Автор: Ларина Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №226 "Капитошка""
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: РАЗВИТИЕ ПРОПРИОЦЕПЦИИ ЧЕРЕЗ ТАНЕЦ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К МАССОВОМУ ФЕСТИВАЛЮ.
Дата публикации: 29.11.2023
Раздел: дошкольное образование
РАЗВИТИЕ ПРОПРИОЦЕПЦИИ ЧЕРЕЗ ТАНЕЦ В ПРОЦЕССЕ
ПОДГОТОВКИ К МАССОВОМУ ФЕСТИВАЛЮ.
Ларина Елена Анатольевна,
педагог дополнительного образования по хореографии
Что
такое
проприоцепция?
Проприоцепция —
это ощущение относительного положения частей тела и их движения
у животных и
человека,
иными
словами —
ощущение
своего
тела.
Обеспечивается
различными
органами-проприорецепторами
(в
частности мышцами), информация с которых по крупным (поэтому
быстропроводящим) нервным
волокнам в
составе периферических
нервов и задних столбов спинного мозга поступает к ядрам центральной
нервной системы и далее через таламус в теменную долю головного мозга,
где формируется схема тела. Простыми словами, проприоцепция — это
способность нашего тела знать, где оно находится в настоящий момент
( это еще называют схемой тела). И так же как мы видим при помощи глаз,
зрения, проприоцепция помогает нам понять, где находится наше тело,
благодаря рецепторам, которые расположены в мышцах и суставах. Наше
зрение стимулируют яркие огни и движущиеся объекты, а проприоцепцию
стимулирует давление на рецепторы по всему телу. Каждый раз, когда мы
протискиваемся через узкое пространство, обнимаем кого-то, прыгаем мы
получаем
проприоцептивную
стимуляцию.
Наша
проприоцептивная
система помогает пройти через комнату, не натыкаясь на мебель,
подняться по шведской стенке в гимнастическом зале, удержать в руках
ручку или карандаш. Чтобы сделать хоть что-нибудь мы всегда должны
знать, где находится каждая часть нашего тела, и как ее перенести в
нужное место в нужный момент. Проприоцепция играет огромную роль в
этом деле и ее развитие просто необходимо для всех детей.
Доказано, что во время регулярных занятий танцами у детей
улучшается проприоцепция. Мозг в момент танца учится воспринимать и
корректировать движения всех частей тела. Профессиональные танцоры,
благодаря
высокому
уровню
проприоцепции,
способны
хорошо
контролировать свое тело и выполнять сложные па даже закрытыми
глазами. Поэтому раннее знакомство детей с танцем и их первое активное
приобщения к этому виду художественной деятельности имеет большое
значение и начинается в детском саду.
В широком понимании танец - это вид творческой деятельности
человека,
предназначенный
для
игрового
воздействия
на
самого
исполнителя или для зрелищного эффекта, достигаемого путем имитации
жестов, ритмической смены поз и па, служащих образным языком,
способным выражать эмоциональное состояние человека.
Игровые танцы, т.е. проводимые непосредственно в интересах
участников, относятся к первому (широкому) типу танца. В узком
понимании танец - это вид творческой человеческой деятельности, в
которой обязательно используются особые па, т.е. такие ритмические
сочетания поз, которые обладают функциональным и эстетическим
единством.
Танец
условно
назовем
«танец
художественного
па»,
зрелищный
или
эстетический
танец.
Зрелищные
танцы,
т.е.
предназначенные для публики, принадлежат соответственно ко второму
(узкому)
типу
танца.
Подобное
типологическое
классификационное
разделение танца на «игровой», т.е. проводимый непосредственно в
интересах
самих
участников,
и
«зрелищный»
(хореографический),
исполняемый для зрителей, точно отражает и качество исполнения,
которое определяется нами как примитивное или как совершенное,
независимо от профессионального статуса исполнителя. Оба типа танца
социально
значимы,
но
имеют
существенные
различия:
первый
-
преимущественно функциональный, второй - эстетический. Игровой танец
практически доступен каждому, и потому он должен стать важным
компонентом хореографии, отвечающим, согласно природе танца, за
психофизическое и социальное становление личности воспитанника. К
исполнителям же эстетического танца предъявляются особые требования.
Здесь уместно провести аналогии между физической культурой и спортом,
между танцем игровым и хореографическим. Физическая культура и
игровой танец, как широкие понятия, в целом направлены на физическое
развитие, коррекцию и совершенствование природы человека, а спорт и
хореография - это их узкие области, предназначенные для достижения
особой результативности. Поэтому с позиций физической культуры
игровые
танцы
должны
рассматриваться
функциональными
инновационными
методами
с
широким
технологическим
спектром
воздействия. Разделение видов танца на «игровой» и «зрелищный», в том
числе «хореографический», позволяет глубже осознать многозначность
танца.
