Автор: Туркина Маргарита Владимировна
Должность: воспитатель средней группы №7
Учебное заведение: МАДОУ МО г. Краснодар "Центр - детский сад N229"
Населённый пункт: Краснодарский край, г. Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: "Проблематика развития речи в современных реалиях"
Дата публикации: 29.10.2025
Раздел: дошкольное образование
Проблема развития речи дошкольников.
Проблема развития речи дошкольников - комплексная, поскольку основывается на
данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания. Общеизвестно
воздействие художественной литературы на умственное, нравственное и эстетическое
развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи. Художественная литература
открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и
взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции и дает
прекрасные
образцы
русского
литературного
языка.
Воспитание
средствами
художественной литературы - часть общей системы эстетического воспитания.
Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и
художественной формы. Дети дошкольного возраста проходят длительный путь от
безотчетного
эмоционального
отклика
до
понимания
зависимости
средств
художественной
выразительности
от
содержания
произведения.
Это
развитие
происходит при таком донесении литературного произведения до ребенка, когда его
внимание обращается не только на содержание, но и на выразительные средства языка
сказки, рассказа, стихотворения. Восприятие литературного произведения станет
эффективным, если ребенок будет к нему подготовлен. У детей появляется
избирательное отношение к литературным произведениям, постепенно формируется
художественный вкус. Очень важно, чтобы «литературное поле» было вовремя
вспахано, иначе в художественном развитии ребенка останутся пробелы, которые
необходимо будет устранять в школе с целью обеспечения полноценного эстетического
воспитания. Последующее знакомство с огромным литературным наследием должно
опираться на фундамент, заложенный в дошкольном возрасте. Активный путь
формирования
эстетического
отношения
к
литературным
произведениям
-
продуктивное художественное творчество. Социальные изменения, произошедшие в
России за последние десятилетия, привели к преобразованиям организации, форм и
методов
воспитательно-образовательной
работы
в
дошкольных
учреждениях,
обусловив тем самым необходимость интегрированного обучения в разных видах
деятельности. Интеграция содержания дошкольного образования служит одним из
педагогических
условий
повышения
эффективности
развития
эмоционально-
интеллектуальной сферы личности ребенка. Исследования последних лет показали, что
одним из важнейших средств формирования у детей эстетического отношения к
действительности является детское художественное творчество. Связь эстетического
восприятия и деятельности фундаментально обоснована в трудах советских психологов
и педагогов: Н.А. Ветлугиной, А.В. Запорожца, С.Л. Рубинштейна, Н.П. Сакулиной,
Б.М. Теплова, Е.А. Флё-риной, Д.Б. Эльконина. Вопрос о взаимосвязи эстетического
восприятия и художественного творчества очень сложен, и в каждом виде деятельности
эти связи выступают в своеобразных сочетаниях. В исследованиях, проведенных в
Институте дошкольного воспитания в 60-70-е гг. ХХ в., дано обоснование системы
эстетического
воспитания
в
детском
саду
и
определены
конкретные
задачи
применительно к детям дошкольного возраста. Это прежде всего систематическое
развитие эстетического восприятия, эстетических чувств и представлений детей,
приобщение их к деятельности в области искусства, развитие художественно-
творческих
способностей.
Н.А.
Ветлугина,
изучая
взаимосвязь
восприятия
музыкальных
произведений
и
детского
творчества,
вскрыла
закономерности
взаимодействия музыкального воспитания и развития, подчеркнула роль живого,
непосредственного восприятия произведений искусства и доказала, что истоки со-
зидательно-творческих проявлений закладываются в дошкольном детстве. По мнению
автора, творческая деятельность способна оказывать преобразующее влияние на всю
личность ребенка. Данные положения легли в основу многих других исследований по
развитию детского художественного творчества в разных видах деятельности. Особую
роль восприятия музыкальных произведений в активном приобщении детей к музыке
подчеркивала И.Л. Дзержинская. Автор считает важным, чтобы ребенок не только
переживал и понимал содержание музыки, но и различал отдельные выразительные
средства.
