Напоминание

"Осетинский орнамент"


Авторы: Есенова Аксана Таймуразовна, Цирихова Белла Николаевна
Должность: Воспитатель Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 14 г.Беслана"
Населённый пункт: город Беслан, РСО-Алания
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: "Осетинский орнамент"
Дата публикации: 30.04.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Осетинские орнаменты»

Орнамент является важнейшей частью народного и декоративно-

прикладного искусства.

Орнаментом украшают? (одежду, оружие, здания, предметы быта).

Орнамент определяется особенностями и традициями изобразительного

искусства, культуры каждого народа, имеет ярко выраженный

национальный колорит.

Орнамент по другому можно назвать, что это узор или украшение.(Узор

который повторятся)

Долгие времена люди верили в охранную силу орнамента, считали, что

он оберегает от бед и приносит счастье, благополучие. Постепенно

функция оберега была утрачена, но сохранялась основная задача

орнамента – сделать предмет более нарядным и привлекательным.

Одним из древнейших является осетинский орнамент. История его

развития насчитывает тысячелетия, начиная с сарматских времен.

Виды орнамента :

- геометрический (точка, круг, линия, зигзаг)

- астральный (Изображение солнца в виде розетки, пяти-шести конечных

звезд, кругов с отходящими лучами)

- животный (медведи, лошади, олени, бараны на нейтральном и на

заполненном орнаментом)

Фигурками животных украшали пояса и головные уборы, оружие,

использовали их в качестве застежек.

- растительный орнамент. (растительный орнамент используется

отдельно и в сочетании с геометрическим или животным).

Аланская культура, сменившая сарматскую, носила яркий национальный

характер.

Широкое распространение у алан получают украшения женского

туалета: серьги, гривна, нагрудные привески, флакончики, выполненные

ажурно со вставленными цветными драгоценными камнями в золотой

оправе. Многим серьгам придавали форму виноградной лозы.

В поздней культуре алан широкое распространение получила вышивка

золотом, серебром и шелком.

Растительный орнамент занимает почетное место в изобразительном

искусстве других народов и стран. Например, в искусстве нашей

большой Родины – России.

МБДОУ «Детский сад № 14 г. Беслана

Мастер-класса для воспитателей

«Знакомство с предметами быта осетинского народа.

Роспись плоскостного изображения кувшина,

рога,чаши, по мотивам

осетинского орнамента.

Воспитатели: Есенова А.Т. Цирихова Б.Н.

Дзиова Ж.И. Хабаева И.С.

Посмотри какое небо голубое над тобой

Это горы, это реки,это все наш край родной.

Мы в Осетии живем песни звонкие поем

Говорим мы,, раисом хорж ,,лучше края не найдешь.

Мастер - класс

совместно с участием родителей и воспитанников

"Роспись кувшина по мотивам осетинского орнамента

Программное содержание:

Дать первоначальное представление об осетинском орнаменте. Познакомить с некоторыми

предметами быта осетин: , дурын, бœгœныйы къус,сыкъа, разгœмттœ, цухъата. Учить рисовать

простейшие элементы осетинского орнамента. Воспитывать любовь к осетинскому искусству.

Оборудование:

Осетинская танцевальная музыка , предметы осетинского быта: кувшин, рог, чаша, осетинский

национальный костюм девушки, и парня .две пары, глина , кисточки краски.

Предварительная работа:

Рассказать о горном козле- туре, его повадках . наблюдение за горами , растительным миром.

Ход занятия:

Провести разминку на осетинском языке.

-А у нас в группе есть осетинское платье? Посмотрите - оно красивое?

-А украшено это платье осетинским орнаментом.

Посмотрите на это платье, на его рисунок. Скажите, на что похож этот рисунок?- на листики,

ягодки.-Этот рисунок на платье повторяется сверху донизу - называется орнамент.

А так как его придумали осетины , он называется осетинским орнаментом.

-А знаете, почему стали украшать платье орнаментом? Раньше люди были богатые и бедные.

Богатые одевались красиво, богато. А бедным тоже хотелось одеться красиво, но они не могли

себе этого позволить. Вот они и стали украшать платья рисунком, вышивкой, серебром.

