Авторы: Есенова Аксана Таймуразовна, Цирихова Белла Николаевна
Должность: Воспитатель Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 14 г.Беслана"
Населённый пункт: город Беслан, РСО-Алания
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: "Осетинский орнамент"
Дата публикации: 30.04.2025
Раздел: дошкольное образование
«Осетинские орнаменты»
Орнамент является важнейшей частью народного и декоративно-
прикладного искусства.
Орнаментом украшают? (одежду, оружие, здания, предметы быта).
Орнамент определяется особенностями и традициями изобразительного
искусства, культуры каждого народа, имеет ярко выраженный
национальный колорит.
Орнамент по другому можно назвать, что это узор или украшение.(Узор
который повторятся)
Долгие времена люди верили в охранную силу орнамента, считали, что
он оберегает от бед и приносит счастье, благополучие. Постепенно
функция оберега была утрачена, но сохранялась основная задача
орнамента – сделать предмет более нарядным и привлекательным.
Одним из древнейших является осетинский орнамент. История его
развития насчитывает тысячелетия, начиная с сарматских времен.
Виды орнамента :
- геометрический (точка, круг, линия, зигзаг)
- астральный (Изображение солнца в виде розетки, пяти-шести конечных
звезд, кругов с отходящими лучами)
- животный (медведи, лошади, олени, бараны на нейтральном и на
заполненном орнаментом)
Фигурками животных украшали пояса и головные уборы, оружие,
использовали их в качестве застежек.
- растительный орнамент. (растительный орнамент используется
отдельно и в сочетании с геометрическим или животным).
Аланская культура, сменившая сарматскую, носила яркий национальный
характер.
Широкое распространение у алан получают украшения женского
туалета: серьги, гривна, нагрудные привески, флакончики, выполненные
ажурно со вставленными цветными драгоценными камнями в золотой
оправе. Многим серьгам придавали форму виноградной лозы.
В поздней культуре алан широкое распространение получила вышивка
золотом, серебром и шелком.
Растительный орнамент занимает почетное место в изобразительном
искусстве других народов и стран. Например, в искусстве нашей
большой Родины – России.
МБДОУ «Детский сад № 14 г. Беслана
Мастер-класса для воспитателей
«Знакомство с предметами быта осетинского народа.
Роспись плоскостного изображения кувшина,
рога,чаши, по мотивам
осетинского орнамента.
Воспитатели: Есенова А.Т. Цирихова Б.Н.
Дзиова Ж.И. Хабаева И.С.
Посмотри какое небо голубое над тобой
Это горы, это реки,это все наш край родной.
Мы в Осетии живем песни звонкие поем
Говорим мы,, раисом хорж ,,лучше края не найдешь.
Мастер - класс
совместно с участием родителей и воспитанников
"Роспись кувшина по мотивам осетинского орнамента
Программное содержание:
Дать первоначальное представление об осетинском орнаменте. Познакомить с некоторыми
предметами быта осетин: , дурын, бœгœныйы къус,сыкъа, разгœмттœ, цухъата. Учить рисовать
простейшие элементы осетинского орнамента. Воспитывать любовь к осетинскому искусству.
Оборудование:
Осетинская танцевальная музыка , предметы осетинского быта: кувшин, рог, чаша, осетинский
национальный костюм девушки, и парня .две пары, глина , кисточки краски.
Предварительная работа:
Рассказать о горном козле- туре, его повадках . наблюдение за горами , растительным миром.
Ход занятия:
Провести разминку на осетинском языке.
-А у нас в группе есть осетинское платье? Посмотрите - оно красивое?
-А украшено это платье осетинским орнаментом.
Посмотрите на это платье, на его рисунок. Скажите, на что похож этот рисунок?- на листики,
ягодки.-Этот рисунок на платье повторяется сверху донизу - называется орнамент.
А так как его придумали осетины , он называется осетинским орнаментом.
-А знаете, почему стали украшать платье орнаментом? Раньше люди были богатые и бедные.
Богатые одевались красиво, богато. А бедным тоже хотелось одеться красиво, но они не могли
себе этого позволить. Вот они и стали украшать платья рисунком, вышивкой, серебром.
Таким рисунком украшали не только одежду, но и мебель, посуду,оружие. Рассматривание
чаши.На что похож этот рисунок ? помните, мы видели на картинке горного козла-
тура ,рассматривали его рога.-А что я поставила на стол? - Кувшин.называется на осетинском
языке? - Дурын.
В него наливают пиво – бœгœны. Кувшин бывает стеклянные , серебряные и глиняные.
-посмотрите, какой формы этот кувшин? У него горлышко узкое, длинное, а низ – круглый и
широкий. И на нем есть осетинский орнамент – линии, камушки: маленькие и большие.