Взаимосвязь
эстетического
восприятия
и
детского
художественного
творчества
раскрывается
в
педагогических
исследованиях
по
изобразительной
деятельности детей дошкольного возраста (В.А. Езикеева, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова,
Н.П. Сакулина). Важно подчеркнуть, что все эти исследования рассматривают детское
художественное творчество как действенный и активный путь освоения детьми
окружающей действительности. Творческая деятельность способствует развитию
самых разнообразных художественных способностей детей, выявлению их запросов и
инте-ресов, воспринимается в тесной связи с обучением - наиболее успешно
осуществляется в условиях хорошо поставленного обучения; творчество же, в свою
очередь, обогащает обучение, придает ему активный характер. Таким образом, эти
исследования доказывают, что эстетическое воспитание ребенка не может быть
полноценным без развития его творческих способностей, а это, однако, происходит
только при целенаправленном и активном руководстве педагога. Наблюдение за
практикой работы детских садов показало, что не все педагоги доверяют эстетическим
возможностям ребенка, некоторые даже не знают этих возможностей, и творческий
потенциал ребенка остается нераскрытым, неразвитым. В детских садах не всегда
правильно проводятся занятия по ознакомлению детей с художественной литературой.
Часто встречается односторонний подход: воспитатели обращают основное внимание
лишь
на
усвоение
детьми
познавательного
или
нравственного
содержания
произведения и забывают об эстетическом воздействии художественной литературы на
маленьких слушателей. Не случайно детские писатели (Л.А. Кассиль, С.Я. Маршак,
К.И. Чуковский и др.) отмечали, что многие педагоги неправильно подходят к
ознакомлению детей с художественными произведениями, оценивая их лишь со
стороны темы, и напоминали, что необходимо раскрывать перед детьми эстетическую
сущность
литературного
произведения,
знакомить
их
и
с
содержанием,
и
с
художественными особенностями. На наш взгляд, фактором, связывающим воедино
восприятие
художественного
произведения
и
самостоятельную
творческую
деятельность детей в области слова, является поэтический слух, развивающийся при
целенаправленном
руководстве
воспитателя,
при
таком
донесении
до
ребенка
художественного произведения, когда перед ним раскрываются вся полнота содержания
литературного произведения и вся красота художественной формы. Свое полное
выражение развитый поэтический слух находит в активной деятельности самого
ребенка - в словесном творчестве. В зрелой форме литературное творчество начинает
проявляться лишь в школьном возрасте. Л.С. Выготский полагал, что из всех форм
творчества литературное словесное творчество является самым характерным для
школьного возраста. Он объяснял это тем, что оно становится доступным для ребенка
только на очень высокой ступени овладения речью и развития личного внутреннего
мира. По мнению исследователя, смысл литературного творчества в том, что оно
углубляет и расширяет эмоциональную жизнь ребенка, позволяет ему, упражняя свои
навыки, овладеть человеческой речью. Исследовавший психологию литературного
творчества С.Ф. Козлов считал, что детское творчество развивается под влиянием
обучения и воспитания и его надо рассматривать как один из видов детского учебного
труда. Автор отмечает, что если у детей не воспитан литературно-творческий интерес,
их сознание и психические функции останутся пассивными к этому виду деятельности.
Вместе с тем исследования советских педагогов, психологов, работы детских
писателей, передовой опыт практики детских садов показали, что словесное творчество
можно и нужно развивать уже в дошкольном детстве (естественно, что речь идет об
устном сло-весном творчестве). К словесному творчеству дошкольников предъявляются
иные требования, чем к творчеству школьников, к нему подходят прежде всего с
позиций возможностей дошкольного возраста. Наблюдения специалистов показывают,
что внимание к слову появляется у ребенка очень рано (А.Н. Гвоздев, К.И. Чуковский) и
начинает проявляться в период «словотворчества», и именно в период усвоения языка у
детей развивается «чувство языка». Огромную роль в решении проблемы словесного
творчества
детей
сыграли
фундаментальные
педагогические
исследования,
посвящённые
обучению
дошкольников
творческому
рассказыванию,
роли
художественной литературы в словесной деятельности детей, влиянию восприятия
литературных произведений на творческую деятельность.
Автор статьи Туркина Маргарита Владимировна Воспитатель средней группы
№7
Г. Краснодар Центр развития ребёнка-детский сад 229 "Лесная сказка "