Таким рисунком украшали не только одежду, но и мебель, посуду,оружие. Рассматривание

чаши.На что похож этот рисунок ? помните, мы видели на картинке горного козла-

тура ,рассматривали его рога.-А что я поставила на стол? - Кувшин.называется на осетинском

языке? - Дурын.

В него наливают пиво – бœгœны. Кувшин бывает стеклянные , серебряные и глиняные.

-посмотрите, какой формы этот кувшин? У него горлышко узкое, длинное, а низ – круглый и

широкий. И на нем есть осетинский орнамент – линии, камушки: маленькие и большие.

- А это рог, из которого пили старики на свадьбах, кувдах. Как он называется на осетинском

языке – сыкъа.

-Посмотрите рисунок на нем – цветочки.

-Кто знает, как называется, оно на осетинском языке? - Тœбœгъ.

-Для чего нужен Тœбœгъ?– на нем подносят на стол, три пирога.

-Блюда, бывают, большие и маленькие (Показать). По краям на этих блюдах осетинский

орнамент в виде камушков, а в середине – цветок.

-Мы с вам рассмотрели разные предметы осетинского быта, назвали на что похожи рисунки на

них: на камушки, травку, цветочки, волны , рога тура. Теперь мы можем сказать, что осетинский

народ изображал в своих рисунках то, что видел, встречал в жизни.

-Ребята, осетинский народ умеет не только красиво рисовать и танцевать, но и веселиться,

играть. Давайте поиграем в осетинскую игру «Чепена». Поиграть в игру «Чепена» с активной

группой 2-3 раза.

-Ребята, а вы хотите нарисовать осетинский орнамент? Мы будем разукрашивать кувшин, пояс

на фольге ,блюдо из глины. Кто захочет и как захочет.

Показать детям образцы, объяснить, как рисовать. Положить на каждый стол образец.

Предложить нарисовать.

Знакомство с предметами быта осетинского народа. Роспись плоскостного изображения

кувшина, по мотивам осетинского орнамента.

Цель: Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ,

создание атмосферы творчества.

Задачи:

- освоение родителями нетрадиционной техники работы;

- обучение участников мастер-класса;

- развитие интереса к нетрадиционным способам украшения платья;

- способствовать широкому применению их в детском саду.

Ход мастер-класса:

Здравствуйте, дорогие наши мамы! Мы очень рада видеть всех вас сегодня на

мастер-классе, очень приятно, что вы нашли сегодня время для этого. Начнем с

того, почему нам захотелось организовать для вас этот мастер-класс, чтобы

познакомить вас с работой, которую мы проводим с вашими детьми. Вы знаете, что

мы работаем по полилингвальной модели образования и все наши занятия

направлены на ознакомление детей с культурой, обычаями и традициями нашего

народа. И сегодня нам хочется провести мастер-класс на тему «Украшение

национального платья».

Мы хотим показать вам, как можно украсить платье орнаментом, а потом

заполнить орнамент.

Для этого потребуются такие материалы:

Приготовили вам шаблоны с орнаментом, на платьях орнамент разный выбирайте,

который вам нравится больше всего. Чем заполнить орнамент это уже решать вам

(бисер, бусинки, пайетки и т.д.).

Красивые платья готовы! Мы потратили на всё примерно 15 - 20 минут. Дорогие

мамочки, бабушки, я уверена, что такое «времяпровождение» доставит массу

удовольствия и вам и детям! Играть можно по-разному, а проводить время с

ребёнком с пользой, разнообразно и с удовольствием – такое время будет для

наших детей всегда очень –очень ценно! Спасибо всем за внимание!

Тема: «Мастера осетинского орнамента».

Цель: Расширить знания детей о народном декоративно – прикладном искусстве.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

1.Учить отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, не торопясь,

точно употребляя слова по смыслу.

2. Закреплять знания об истории возникновения и особенностях осетинского

национального орнамента.

3.Совершенствовать все стороны речи: добиваться чистого произношения всех

звуков родного языка, расширять и активизировать словарный запас по теме,

развивать диалогическую речь.

4. Продолжать учить передавать в изображении не только основных свойств

предметов (форма, величина, цвет), но и характерных деталей, соотношений

предметов и их частей по величине, высоте.

5. Знакомить с характерными элементами росписи народов России и Осетии.

Коррекционно - развивающие:

1. Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, установление сходства и

различия предметов, выделение общего и единичного, характерных признаков,

обобщение.

