Автор: Роза Ивановна Ефейкина
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ " Туванская ООШ"
Населённый пункт: Туваны
Наименование материала: Статья
Тема: Основные сферы музыки - песня, танец, марш
Дата публикации: 29.10.2024
Раздел: среднее образование
Основные сферы музыки - песня, танец, марш
Вот музыка! Ее лицо В конце концов и нам открылось! Какая сила в нем светилась!.. И
сердце радостно забилось…
«Три кита» – песня, танец, марш – три основные сферы музыки. К каждой из них применимы
такие широко охватные определения, как «область», «жанр», «форма», «тип», «характер».
Нет, вероятно, ни одной программы по музыке, ни одного учебника, ни одного методического
пособия, в котором мы не нашли бы «трех китов». Однако они всегда фигурировали и сегодня
продолжают фигурировать лишь как образцы наиболее простых музыкальных форм, как
простейшие жанры, доступные восприятию ребят даже на самой начальной стадии их
музыкального развития, но отходящие на второй план, уступающие место более сложным
формам и жанрам музыки, после того как выполнят свою чисто «дидактическую функцию».
Ошибочность подобного отношения к «трем китам» обнаруживает себя без всякого труда уже
в том, что многие песни, танцы и марши по богатству внутреннего содержания и развитости
формы относятся к числу сложнейших произведений мирового музыкального искусства.
Достаточно вспомнить «Песни и пляски смерти» Мусоргского, «Песни об умерших детях»
Малера, «Симфонические танцы» Рахманинова, «Вальс» Равеля, траурный марш из Третьей
симфонии Бетховена или Второй фортепианной сонаты Шопена и великое множество других
произведений такого же художественного уровня и такой же степени сложности.
Но дело даже не в этом. Песня, танец и марш – самые широко распространенные, самые
массовые, самые демократические области музыки. Многие миллионы людей на земном шаре
ни разу не слушали профессиональной музыки и даже не подозревают о существовании
нотной грамоты и вообще музыки как профессии, но вряд ли найдется среди них хоть один
человек, не спевший за свою жизнь ни одной песни, не станцевавший ни одного танца, не
участвовавший ни в одном шествии под музыку, хотя бы под ритмичные удары народных
барабанов.
«Три кита» — это основные жанры, типы музыки. Впервые их описал в своей книге для
детей композитор Д. Д. Кабалевский. Как всякий дом стоит на фундаменте, так и эти «три
кита» держат на своих плечах весь огромный мир музыки.Они стали частью нашей
повседневности и настолько слились с нею, что порой мы не замечаем и не воспринимаем их
как искусство. Ну кто из нас задумывался, когда слушал мамину колыбельную или шагал в
спортивном строю, или танцевал на дискотеке, что исполняется музыкальное произведение?
Конечно, никто. Но они всегда рядом с нами — песня, танец и марш. В опере, в симфонии и в
хоровой кантате, в фортепьянной сонате и в струнном квартете, в балете, в джазовой,
эстрадной и народной музыке, словом, в любой области музыкального искусства нас ждет
поддержка «трех китов».
Марш — Марш – это жанр инструментальной музыки, сопровождающей и организующей
массовые шествия.. С маршами — бодрыми, веселыми, походными, праздничными, а порой
печальными и даже траурными — связаны многие события в жизни человека. Магсhе —
французское слово, в переводе значит «ходьба». Поэтому пишутся они всегда в четком
музыкальном размере 2/4 или 4/4, чтобы было удобно идти в строю. И хотя марши
отличаются друг от друга мелодией, характером и содержанием, их объединяет четкий и
энергичный ритм.
Слушаем!
П. Чайковский. Марш деревянных солдатиков, Похороны куклы («Детский альбом»).
Марши из опер: М. Глинка. Руслан и Людмила; Дж. Верди. Аида; Ш. Гуно. Фауст. Ф.
Шопен. Соната си-бемоль-мажор. Л. Бетховен. Финал Пятой симфонии. В. Агапкин.
Прощание славянки. В. Александров. Священная война. И. Дунаевский. Марш из
кинофильма «Веселые ребята».
Королем марша назвали когда-то композитора Исаака Дунаевского. Вспомните его “Песню о
веселом ветре“, также написанную в маршевом стиле(Марши Дунаевского: Марш
энтузиастов, Марш трактористов, Марш артиллеристов, Марш юннатов, Марш
краснофлотцев, Марш физкультурников, Спортивный марш, Весенний марш)
Танец — Танец – это искусство выразительных движений в определённом ритме , одно из
древнейших проявлений народного творчества. В ритмическом или плавном движении люди
стремились передать свои чувства, настроения и мысли. Так появились ритуальные танцы,
которые стали непременным атрибутом каждого праздника. У многих народов они
сохранились и до нашего времени. Люди танцуют, иногда превращая свой танец в искусство
— балет. Танцуют, участвуя в торжественных церемониях или веселясь в свободные вечера и
на праздниках. У каждого народа сложились свои национальные традиции танца с
характерной, присущей ему музыкой.
