Автор: Лаишевцева Кристина Александровна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя школа 8"
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Тема: Инклюзия
Дата публикации: 29.11.2023
Раздел: среднее образование
Лаишевцева Кристина Александровна
педагог-психолог
МБОУ «СШ№8»
г. Нижневартовск
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР
В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация
к
материалу:
статья
освещает
практический
опыт
комплексного сопровождения обучающихся с задержкой психического развития.
Рассматривается основное содержание психолого-педагогического сопровождения
обучающихся с ЗПР.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с
ЗПР, ограниченные возможности здоровья, задержка психического развития.
«Мы должны двигаться только вперед,
даже если мы можем только ползти!»
Эдваврд Элрик
Термин «инклюзия» начал широко использоваться около 10 лет назад и в
последние годы часто употреблялся в дебатах о реформе образования. Чаще всего
этот термин используется в связке с понятием “качественное образование для всех”,
и, таким образом, инклюзия в некотором смысле ассоциируется с ним. И это не
удивительно, ведь термин «инклюзивное образование» означает такое положение
вещей, при котором, школы дают одинаково хорошее образование каждому ребенку,
независимо от его или ее особенностей.
По данным различных исследований, количество учащихся, которые не в
состоянии освоить общеобразовательные программы начальной школы, составляет
20-30% обучающихся, а приблизительно 70-80% из них нуждаются в специальных
формах и методах обучения. [4].
Исследования
по
проблеме
школьной
неуспеваемости
проводились
специалистами разного профиля: психологами (З.И. Калмыкова, И.А. Коробейников,
Н.А. Менчинская, Н.И. Мурачковский, Н.П. Слободяник); педагогами (Ю.К.
Бабанский, Б.П. Есипов, Л.В. Занков); дефектологами и физиологами совместно с
психологами и клиницистами (К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Н.А. Никашина,
С.Г. Шевченко). [3].
Самая многочисленная группа школьников особой категории - дети с
задержкой психического развития. Острейшая необходимость разработки вопросов
обучения и развития школьников с ЗПР возникла при открытии на базе МБОУ «СШ
№8» классов для ребят данной категории.
Так, на базе общеобразовательной школы №8 в 2013 году был открыт первый
класс для обучающихся с ЗПР.
По
характеру
поведения,
особенностям
познавательной
деятельности
школьники с ЗПР значительно отличаются от своих сверстников и требуют
специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушений. Напомню,
что задержка психического развития (ЗПР) -
нарушение нормального темпа
психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание,
мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых
психологических норм для данного возраста.
Причинами задержки психического развития детей в большинстве случаев
являются:
-
минимальные
органические
повреждения
или
функциональная
недостаточность
центральной
нервной
системы,
длительные
хронические
соматические заболевания, перенесенные в раннем детстве;
- церебрастенические состояния, а также осложненный (т.е. с признаками
органической недостаточности) психофизический и психический инфантилизм.
Эти условия, как и тяжелые соматические заболевания, ведут к возникновению
функциональной недостаточности центральной нервной системы.
В обеспечении условий и возможностей обучения и развития детей с ЗПР
особая роль принадлежит психологу.
Психолог должен не просто оказать психологическую помощь, поддержку
детей,
испытывающих
трудности
в
обучении.
А
именно
организовать
психологическое сопровождение детей на всех этапах обучения как сложный процесс
взаимодействия, результатом которого должно явиться создание условий для
развития ребенка, для овладения им своей деятельностью и поведением, для
формирования
готовности
к
жизненному
самоопределению,
включающему
личностные, социальные и профессиональные аспекты.
В 2021-2022 учебном году в МБОУ «СШ№8» функционируют шесть классов
для обучающихся с ЗПР: на параллели первых, вторых, пятых, восьмых и девятых
классов.
Диагноз «ЗПР» был поставлен школьникам городской территориальной
психолого - медико-педагогической комиссией. Ребята с ЗПР пребывают в
комфортном психологическом климате с оптимальной наполняемостью класса до 14
учащихся, что позволяет учителю реализовать принцип индивидуализации обучения
(эффективно сочетая словесные, наглядные и практические методы обучения) при
опросе, объяснении и закреплении нового материала, т.е. на всех этапах урока.
С данной категорией обучающихся работают все специалисты социально-
психологической службы нашей школы: педагоги-психологи, логопед, социальный
педагог, школьный фельдшер.
