Автор: Созонова Мария Деевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУСОШ с. Буйского Уржумского района Кировской области
Населённый пункт: с.Буйское Уржумского района Кировской области
Наименование материала: Технологическая карта урока литературы
Тема: "Образ Хлестакова в комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"
Дата публикации: 29.10.2024
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока
литература
8 класс
«Н.В.Гоголь «Ревизор». Образ Хлестакова. Понятие «хлестаковщина»
Выполнила учитель русского языка и литературы
МКОУСОШ с.Буйского Уржумского района Кировской области
Созонова М.Д.
Цели урока
Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к
общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей
изучаемой темы.
Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем
развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и
его значение для последующего обучения.
Образовательная цель: повторить особенности драматических произведений; актуализировать понятие об образе (в
частности, об образе-персонаже), раскрыть черты характера главного героя комедии Гоголя, формировать умение
определять средства и способы создания художественного образа; познакомить с понятием «хлестаковщина».
Развивающая цель: развивать и обогащать речь учащихся, развивать мышление, устную и письменную речь,
творческое воображение детей.
Воспитательная: прививать ребятам уважение и интерес к творчеству писателей-классиков, воспитывать
вдумчивого зрителя, читателя; формировать устойчивую нравственную позицию.
Тип урока
общеметодологической направленности
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные: осознавать значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; воспитывать
квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять
его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного.
Метапредметные
Регулятивные:
организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи, отвечать на
вопросы, обобщать, делать выводы, оценивать свои достижения на уроке.
Познавательные:
анализировать речь, действия героя, взаимоотношения с другими персонажами; устанавливать причинно-
следственные связи; делать выводы и обобщения на основе реализованных исследовательских задач:.искать информацию в
разных источниках.
Коммуникативные: свободно, правильно излагать свои мысли, соблюдая коммуникативные качества речи, речевые нормы.
Личностные: осознавать эстетическую ценность русской культуры, литературы; уважительно относиться к национальным
ценностям,
проявлять любознательность и интерес к изучению литературных произведений.
Методы и формы работы
Объяснительно-иллюстративный – рассказ, беседа, самостоятельная работа.
Репродуктивный – пересказ, работа с книгой.
Проблемный – объяснение с опорой на наглядность.
Исследовательский – работа по поиску информации.
Частично-поисковый – беседа с выводом.
Эвристический (открытие).
Наблюдение, индивидуальная, фронтальная
Педагогические
технологии
Проблемно-диалогическая технология
Технология формирования типа правильной читательской деятельности к самостоятельной деятельности (продуктивного
чтения);
Технология оценивания учебных успехов.
Педагогика сотрудничества.
Оборудование
учебник «Литература» В. Я. Коровина ч.1, 8кл., ноутбук, мультимедиапроектор, карточки с заданием для групп;
реквизит для инсценировки
Организационная структура урока
Этапы
урока
Деятельность учителя
Осуществляемая деятельность
обучающихся
Планируемые результаты
1.Само-
опреде-
ление
Добрый день, уважаемые взрослые, ребята! Я надеюсь, наш урок будет
интересным и продуктивным! Сегодня мы продолжаем вести разговор о
бессмертной комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Итак, занавес
открывается! Встречайте нашего героя (подготовленный ученик читает
монолог Хлестакова).
Ребята, о каком герое будем вести речь сегодня? Верно, о Хлестакове!
Слушают учителя, участвуют в
диалоге с учителем;
демонстрируют готовность к
уроку
Личностные: положительно относятся к
учению, познавательной деятельности,
желают приобретать новые
знания, умения, совершенствовать
имеющиеся.
Познавательные: осознают
познавательную задачу.
Регулятивные: планируют (в
сотрудничестве с учителем и
одноклассниками,
самостоятельно) необходимые действия,
операции.
Коммуникативные:
обмениваются мнениями, учатся понимать
позицию партнера, в том числе и
отличную от своей.
2.
Актуали
зация
знаний и
фиксиро
вание
затрудне
ний
Посмотрите, пожалуйста, на эпиграф к уроку, прокомментируйте
его.