- А это рог, из которого пили старики на свадьбах, кувдах. Как он называется на осетинском
языке – сыкъа.
-Посмотрите рисунок на нем – цветочки.
-Кто знает, как называется, оно на осетинском языке? - Тœбœгъ.
-Для чего нужен Тœбœгъ?– на нем подносят на стол, три пирога.
-Блюда, бывают, большие и маленькие (Показать). По краям на этих блюдах осетинский
орнамент в виде камушков, а в середине – цветок.
-Мы с вам рассмотрели разные предметы осетинского быта, назвали на что похожи рисунки на
них: на камушки, травку, цветочки, волны , рога тура. Теперь мы можем сказать, что осетинский
народ изображал в своих рисунках то, что видел, встречал в жизни.
-Ребята, осетинский народ умеет не только красиво рисовать и танцевать, но и веселиться,
играть. Давайте поиграем в осетинскую игру «Чепена». Поиграть в игру «Чепена» с активной
группой 2-3 раза.
-Ребята, а вы хотите нарисовать осетинский орнамент? Мы будем разукрашивать кувшин, пояс
на фольге ,блюдо из глины. Кто захочет и как захочет.
Показать детям образцы, объяснить, как рисовать. Положить на каждый стол образец.
Предложить нарисовать.
Знакомство с предметами быта осетинского народа. Роспись плоскостного изображения
кувшина, по мотивам осетинского орнамента.
Цель: Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ,
создание атмосферы творчества.
Задачи:
- освоение родителями нетрадиционной техники работы;
- обучение участников мастер-класса;
- развитие интереса к нетрадиционным способам украшения платья;
- способствовать широкому применению их в детском саду.
Ход мастер-класса:
Здравствуйте, дорогие наши мамы! Мы очень рада видеть всех вас сегодня на
мастер-классе, очень приятно, что вы нашли сегодня время для этого. Начнем с
того, почему нам захотелось организовать для вас этот мастер-класс, чтобы
познакомить вас с работой, которую мы проводим с вашими детьми. Вы знаете, что
мы работаем по полилингвальной модели образования и все наши занятия
направлены на ознакомление детей с культурой, обычаями и традициями нашего
народа. И сегодня нам хочется провести мастер-класс на тему «Украшение
национального платья».
Мы хотим показать вам, как можно украсить платье орнаментом, а потом
заполнить орнамент.
Для этого потребуются такие материалы:
Приготовили вам шаблоны с орнаментом, на платьях орнамент разный выбирайте,
который вам нравится больше всего. Чем заполнить орнамент это уже решать вам
(бисер, бусинки, пайетки и т.д.).
Красивые платья готовы! Мы потратили на всё примерно 15 - 20 минут. Дорогие
мамочки, бабушки, я уверена, что такое «времяпровождение» доставит массу
удовольствия и вам и детям! Играть можно по-разному, а проводить время с
ребёнком с пользой, разнообразно и с удовольствием – такое время будет для
наших детей всегда очень –очень ценно! Спасибо всем за внимание!
Тема: «Мастера осетинского орнамента».
Цель: Расширить знания детей о народном декоративно – прикладном искусстве.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
1.Учить отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, не торопясь,
точно употребляя слова по смыслу.
2. Закреплять знания об истории возникновения и особенностях осетинского
национального орнамента.
3.Совершенствовать все стороны речи: добиваться чистого произношения всех
звуков родного языка, расширять и активизировать словарный запас по теме,
развивать диалогическую речь.
4. Продолжать учить передавать в изображении не только основных свойств
предметов (форма, величина, цвет), но и характерных деталей, соотношений
предметов и их частей по величине, высоте.
5. Знакомить с характерными элементами росписи народов России и Осетии.
Коррекционно - развивающие:
1. Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, установление сходства и
различия предметов, выделение общего и единичного, характерных признаков,
обобщение.
2.Формировать интерес к осетинской музыке, живописи, литературе, народно –
прикладному искусству.
3.Развивать художественно – творческие способности, поэтический слух, чувство
цвета, ритма, формы, композиции.
Воспитательные:
1.Воспитывать любовь к искусству, традициям и культуре родного края.
2.Воспитывать усидчивость, умение понимать поставленную задачу, способы её
достижения; проявлять настойчивость, целеустремлённость в достижении
конечного результата.
3.Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду товарищей и
его результатам.
Демонстрационный материал:
Экран, мольберт, столы, декоративные изделия народных мастеров, чаша, книга с
осетинским орнаментом, указка, сигнальные значки.
Раздаточный материал:
Подносы на каждого ребёнка с элементами осетинского орнамента из
декоративной ткани, мольберты, эмблемы, кукла – осетинка для каждого гостя.