Осуществляя психологическое сопровождение обучающихся с ЗПР, психологи
проводят
индивидуальную и групповую профилактическую, диагностическую,
консультативную,
коррекционную
работу
с
обучающимися;
экспертную,
консультационную, просветительскую работу с педагогическими работниками и
родителями
по
вопросам
развития,
обучения
и
воспитания
детей
в
общеобразовательном учреждении; участвуют в работе психолого - медико-
педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения.
Остановимся подробнее на основных направлениях деятельности педагогов-
психологов нашей школы.
Диагностическое направление.
Диагностическое
направление
работы
включает
в
себя
первичное
обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой и
коррекцией психического развития ребенка. К настоящему времени в арсенале
психологов имеются комплекс методик для наблюдения за динамикой и коррекцией
психического развития обучающихся с ЗПР. Это и диагностический комплекс Л.Я.
Ясюковой «Прогноз и профилактика проблем в обучении», «Методика для оценки
школьной мотивации», автор Н.Г.Лусканова, «Методика определения самооценки»,
автор Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн, «Исследование школьной тревожности», автор
Филлипс и т.д.
Результаты систематических этапных наблюдений (в начале и конце учебного
года) за динамикой и коррекцией психического развития ребенка заносятся в
индивидуальную
карту
развития
обучающегося.
Карта
разработана
группой
специалистов МБОУ «СШ №8» и содержит основные разделы: социальный (общие
сведения о семье и ребенке, психологический (динамика познавательного и
личностного развития школьника), логопедический (динамика речевого развития).
Деятельность психолога не может протекать изолированно от работы других
специалистов образовательного учреждения (в том числе, учителя- логопеда,
социального педагога и т.д.).
Коллегиальное обсуждение результатов обследования всеми специалистами
ПМПк позволяет выработать единое представление о характере и особенностях
развития ребенка, определить общий прогноз его дальнейшего развития, комплекс
необходимых коррекционно-развивающих мероприятий и разработать программу
индивидуальной коррекционной работы с ребенком.
Коррекционно-развивающее направление.
В соответствии с особенностями развития ребенка и решением консилиума
образовательного
учреждения
психолог
определяет
направления
и
средства
коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла
специальных занятий.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психологов
МБОУ «СШ №8» с детьми с ЗПР, находящимися в условиях образовательной школы,
являются:
развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
развитие
познавательной
деятельности
и
целенаправленное
формирование высших психических функций;
формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.
Педагогами-психологами МБОУ «СШ №8» разработаны и реализуются
программы коррекционно-развивающей работы с детьми ЗПР: «Психологическая
азбука» для 1 и 4 классов, «Познай себя» - для 6-7 классов, «Шаг в будущее» для 8-9
классов.
Они направлены на достижение следующей цели:
создание оптимальных
условий для детей с трудностями в обучении (ЗПР) в соответствии с их возрастными
и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и
нервно-психического
здоровья,
способствующих
их
интеллектуальному,
личностному
и
эмоционально-волевому
развитию;
содействие
социально-
психологической адаптации в современном социуме.
В структуре каждого занятия выделяются следующие смысловые блоки:
1.
Приветствие.
Его ритуал придумывают сами ребята на первом
занятии. Он служит для создания положительного настроя на работу и сплочения
обучающихся.
2. Объявление ведущим темы занятий.
Может сопровождаться обо-
значением в понятной для ребят форме цели конкретного занятия. (Например:
«Сегодня мы будем учиться отвечать на агрессию» или «Сегодня мы постараемся
понять, как наше поведение влияет на отношение к нам других людей».) Иногда в
этой части занятия проводится рефлексия предыдущего занятия.
3. Основная работа по теме у занятия. Она включает в себя сово-
купность психологических упражнений и теоретического материала, подобранных в
соответствии с задачами занятия, и анализ выполнения этих заданий.
4. Завершение занятия и подведение итогов.
Предполагает форму-
лирование основных результатов, достигнутых на уроке. Ученики высказывают свое
мнение, удалось ли достичь цели занятия.