«Хлестакову принадлежит главная роль в действии,
около него обращаются все прочие лица, как планеты
вокруг солнца.» (Ю. Манн)
Отвечают на вопросы, строят
понятные для собеседников
высказывания; обдумывают
ответы на вопросы
Личностные: положительно относятся к
учению, познавательной деятельности,
желают приобретать новые
знания, умения, совершенствовать
имеющиеся.
Познавательные: выполняют учебно-
познавательные действия, устанавливают
причинно-следственные связи.
Регулятивные: принимают и сохраняют
учебную задачу.
Коммуникативные: высказывают и
обосновывают свою точку зрения
3.Поста
новка
учебной
задачи,
целей
урока.
Ребята, попробуйте определить тему и цель урока
Постановка темы и цели урока. «О чем будем говорить на
уроке?»
Цель: повторить особенности драматических произведений;
раскрыть черты характера главного героя комедии Гоголя,
познакомиться с понятием «хлестаковщина».
Отвечают на вопросы, строят
понятные для собеседников
высказывания; обдумывают
ответы на вопросы
Личностные: приобретают мотивацию к
процессу образования, проявляют интерес
к работе.
Познавательные: выполняют учебно-
познавательные действия
Регулятивные: принимают и сохраняют
учебную задачу.
Коммуникативные: формулируют
собственные мысли, высказывают и
обосновывают свою точку зрения
4Состав
ление
плана,
стратеги
и по
разреше
нию
затрудне
ния
Наш герой взаимодействует с другими персонажами пьесы.
Давайте вспомним героев комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
По данным характеристикам узнайте героев комедии Н. В.
Гоголя «Ревизор».
1. Толстый, неповоротливый человек, но при всём том проныра и
плут. Очень услужлив и суетлив. О себе говорит, что «не жалеет
ничего и ревностно исполняет службу». (Артемий Филиппович
Земляника, попечитель богоугодных заведений)
2. Считает, что нет человека, который бы за собою не имел каких-
нибудь грехов, так как это уже так самим Богом устроено.
Поэтому он сам с удовольствием берёт и даёт взятки. (Антон
Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий.)
Обдумывают ответы на вопросы,
вспоминают изученный материал,
думают над затруднениями
Личностные: имеют желание
преодолевать трудности, возникающие
при работе.
Познавательные: выполняют учебно-
познавательные действия, осуществляют
для решения учебных задач операции
анализа, синтеза, сравнения,
классификации, устанавливают причинно-
следственные связи.
Регулятивные: принимают и сохраняют
учебную задачу.
Коммуникативные: слушают и отвечают
на вопросы других, формулируют
собственные мысли, высказывают и
обосновывают свою точку зрения
3. Этот чиновник в бога не верует, в церковь не ходит и открыто
говорит, что берет взятки борзыми щенками. (Аммос Федорович
Ляпкин-Тяпкин, судья)
- Давайте, используя текст комедии, высказывания критиков,
попробуем выяснить, какими чертами характера обладает
наш герой. Проанализируем основные сцены, где появляется
Хлестаков. Сцены и задания вам предложены.
5Реализа
ция
выбранн
ого
проекта
Работа в парах (анализ текстов)
Характеристика образа Хлестакова.
- Ответьте на вопросы:
1.
Кого и чего боятся чиновники?
2.
Кто такой ревизор?
3.
Кого принимают за ревизора?
Страх чиновников перед ревизором является основой развития
действия комедии. Ревизора они боятся, так как у каждого есть
«грешки». За ревизора принимают приезжего чиновника из
Петербурга.
1 задание. Первое знакомство с героем. (Анализ 1-7 явлений
действия второго)
Отвечают на вопросы, строят
понятные для собеседников
высказывания; обдумывают
ответы на вопросы
Личностные: проявляют интерес к
работе, приобретают новые знания,
умения, совершенствуют имеющиеся.
Познавательные: выполняют учебно-
познавательные действия, осуществляют
для решения учебных задач операции
анализа, синтеза, сравнения,
классификации, устанавливают причинно-
следственные связи.
