников группы. Правила
нашей группы. Психолог: “В каждой группе, в каждом коллективе и в каждой команде
есть свои правила. В нашей группе тоже будут свои правила. Сейчас мы все вместе их
выберем и установим, как обязательный атрибут наших с вами занятий. Я сейчас зачитаю
вам несколько правил, а вы выберете именно те, которые, как вы считаете, больше всего
подойдут для нашей группы. Если хотя бы один человек не согласиться принять какое-
либо из правил, группа отказывается от этого правила”.
1. Доверительный стиль общения. Для того чтобы группа работала с наибольшей отдачей
и участники как можно больше доверяли друг другу, в качестве первого шага к
практическому созданию климата доверия предлагается принять единую форму общения
на “Ты”. Это психологически уравнивает всех членов группы, в том числе и психолога,
независимо от возраста.
2. Общение по принципу “здесь и сейчас”. Многие люди стремятся не говорить о том, что
они чувствуют, о чем думают, так как бояться показаться смешными. Для них характерно
стремление уйти в область общих рассуждений, обсудить события, случившиеся с
другими людьми. Это срабатывает механизм психологической защиты. Но основная задача
нашей работы – превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый
смог бы увидеть себя с разных сторон, лучше узнать себя и свои личностные особенности.
Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнует каждого; то, что
происходит с нами в группе, мы обсуждаем здесь и теперь.
3. Персонификация высказываний. Для более откровенного общения во время занятий мы
отказываемся от безличной речи, помогающую скрывать собственную позицию, и тем
самым уходить от ответственности за свои слова. Поэтому мы заменяем высказывание
типа: “Большинство людей считает, что …” на такое: “Я считаю, что …”; “Некоторые из
нас думают …” на “Я думаю …” и т.п. Отказываемся мы и от безадресных суждений о
других. Заменяем фразу типа: “Многие меня не поняли …” на конкретную реплику: “Оля
и Саня не поняли меня”.
4. Искренность в общении. Во время работы группы мы говорим только то, что чувствуем
и думаем по поводу происходящего, т.е. только правду. Если нет желания говорить
искренне и откровенно то мы молчим. Это правило означает открытое выражение своих
чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе. Естественно, что
никто не обижается на высказывания других членов группы. Мы испытываем только
чувство признательности и благодарности за его искренность и открытость.
5. Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время
занятий, никогда, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы. Мы уверенны
в том, что никто не расскажет о переживаниях человека, о том, чем он поделился с нами во
время занятий. Это помогает нам быть искренними, способствует нашему самораскрытию.
Мы не боимся, что наши высказывания могут стать известны другим людям, помимо
членов группы. Мы доверяем друг другу и группе в целом.
6. Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего в
группе мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем
высказывания типа: “Ты мне не нравишься”, а говорим: “Мне не нравиться твоя манера
общения”. Мы никогда не скажем: “Ты плохой человек”, а просто подчеркнем “Ты
поступил плохо”.
7. Активное участие в происходящем. Это норма поведения, согласно которой мы все
время, каждую минуту активно участвуем в работе группы: внимательно смотрим и
слушаем, прислушиваемся к себе, пытаемся почувствовать партнера и группу в целом. Мы
не замыкаемся в себе, даже если узнали что-то о себе не очень приятное. Получив много
положительных эмоций, мы не думаем исключительно о себе. В группе мы все время
внимательны к другим, нам интересны другие люди.
8. Уважение к говорящему. Когда высказывается кто-либо из членов группы, мы его
внимательно слушаем, даем человеку возможность сказать то, что он хочет. Мы помогаем
говорящему, всем своим видом показывая, что мы слушаем его, что мы рады за него, что
нам интересны его мнение, его внутренний мир. Мы не перебиваем человека и молчим до
тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого мы задаем свои вопросы,
благодарим его или спорим с ним. Необходимо выписать на доску все принятые группой
правила и проследить за тем, чтобы во время занятий эти правила не нарушались как
участниками группы, так и самим психологом.