Методы и приемы:
Наглядный, словесный, игровой, рефлексия, поощрение, логические рассуждения,
гимнастика для глаз, дыхательное упражнение, активизация словаря, вопрос -
ответ, беседа, сюрпризный момент.
Предварительная работа:
Рассматривание предметов декоративного искусства, беседы: «Наша Родина
Россия», « Наша республика» «Большая и малая Родина», рассматривание
иллюстраций к сказкам, разучивание чистоговорок, скороговорок, поговорок
о родном крае, дидактические игры: «Народные промыслы», «Что лишнее»,
«Собери узор», «Разбитая посуда», создание в группе познавательного мини –
музея «Культура народов Кавказа», прослушивание музыкальных произведений,
знакомство с элементами росписи, выкладывание орнамента.
Индивидуальная работа:
Следить за правильным произношением слов, построением предложений,
формирование правильного речевого выдоха.
Словарная работа:
Геометрический, астральный (от слова «астра» - звезда), животный, растительный,
орнамент, узор, символ, схема, прикладное искусство, ритм, мастер, циновка.
Ход:
1. Вводная часть:
Слайд 1. (Горы. ) Звучит осетинская музыка.
Воспитатель: - Я рада вас видеть. Ребята , посмотрите как много в нашем зале
гостей, а гость – это радость. Поприветствуйте их.
Звучит осетинская музыка тихо.
Дети: - Дæ райсом хорз .
Речевая настройка:
Край наш Осетия – сказочный дом
Всем нам уютно и радостно в нём!
Всё в нашем доме мы делаем вместе:
Сказки читаем, поём одни песни,
Любим лепить, рисовать и играть,
Музыку слушать и танцевать!
2. Основная часть:
Воспитатель: – Ребята, как вы думаете, какому народу принадлежит эта музыка?
Дети: - Осетинскому народу принадлежит эта музыка.
Воспитатель: – К нам пришёл настоящий мастер народно – прикладного
искусства.
Заходит Данилко.
Данилко: - Здравствуйте.
Дети: - Здравствуйте.
Воспитатель: - Ребята, вы узнали нашего гостя?
Дети: - Да. Это Данилко из сказки Павла Петровича Бажова «Каменный цветок».
Воспитатель: - Как же ты попал к нам в Осетию?
Данилко: - Прожил я немало лет, на Урале в горном крае. Много в жизни повидал,
перешёл из века в век, вот такой я человек!
Воспитатель: - Видим ты умелый человек, у тебя красивая чаша.
Данилко: - Я сделал необыкновенной формы чашу, а узор так и не смог подобрать.
Воспитатель: - Мы продолжаем знакомство с осетинским народным декоративно-
прикладным искусством, и расскажем тебе об осетинском орнаменте, оставайся с
нами.
Воспитатель: - Ребята, что является важнейшей частью декоративно-прикладного
искусства.
Дети: -
Дети: - Для украшения.
Воспитатель: - Что украшалось орнаментом?
Слайд 3.
Дети: - Мебель, оружие, застёжки, пуговицы, пояса, головные уборы, одежда,
обувь, посуда, здания, орудия труда, предметы быта, утварь, инструменты,
строительные сооружения, ковры, циновки.
Воспитатель: - В какую силу орнамента верили люди раньше?
Дети: - 1.Орнамент оберегает от бед и несчастий. 2.Орнамент приносит счастье,
благополучие, удачу.
Воспитатель: - Одним из древнейших является осетинский орнамент. История его
развития насчитывает тысячелетия. В наше время основная задача орнамента –
сделать предмет более нарядным и привлекательным.
Я предлагаю вспомнить этапы развития осетинского орнамента.
Слайд 4. (Геометрический).
Воспитатель: - Перечислите, основные элементы геометрического орнамента.
Дети: - Точка, круг, штрих, линия, зигзаг.
Слайд 5. (Точка, круг, штрих, линия, зигзаг).
Воспитатель: - Верно.
Слайд 6. (Астральный).
Воспитатель: - Какие символы включает в себя астральный орнамент?
Дети: - Небесные символы: небо, солнце, звезды, облака, включает астральный
орнамент.
Слайд 7. (Небо, солнце, звезды, облака).
Слайд 8. (Животный).
Воспитатель: - Какие элементы включает в себя животный орнамент?
Дети: - Силуэты животных: медведи, лошади, олени, бараны, включает животный
орнамент.
Слайд 9. (Медведи, лошади, олени, бараны).
Слайд 10. (Растительный).
Воспитатель: - Перечислите элементы растительного орнамента?
Дети: - Листья, цветы, плоды.
Слайд 11. (Листья, цветы, плоды).
