Автор: Надежда Николаевна Замыслова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 30"
Населённый пункт: г. Череповец
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Дневник - здоровья, как средство воспитания здорового образа жизни младшего школьника"
Дата публикации: 29.10.2023
Раздел: начальное образование
«Дневник – здоровья, как средство воспитания здорового образа жизни младшего
школьника»
Подготовила:
учитель начальных классов
Замыслова Н.Н.
г. Череповец
2023г.
Здоровье до того перевешивает
Все остальные блага,
Что здоровый нищий счастливее
Больного короля
А. Шопенгауэр
Всем известно, что ребёнок, обучаясь в начальной школе, должен достигнуть
определённых результатов. Поэтому в рамках начального образования, в качестве
одной из целей обучения на первый план выдвигается социальная адаптация
ученика в современном обществе.
Наряду с общеобразовательной подготовкой стоит задача воспитания здоровой
личности, способной реализовать свои образовательные и социальные
потребности.
Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник
должен получить за время учёбы знания, которые будут востребованы им в
дальнейшей жизни. Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть
достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые
рассматриваются как совокупность приёмов и методов организации учебно –
воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьника.
Здоровье – категория резервов жизни, жизнеспособности человека как целостного
существа в единстве его телесных и психических характеристик. Такие резервы
жизнеспособности формируются в процессе воспитания. А это область педагогики. Значит,
здоровье – категория педагогическая. Здоровье либо укрепляется, либо утрачивается в
процессе воспитания человека в семье и школе.
Наиболее адекватная реализация организационно – педагогических условий
формирования здорового образа жизни школьника возможна посредством построения
модели организации процесса. Данная модель, которая обеспечивает формирование
здорового образа жизни у школьника, включает в себя цель, принципы, педагогические
условия, направления формирования здорового образа жизни, методики и
технологии формирования здорового образа жизни, формы физкультурной
деятельности, ожидаемые результаты.
Выпускник школы должен быть не только образованным человеком, но и
нравственно, психически и физически здоровым. Ему необходимо научиться
реально оценивать потенциальные возможности своего организма и уметь рационально ими
пользоваться.
В связи с этим мною была выбрана тема по самообразованию: «Реализация
здоровьесберегающих технологий через обучение и воспитание младших школьников».
Поставлена цель: обеспечить школьникам возможность сохранения здоровья, сформировать
у них необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,
научиться пользоваться знаниями в повседневной жизни. Намечены задачи:
- сохранять и укреплять здоровье школьников, через приобщение к ЗОЖ;
- предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни;
- добиться выполнения правил здоровьесбережения.
Для решения вышеупомянутых задач, в качестве основной формы было выбрано
внедрение элементов здоровьесберегающих технологий через занятия «Уроки
здоровья». На занятиях учащиеся ведут «Дневник здоровья».
Содержание «Дневника здоровья» реализуется в игровой форме. На протяжении
четырёх лет дети, используя задания и материалы учителя, проводят подсчёты,
измерения, осваивают методики самопомощи, придумывают игры и обучаются их
разыгрыванию.
«Дневник здоровья» позволяет развивать у младших школьников
мотивационные основы сохранения и улучшения своего физического и духовного
здоровья. На этом этапе ставлю перед собой цель: обеспечить прямую и обратную
связь в управлении процессом обучения здоровому образу жизни.
Работаю над решением следующих задач:
- воспитание ценностного отношения к своему здоровью;
- развитие творческих способностей;
- обеспечение интереса к ведению «Дневника здоровья».
Ведение «Дневника здоровья» позволило развить у обучающихся мотивацию к
сохранению и улучшению физического и духовного здоровья.
С чего начинается ведение «Дневника здоровья»? Мы начинаем с оформления
обложки. На ней указаны – фамилия, имя обучающегося (дети украшают её рисунками на
тему «Здоровый образ жизни»).
На первой страничке дневника – дата рождения и антропометрические показатели веса
и роста (определённые в медицинском кабинете), начиная с первого и по четвёртый класс,
оформленные в виде таблицы. Далее работа с «Дневником здоровья строится исходя из
выбранной темы». Например: «Здоровая пища, «Уход за зубами», «Полезные и вредные
привычки». На занятиях использую следующие приёмы:
составление режима дня,
составление меню правильного питания;
проведение упражнений на двигательную активность;
упражнения на развитие памяти, внимания, мышления;
составление правил по соблюдению норм гигиены;
составление и решение кроссвордов;
заполнение анкет, тестов, таблиц;
выполнение творческих заданий и др.
Работа с «Дневником здоровья» помогает мне:
- исследовать и оценить состояние здоровья обучающихся;
- сохранить и укрепить здоровье через приобщение к здоровому образу жизни;
- научить ребят воспринимать свою жизнь и здоровье как величайшую ценность
дарованную нам.
Работа с «Дневником здоровья» помогает детям усвоить учебный материал,
делает путешествие в страну здоровья интересным и увлекательным, а так же
способствует развитию у школьников процессов самонаблюдения, валеологического
анализа и самоанализа для коррекции собственного образа жизни. Учителю при этом
отводится роль консультанта, а строителем своего здоровья остаётся сам ученик.