Напоминание

« Время-главная ценность человека»( по произведению Е.Шварца « Сказка о потерянном времени».


Автор: Архипова Людмила Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа N 101 с углубленным изучением экономики" городского округа
Населённый пункт: город Уфа Республики Башкортостан
Наименование материала: Открытый урок по литературному чтению 4 класс
Тема: « Время-главная ценность человека»( по произведению Е.Шварца « Сказка о потерянном времени».
Дата публикации: 29.08.2021
Раздел: начальное образование





Назад




1.

Орг.момент .

Ребята , сегодня у нас открытый урок . «Открытый» он называется по тому, что

двери нашего кабинета открыты для всех желающих посмотреть нашу с вами

совместную работу. Вот поэтому у нас сегодня так много гостей.

- давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. ( дети берутся за руки и

улыбаются друг другу)

- я желаю вам добра ,вы желаете друг другу добра. Если будет трудно я вам

помогу.

-я рада ,что у вас хорошее настроение. Надеюсь ,что урок пройдет интересно и

увлекательно.

-начинаем урок литературного чтения.

- Отгадайте загадку.

Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит,

Не догонишь его (время )

так что такое время?

-время- это продолжительность существования чего-либо или кого-либо на земле, и для

каждого существа или предмета оно ограничивается определенными рамками , которые

мы называем возрастом.

-А чем конкретно измеряется человеческая жизнь?( годами)

- человека в течение жизни проходит несколько периодов ( детство,

молодость ,старость.)

-Как вы думаете какой из этих периодов самый важный ?Почему вы так считаете?

Да , это детство возраст в котором вы сейчас живете .Он самый ответственный и важный

в жизни любого человека, так как именно в детстве складывается представление о мире , о

том , что такое хорошо и что такое плохо ,формируется характер ,все что человек возьмет

из детства , он принесет во взрослую жизнь.И если человек чему то не научился в свое

время ,что-то упустил, ему придется не легко и понадобиться много времени , чтобы

наверстать упущенное в детстве .Не зря говорят : все начинается с детства., но именно оно

пролетает быстрее всего. Как вы думаете почему?

(Детство – прекрасная пора , это беззаботное время , когда дети большую часть играют ,

многое за них решают взрослые , которые стремятся сделать детство своих детей ярким.)

Значит ,что является главной ценностью человека- время.

А в каком произведение об этом говориться ? «Сказка о потерянном времени».

И тема нашего урока « Время-главная ценность человека»( по произведению Е.Шварца «

Сказка о потерянном времени».

2.

Сегодня мы продолжать работу со сказкой Евгения Львовича Шварца «Сказка о

потерянном времени».А чем будем сегодня заниматься ?

-делать выводы и рассуждать.

-размышлять

-читать

3.Сейчас я предлагаю вам проверить себя насколько вы знаете сказку. (Работа на

полях.) Открываем рабочие тетради, записываем число ,кл. работа.

Я вам читаю вопрос , а вы отвечаете «да» или «нет».

1.

Дети, напрасно теряющие время, превращались в старичков.

2.

Злые волшебники считали время на калькуляторе. ( СЧЁТЫ)

3.

Детей, которые напрасно теряли время, в рассказе пятеро. (4)

4.

Дом волшебников освещался керосиновой лампой.

5.

Дом волшебников находился на опушке леса. (В лесной чаще)

6.

До леса дети – старички доехали на троллейбусе. ( Трамвае)

7.

Среди злых волшебников не было Сергея Захаровича.

8.

Часы в доме волшебников называли часики. ( Ходики)

9.

Для совершения волшебства стрелку надо повернуть в обратную сторону

77раз.

10. Человек, понапрасну теряющий время, сам не замечает, как стареет.

( самопроверка)

3.кто является гл. героем сказки ?

Я предлагаю вам составить синквейн на главного героя.

Но работать мы свами будем в группах, давайте вспомним правила работы в

группах.

Почему главный герой сказки Петя Зубов постоянно отставал от своих товарищей ?

На что он рассчитывал? ( найдите в тексте строки где он об этом говорит)

(Потому что в сказке Евгения Шварца волшебники стерегут даром потраченное ребятами

время и с его помощью возвращают себе молодость.)

Как почувствовал себя Петя став стариком? Найдите отрывок из книги .( стр.6)

4.Сейчас прослушаем отрывок из песни злых волшебников ( найдите ключевые слова из

этой песенки)-А мы все время убиваем время……..

Убивать время-значит тратить его в попусту.

…..Что заставило Петю изменить отношение ко времени?( чтение отрывка стр.7-8)

5. Сейчас я предлагаю вам вспомнить всех гл .героев , здесь мы с вами возьмем прием

кластера и Работа будет в парах .

Приём «Кластер» работаем вместе кластер на доске, прикрепить фамилии (на листочках)

Когда все ребята- старички были все собраны осталось только перевести часы, но

до них еще надо было добраться ….Сели в трамвай . Что произошло в трамвае

,от каких слов им стало не ловко? ( Да садитесь же вы ,вы за свою долгую жизнь

наработались, устали. Сидите теперь отдыхайте.)Да потому что они не заслужили

уважения и такого доброго отношения: не работали они, а бездельничали, время

они теряли….

И здесь не просто пришлось ребятам , но все -таки они сумели решить сложную

задачку.

Почему им удалось это сделать?

Они очень хотели вернуть потерянное время и снова стать детьми.

а если бы Пете

не удалось найти своих товарищей по несчастью, сумел бы он сам справиться ?

Вряд ли: ведь когда Петя начал крутить стрелки волшебных часов назад, он стал

уменьшаться в росте, и товарищам пришлось его поднимать, чтобы он смог до

тянуться до часов. Значит, помимо желания нужна была еще товарищеская

помощь, поддержка. Благодаря всему этому все вернулось на круги своя.

Как вы думаете ,как теперь будут жить эти ребята?

Они будут ценить каждую минуту и постараются научиться всему нужному и

важному для будущей жизни. Но это произошло в сказке .А в жизни можно

вернуть потерянное время? Всегда?

Время вернуть практически невозможно, поэтому лучше его вообще н е терять на

пустяки .Иногда можно наверстать упущенное , например вы болели и пропустили

уроки. Что для этого нужно? (старание, трудолюбие, терпение). - найдите в сказке

время

забрали

Марфа

Васильевна

Ольга

Капитоновна

Сергей

Владимирович

Пантелей

Захарович

потеряли

Надя Соколова

Маруся

Поспелова

Петя Зубов

Вася Зайцев

слова , которые выражают ее главную мысль.( Помни: человек, который

понапрасну теряет время , сам не замечает, как стареет.)

А вы когда- нибудь теряли время ? Когда это было? (ответы детей)

Как вы думаете что нужно сделать чтобы не терять время?

Вот об этом мы сейчас послушаем. Вашим д/з на прошлом уроке было написать

сочинение о вашем потерянном времени.

Рефлексия.

Какой урок мы можем извлечь из этой сказки?

-Ребята, вы хорошо поработали сегодня на уроке. Что на уроке было трудным ? Что легко

удалось выполнить? Оцените свою работу на уроке.

Над каким произведением мы сегодня работали на уроке?

Чему научились на уроке?

Чему учит эта сказка?



В раздел образования