Воспитатель: - Правильно. Молодцы!
Данилко: - Я вас внимательно слушал, а как вы думаете растительный орнамент
существовал только в осетинском искусстве?
(Нет. Растительный орнамент занимает почетное место в изобразительном
искусстве нашей большой Родины – России).
Данилко: - Верно. Молодцы!
Слайд 12. (Гжель, Хохлома, Жостово)
Воспитатель: - Вспомним с какими народными промыслами России мы уже
знакомы?
Дети: - Гжель, Хохлома, Жостово.
Данилко: - Я много путешествовал и собрал коллекцию для вас.
Нам мастерам прикладного искусства
Историю России полезно знать!
Орнамент на посуде, о быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить невежу.
По ярмарке пройдёмся не спеша.
Рассмотрим мы красивую посуду,
Не правда ли проста и хороша!
Слайд 13. Звучит русская народная музыка.
Воспитатель: - Ребята, пойдём на ярмарку и расскажем о народных промыслах. Как
вы думаете, какой народный промысел перед вами?
Дети: - Гжельская роспись.
Воспитатель: - Какие особенности этого промысла?
Дети: - 1.Чудо с синими цветами, голубыми лепестками, белыми цветочками,
нежными виточками. 2.Использование синих цветочных рисунков на белом фоне.
Воспитатель: - Как вы считаете, какой промысел представлен сейчас?
Дети: - Хохлома.
Воспитатель: - Как вы думаете, что особенного в этом промысле?
Дети: - 1.Редкие, мудрые формы природы. Птицы и петли, круженья, разводы,
листья и стебли, травы, цветы. 2.Использование желтого, черного и красного цвета,
растительный узор.
Воспитатель: - Как вы считаете, что особенного в этом промысле?
Дети: - 1.Вот жостовский чёрный изящный поднос, с букетом из лилий , тюльпанов
и роз. 2.Расписные подносы с яркими цветами и фруктами).
Воспитатель: - Молодцы!
Данилко: - Ребята, можно сказать, что и в русском искусстве растительный
орнамент нашёл самое широкое применение.
Слайд 14. ( Дорога)
Воспитатель: - По какой дороге мы сейчас пойдём?
Динамические упражнения — речь с движением:
Раз, два, три, четыре, пять – (прыгают)
В горы мы пойдём гулять, (шагают)
Свежим воздухом дышать. (Круговое движение руками сверху вниз, последнее
движение делают около своих стульчиков).
Скороговорка:
До города дорога в гору, от города - с горы.
Слайд 15.
Воспитатель: - Дети, ритмами пронизана вся жизнь природы и человека, а какие
ритмы знаете вы?
Дети: - Биение сердца.
Слайд 16.
Воспитатель: - Положите руку на сердце и послушайте его биение.
Слайд 17.
Дети: - Мерцание звёзд.
Слайд 18. (Звёзды).
Слайд 19.
Воспитатель: - Ребята, ритм - это речь и движение, он прослушивается и в
чистоговорках.
Чистоговорка:
Ру-ру-ру – рано, рано поутру.
Ра-ра-ра – в окне виднеется гора.
Ры-ры-ры – покатаемся с горы.
Данилко: - Как вы думаете, в изобразительном искусстве, что такое ритм?
Дети: - Это узор, который повторяется много раз.
Воспитатель: - Посмотрите на экран, расскажите о ритме, используя форму, цвет,
размер.
Гимнастика для глаз: (На экране появляется схема).
Слайд 20.
1.Общее – форма (круг) и цвет (красный). Различия – размер (большой и
маленький).
Слайд 21.
2. Общее – размер (большой) и цвет (зелёный). Различия – форма (круг и
треугольник).
Слайд 22.
3. Общее – размер (большой) и форма (квадрат). Различия – цвет (фиолетовый и
жёлтый).
Слайд 23. (Орнамент).
Воспитатель: - Молодцы! (Одеваются эмблемы – дети становятся мастерами).
Данилко:- Эй, не зевай, честной народ,
Город Мастеров тебя зовёт.
Чествуй мастеров скорей,
Рук своих ты не жалей.
Славен город мастеров
Мастерами на все руки.
И строитель, и печник
Повар и кондитер.
Вы очень много знаете о народно – прикладном искусстве, теперь вы стали
мастерами и меня научите выкладывать осетинский орнамент.
Воспитатель: - Конечно, научим, но сначала разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Пальцы будем разминать,
Хотим мастерами – умельцами стать.
Чтоб легко осетинский узор составлять,
Край Моздокский прославлять!
Воспитатель: - Теперь пройдём в нашу мастерскую и выложим узор и ты, Данилко,
украсишь орнаментом свою чашу.