Упражнение “Проективный рисунок”.
Психолог: “Сейчас вам предлагается за 5 мин. выполнить 2 рисунка: “я такой, какой есть”
и “я такой, каким хочу быть”. Техническая сторона рисунков не важна, главное – выразить
свое представление о себе”. Рисунки не подписываются. Все рисунки раскладываются в
центре комнаты, затем произвольно выбирается один и ставиться так, чтобы все хорошо
видели его. Каждый из участников по очереди рассказывает о своих впечатлениях – не
описывает то, что нарисовано, а говорит о своих ощущениях от рисунка: каким, по его
мнению, автор видит себя, что хотел бы изменить в себе. После того как все желающие
выскажутся, можно попытаться определить, кто автор рисунка. Затем автор называет себя,
рассказывает, что он хотел выразить своим рисунком, отмечает наиболее понравившиеся
ему реплики. Таким образом, обсуждаются все рисунки. При обсуждении следует
отметить тех, чьи интерпретации понравились авторам рисунков.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ С СУИЦИДАЛЬНЫМ ПОДРОСТКОМ
Советы для педагогов и родителей:
Если у вас возникают опасения относительно состояния ребенка или если в его семье уже
имела место суицидальная попытка, следует предпринять меры по предупреждению
суицидального кризиса. Эти действия включают две основных стратегии – постоянную
работу по улучшению взаимоотношений в классе, повышению самооценки, самоуважения
у ребенка.
Повышение самооценки.
Позитивная самооценка защищает подростков и молодых людей от психологического
стресса и подавленности, а также помогает им лучше справляться со стрессовыми
ситуациями в жизни. Для повышения самооценки можно использовать следующие
подходы:
Всегда старайтесь подчеркивать все хорошее и успешное, что присуще ребенку.
Ощущение успешности, достижения в чем-то, в том числе и прошлые успехи улучшают
состояние, повышают уверенность в себе и укрепляют веру в будущее.
Не следует оказывать постоянное давление на подростка или молодого человека,
предъявлять чрезмерные требования в отношении все лучших и лучших результатов
Детей важно принимать такими, какие они есть.
Поддерживайте самостоятельные устремления ребенка. Не судите его слишком строго.
Вообще стремитесь поменьше оценивать. Самостоятельность и собственные умения – это
строительный материал для повышения самооценки.
Самооценка во многом зависит от физического развития, навыков общения среди
сверстников. Поощряйте занятия спортом, успехи среди друзей.
Если существует суицидальный риск или уже произошла попытка.
Чаще всего подростки и молодежь в состоянии стресса или суицидального риска, а также
после совершенной попытки испытывают главную проблему – проблему общения.
Первым шагом в предупреждении самоубийства всегда бывает установление
доверительного общения. Если его достичь не удается, возникает ситуация, в которой
молчание и нарастающее напряжение в отношениях не позволяет осуществить никаких
полезных действий для подростка. Страх взрослых спровоцировать суицидальное
поведение разговором о самоубийстве, обсуждением суицидальных мыслей и сигналов
приводят к отсутствию эффективной коммуникации.
Что делать дальше?
1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. Приложите
все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
2.Оцените серьезность намерений и чувств ребенка.
3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать
серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек,
недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную
деятельность. Такое поведение может служить основанием для тревоги.
4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным жалобам и обидам
ребенка. Не пренебрегайте ничем из сказанного.
5. Не бойтесь прямо спросить, не думает ли он (она) о самоубийстве. Часто подросток
бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.