Природа танца заключена в специфических отношениях тела и
души (духа), т.е. в особой организации физической и психической
сущности человека. Душа как уровень развития и состояния внутреннего,
психического мира человека, его сознания и подсознания обретает в танце
телесное воплощение. Обладая собственной природой и выразительными
средствами, танец близок по своей двигательной природе отдельным
видам
физического
воспитания,
а
по
эстетическим
параметрам
-
музыкальному воспитанию. В каждой разновидности танца содержатся (в
той или иной пропорции) две основные социальные ориентации в его
преподавании и исполнении: телесно-культурная (телесная); духовно-
культурная (духовная). Под телесно-культурным направлением танца
подразумевается ориентация, связанная преимущественно с физическим
развитием человека, его здоровьем. Сюда относятся: физкультурные танцы
(гимнастические, акробатические, чирлидинг и другие); коррекционные
танцы, содействующие устранению таких недостатков, как плоскостопие,
нарушение осанки; профилактические танцы, способствующие улучшению
осанки, психофизического состояния, работе внутренних органов, органов
дыхания.
К
телесной
ориентации
танца
относятся
музыкально-
ритмические движения.
Игровой массовый танец, благодаря простоте
движений и свободе композиций доступен самому широкому кругу детей,
и
проводится
в
нашем
детском
саду,
как
дополнительный
урок
физкультуры. Дисциплина «Хореография» входит в программу детского
сада и проводится во всех возрастных группах. В программу введены
упражнения
на
развитие
чувства
ритма,
на
развитие
гибкости,
танцевальные движения, игры, хороводы, пляски, танцы. Подготовка к
«зрелищным» танцам происходит на дополнительных факультативных
занятиях.
В системе общего образования танец может быть представлен:
1. самостоятельным разделом хореография;
2. танцминутками, включенными в занятия.
Исходя из психических закономерностей процессов возбуждения и
торможения, психологи и педагоги отмечают, что механизмы внимания
дошкольника еще не сформированы и ему трудно быть сосредоточенным
длительное
время.
Танцминутки
выступают
здесь
«разгрузочным»,
переключающим
внимание
ребенка,
фактором,
способствуют
формированию особенностей процессов восприятия, включению в работу
обоих полушарий мозга.
Целенаправленная разработка танца в качестве пространственно-
временной социальной модели дает возможность его применения как
корригирующего
фактора.
На
этой
основе
возможно,
например,
моделирование
«терапевтических
танцев»
с
широким
спектром
воздействия. В соответствии с возрастом ребенка функциональные
разновидности танцев могут сыграть положительную роль в развитии
моторики,
ритмичности
и
координации,
обеспечить
эмоциональное
благополучие.
Организуя работу по развитию координационных способностей
детей в условиях ДОУ возникла необходимость в оказании большего
внимания музыкально-ритмическим и танцевальным движениям. Главная
линия - линия образных музыкально-двигательных композиций, которые
способствуют коррекции личности, ее раскрепощению. Перед ребенком
ставятся задачи воплощения того или иного образа, при этом используется
не только пантомима, но и язык жестов и мимики. Вторая линия -
овладение основными движениями: различными видами ходьбы, бега,
прыжков, техники движений. Третья линия - танцевальные движения и
танцы, особое внимание в них - общение. Четвертая линия - ориентировка
в пространстве. Пятая - основная - индивидуальное творческое проявление
детей в движении - импровизация. Лучшие варианты, отобранные
педагогом и самими детьми, становятся основой групповых композиций,
которые демонстрируются на мероприятиях, входящих в рамки того или
иного фестиваля.
Фестиваль
—
это
массовый
локальный
праздник,
который
проводится в честь какого-либо лица или события. Целью фестиваля
является сплочение общности людей (социума), содействие инициативе и
активности личности, её культурному развитию в рамках социума,
укрепление и расширение связей людей разного возраста в рамках одной
локации, приобщение к истории и традициям общности и страны в целом,
пропаганда
культуры,
повышение
её
общего
уровня,
укрепление
региональных связей внутри общности. Таким образом, фестиваль —
мощное сплачивающее средство, через массовое развлечение способное
объединить
большое
количество
участников
вокруг
определённого
социокультурного центра.
Фестивалю отводится важная роль в воспитании ребенка, поскольку
эта форма интересна и увлекательна, он дает возможность раскрыть
ребенку свои творческие способности. У каждого фестиваля свое время,
своя идея, свое «лицо».
