Напоминание

Оценивание читательской грамотности младших школьников:инструменты и методы


Автор: Ретунская Светлана Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа N 32"
Населённый пункт: г. Полысаево, п. Красногорский Кемеровская область-Кузбасс
Наименование материала: Статья
Тема: Оценивание читательской грамотности младших школьников:инструменты и методы
Дата публикации: 30.03.2025
Раздел: начальное образование





Назад




ОЦЕНИВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ: ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ

Введение

Читательская

грамотность

это

ключевая

компетенция,

которая

лежит в основе успешного обучения и познавательной деятельности

младших школьников. Она включает не только технику чтения, но и

способность понимать, анализировать и интерпретировать тексты, а

также использовать полученную информацию в различных контекстах.

Оценивание читательской грамотности помогает педагогам выявить

уровень освоения навыков чтения, определить трудности учащихся и

скорректировать учебный процесс. В статье рассмотрены основные

инструменты и методы диагностики читательской грамотности у детей

младшего школьного возраста.

1. Критерии оценивания читательской грамотности

При

оценке

читательской

грамотности

учитываются

несколько

аспектов:

Техника чтения (скорость, правильность, выразительность).

Понимание

прочитанного (умение

отвечать

на

вопросы,

выделять главную мысль, восстанавливать последовательность

событий).

Интерпретация текста (способность делать выводы, находить

причинно-следственные связи).

Рефлексия и оценка (умение выражать своё отношение к тексту,

сравнивать с собственным опытом).

2. Инструменты оценивания

2.1. Стандартизированные проверочные работы

PIRLS (Progress

in

International

Reading

Literacy

Study)

международное исследование, оценивающее уровень понимания

текста у учащихся 4-х классов.

ВПР (Всероссийские проверочные работы) — включают задания

на проверку читательской грамотности.

2.2. Методики диагностики в классе

Техника чтения вслух (учёт скорости, ошибок, интонации).

Пересказ (оценивается

полнота,

последовательность,

использование авторских языковых средств).

Вопросы по тексту (от простых — «кто? что? когда?» — до

сложных — «почему? как ты думаешь?»).

Задания

на

восстановление

деформированного

текста (проверка понимания структуры повествования).

2.3. Творческие и проектные методы

Читательский

дневник (анализ

прочитанных

произведений,

иллюстрации, отзывы).

Литературные викторины и квесты (игровые формы проверки

понимания текста).

Создание

собственных

текстов (написание

продолжения

истории, изменение концовки).

3. Формирующее оценивание

Важно не только проверять уровень читательской грамотности, но и

развивать её. Для этого используются:

Обратная связь (комментарии учителя, обсуждение ошибок).

Самооценка

и

взаимооценка (ученики

учатся

анализировать

свои и чужие работы).

Дифференцированные

задания (подбор

текстов

разного

уровня сложности).

Заключение

Оценивание читательской грамотности младших школьников должно

быть системным и многогранным. Сочетание стандартизированных

методов

с

творческими

подходами

позволяет

не

только

диагностировать уровень навыков, но и мотивировать детей к чтению.

Использование

разнообразных

инструментов

помогает

учителю

выстроить индивидуальную траекторию развития каждого ученика.



В раздел образования