Автор: Меленина Лариса Михайловна
Должность: восптатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №4 "Малышок"
Населённый пункт: г. Семенов, Нижегородская область
Наименование материала: статья "Формирование основ безопасности детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы"
Тема: статья по безопасности
Дата публикации: 29.08.2025
Раздел: дошкольное образование
«Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста
средствами художественной литературы».
Педагог: Лариса Михайловна Меленина
МДОУ «Детский сад №4 «Малышок»,
г. Семенов, Нижегородская область
Актуальность проблемы формирования безопасного поведения у
дошкольников обусловлена возрастающими требованиями современного
общества к личной безопасности ребенка. В старшем дошкольном возрасте
происходит активное становление самосознания и социального интеллекта,
что создает благоприятные предпосылки для осознанного усвоения правил
безопасности.
Художественная литература выступает эффективным педагогическим
инструментом, поскольку: представляет социальные нормы в эмоционально-
образной форме;позволяет моделировать различные жизненные ситуации;
способствует развитию эмоционального отклика и рефлексии.
1. Теоретические аспекты проблемы
1.1. Понятие безопасности в дошкольном образовании
Безопасность дошкольников рассматривается как:
Состояние защищенности от потенциальных угроз
Система знаний и умений безопасного поведения
Способность прогнозировать последствия своих действий
1.2. Возрастные особенности восприятия
Для детей 5-7 лет характерно:
Преобладание наглядно-образного мышления
Эгоцентрическая позиция
Высокая эмоциональная восприимчивость
Активное развитие социального интеллекта
2. Методика работы с художественной литературой
2.1. Принципы отбора произведений
Доступность
соответствие возрасту
Проблемность
наличие конфликтных ситуаций
Нравственная направленность
четкая позиция добра и зла
Дидактичность
возможность извлечь урок
2.2. Инновационные методы работы
Литературные проекты ("Сказка безопасности")
Театрализованные постановки с элементами тренинга
Дидактические игры на основе сюжетов ("Что сначала, что потом?")
Создание лэпбуков по темам безопасности
Цифровые технологии (интерактивные книги, презентации)
3. Практическая реализация
3.1. Модель занятия
Мотивационный этап (создание проблемной ситуации)
Чтение с остановками (анализ опасных моментов)
Рефлексивная беседа ("Как поступил бы ты?")
Продуктивная деятельность (рисование, лепка сюжета)
Итоговая игра (закрепление правил)
3.2. Примеры вопросов для обсуждения:
Почему герой попал в беду?
Какие ошибки он совершил?
Кто мог ему помочь?
Как нужно было поступить правильно?
Заключение
Систематическая работа с художественной литературой позволяет
сформировать у старших дошкольников:
Систему знаний об опасных ситуациях
Навыки безопасного поведения
Способность к прогнозированию последствий
Эмпатию и социальную ответственность.
Перспективными направлениями развития методики являются интеграция
литературного чтения с современными технологиями и усиление семейного
компонента в образовательном процессе.