На мероприятиях, проводимых в рамках
фестиваля:
мультимедийных
презентациях,
концертах,
демонстрации
мюзиклов и пр., с одной стороны, можно показать свои достижения в той
или иной сфере деятельности, проявить себя как талант и получить
профессиональную оценку проделанной работе с одной стороны, а, с
другой, осознать принадлежность к чему-то могучему, историческому,
символичному и церемониальному. Содержание фестивалей основано на
признанных или признаваемых ценностях межличностного общения, на
ценностях коллективных и индивидуальных человеческих переживаний,
на
ценностях
художественного
творчества
людей.
Поэтому
одни
фестивали посвящены незабываемым историческим событиям - дню
Победы, дню рождения советской армии, другие - аграрным ожиданиям и
достижениям, третьи - счастливым семейным датам и т. д. Фестиваль для
детей - шанс творческой самореализации, самовыражения, позволяют
испытать чувство собственной значимости, заслужить одобрение и
признательность окружающих. Художественное содержание фестивалей
воплощается в музыке, в песне, в стихах, танцах
Представляем
вашему
вниманию
перечень
музыкально-
хореографических композиций, проводимых в рамках фестиваля в нашем
дошкольном учреждении.
Название фестиваля
Музыкально-
хореографическая
композиция
« Будьте здоровы»
Выступление
группы
чирлидиров
с
композицией: «Минни Маус»
« Люблю тебя, мой край
родной»
Хоровод
«Гляжу в озера синие
Автор текста: И. Шаферан
Композитор:
Л. Афанасьев
«Течет река Волга»
Автор текста: Л. Ошанин
Композитор: М. Фрадкин
танцевальные композиции:
«Детство»
Автор текста: М. Пляцковский
Композитор: Ю. Чичков
«Мой город»
Автор текста: Л. Рубальская
Композитор: Т. Ефимов
Добрых праздников
Танцевальные композиции:
«Мамины глаза»
Автор текста: И. Шевчук,
Композитор: Е.Зарицкая
«Мамочка»
Автор текста: Дети церкви Благодать
Композитор: Дети церкви Благодать
« Новогодние чудеса»
Танцевальные композиции:
«Ой, снег, снежок»,
Автор текста: В. Бокова
Композитор: Г. Пономаренко
Фестиваль одаренных детей
Балет «Чипполино»
и
творческий
педагогов»
Жемчужины Белоснежки»
Композитор:
Карен Хачатурян,
«Золушка»
Композитор:
С. Прокофьев,
«Спящая красавица»,
Композитор: П.
Чайковский,
«Конек горбунок»
Композитор:
Р. Щедрин;
Мюзиклы:
«Король лев»
1.Elton John, Hans Zimmer, Lebo M, South
African Chorus Circle Of Life
2. Elton John, Hans Zimmer, Lebo M, South
African Chorus
IN THE JUNGLE
«Русалочка»
Композитор: Alan Menken, Howard
Ashman
«Красавица и чудовище»
Beauty and the Beast — Peabo Bryson,
Celine Dion
Композитор: Alan Menken, Howard
Ashman
«Дюймовочка»
Композитор: Е. Крылатов,
«Алладин»
Композитор:
Alan Menken — Aladdin,
«Мери Поппинс».
Автор текста: Н. Олева
Композитор: М. Дунаевский,
Несокрушимая
и
легендарная
Танцевальная композиция:
«Граница»
Автор текста: Л. Агутин
Композитор: Л. Агутин
«
О
самых
любимых
с
любовью и гордостью»
Танцевальные композиции:
«Городские цветы»
Автор текста: Л. Дербенев
Композитор: М. Дунаевский
«Вася Василек»
Автор текста: Сергей Харин
Композитор:
- Евгений Плеханов
Помним, гордимся
Танцевальная композиция:
«Я, ты, он, она»
Автор текста: Р. Рождественский
Композитор: Д. Тухманов
Литература:
1.
Горшкова Е.В. О музыкально-двигательном творчестве в танце. // Дошкольное
воспитание, 1991. - № 12. С. 47-55
2.
Колодницкий
Г.А.,
Кузнецов
В.С.
Физическая
культура.
Ритмические
упражнения, хореография и игры: Методическое пособие / Г.А. Колодницкий,
В.С. Кузнецов. М.: Дрофа, 2003. 96 с.: ил.
Фомин А.С. Танец: понятие, структура, функции. М., 1990. 32 с. Деп. в ОЦНИ
«Школа и педагогика».
Фестивальная
педагогика
как
вектор
преобразования
образовательного
учреждения в социокультурный центр. /Под ред. Даниловой Л.Д., Даниловой
А.С..-Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2018.-180с.