Данилко: - Пожелаю вам удачи, за работу, в добрый час!
(Дети выкладывают осетинский орнамент на цветных мольбертах под музыку.
Данилко спрашивает у детей, какой орнамент получился).
3. Итог:
Воспитатель: - Данилко, тебе понравились осетинские узоры?
Данилко: - Мастерам осетинского края большое спасибо сказать должен я.
За то, что их руки не устают и сказочные узоры создают.
Не зря говорят у нас в народе: «Умелец да рукоделец себе и другим людям радость
приносит». Я теперь ваши узоры буду применять в своём мастерстве, а свою чашу
я оставляю вам в подарок.
Воспитатель:- Спасибо, Данилко. Мы тебе дарим книгу. В ней ты найдёшь
коллекцию осетинских орнаментов, для своих сказочных работ, и вас дорогие
гости без подарка мы не оставим.
Дети дарят подарки и уходят в группу под музыку.
Воспитатель: - Уважаемые коллеги у вас по 3 карточки.
1. Если вам было всё понятно, интересно – красную карточку.
2. Если не всё понятно, но интересно – синюю карточку.
3. Если не понятно, не интересно – зелёную карточку.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №64
Мастер - класс
совместно с участием родителей и воспитанников
"Роспись кувшина по мотивам осетинского
орнамента"
Подготовила и провела воспитатель
(по обучению детей осетинскому языку)
2025г.
Программное содержание:
Дать первоначальное представление об осетинском орнаменте. Познакомить с
некоторыми предметами быта осетин: фынг, дурын, бœгœныйы къус, разгœмттœ.
Учить детей рисовать простейшие элементы осетинского орнамента. Воспитывать
любовь к осетинскому искусству.
Оборудование:
Проигрыватель, осетинская танцевальная музыка , предметы осетинского быта:
кувшин, рог, чаша , стол , осетинский национальный костюм девушки, две пары
детских национальных костюмов, фломастеры, глина , спички, поточенные с одной
стороны ,карандаши, фольга, макеты кувшина, мольберт, мел.
Предварительная работа:
Рассказать детям о горном козле- туре, его повадках . наблюдение за горами ,
растительным миром.
Ход занятия:
Провести разминку на осетинском языке.
- Ребята, на каком языке мы сейчас говорил?- На осетинском.
- А почему?- Потому что , мы осетины и живем в Осетии.
- Я вам подготовила еще музыкальную загадку. Послушайте ее и скажите.
Какому народу принадлежит эта музыка .Включить музыка, прослушать ее.
-Осетинскому.
-Какая это музыка? – Красивая, веселая, танцевальная.
-Что вам хочется делать под эту музыку?- Танцевать.
Мальчик и девочка в осетинском костюме танцуют под музыку.
-А в каком костюме танцует девочка?- в осетинском .
-А у нас в группе есть еще осетинское платье? Покажите его.
- Ребята, оно красивое?
-А чем украшено это платье?- Рисунком.
- На Зарине было платье без рисунка. Осетинское платье бывает и такое.
-А какое платье красивее?
-Ребята, посмотрите на это платье, на его рисунок. Скажите, на что похож этот
рисунок?- на листики, ягодки.
-Этот рисунок на платье повторяется сверху донизу - называется орнамент.
А так как его придумали осетины , он называется осетинским орнаментом.
-А знаете, почему стали украшать платье орнаментом? Раньше люди были богатые
и бедные. Богатые одевались красиво, богато. А бедным тоже хотелось одеться
красиво, но они не могли себе этого позволить. Вот они и стали украшать платья
рисунком, вышивкой, серебром.
Рассмотреть шапку, пояс - худ, рон. На поясе рисунок похож на травку. Он из
серебра, из металла. Но таким рисунком украшали не только одежду, но
и мебель, посуду.
-Ребята, посмотрите на этот стол, какой он формы? - круглый.
-Сколько на нем ножек? - Три.
-А на обычном столе , сколько ножек?- четыре.
-Это, ребята, осетинский стол. Кто знает , как он называется по- осетинский? -
фынг. (повторить название)
-На этом столе тоже есть осетинский орнамент. На что похож этот рисунок ?
помните, мы видели на картинке горного козла- тура ,рассматривали его рога, на
этом фынг-е тоже рисунок похожий на рога тура.
-А что я поставила на стол? - Кувшин.
-Как он называется на осетинском языке? - Дурын.
В него наливают пиво – бœгœны. Кувшин бывает стеклянные , серебряные и
глиняные.
-посмотрите, какой формы этот кувшин? У него горлышко узкое, длинное, а низ –
круглый и широкий. И на нем есть осетинский орнамент – линии, камушки:
маленькие и большие.
