Напоминание

"Дневник - здоровья, как средство воспитания здорового образа жизни младшего школьника"


Автор: Надежда Николаевна Замыслова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 30"
Населённый пункт: г. Череповец
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Дневник - здоровья, как средство воспитания здорового образа жизни младшего школьника"
Дата публикации: 29.10.2023
Раздел: начальное образование





Назад




«Дневник – здоровья, как средство воспитания здорового образа жизни младшего

школьника»

Подготовила:

учитель начальных классов

Замыслова Н.Н.

г. Череповец

2023г.

Здоровье до того перевешивает

Все остальные блага,

Что здоровый нищий счастливее

Больного короля

А. Шопенгауэр

Всем известно, что ребёнок, обучаясь в начальной школе, должен достигнуть

определённых результатов. Поэтому в рамках начального образования, в качестве

одной из целей обучения на первый план выдвигается социальная адаптация

ученика в современном обществе.

Наряду с общеобразовательной подготовкой стоит задача воспитания здоровой

личности, способной реализовать свои образовательные и социальные

потребности.

Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник

должен получить за время учёбы знания, которые будут востребованы им в

дальнейшей жизни. Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть

достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые

рассматриваются как совокупность приёмов и методов организации учебно –

воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьника.

Здоровье – категория резервов жизни, жизнеспособности человека как целостного

существа в единстве его телесных и психических характеристик. Такие резервы

жизнеспособности формируются в процессе воспитания. А это область педагогики. Значит,

здоровье – категория педагогическая. Здоровье либо укрепляется, либо утрачивается в

процессе воспитания человека в семье и школе.

Наиболее адекватная реализация организационно – педагогических условий

формирования здорового образа жизни школьника возможна посредством построения

модели организации процесса. Данная модель, которая обеспечивает формирование

здорового образа жизни у школьника, включает в себя цель, принципы, педагогические

условия, направления формирования здорового образа жизни, методики и

технологии формирования здорового образа жизни, формы физкультурной

деятельности, ожидаемые результаты.

Выпускник школы должен быть не только образованным человеком, но и

нравственно, психически и физически здоровым. Ему необходимо научиться

реально оценивать потенциальные возможности своего организма и уметь рационально ими

пользоваться.

В связи с этим мною была выбрана тема по самообразованию: «Реализация

здоровьесберегающих технологий через обучение и воспитание младших школьников».

Поставлена цель: обеспечить школьникам возможность сохранения здоровья, сформировать

у них необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,

научиться пользоваться знаниями в повседневной жизни. Намечены задачи:

- сохранять и укреплять здоровье школьников, через приобщение к ЗОЖ;

- предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни;

- добиться выполнения правил здоровьесбережения.

Для решения вышеупомянутых задач, в качестве основной формы было выбрано

внедрение элементов здоровьесберегающих технологий через занятия «Уроки

здоровья». На занятиях учащиеся ведут «Дневник здоровья».

Содержание «Дневника здоровья» реализуется в игровой форме. На протяжении

четырёх лет дети, используя задания и материалы учителя, проводят подсчёты,

измерения, осваивают методики самопомощи, придумывают игры и обучаются их

разыгрыванию.

«Дневник здоровья» позволяет развивать у младших школьников

мотивационные основы сохранения и улучшения своего физического и духовного

здоровья. На этом этапе ставлю перед собой цель: обеспечить прямую и обратную

связь в управлении процессом обучения здоровому образу жизни.

Работаю над решением следующих задач:

- воспитание ценностного отношения к своему здоровью;

- развитие творческих способностей;

- обеспечение интереса к ведению «Дневника здоровья».

Ведение «Дневника здоровья» позволило развить у обучающихся мотивацию к

сохранению и улучшению физического и духовного здоровья.

С чего начинается ведение «Дневника здоровья»? Мы начинаем с оформления

обложки. На ней указаны – фамилия, имя обучающегося (дети украшают её рисунками на

тему «Здоровый образ жизни»).

На первой страничке дневника – дата рождения и антропометрические показатели веса

и роста (определённые в медицинском кабинете), начиная с первого и по четвёртый класс,

оформленные в виде таблицы. Далее работа с «Дневником здоровья строится исходя из

выбранной темы». Например: «Здоровая пища, «Уход за зубами», «Полезные и вредные

привычки». На занятиях использую следующие приёмы:

составление режима дня,

составление меню правильного питания;

проведение упражнений на двигательную активность;

упражнения на развитие памяти, внимания, мышления;

составление правил по соблюдению норм гигиены;

составление и решение кроссвордов;

заполнение анкет, тестов, таблиц;

выполнение творческих заданий и др.

Работа с «Дневником здоровья» помогает мне:

- исследовать и оценить состояние здоровья обучающихся;

- сохранить и укрепить здоровье через приобщение к здоровому образу жизни;

- научить ребят воспринимать свою жизнь и здоровье как величайшую ценность

дарованную нам.

Работа с «Дневником здоровья» помогает детям усвоить учебный материал,

делает путешествие в страну здоровья интересным и увлекательным, а так же

способствует развитию у школьников процессов самонаблюдения, валеологического

анализа и самоанализа для коррекции собственного образа жизни. Учителю при этом

отводится роль консультанта, а строителем своего здоровья остаётся сам ученик.



В раздел образования