Консультирование индивидуальное для педагогов
№ Дата Класс
Консультируемые(код)
Повод об-
ращения
Форма
Подпись
1
5а
О мерах
профилактики
суицида среди
детей и
подростков
Методические
рекомендации
2
5б
О мерах
профилактики
суицида среди
детей и
подростков
Методические
рекомендации
3
5в
О мерах
профилактики
суицида среди
детей и
подростков
Методические
рекомендации
4
5г
О мерах
профилактики
суицида среди
детей и
подростков
Методические
рекомендации
5
6а
О мерах
профилактики
суицида среди
детей и
Методические
рекомендации
подростков
6
6б
О мерах
профилактики
суицида среди
детей и
подростков
Методические
рекомендации
7
6в
О мерах
профилактики
суицида среди
детей и
подростков
Методические
рекомендации
8
6г
О мерах
профилактики
суицида среди
детей и
подростков
Методические
рекомендации
9
7а
О мерах
профилактики
суицида среди
детей и
подростков
Методические
рекомендации
10
7б
О мерах
профилактики
суицида среди
детей и
подростков
Методические
рекомендации
11
7в
О мерах
профилактики
суицида среди
детей и
подростков
Методические
рекомендации
12
7г
О мерах
профилактики
суицида среди
детей и
подростков
Методические
рекомендации
13
8а
О мерах
профилактики
суицида среди
детей и
подростков
Методические
рекомендации
14
8б
О мерах
профилактики
суицида среди
детей и
подростков
Методические
рекомендации
15
8в
О мерах
профилактики
суицида среди
детей и
подростков
Методические
рекомендации
16
9а
О мерах
профилактики
суицида среди
детей и
подростков
Методические
рекомендации
17
9б
О мерах
профилактики
суицида среди
детей и
подростков
Методические
рекомендации
18
9в
О мерах
профилактики
суицида среди
детей и
подростков
Методические
рекомендации
19
10а
О мерах
профилактики
суицида среди
детей и
подростков
Методические
рекомендации
20
11а
О мерах
профилактики
суицида среди
Методические
рекомендации
детей и
подростков
21
11б
О мерах
профилактики
суицида среди
детей и
подростков
Методические
рекомендации
Правила поведения в соцсетях (классный час)
Не страдайте на всеобщее обозрение
Страдальческие статусы, душераздирающая музыка, картинки с трагическими надписями,
то и дело заполняющие ленту новостей — и во всём этом скрыт какой-то месседж, чтобы
каждый прочитавший сиюминутно оказался в курсе всех перипетий судьбы нашего
страдальца и, безусловно, проникся к нему сочувствием. Зачастую у таких персон есть
некий лирический герой, которому и посвящаются все эти мини-спектакли, и, как
правило, этот герой с удовольствием наблюдает за происходящим. Когда лирического
героя нет — пострадать можно просто так, притом особой разницы в контенте обновлений
не будет.
Не удаляйте страницы
Удалять, а потом восстанавливать... И так до бесконечности... То ли это череда неудачных
попыток начать новую жизнь, то ли желание привлечь внимание, то ли побочные эффекты
депрессии – как бы то ни было, а выглядит очень истерично, особенно если истерика
мужская. Девушке такая эмоциональная нестабильность простительна. Подобными
манёврами любят пользоваться люди, называющие себя «творческими», даже если в
действительности таковыми не являются.
Не будьте троллями
Унижать ущербных и публично смеяться над немощными - это, по крайней мере, дурное
воспитание. Причины, побуждающие людей к подобным неблагородным развлечениям,
кроются в жутких комплексах, вытекающих в потребность чувствовать своё
превосходство хоть над кем-нибудь, хоть из-за чего-нибудь, хоть где-нибудь... А в
интернете за это нет наказания. Пока смелые бросают вызов на ринге, тролли любят
разрушать нервные клетки ни в чем не повинных людей, доказывая, что дважды два это
три, или что угодно еще.
Не публикуйте компрометирующие вас фотографии.