Нарисовать на мольберте.
Вызвать 1-2 детей к мольберту, попросить нарисовать то же самое.
- А это рог, из которого пили старики на свадьбах, кувдах. Как он называется на
осетинском языке – сыкъа.
-Посмотрите рисунок на нем – цветочки.
-А это что, ребята?- Блюдо.
-Кто знает, как называется, оно на осетинском языке? - Тœбœгъ.
-Для чего нужен Тœбœгъ?– на нем подносят на стол, три пирога.
-Блюда, бывают, большие и маленькие (Показать). По краям на этих блюдах
осетинский орнамент в виде камушков, а в середине – цветок.
-Мы с вам рассмотрели разные предметы осетинского быта, назвали на что похожи
рисунки на них: на камушки, травку, цветочки, волны , рога тура. Теперь мы
можем сказать, что осетинский народ изображал в своих рисунках то, что видел,
встречал в жизни.
-Ребята, осетинский народ умеет не только красиво рисовать и танцевать, но и
веселиться, играть. Давайте поиграем в осетинскую игру «Чепена». Поиграть в
игру «Чепена» с активной группой 2-3 раза.
-Ребята, а вы хотите нарисовать осетинский орнамент? Мы будем разукрашивать
кувшин, пояс на фольге ,блюдо из глины. Кто захочет и как захочет.
Показать детям образцы, объяснить, как рисовать. Положить на каждый стол
образец. Предложить нарисовать.
Знакомство с предметами быта осетинского народа. Роспись плоскостного
изображения кувшина, по мотивам осетинского орнамента.
Тема: «Мастера осетинского орнамента».
Цель: Расширить знания детей о народном декоративно – прикладном искусстве.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
1.Учить отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, не торопясь,
точно употребляя слова по смыслу.
2. Закреплять знания об истории возникновения и особенностях осетинского
национального орнамента.
3.Совершенствовать все стороны речи: добиваться чистого произношения всех
звуков родного языка, расширять и активизировать словарный запас по теме,
развивать диалогическую речь.
4. Продолжать учить передавать в изображении не только основных свойств
предметов (форма, величина, цвет), но и характерных деталей, соотношений
предметов и их частей по величине, высоте.
5. Знакомить с характерными элементами росписи народов России и Осетии.
Коррекционно - развивающие:
1. Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, установление сходства и
различия предметов, выделение общего и единичного, характерных признаков,
обобщение.
2.Формировать интерес к осетинской музыке, живописи, литературе, народно –
прикладному искусству.
3.Развивать художественно – творческие способности, поэтический слух, чувство
цвета, ритма, формы, композиции.
Воспитательные:
1.Воспитывать любовь к искусству, традициям и культуре родного края.
2.Воспитывать усидчивость, умение понимать поставленную задачу, способы её
достижения; проявлять настойчивость, целеустремлённость в достижении
конечного результата.
3.Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду товарищей и
его результатам.
Демонстрационный материал:
Экран, мольберт, столы, декоративные изделия народных мастеров, чаша, книга с
осетинским орнаментом, указка, сигнальные значки.
Раздаточный материал:
Подносы на каждого ребёнка с элементами осетинского орнамента из
декоративной ткани, мольберты, эмблемы, кукла – осетинка для каждого гостя.
Методы и приемы:
Наглядный, словесный, игровой, рефлексия, поощрение, логические рассуждения,
гимнастика для глаз, дыхательное упражнение, активизация словаря, вопрос -
ответ, беседа, сюрпризный момент.
Предварительная работа:
Рассматривание предметов декоративного искусства, беседы: «Наша Родина
Россия», « Наша республика» «Большая и малая Родина», рассматривание
иллюстраций к сказкам, разучивание чистоговорок, скороговорок, поговорок
о родном крае, дидактические игры: «Народные промыслы», «Что лишнее»,
«Собери узор», «Разбитая посуда», создание в группе познавательного мини –
музея «Культура народов Кавказа», прослушивание музыкальных произведений,
знакомство с элементами росписи, выкладывание орнамента.
Индивидуальная работа:
Следить за правильным произношением слов, построением предложений,
формирование правильного речевого выдоха.
Словарная работа:
Геометрический, астральный (от слова «астра» - звезда), животный, растительный,
орнамент, узор, символ, схема, прикладное искусство, ритм, мастер, циновка.
Ход:
1.
Вводная часть:
Слайд 1. (Горы. ) Звучит осетинская музыка.
Воспитатель: - Я рада вас видеть. Ребята , посмотрите как много в нашем зале
гостей, а гость – это радость. Поприветствуйте их.
Звучит осетинская музыка тихо.
Дети: - Дæ райсом хорз .
