Напоминание

"Речевое развитие детей дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр"


Автор: Мусина Гузалия Равильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Д/С №44
Населённый пункт: город Копейск, Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Речевое развитие детей дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр"
Дата публикации: 29.11.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Речевое развитие детей дошкольного возраста с

помощью пальчиковых игр»

Пальчиковые игры и упражнения — уникальный комплекс для развития

ребёнка. В ритме современной жизни к детям поступает интенсивный поток

информации,

возникает

риск

умственного

и

эмоционального

перенапряжения.

Простые

пальчиковые

игры

используются

для

развития

моторных

способностей,

профилактики и снятия утомления у дошкольников.

Игровые упражнения для кистей рук известны с древности. Современные

мамы и бабушки по-прежнему играют с малышами в фольклорных «Сороку-

белобоку»,

«Соню-пастушка»,

«Идёт

коза

рогатая».

Исследования

показывают, что регулярные упражнения и массаж пальцев способствуют

развитию интеллектуальных способностей, в том числе освоению речи.

В

детском

саду

пальчиковая

гимнастика

используется

на

занятиях

физической культурой, музыкой, познавательной деятельностью. Выполнять

упражнения пальчиками можно в промежутке между занятиями, на прогулке,

во время досуговой деятельности.

Мелкая моторика

– развитие мелких мышц пальцев руки, способность выполнять

ими тонкие координированные манипуляции, движения малой амплитуды.

Нарушение и развитие мелкой моторики являются одним из характерных

симптомов

нарушения

интеллекта.

Детям

сложно

удерживать

мелкие

предметы,

они

не

могут

осуществлять

соотносящих,

сопоставительных

движений.

Цель:

Развитие

мелкой

моторики

и

координации

движений

рук

у детей

дошкольного возраста через пальчиковые игры и упражнения.

Задачи:

1.

Улучшить

координацию

и

точность

движений

рук,

гибкость

рук,

ритмичность;

2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

3. Улучшить общую двигательную активность;

4. Содействовать нормализации речевой функции;

5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание,

зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

6.

Создавать

эмоционально-комфортную

обстановку

в

общении

со

сверстниками

и взрослыми.

7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития

мелкой

моторики.

8. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста

через

использование разнообразных форм, методов и приемов.

Методы и приемы работы:

• Массаж, самомассаж кистей рук.

• пальчиковая гимнастика, физкультминутки.

• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками.

• пальчиковый театр.

лепка

из

пластилина

и

соленого

теста

с

использованием

природного

материала

(семена, крупы, ракушки и т. д.).

• конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором

ЛЕГО.

• различные виды аппликаций.

• рисование по трафаретам.

• штриховка.

• лабиринты.

• Дидактические игры.

• шнуровка.

• игры с мелкими предметами.

• пазлы, мозаика.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно

приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому

усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге,

стимулирует развитие речи.

Игры

с

пальчиками

создают

благоприятный

эмоциональный

фон,

развивают

умение

подражать

взрослому,

учат

вслушиваться

и

понимать

смысл

речи,

повышают

речевую

активность

ребёнка.

Малыш

учится

концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок

будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями,

то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над

выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится

запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У

малыша

развивается

воображение

и

фантазия.

Овладев

многими

упражнениями,он

сможет

«рассказывать

руками»

целые

истории.

В

результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу,

хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение

навыком письма.

Для развития мелкой моторики у детей можно использовать

следующие группы упражнений

I группа. Упражнения для кистей рук. Данная группа упражнений развивает

подражательную

способность,

умение

сохранять

положение

пальцев

некоторое время; учит напрягать и расслаблять мышцы, переключаться с

одного движения на другое.

II группа. Упражнения для пальцев статические совершенствуют полученные

ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

III

группа.

Упражнения

для

пальцев

динамические.

Данная

группа

упражнений

развивает

точную

координацию

движений;

учит

сгибать

и

разгибать пальцы рук, противопоставлять большой палец остальным.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть

традиционными и нетрадиционными

Традиционные:

Самомассаж кистей и пальцев рук;

Игры с пальчиками с речевым сопровождением;

Пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;

Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический

диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;

Предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком,

водой,рисование мелками, углём;

Игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок и т.д.