Фото где вы в полуобнаженном виде, фото и картинки демонстрирующие вредные
привычки, мании, фото и картинки негативного содержания. Не забывайте, что ваши
материалы на странице могут просматривать младшие школьники, одноклассники и даже
учителя и родители ваших одноклассников. Будьте положительным примером для
младшего поколения и гордостью для ваших учителей и родителей.
Не дружите с теми, кого вы не знаете.
Не сообщайте личную информацию незнакомым или малознакомым людям. Мошенники
и преступники используют социальные сети для получения личных данных жертвы и
своих преступных действий.
Не размещайте личную информацию на стене других пользователей.
Многие стены в соцсетях являются общедоступными, поэтому воздержитесь от
размещения слишком личной информации.
Ограничивайте информацию о себе.
Размещая статусы на своей страничке, вы открываете доступ к вашей личной жизни. Этой
информацией на законных основаниях может воспользоваться любой человек, иногда не в
вашу пользу.
Не решайте свои проблемы прилюдно.
Не стоит «выносить сор из избы» на всеобщее обозрение. Это может плохо сказаться на
вашей репутации. Недоразумения и разногласия должны быть разрешены обычным
способом – при личной встрече.
Не ввязывайтесь в конфликты и не допускайте их.
Интересно! Но вот с тем, что человек не должен страдать и выставлять грустные статусы
или стихи я не согласна... Мы ведь ведем свои блоги для отдушины, чтобы выплеснуть тут
то, что нас мучает или радует в реальной жизни. А если и здесь себя загонять в рамки, то
тогда и вовсе негде будет свою душу излить и облегчить. Ведь у многих из нас нет
жилетки или плеча, в которое можно поплакать в свое удовольствие)) Я не имею ввиду
себя, конечно.У меня все отлично))
Для решения этой проблемы можно создать закрытую группу, стену и информацию
которой не смогут просматривать другие пользователи. Там вы можете размещать личные
фото, личную информацию, грустные или отражающие обстоятельства вашей жизни
статусы и стихи. Сможете использовать эту группу как «отдушину» без опасения, что кто-
то может использовать вашу информацию против вас. Также можно приглашать в эту
группу близких друзей или родственников по вашему усмотрению.
Родительское собрание
«Как воспитать гармонические отношения родителей и детей» (Диспут с элементами
тренинга)
Цель: выявить признаки конструктивного разрешения конфликтов родителей
со старшеклассниками и выстроить модель адекватного поведения.
Задачи:
Уяснить сущность понятия «конфликт», «кризис семьи».
Выявить источники и психологические механизмы типичных конфликтов между
родителями и взрослеющими детьми.
Оценить различные стратегии поведения в конфликте и выстроить на диагностических
основаниях собственную модель, адекватную семейным условиям и традициям.
Форма: обучающий семинар с элементами тренинга.
Этап подготовки
1. Подбор вопросов для осмысления, вводящих в «проблемное поле»:
Что такое конфликт?
Что такое семейный кризис?
Каковы на ваш взгляд, основные источники конфликтов родителей
со старшеклассниками?
Можно ли избежать конфликтов?
Как может семейный «кризис» обратиться трагедией для всех членов семьи?
Сравнить «кризис американской семьи» и «кризис наших семей»
Методы воспитания: самые постыдные методы воспитания; полная свобода как
в американской семье. Воля и слово старших — закон для всех нас (отношения между
отцами и детьми)
Каковы на ваш взгляд самые типичные ошибки родителей, вошедших в конфликт
с детьми?
2. Цитаты:
«Конфликт — это опасение хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, ущемляет,
игнорируется другая сторона» (У. Линкольн).
«Искусство быть мудрым состоит в умении знать, на что следует обратить внимание»
(У. Джеймс).
«Бывают обстоятельства, когда прощение производит гораздо более сильную моральную
встряску, чем произвело бы в данном случае наказание» (В.А. Сухомлинский).