Речевая настройка:
Край наш Осетия – сказочный дом
Всем нам уютно и радостно в нём!
Всё в нашем доме мы делаем вместе:
Сказки читаем, поём одни песни,
Любим лепить, рисовать и играть,
Музыку слушать и танцевать!
2.
Основная часть:
Воспитатель: – Ребята, как вы думаете, какому народу принадлежит эта музыка?
Дети: - Осетинскому народу принадлежит эта музыка.
Воспитатель: – К нам пришёл настоящий мастер народно – прикладного
искусства.
Заходит Данилко.
Данилко: - Здравствуйте.
Дети: - Здравствуйте.
Воспитатель: - Ребята, вы узнали нашего гостя?
Дети: - Да. Это Данилко из сказки Павла Петровича Бажова «Каменный цветок».
Воспитатель: - Как же ты попал к нам в Осетию?
Данилко: - Прожил я немало лет, на Урале в горном крае. Много в жизни повидал,
перешёл из века в век, вот такой я человек!
Воспитатель: - Видим ты умелый человек, у тебя красивая чаша.
Данилко: - Я сделал необыкновенной формы чашу, а узор так и не смог подобрать.
Воспитатель: - Мы продолжаем знакомство с осетинским народным декоративно-
прикладным искусством, и расскажем тебе об осетинском орнаменте, оставайся с
нами.
Воспитатель: - Ребята, что является важнейшей частью декоративно-прикладного
искусства.
Дети: - Частью декоративно-прикладного искусства является орнамент.
Слайд 2.(Орнамент)
Воспитатель: - Итак, что же такое орнамент?
Дети: - 1.Украшение, узор. 2.Узор, который повторяется много раз – называется
орнаментом.
Воспитатель: - Как вы думаете, для чего нужен орнамент?
Дети: - Для украшения.
Воспитатель: - Что украшалось орнаментом?
Слайд 3.
Дети: - Мебель, оружие, застёжки, пуговицы, пояса, головные уборы, одежда,
обувь, посуда, здания, орудия труда, предметы быта, утварь, инструменты,
строительные сооружения, ковры, циновки.
Воспитатель: - В какую силу орнамента верили люди раньше?
Дети: - 1.Орнамент оберегает от бед и несчастий. 2.Орнамент приносит счастье,
благополучие, удачу.
Воспитатель: - Одним из древнейших является осетинский орнамент. История его
развития насчитывает тысячелетия. В наше время основная задача орнамента –
сделать предмет более нарядным и привлекательным.
Я предлагаю вспомнить этапы развития осетинского орнамента.
Слайд 4. (Геометрический).
Воспитатель: - Перечислите, основные элементы геометрического орнамента.
Дети: - Точка, круг, штрих, линия, зигзаг.
Слайд 5. (Точка, круг, штрих, линия, зигзаг).
Воспитатель: - Верно.
Слайд 6. (Астральный).
Воспитатель: - Какие символы включает в себя астральный орнамент?
Дети: - Небесные символы: небо, солнце, звезды, облака, включает астральный
орнамент.
Слайд 7. (Небо, солнце, звезды, облака).
Слайд 8. (Животный).
Воспитатель: - Какие элементы включает в себя животный орнамент?
Дети: - Силуэты животных: медведи, лошади, олени, бараны, включает животный
орнамент.
Слайд 9. (Медведи, лошади, олени, бараны).
Слайд 10. (Растительный).
Воспитатель: - Перечислите элементы растительного орнамента?
Дети: - Листья, цветы, плоды.
Слайд 11. (Листья, цветы, плоды).
Воспитатель: - Правильно. Молодцы!
Данилко: - Я вас внимательно слушал, а как вы думаете растительный орнамент
существовал только в осетинском искусстве?
(Нет. Растительный орнамент занимает почетное место в изобразительном
искусстве нашей большой Родины – России).
Данилко: - Верно. Молодцы!
Слайд 12. (Гжель, Хохлома, Жостово)
Воспитатель: - Вспомним с какими народными промыслами России мы уже
знакомы?
Дети: - Гжель, Хохлома, Жостово.
Данилко: - Я много путешествовал и собрал коллекцию для вас.
Нам мастерам прикладного искусства
Историю России полезно знать!
Орнамент на посуде, о быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить невежу.
По ярмарке пройдёмся не спеша.
Рассмотрим мы красивую посуду,
Не правда ли проста и хороша!
Слайд 13. Звучит русская народная музыка.
Воспитатель: - Ребята, пойдём на ярмарку и расскажем о народных промыслах. Как
вы думаете, какой народный промысел перед вами?
Дети: - Гжельская роспись.
Воспитатель: - Какие особенности этого промысла?