Регулятивные: принимают и сохраняют
учебную задачу.
Коммуникативные: задают вопросы,
слушают и отвечают на вопросы других,
формулируют собственные мысли,
высказывают и обосновывают свою точку
зрения
- Итак, кто же он такой, Иван Александрович Хлестаков?
В «Замечаниях для господ актеров» Гоголь так говорит о
Хлестакове (стр.267)
Вывод подтверждаем примерами из текста.
Хлестаков, молодой человек 23-24 лет, одетый по моде. Из
монолога Осипа мы узнаём, что Хлестаков - мелкий
петербургский чиновник(«елистратишка простой», т.е. чиновник
последнего, 14 класса), сын небогатого саратовского помещика, по
дороге из Петербурга в Саратовскую губернию проигрался в
карты. Денег у него нет и не предвидится. Положение Хлестакова
осложняется тем, что хозяин гостиницы, в которой остановился
наш герой со слугой Осипом, отказывается кормить постояльца в
долг.
В обращении Хлестакова к своему слуге бросается в глаза
барская манера говорить, грубость, высокомерие(«дурак»,
«скотина»). Но когда Хлестаков просит Осипа принести ему обед,
повелительный тон сменяется на более мягкий. (ремарки). В этом
эпизоде раскрывается двуличие Хлестакова. В этих сценах
Хлестакову присущи расточительность, стремление
порисоваться, произвести фурор, пустить пыль в глаза,
легкомыслие, безответственность. Труслив, высокомерен,
нагл.
2 задание. Хлестаков в доме Городничего. (действие III, явл.6)
Вывод подтверждаем примерами из текста.
-Какую сцену вы считаете кульминационным моментом в
раскрытии образа Хлестакова? (Речь и действия в доме
городничего, Действие III, явл.6)
Интересное прочтение образа Хлестакова предложил режиссёр
Н. Михалков в фильме “Ревизор”. Предлагаю вашему вниманию
фрагмент из этого фильма.
Просмотр фрагмента “Хлестаков в доме городничего”.
Задание. В чём цель жизни молодого человека? Как
раскрывается Хлестаков в сцене вранья? Понимает ли он в этот
момент, что его приняли за ревизора? Какие черты характера
героя раскрываются в этой сцене? Какова роль ремарок в этой
сцене?
Прием, оказанный городничим, почтение подхлёстывают героя
разговориться. Вранье потому и опьяняет Хлестакова, что в
вымышленном мире он может перестать быть самим собой,
отделяться от себя, стать другим. Вместе с возвышением его
положения в обществе, стремительным взлетом его чина растет
панический страх чиновников и восторг перед ним. Он ещё не
понял, за кого его здесь принимают. Цель жизни молодого
человека: «ведь на то и живёшь, чтобы срывать цветы
удовольствия...» является и пределом желаний городничего и
чиновников: иметь власть, известность, деньги, не прилагая для
этого никаких усилий, не выполняя никаких обязанностей, не
служа Отечеству. В этой сцене очень ярко раскрылись такие черты
характера Хлестакова, как болтливость, зазнайство,
хвастливость, глупость, тщеславие. Но, поднявшись на почти
недосягаемую высоту, Хлестаков «поскальзывается» и фраза
«Меня завтра же произведут сейчас в фельдмарш…» обрывается
на полуслове. Он чуть не «шлепнул» на пол. В этой сцене автор
использует не только гиперболу, сильное преувеличение приводит
к гротескному изображению.
3 задание. Чиновники на приеме у «ревизора». (действие 4
явления 2-7)
Как ведет себя Хлестаков в сценах взятки? Какие черты
Хлестакова здесь показаны?
Вывод подтверждаем примерами из текста.
Сцены взяток, по определению Г. А. Гуковского,
открывают
механизм
превращения
фитюльки
в
ревизора.
Подбадриваемый
робостью
и
угодливостью
чиновников,
Хлестаков на наших глазах становится ревизором, сановником,
взяточником.