«Воспитание детей — это не легкое дело, когда оно делается без трепки нервов, в порядке
здоровой, спокойной, нормальной, разумной и веселой жизни» (А.С. Макаренко)
«От любви до ненависти один шаг, а от ненависти до любви — километры шагов»
(Сенека).
3.Анкетирование учащихся и родителей.
4. Подготовка методических материалов для родителей с практическими советами
и рекомендациями: «Правила общения при конфликте с ребенком», «Памятка
по разрешению конфликтов», «Приемы эффективного слушания».
Анкета для учащихся «Твое поведение в конфликтной ситуации»
Дорогой друг! Ответь, по возможности, честно на поставленные вопросы:
Ты конфликтный человек?
Легко ли тебе выяснять с кем-то отношения?
Что ты чувствуешь после того, как ты выяснил с кем-то отношения?
Становишься ли ты умнее после выхода из конфликтной ситуации, делаешь ли для себя
выводы?
С кем чаще всего конфликтуешь?
Что может стать поводом к конфликтной ситуации?
Кто первым пытается разрешить конфликт — ты или другая сторона?
Что ты, как правило, отстаиваешь в конфликте?
Меняешь ли ты твое отношение к людям, с которыми ты конфликтовал?
Нужно ли учиться людям разрешать конфликтные ситуации, или понимание конфликта
придет само, с опытом?
Анкетирование родителей: тесты «Оценка склонности к конфликту», «Определение
уровня эмпатийности», «Оцените самоконтроль в общении».
Этап проведения
Классный руководитель: Наши дети взрослеют, утверждают себя, а принятая в семье
практика общения зачастую догматична и основана на постоянных запретах, подавлении
личности ребенка, неуважения к нему. Старшеклассники, стоящие перед ответственным
выбором жизненного пути, подвержены сомнениям, раздираемы внутренним
противоречиями, страхами, комплексами. В этом периоде взросления общение подростков
и с родителями складываются под влиянием возникающего чувства взрослости.
Подростки начинают протестовать против ранее выполнявшихся требований взрослых,
активнее отстаивать свои права на самостоятельность. Они болезненно реагируют
на реальное или кажущееся ущемление их прав, пытаются ограничить претензии взрослых
по отношению к себе.
Родители, также обремененные своими проблемами, в мечтаниях и установках создают
идеализированный образ собственного ребенка и его жизненного пути. Но, столкнувшись
с реалиями — проявлениями лени, недобросовестности, низкой мотивацией продолжения
образования, родители разочаровываются, и начинается «полоса конфликтов». Конфликт
возникает на почве утверждения «взрослости» подростка, стремящегося
к самостоятельности (в чем родители усматривают ущемление собственного авторитета).
Для освоения новой системы отношений важна аргументация требований, исходящих
от взрослых. Простое навязывание обычно отвергается. Таким образом, выявление
проблем, связанных с возникающими конфликтами, очень значимо для родителей и детей.
У каждого из вас на столах — листочки (поскольку видов работ будет несколько, можно
обозначить цвет листка). Я прошу вас ответить, не указывая
фамилии, на один вопрос: «Что для вас является главной проблемой в конфликтах
с вашим ребенком?» (По окончании раздумья и записи (на что обычно уходит 5-7 минут)
листочки собираются в коробку, из которой классный руководитель их попеременно
достает и озвучивает).
Наиболее типичными являются следующие ответы: «Конфликты заканчиваются
отчуждением. Мы отдаляемся друг от друга», «Я раздражаюсь, начинаю кричать, отец
берет ремень», «мне трудно сдерживаться, я говорю резкости, а потом жалею и пью
лекарства», «наши конфликты всегда заканчиваются на повышенных тонах», «меня
раздражает, что моя дочь при конфликтах уходит в себя и просто молчит, я не знаю,
понимает ли она меня или нет», «В конфликт вмешивается бабушка и поддерживает
ребенка, это мне очень мешает». Мы видим, что проблем немало. И все же, как бы
ни было трудно, именно от позиции взрослого очень много зависит: можно остаться
врагами с собственным ребенком, а можно конфликтом управлять. Выбирая тактику
поведения в конфликте, родителям следует помнить «От любви до ненависти один шаг,
а от ненависти до любви — километры шагов» (Сенека).