2.Формировать интерес к осетинской музыке, живописи, литературе, народно –

прикладному искусству.

3.Развивать художественно – творческие способности, поэтический слух, чувство

цвета, ритма, формы, композиции.

Воспитательные:

1.Воспитывать любовь к искусству, традициям и культуре родного края.

2.Воспитывать усидчивость, умение понимать поставленную задачу, способы её

достижения; проявлять настойчивость, целеустремлённость в достижении

конечного результата.

3.Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду товарищей и

его результатам.

Демонстрационный материал:

Экран, мольберт, столы, декоративные изделия народных мастеров, чаша, книга с

осетинским орнаментом, указка, сигнальные значки.

Раздаточный материал:

Подносы на каждого ребёнка с элементами осетинского орнамента из

декоративной ткани, мольберты, эмблемы, кукла – осетинка для каждого гостя.

Методы и приемы:

Наглядный, словесный, игровой, рефлексия, поощрение, логические рассуждения,

гимнастика для глаз, дыхательное упражнение, активизация словаря, вопрос -

ответ, беседа, сюрпризный момент.

Предварительная работа:

Рассматривание предметов декоративного искусства, беседы: «Наша Родина

Россия», « Наша республика» «Большая и малая Родина», рассматривание

иллюстраций к сказкам, разучивание чистоговорок, скороговорок, поговорок

о родном крае, дидактические игры: «Народные промыслы», «Что лишнее»,

«Собери узор», «Разбитая посуда», создание в группе познавательного мини –

музея «Культура народов Кавказа», прослушивание музыкальных произведений,

знакомство с элементами росписи, выкладывание орнамента.

Индивидуальная работа:

Следить за правильным произношением слов, построением предложений,

формирование правильного речевого выдоха.

Словарная работа:

Геометрический, астральный (от слова «астра» - звезда), животный, растительный,

орнамент, узор, символ, схема, прикладное искусство, ритм, мастер, циновка.

Ход:

1. Вводная часть:

Слайд 1. (Горы. ) Звучит осетинская музыка.

Воспитатель: - Я рада вас видеть. Ребята , посмотрите как много в нашем зале

гостей, а гость – это радость. Поприветствуйте их.

Звучит осетинская музыка тихо.

Дети: - Дæ райсом хорз .

Речевая настройка:

Край наш Осетия – сказочный дом

Всем нам уютно и радостно в нём!

Всё в нашем доме мы делаем вместе:

Сказки читаем, поём одни песни,

Любим лепить, рисовать и играть,

Музыку слушать и танцевать!

2. Основная часть:

Воспитатель: – Ребята, как вы думаете, какому народу принадлежит эта музыка?

Дети: - Осетинскому народу принадлежит эта музыка.

Воспитатель: – К нам пришёл настоящий мастер народно – прикладного

искусства.

Заходит Данилко.

Данилко: - Здравствуйте.

Дети: - Здравствуйте.

Воспитатель: - Ребята, вы узнали нашего гостя?

Дети: - Да. Это Данилко из сказки Павла Петровича Бажова «Каменный цветок».

Воспитатель: - Как же ты попал к нам в Осетию?

Данилко: - Прожил я немало лет, на Урале в горном крае. Много в жизни повидал,

перешёл из века в век, вот такой я человек!

Воспитатель: - Видим ты умелый человек, у тебя красивая чаша.

Данилко: - Я сделал необыкновенной формы чашу, а узор так и не смог подобрать.

Воспитатель: - Мы продолжаем знакомство с осетинским народным декоративно-

прикладным искусством, и расскажем тебе об осетинском орнаменте, оставайся с

нами.

Воспитатель: - Ребята, что является важнейшей частью декоративно-прикладного

искусства.

Дети: -

Дети: - Для украшения.

Воспитатель: - Что украшалось орнаментом?

Слайд 3.

Дети: - Мебель, оружие, застёжки, пуговицы, пояса, головные уборы, одежда,

обувь, посуда, здания, орудия труда, предметы быта, утварь, инструменты,

строительные сооружения, ковры, циновки.

Воспитатель: - В какую силу орнамента верили люди раньше?

Дети: - 1.Орнамент оберегает от бед и несчастий. 2.Орнамент приносит счастье,

благополучие, удачу.