Хлестаков
понимает,
что
его
приняли
за
государственного человека в явл.8, дейст.IV. В этих явлениях от
сцены
к
сцене
в
динамике
показаны бесцеремонность,
фамильярность, наглость Хлестакова.
4 задание. Хлестаков и женская половина города. (явл.12-14,
дейст.IV)
Портрет Хлестакова был бы неполным, если бы мы не рассказали
о его отношении к женщинам. Каким предстает Хлестаков в сцене
объяснения в любви Марье Антоновне и Анне Андреевне?
Почему он делает предложение Марье Антоновне? Какие качества
Хлестакова обнаруживаются в этих сценах?
Вывод подтверждаем примерами из текста.
В объяснениях с Марьей Антоновной и Анной Андреевной
Хлестаков предстает человеком, пользующимся убогим набором
слов, пошлых приёмов, банальных изречений. Анна Андреевна и
Мария Антоновна возомнили его ловеласом и женихом, он готов
играть эти роли. Он мгновенно влюбляется и начинает
ухлестывать ради собственного удовольствия, когда к нему
проявляют интерес. И мгновенно остывает к предмету своей
любви, просто так, беспричинно. Хлестаков вынужден сделать
предложение дочери городничего.
В этих сценах Хлестаков показывает свою глупость,
изворотливость, беспечность, двуличие, ветреность.
5 задание. Хлестаков с простыми людьми и в письме
Тряпичкину.
-Как ведет себя Хлестаков с простыми жителями города?
-Найдите примеры из письма, в которых Хлестаков говорит о
чиновниках.
Хлестакова не волнуют проблемы простых людей, их жизнь в
этом городе, всех просителей он прогоняет.
А теперь давайте обобщим все сказанное и подумаем, что же
такое «хлестаковщина»?
Характер персонажа породил понятие «хлестаковщина»,
подразумевающее воплощенные в человеческой натуре
хвастовство, пустозвонство, манерность, желание «пустить пыль в
глаза», казаться более значимым и важным человеком, чем
являешься на самом деле; плутовство, мошенничество,
безответственность, обман, желание пожить за чужой счет.
А теперь слово адвокатам.
Слова Н.В. Гоголя: «Всякий хоть на минуту, если не на несколько
минут, делался или делается Хлестаковым».
«Хлестакову принадлежит главная роль в действии, около него
обращаются все прочие лица, как планеты вокруг солнца.» (Ю.
Манн)
«Он добрая душа, по-своему мечтатель и наделен неким
обманчивым обаянием, изяществом повесы...» (В.В. Набоков)
-Есть ли положительные герои в комедии?
Н.В.Гоголь считал, что в комедии честное, благородное лицо был
«смех».
6
Этап
Самосто
ятельно
й
работы с
проверк
ой по
эталону.
Составить синквейн - пятистишие по теме урока (каждый учащийся
пользуется «Алгоритмом написания синквейна»
Самостоятельно работают.
Регулятивные:
контроль, коррекция,
выделение и осознание того, что уже
усвоено, и того, что ещё подлежит
усвоению.
Личностные: самоопределение.
Коммуникативные: аргументировать
свою точку зрения.
7Рефлек
сия
Подводя итог, я хочу задать необычный вопрос: встречались ли вы в
Оценивают свои знания, отвечают
Личностные: приобретают мотивацию к
процессу образования.
учебной
деятельн
ости
последнее время с мошенниками? Звонили ли вам с незнакомых
номеров? Есть ли в наше время взяточничество? Вывод: актуальность
комедии в наши дни. Ребята, давайте подведем итог.
Какую цель мы ставили? Мы ее выполнили. Выберите из
предложенных характеристик те качества героя, которые вы
осуждаете, и подберите антонимы!
Домашнее задание: стр.356 в.3
на вопросы
Познавательные: устанавливают
взаимосвязь между объемом
приобретенных на уроке знаний, умений,
навыков и операционных действий.
Коммуникативные: выражают свои
мысли с достаточной полнотой и
точностью; формулируют и
аргументируют свою позицию.