Сегодня наша тема посвящена конфликтам с детьми. Ее цель — выстроить модель
(мысленный алгоритм) адекватного поведения родителей. Встреча будет проходить
в режиме «круглого стола» (диспута).
Погружение в проблему:
Для начала я хочу рассказать о 12-серийном документальном фильме «Американская
семья».
Замысел ее создателя, режиссера Крейга Джилберта был прост «Если я в течении долгого
времени буду снимать любую среднюю американскую семью, я смогу показать поведение
ее членов и систему ценностей, которые будут типично американскими и, таким образом,
будут отражать жизнь каждого из нас». Начали традиционно с поиска реальных героев.
Джилберт искал «привлекательную пару у которой были бы дети-подростки». Выбор пал
на семью Лаудов, у которой имелось все, что считалось необходимым для типичной
американской семьи среднего класса. Глава семейства — Билл, бизнесмен-торговец, жена
Пэт — образцовая домохозяйка, мать пятерых детей. У семейства загородный коттедж
с бассейном во внутреннем дворике — признанный символ американского
благосостояния. Члены семьи были наделены и еще двумя качествами, которые режиссер
считал обязательными, — они обладали приятной внешностью, «хорошо смотрелись
на телеэкране (»даром публичного одиночества«). Стержнем стали взаимоотношения
супругов Лаудов с детьми и с друг другом. Поначалу внимание зрителей было приковано
к старшему, 20-летнему сыну — ЛэнсуЛауду.
К тому времени он покинул отчий дом и жил нью-йоркском отеле. Воспоминания о семье
его не тревожили, когда он предавался всевозможным порокам. И вот Пэт Лауд — мать,
приехавшая навестить сына (вместе с телеоператорами). Она не подготовлена
к столкновению с жизнью в мире пьяниц, наркоманов, гомосексуалистами, мелких
воришек. Но смутить Пэт Лауд не так-то легко, ведь в их семье принято делать вид, будто
ничего
не происходит, горю и отчаянию никто не даст овладеть собой — это «не по-
американски». Больше того, мать гворит сыну: «Я думаю, этот мир подходит тебе,
здесь ты нашел себя». Когда, наконец, наступает прощание, заботливая Пэт оставляет
деньги на лечение у психиатра; Лэнс по-детски пытается приласкаться к ней, но она
отталкивает его. Дома Пэт обвиняла мужа, что сын пошел в него, а Билл возражал —
в нее. Но как всегда они оба делают вид, что ничего особенного не случилось. Билл
продолжал, по требованию отпрыска, снабжать того деньгами.
У остальных четверых детей Лаудов также была абсолютная свобода во всем. Почти все,
кроме младшей дочери, любят спиртное, питают отвращение к учебе, любят развлечения.
Даже когда мать узнает об интимных отношениях 15-летней Делайлы, она деловито,
с чисто лаудовским спокойствием, без слез и эмоций расспрашивала у дочери
подробности. Лауды судят об окружающих только с внешней стороны, но и сами
придерживаются правил внешнего приличия даже в самых напряженных ситуациях.
К своему разводу супруги Лауды также отнеслись «философски…». Стрессовая ситуация
прошла мимо них — к разводу все члены отнеслись как к чему-то вроде легкой зубной
боли.
Вопрос: так о чем же поведал фильм «Американская семья»? Вы, уважаемые собеседники,
принимаете такую модель поведения в семье?
Психолог: О пустоте существования типичной американской семьи, полном ее кризисе,
о разрыве родителей и детей, о почти патологической неспособности к эмоциональной
близости живущих хотя и о бок о бок, но, по существу, совершенно одиноких людей.