1. И оркестр был в ударе И смеялся весь народ, Потому что на рояле Сам король играл …
(Гавот) Старинный французский танец, который вошел в придворный обиход, а с XVIII века
встречается в инструментальной музыке как самостоятельная пьеса. Этот танец называли
танцем королей.
Слушаем! Ф. Гайдн
2. Угадайте польский танец — Он пришел из Кракова. Его в Европе и у нас Танцуют
одинаково. (Краковяк) Возник в краковском воеводстве, отличается четким двудольным
размером. Танцуют в паре с дамой, кавалер притопывает, партнерша движется плавно и
изящно.
3. На Бразильском карнавале Мы бы все затанцевали … Афро-кубинский народный танец,
который стал очень популярным бальным танцем латиноамериканской серии. (Самба)
4. Излюбленный польский танец. Название его произошло из Мазовии — одной из польских
областей. Веселая задорная резко акцентированная мелодия в трехдольном размере. Этот
парный танец, в котором нет заранее придуманных фигур и все импровизируется во время
танца, очень популярен был на дворянских балах в XIX веке. (Мазурка)
Слушаем! Ф. Шопен
5. Характерные мелодические обороты и острые ритмические фигуры свойственны этому
венгерскому танцу. Это городской танец, который возник в XIX веке в венгерских корчмах,
служивших тогда своеобразными клубами. И название его происходит от слов «корчма»,
«трактир», что по-венгерски значит … — название танца. (Чардаш)
Слушаем! Ф.Лист, И.Брамс
6. Белорусский народный танец «крутиха» сопровождается мелодией одноименной песни о
возлюбленной жене Лявона. (Лявониха)
7. Этим испанским танцем особенно пленился Глинка во время путешествия по Арагони. Он
отличается быстрым темпом, острым ритмом, который подчеркивается щелканьем кастаньет.
Этот парный танец в Испании, как правило, исполняется под аккомпанемент гитары и
мандолины.(Хота)
Слушаем! М. Глинка. Арагонская.
8. Кубинский народный танец и песня, умеренного темпа в двудольном размере. Название его
произошло от названия столицы Кубы Гаваны (исп. Наbanа). (Хабанера)
9. Русский народный и бальный танец 2/4. Танцуют в паре, импровизируя фигуры. (Кадриль)
10. Под звуки греческих бузук Расцвел друзей широкий круг: Венок сплетенных крепко рук,
Лица пылают, словно маки. Танцуем греческий … Народный танец, который исполняют в
кругу, с постепенным ускорением темпа. (Сиртаки)
11. Самый древний танец Польши. В старину он назывался «великим» или «пешим». Его
название — французское слово, что в переводе означает — «польский». Этим шествием
открывались все придворные балы, это своеобразный торжественный марш в трехдольном
размере с изящным присоединением в конце каждого такта музыки. Известен с XVII века как
музыкальный жанр. (Полонез)
Слушаем! Ф. Шопен, М. Огиньский.
12. Украинский национальный танец, отличается жизнерадостным характером с удалыми,
энергичными движениями, основанными на больших прыжках. (Гопак)
13. Этот танец появился в Испании в XV веке и долго считался цыганским танцем. В 1909 году
официально был признан в Европе как бы возвратившись сюда из Латинской Америки.
Распространен как салонный эстрадный танец — 4/4 в умеренном темпе, основанный на
поклонах корпуса, подъеме на полупальцах. Исполняется в паре. (Танго)
14. Современный ритмический танец латиноамериканского происхождения, ставший
шлягером в 90-е годы XX века. (Ламбада)
15. Раз прискок и два прискок… Мы танцуем … Танец украинского происхождения в
двудольном размере, вначале сдержанного, затем ускоряющего движения. Название от
уменьшительного слова «казак». Партнер повторяет движения партнерши. (Казачок)
16. Национальный итальянский танец, получивший свое название в городе Таранто.
Особенно распространен в Неаполе и Сицилии. Стремительный и веселый, исполняется под
гитару и кастаньеты. Ритм в размере 3/8 или 6/8. Ярко выражает темперамент южан.
(Тарантелла)
17. Старинный французский танец, характеризующийся большим количеством поклонов и
реверансов. (Менуэт)
Слушаем! Ф. Лист, Ф. Шопен, П. Чайковский, С. Прокофьев.
18. Часто этот танец считается польским, а это неверно, потому что он чешского
происхождения. А название его обозначает “половинка”, так как танцуют его мелкими
шажками. Обычно этим танцем открывали деревенский бал — и никто не мог устоять на
месте. Это живой, непринужденный танец в двудольном размере, который танцуют в кругу
парами. (Полька)
Слушаем! П. Чайковский, М. Глинка.
19. Народный танец Грузии, живой и стремительный по характеру, в размере 6/8.
