Напоминание

" Скетчбук как инструмент развития творческой индивидуальности учащихся художественного отделения ДШИ"


Автор: Яковлев Сергей Фаевич
Должность: преподаватель художественного отделения
Учебное заведение: филиал МБУ ДО "Нюрбинская ДШИ"
Населённый пункт: с.Малыкай
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: " Скетчбук как инструмент развития творческой индивидуальности учащихся художественного отделения ДШИ"
Дата публикации: 29.10.2025
Раздел: дополнительное образование





Назад




Филиал муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования

«Нюрбинская детская школа искусств» в с. Малыкай

МР «Нюрбинский район»

Методическая разработка

«Скетчбук как инструмент развития творческой индивидуальности учащихся

художественного отделения ДШИ»

Выполнила: преподаватель художественного отделения Яковлев С.Ф.

Малыкай, 2024 г.

Введение

Актуальность: В современном художественном образовании все острее

встает проблема разрыва между техническими навыками и развитым

художественным мышлением. Учащиеся часто демонстрируют хорошее

владение материалом, но испытывают трудности с генерацией идей,

композиционными решениями и образным восприятием.

Проблема: Традиционные учебные задания не всегда обеспечивают условия

для формирования:

· Гибкого творческого мышления

· Навыков визуального исследования

· Способности к художественной рефлексии

· Умения трансформировать наблюдения в художественные образы

Теоретическое обоснование

Художественное мышление понимается как:

· Способность к образному восприятию и преобразованию реальности

· Умение видеть и создавать художественные связи

· Навык метафорического и ассоциативного мышления

· Способность к визуальной рефлексии

Скетчбук в данном контексте – это не просто альбом для зарисовок, а:

· Лаборатория художественных идей

· Инструмент развития визуального интеллекта

· Пространство для художественных экспериментов

· Дневник художественного роста

Цель и задачи

Цель: Развитие художественного мышления учащихся через

систематическую работу в скетчбуке.

Задачи:

· Сформировать навыки визуального исследования и анализа

· Развить ассоциативное и метафорическое мышление

· Научить трансформировать жизненные наблюдения в художественные

образы

· Воспитать способность к художественной рефлексии

Методическая структура работы со скетчбуком

Трехуровневая система ведения скетчбука

Уровень 1: «НАБЛЮДЕНИЕ И ФИКСАЦИЯ»

· Зарисовки с натуры (быстрые скетчи)

· Фиксация визуальных впечатлений

· Работа с деталью, фактурой, формой

Уровень 2: «АНАЛИЗ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ»

· Серийные зарисовки (вариации на тему)

· Трансформация формы и содержания

· Работа с композиционными схемами

Уровень 3: «РЕФЛЕКСИЯ И СИНТЕЗ»

· Создание художественных образов на основе наблюдений

· Работа с метафорами и ассоциациями

· Синтез различных впечатлений в целостный образ

Типология заданий

Исследовательские задания:

· «Визуальный дневник наблюдений»

· «Серия скетчей одного объекта»

· «Архитектура детали»

Аналитические задания:

· «Композиционные схемы великих картин»

· «Анализ цветовых отношений»

· «Изучение ритмических структур»

Творческие задания:

· «Метафорический портрет»

· «Ассоциативные ряды»

· «Визуализация понятий»

Методы и приемы работы

Метод визуального исследования

· Последовательное изучение объекта

· Фиксация различных состояний

· Выявление скрытых свойств и связей

Метод ассоциативных рядов

· Создание цепочек визуальных ассоциаций

· Перевод вербальных образов в визуальные

· Работа с межсенсорными связями

Метод художественной трансформации

· Изменение масштаба и ракурса

· Трансформация материала и фактуры

· Создание серийных вариаций

Система упражнений

Блок 1: Развитие наблюдательности

· «Слепой контурный рисунок»

· «Негативное пространство»

· «Силуэтные зарисовки»

Блок 2: Развитие композиционного мышления

· «Рама-путешественница»

· «Масштабные контрасты»

· «Ритмические организации»

Блок 3: Развитие образного мышления

· «Метафорический пейзаж»

· «Визуализация эмоций»

· «Ассоциативные портреты»

Критерии оценки развития художественного мышления

Критерий 1: Гибкость визуального мышления

· Разнообразие подходов к решению задач

· Способность менять точку зрения

· Вариативность в трактовке образов

Критерий 2: Глубина художественного восприятия

· Умение видеть и передавать существенные характеристики

· Способность к образному обобщению

· Глубина визуального анализа

Критерий 3: Оригинальность художественных решений

· Нестандартность подходов

· Индивидуальность образного языка

· Новизна ассоциативных связей

Этапы внедрения методики

Этап 1: Подготовительный (1-2 месяц)

· Знакомство с языком скетчбука

· Освоение базовых техник

· Развитие навыков быстрой фиксации

Этап 2: Основной (3-8 месяцы)

· Систематическая работа по программе

· Освоение различных методов

· Развитие индивидуального подхода

Этап 3: Творческий (9-12 месяцы)

· Самостоятельные исследовательские проекты

· Разработка персональных тем

· Синтез полученных навыков

Ожидаемые результаты

Для учащихся:

· Развитое визуальное восприятие

· Навыки художественного анализа и синтеза

· Умение генерировать и развивать художественные идеи

· Сформированная привычка к регулярной творческой практике

Для образовательного процесса:

· Повышение мотивации к обучению

· Улучшение качества учебных работ

· Рост творческой самостоятельности учащихся

· Накопление богатого методического материала

Практическая значимость

В учебном процессе:

· Скетчбук становится инструментом мониторинга развития

художественного мышления

· Материалы скетчбука используются при подготовке к итоговым работам

· Формируется база для индивидуальных образовательных маршрутов

В профессиональной ориентации:

· Учащиеся приобретают навыки, необходимые в творческих профессиях

· Формируется портфолио для поступления в профильные учебные заведения

· Развивается профессиональное художественное сознание

Перспективы развития методики

· Создание цифровой версии скетчбука

· Разработка межпредметных проектов

· Организация тематических выставок

· Проведение мастер-классов для преподавателей

Заключение

Представленная методическая разработка демонстриет эффективный

путь развития художественного мышления через систематическую работу в

скетчбуке. Скетчбук перестает быть просто учебной тетрадью и становится

инструментом

художественного

познания

мира,

развития

творческой

индивидуальности и формирования профессионального художественного

сознания.



В раздел образования