Продемонстрировали они и чисто американскую страсть к паблисити — жизни напоказ.
Родитель: Происходящее в наших семьях — полная противоположность. У нас часто
метод воспитания, основан на том, что родительские требования должны неукоснительно
выполняться детьми. Требование немедленного подчинения тесно связано
с принуждением и часто выражается криком. В противном случае — подзатыльники,
пощечины и другие физические наказания, которые оскорбительны и унизительны для
ребенка. Применение физической силы к детям не дает ничего хорошего. Нередко
поучения и нотации родителей являются просто утешением для родителей, не знающих,
что же им еще предпринять.
Психолог: некоторые психологи склонны считать, что гнев, являющийся побудителем
конфликтов, нужно «выпускать» наружу, выражать его друг другу в словесной форме.
Они утверждают, что с физиологической точки зрения вредно подавлять, пытаться
сдерживать любое сильное чувство, или переживание.. если человек «загоняет» вглубь
себя чувство гнева, то это может оказаться небезопасным для человеческой психики.
Однако не надо торопиться с его проявлением.
Известный психолог Добсон предлагает следующие способы подавления гнева,
возникающей агрессии.
Родитель. Кроме множества других отношений наша жизнь движима также отношениями
поколений. Уважение, почитание старших поколений — закон нашей жизни. Уважать
старших надо потому, что они мудрее, духовно богаче тебя, в каждую минуту своего
общения со старшими умей учиться у них. Не думай, что если ты молод и полон сил, тебе
все по плечу. Есть вещи, которые посильны только старости, потому что в ней —
мудрость многих поколений. Воля и слово старших — закон для всех нас. Классный
руководитель: Так какой же метод воспитания выбрать: метод свободной
самостоятельности детей, метод
безоговорочного послушания или метод нравоучений, после которых, обычно, можно
услышать хлопок дверью, но зато без рукоприкладства?
Психолог: Любой кризис в семье несет конфликтную ситуацию. Сколько боли,
разочарования приносит он самым близким, самым родным людям. Даже если все это
скрывать под маской «что ничего не случилось» как в американских семьях, внутри семьи
возникает неприязнь друг к другу, травмируется психика, возникает чувство ненависти,
нарастают стрессовые состояния. В таких семьях более всего страдают дети.
Классный руководитель: давайте попытаемся понять, что же такое конфликт.
Начинаем групповую работу.
Задание: задумайтесь, вспомните свои ощущения, связанные с конфликтными
ситуациями. Пусть каждый из вас закончит предложение: «Конфликт — это…».
Далее следует озвучивание вариантов, они, например, могут быть такими: «болезненное
состояние всех его участников», «опустошение, разочарование», «неизбежность, когда
есть повод», «столкновение, после которого люди могут отдалиться друг от друга»,
«то, после чего за себя всегда стыдно», «способ разрешать наболевшее». Обобщение
классного руководителя: Итак, конфликт — это разногласие между членами семьи,
в основе которого лежит несовместимость их взглядов, интересов и потребностей. Самое
страшное в конфликте — чувства, которые испытывают люди в этот момент друг к другу:
страх, злоба, обида, ненависть. Посмотрите, во что превращается жизнь семьи,
состоящей из 3-4 человек, в небольшой городской квартире. Сколько ссор, криков, слез,
взаимных обвинений, проклятий! В селе частенько отцы бьют своих сыновей. Вот как
об их пагубности писал известный психолог Вэльюсен: «порка — это первый вершок
аршинной дубины насилия. Именно из нее рождаются драки, а в конце концов —
убийства, изнасилования, терроризм».
Задание 2. подумайте и постарайтесь назвать качества и умения необходимые для
успешного разрешения конфликтов. (Участники называют качества).
Классный руководитель: самоконтроль, самоограничение одним людям удается лучше,
чем другим в зависимости от темперамента, уровня зрелости, ответственности.