Дети: - 1.Чудо с синими цветами, голубыми лепестками, белыми цветочками,
нежными виточками. 2.Использование синих цветочных рисунков на белом фоне.
Воспитатель: - Как вы считаете, какой промысел представлен сейчас?
Дети: - Хохлома.
Воспитатель: - Как вы думаете, что особенного в этом промысле?
Дети: - 1.Редкие, мудрые формы природы. Птицы и петли, круженья, разводы,
листья и стебли, травы, цветы. 2.Использование желтого, черного и красного цвета,
растительный узор.
Воспитатель: - Как вы считаете, что особенного в этом промысле?
Дети: - 1.Вот жостовский чёрный изящный поднос, с букетом из лилий , тюльпанов
и роз. 2.Расписные подносы с яркими цветами и фруктами).
Воспитатель: - Молодцы!
Данилко: - Ребята, можно сказать, что и в русском искусстве растительный
орнамент нашёл самое широкое применение.
Слайд 14. ( Дорога)
Воспитатель: - По какой дороге мы сейчас пойдём?
Динамические упражнения — речь с движением:
Раз, два, три, четыре, пять – (прыгают)
В горы мы пойдём гулять, (шагают)
Свежим воздухом дышать. (Круговое движение руками сверху вниз, последнее
движение делают около своих стульчиков).
Скороговорка:
До города дорога в гору, от города - с горы.
Слайд 15.
Воспитатель: - Дети, ритмами пронизана вся жизнь природы и человека, а какие
ритмы знаете вы?
Дети: - Биение сердца.
Слайд 16.
Воспитатель: - Положите руку на сердце и послушайте его биение.
Слайд 17.
Дети: - Мерцание звёзд.
Слайд 18. (Звёзды).
Слайд 19.
Воспитатель: - Ребята, ритм - это речь и движение, он прослушивается и в
чистоговорках.
Чистоговорка:
Ру-ру-ру – рано, рано поутру.
Ра-ра-ра – в окне виднеется гора.
Ры-ры-ры – покатаемся с горы.
Данилко: - Как вы думаете, в изобразительном искусстве, что такое ритм?
Дети: - Это узор, который повторяется много раз.
Воспитатель: - Посмотрите на экран, расскажите о ритме, используя форму, цвет,
размер.
Гимнастика для глаз: (На экране появляется схема).
Слайд 20.
1.Общее – форма (круг) и цвет (красный). Различия – размер (большой и
маленький).
Слайд 21.
2. Общее – размер (большой) и цвет (зелёный). Различия – форма (круг и
треугольник).
Слайд 22.
3. Общее – размер (большой) и форма (квадрат). Различия – цвет (фиолетовый и
жёлтый).
Слайд 23. (Орнамент).
Воспитатель: - Молодцы! (Одеваются эмблемы – дети становятся мастерами).
Данилко:- Эй, не зевай, честной народ,
Город Мастеров тебя зовёт.
Чествуй мастеров скорей,
Рук своих ты не жалей.
Славен город мастеров
Мастерами на все руки.
И строитель, и печник
Повар и кондитер.
Вы очень много знаете о народно – прикладном искусстве, теперь вы стали
мастерами и меня научите выкладывать осетинский орнамент.
Воспитатель: - Конечно, научим, но сначала разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Пальцы будем разминать,
Хотим мастерами – умельцами стать.
Чтоб легко осетинский узор составлять,
Край Моздокский прославлять!
Воспитатель: - Теперь пройдём в нашу мастерскую и выложим узор и ты, Данилко,
украсишь орнаментом свою чашу.
Данилко: - Пожелаю вам удачи, за работу, в добрый час!
(Дети выкладывают осетинский орнамент на цветных мольбертах под музыку.
Данилко спрашивает у детей, какой орнамент получился).
3.
Итог:
Воспитатель: - Данилко, тебе понравились осетинские узоры?
Данилко: - Мастерам осетинского края большое спасибо сказать должен я.
За то, что их руки не устают и сказочные узоры создают.
Не зря говорят у нас в народе: «Умелец да рукоделец себе и другим людям радость
приносит». Я теперь ваши узоры буду применять в своём мастерстве, а свою чашу
я оставляю вам в подарок.
Воспитатель:- Спасибо, Данилко. Мы тебе дарим книгу. В ней ты найдёшь
коллекцию осетинских орнаментов, для своих сказочных работ, и вас дорогие
гости без подарка мы не оставим.
Дети дарят подарки и уходят в группу под музыку.
Воспитатель: - Уважаемые коллеги у вас по 3 карточки.
1.
Если вам было всё понятно, интересно – красную карточку.
2.
Если не всё понятно, но интересно – синюю карточку.
3.
Если не понятно, не интересно – зелёную карточку.