Ребенок с ЗПР имеет ряд специфических черт, которые затрудняют процесс его
общения со сверстниками и взрослыми, что, в свою очередь, отрицательно
сказывается на дальнейшем развитии его эмоционально-личностной сферы. В связи с
этим, в работе психолога выделяются следующие наиболее важные задачи:
воспитание у детей интереса к окружающим людям; выработка контактности и
умения извлекать опыт из неудачного общения; обучение произвольной регуляции
своего эмоционального состояния и избеганию конфликтов.
Развитие познавательных функций является традиционным направлением
работы
психолога
в
школе.
Оно
предполагает
стимуляцию
познавательной
активности как средства формирования устойчивой познавательной мотивации;
развитие внимания (устойчивости, концентрации, повышения объема, переключения,
самоконтроля
и
т.д.);
развитие
памяти
(расширение
объема,
устойчивости,
формирование
приемов
запоминания,
развитие
смысловой
памяти);
развитие
восприятия
(пространственного,
слухового),
пространственных
и
временных
представлений,
сенсомоторной
координации;
формирование
мыслительной
деятельности: стимуляцию мыслительной активности, формирование мыслительных
операций (анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и
закономерностей), развитие элементарного умозаключающего мышления и гибкости
мыслительных процессов.
Занятия проводятся психологами по программе, составленной в соответствии с
программой индивидуального развития ребенка.
Консультативно-просветительское и профилактическое направление.
Работа по данному направлению обеспечивает оказание педагогам и родителям
помощи в воспитании и обучении ребенка с ЗПР. Психолог разрабатывает
рекомендации
в
соответствии
с
возрастными
и
индивидуально-типическими
особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья,
проводит
мероприятия,
способствующие
повышению
профессиональной
компетенции
учителей,
включению
родителей
в
решение
коррекционно-
воспитательных задач.
Основными задачами психологического просвещения педагогов являются
раскрытие «слабых» и «сильных» сторон когнитивного и личностного развития
ребенка, определение способов компенсации трудностей, выработка наиболее
адекватных
путей
взаимодействия
учителя
с
ребенком
при
фронтальной
и
индивидуальной формах организации занятий.
Для
успешного
осуществления
коррекционно-развивающей
работы
необходимо
не
только
взаимодействие
всех
специалистов
образовательного
учреждения, но и активные помощь и поддержка со стороны родителей.
Форма и содержание работы с родителями определялась степенью их
готовности к сотрудничеству. На начальном этапе взаимодействия наиболее
продуктивной формой работы являлось индивидуальное консультирование.
Работа с родителями осуществлялась и в форме родительских собраний: «Как
помочь своему ребенку в выполнении домашнего задания?», «Возрастные и
индивидуально-типологические
особенности
обучающихся»,
«Режим
дня
школьника», «Адаптация обучающихся к изменившимся условиям обучения и
развития» и т.д.
Подводя итог, можно констатировать, что настоящее время в практической
психологии
выделилось
и
конкретизировалось
направление
психологического
сопровождения детей с ЗПР. Оно имеет специфические цели и задачи, обусловленные
особыми образовательными потребностями детей данной категории, позволяющими в
максимальной степени реализовать потенциальные возможности этих детей в сфере
социализации
и
овладения
академическими
знаниями.
При
этом
основные
направления
работы
психолога
обеспечены
программным
и
методическим
наполнением.
Результатом работы по психологическому сопровождению обучающихся с ЗПР
можно назвать: снижение личностной и школьной тревожности данной категории
детей на 15%,
положительная динамика в формировании учебной мотивации
составила 24%, памяти - 12 %, внимания- 15%.
А самое главное ребята данной категории являются активными участниками
общешкольных мероприятий.
Список литературы:
1.
Алехина, С.В. Особые образовательные потребности как категория
инклюзивного образования [Текст] / С.В. Алехина // Российский научный журнал. -
2013. - № 5. - С. 132-139.
2.
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении
детей.
Психодиагностические
таблицы.
Пиходиагностические
методики.
Коррекционные упражнения. – 3-е изд., перераб. И доп.- М.: Издательство «Ось-89»,
2000.
3.
Бабкина, Н. В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в
общеобразовательной школе // Дефектология. - 2006. - № 4. - С. 38-45.
4.
Буковцова Н.И. Актуальные проблемы обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья в условиях интегрированного (инклюзивного) образования.
ПГСГА ФКП г. Самара, 2010. - С. 45.
5.
Гальперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психологических
исследований// Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы
возрастной психологии. – М., 1987.