Исполняется в паре, требует силы и ловкости от партнера и изящества и плавности от
партнерши. Является как бы своеобразным соревнованием. (Лезгинка)
Слушаем! А. Рубинштейн. Демон, Глинка. Руслан и Людмила.
20. Русский народный танец, сопровождающийся пением. Плавное движение сочетается
иногда с драматическим действием или переплясом. (Хоровод)
21. Об этом танце сказано немало. Он в песнях и стихах воспет. И сколько б танцев не
бывало, А лучше и красивей — нет! Появился он в Австрии. С начала XIX века завоевал
популярность во всей Европе. Его название произошло от немецкого слова Walseеп —
«прокатывать», «кружить». (Вальс)
Слушаем! И. Штраус-сын, М. Глинка, П. Чайковский, Ф. Шопен.
ПЕСНЯ Песня – это древнейший жанр вокальной музыки, который объединяет мелодию и
слова в единый песенный образ.
Трудно даже сказать, когда она появилась. Наверное, когда человек научился внятно
говорить, он тут же запел от радости. Песня, как рыдание или смех, отражает состояние
человеческой души, поэтому они так разнообразны и многочисленны. Особенность песни — в
гармоничном сочетании слов и музыки. Очень часто к слову «песня» прибавляют
определение «народная». Каждая народная песня имеет ярко выраженный национальный
колорит, потому что поют народы всех наций, всех континентов по-своему. Трудно
спутать русскую песню с грузинской, узбекской, неаполитанской или негритянской.Чаще
всего песня исполняется в сопровождении музыкального инструмента. Используя народную
тематику, композиторы создают новые песенные жанры, а также монументальные
произведения: кантаты, оратории, оперы и оперетты. Органично вошла песня в
симфоническую музыку. И таких примеров множество
Песня — самый важный и самый главный «кит», вид музыки, хотя разговор о песне и возник
после марша и танца. Объяснение учителя должно основываться на том, что песня всегда
мелодия (напев), а мелодия — важнейшая часть всякой музыки («душа музыки»), в том числе
и танцевальной, и маршевой (почти любой танец и марш можно спеть или, во всяком случае,
напеть).
Обратить внимание на мелодию песни «Сурок» Л. Бетховена как пример простой, но очень
яркой, выразительной мелодии. По желанию ребят песню можно исполнить в ансамбле с
учителем.
На примере фортепианной пьесы Г. Гладкова «Колыбельная» надо напомнить учащимся, что
песня вовсе не обязательно поется человеком (об этом шла речь уже на первом уроке), что
песню можно сыграть почти на любом музыкальном инструменте (композиторы иногда так и
называли свое сочинение для какого-нибудь инструмента или для оркестра — «Песня без
слов»)Можно предложить детям прослушать «Арию» В.А. Моцарта, а затем исполнить ее в
виде композиции (пение учителя и учеников, игра учителя на фортепиано).Необходимо
разучить с ребятами различные колыбельные песни - как народные («Не летай, соловей»,
русская народная), так и композиторские («Гуленьки, гуленьки» А. Лядова, «Синеглазка» В.
Кикты). Это поможет им прочувствовать характерные особенности песенной музыки — ее
певучий, плавный, протяжный характер.
Проблему встречи «китов» учащиеся решают самостоятельно на примере произведения, в
котором сочетаются разные виды музыки («Пусть всегда будет солнце!» А. Островского,
«Веселые путешертвенники» М. Старокадомского, «Катюша» М. Блантера).
После звучания. например, песни «Пусть всегда будет солнце!» вопрос учителя: «Что это —
песня, марш или танец?» — неминуемо вызовет в классе «творческий конфликт», спор.
Такого рода «конфликты», споры очень развивают слух и мышление детей, поэтому учитель
должен не только не избегать, но, напротив, поощрять их возникновение. Лишь после того как
сами ребята придут, к определенному выводу, что это и песня, и марш (т. е. песня-марш, или
маршевая песня), педагог должен сказать о том, что «киты» часто встречаются вместе,
образуя то песни-маршй, то песни-танцы, то танцы-марши (или марши-танцы) и даже песни-
танцы-марши.
На примере песни А. Филиппенко «Веселый музыкант», попевки «В нашем классе» показать,
как одна и та же музыка может превращаться из песни в танец, а затем в марш. При
исполнении отметить особенности каждого варианта различным характером звучания голосов
(плавно, отрывисто, подчеркивая каждый шаг).
При исполнении «Танца с кубками» из балета «Лебединое озеро» П. Чайковского на
фортепиано рекомендуется в 1-й и 3-й частях подчеркивать более тяжелый шаг (шествие), а в
средней — легкую танцевальность, с тем чтобы ребята лучше вслушивались в эту музыку и
сами определяли, что в ней сочетается танец с маршем
Развивая тему «Канты» встречаются вместе», можно напомнить учащимся, как на военных
парадах, спортивных праздниках известные песни превращаются в марши (их играет духовой
оркестр, но никто не поет) и почти любая «вальсовая песня», исполненная без пения, сразу
же превращается в танцевальную музыку.