Кукольные театры: пальчиковый, варежкой, перчаточный, театр теней;

Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый»,

«Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Нетрадиционные:

Самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами,

массажными щётками;

Игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый,

природный, хозяйственно-бытовой.

Пальчиковые

игры

это

веселые

упражнения

для

пальчиков

и

ручек,

инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок.

Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой

моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны

для детей, а также исключительно полезны для их общего развития:

1.

Способствуют

развитию

речи.

Как

правило,

если

движения

пальцев

развиты

в

соответствии

с

возрастом,

то

и

речевое

развитие

ребенка

в

пределах

возрастной

нормы.

Сочетание

движений

рук

и

проговаривания

стихов делает речь ребенка более четкой, ритмичной, яркой. Именно поэтому

тренировка движений пальцев икисти рук является важнейшим фактором,

стимулирующим

речевое

развитие

ребенка,

способствующим

улучшению

артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее

важно,

мощным

средством,

повышающим

работоспособность

коры

головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

2. Развивают восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого.

3. Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно

«рассказывать» целые истории!

4. Активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение

управлять

своими

движениями.

Пальцы

и

кисти

приобретают

хорошую

подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

5.

Помогают

в

игре

формировать

элементарные

математические

представления.

6. Учат ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.

7. Развивают память, ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и

положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи.

8. Развивают эмоциональность, формируют добрые взаимоотношения между

детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Пальчиковые игры – интересное и увлекательное занятие и для детей, и для

взрослых. В них могут играть со своими детьми родители, их же

могут

применять

в

работе

воспитатели

ДОУ.

Пальчиковые

игры

возможно

использовать

в

любое

время,

как

в

режимных

моментах,

так

и

при

непосредственной образовательной деятельности. Но взрослым не следует

забывать некоторые правила:

1. Прежде чем разучивать новую пальчиковую игру с детьми, попробуйте

поиграть самостоятельно, добейтесь четких движений руки и пальцев.

2. Перед каждой игрой настройте детей, найдите способ их заинтересовать.

3. Начинать пальчиковые игры желательно с разминки пальцев: сгибания и

разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки,

мячики.

4. При разучивании новой игры все движения пальцев и рук выполняются

показывающим

взрослым

и

ребенком

медленно.

Если

ребенок

не

может

самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою

и действовать вместе с ним.

5.

Произносить

тексты

пальчиковых

игр

взрослый

должен

максимально

выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая

отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.

Если

ребенку

трудно

проговаривать

текст,

то

достаточно

выполнять

движения

вместе

со

взрослым.

Для

некоторых

игр

можно

надевать

на

пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев лица.

6. Следует добиваться, чтобы дети выполняли движения кистями и пальцами

с оптимальной амплитудой и нагрузкой. От вялых и небрежных движений

пользы не будет.

7. Пальчиковые игры следует проводить систематически, ежедневно. Чтобы

приобретенные навыки закреплялись, следует повторять хорошо знакомые,

полюбившиеся детям игры и одновременно разучивать новые.

8. Старайтесь применять различные пальчиковые игры, используя сжатие,

растяжение, расслабление кисти руки, изолированные движения каждого из

пальцев. Помните, чтов коре головного мозга имеется отдельная область

проекции для каждого пальца.

9. Повторяйте игры как для правой, так и для левой руки.

10.

Пальчиковые

игры

повышают

тонус

коры

головного

мозга,

поэтому

соблюдайте осторожность при работе с детьми с повышенной судорожной

готовностью.

11. Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей. Для

младшего дошкольного возраста (до 3 - 4 лет) рекомендуемое время - от 3 до

5 минут, для среднего и старшего дошкольного возраста (4 – 7 лет) - 10-15

минут в день.

12. Воспитателям ДОУ следует разучивать с детьми новые пальчиковые игры

планомерно.



В раздел образования