Воспитатель: - Одним из древнейших является осетинский орнамент. История его

развития насчитывает тысячелетия. В наше время основная задача орнамента –

сделать предмет более нарядным и привлекательным.

Я предлагаю вспомнить этапы развития осетинского орнамента.

Слайд 4. (Геометрический).

Воспитатель: - Перечислите, основные элементы геометрического орнамента.

Дети: - Точка, круг, штрих, линия, зигзаг.

Слайд 5. (Точка, круг, штрих, линия, зигзаг).

Воспитатель: - Верно.

Слайд 6. (Астральный).

Воспитатель: - Какие символы включает в себя астральный орнамент?

Дети: - Небесные символы: небо, солнце, звезды, облака, включает астральный

орнамент.

Слайд 7. (Небо, солнце, звезды, облака).

Слайд 8. (Животный).

Воспитатель: - Какие элементы включает в себя животный орнамент?

Дети: - Силуэты животных: медведи, лошади, олени, бараны, включает животный

орнамент.

Слайд 9. (Медведи, лошади, олени, бараны).

Слайд 10. (Растительный).

Воспитатель: - Перечислите элементы растительного орнамента?

Дети: - Листья, цветы, плоды.

Слайд 11. (Листья, цветы, плоды).

Воспитатель: - Правильно. Молодцы!

Данилко: - Я вас внимательно слушал, а как вы думаете растительный орнамент

существовал только в осетинском искусстве?

(Нет. Растительный орнамент занимает почетное место в изобразительном

искусстве нашей большой Родины – России).

Данилко: - Верно. Молодцы!

Слайд 12. (Гжель, Хохлома, Жостово)

Воспитатель: - Вспомним с какими народными промыслами России мы уже

знакомы?

Дети: - Гжель, Хохлома, Жостово.

Данилко: - Я много путешествовал и собрал коллекцию для вас.

Нам мастерам прикладного искусства

Историю России полезно знать!

Орнамент на посуде, о быте, нравах может рассказать.

В себе не станем мы растить невежу.

По ярмарке пройдёмся не спеша.

Рассмотрим мы красивую посуду,

Не правда ли проста и хороша!

Слайд 13. Звучит русская народная музыка.

Воспитатель: - Ребята, пойдём на ярмарку и расскажем о народных промыслах. Как

вы думаете, какой народный промысел перед вами?

Дети: - Гжельская роспись.

Воспитатель: - Какие особенности этого промысла?

Дети: - 1.Чудо с синими цветами, голубыми лепестками, белыми цветочками,

нежными виточками. 2.Использование синих цветочных рисунков на белом фоне.

Воспитатель: - Как вы считаете, какой промысел представлен сейчас?

Дети: - Хохлома.

Воспитатель: - Как вы думаете, что особенного в этом промысле?

Дети: - 1.Редкие, мудрые формы природы. Птицы и петли, круженья, разводы,

листья и стебли, травы, цветы. 2.Использование желтого, черного и красного цвета,

растительный узор.

Воспитатель: - Как вы считаете, что особенного в этом промысле?

Дети: - 1.Вот жостовский чёрный изящный поднос, с букетом из лилий , тюльпанов

и роз. 2.Расписные подносы с яркими цветами и фруктами).

Воспитатель: - Молодцы!

Данилко: - Ребята, можно сказать, что и в русском искусстве растительный

орнамент нашёл самое широкое применение.

Слайд 14. ( Дорога)

Воспитатель: - По какой дороге мы сейчас пойдём?

Динамические упражнения — речь с движением:

Раз, два, три, четыре, пять – (прыгают)

В горы мы пойдём гулять, (шагают)

Свежим воздухом дышать. (Круговое движение руками сверху вниз, последнее

движение делают около своих стульчиков).

Скороговорка:

До города дорога в гору, от города - с горы.

Слайд 15.

Воспитатель: - Дети, ритмами пронизана вся жизнь природы и человека, а какие

ритмы знаете вы?

Дети: - Биение сердца.

Слайд 16.

Воспитатель: - Положите руку на сердце и послушайте его биение.

Слайд 17.

Дети: - Мерцание звёзд.

Слайд 18. (Звёзды).

Слайд 19.

Воспитатель: - Ребята, ритм - это речь и движение, он прослушивается и в

чистоговорках.

Чистоговорка:

Ру-ру-ру – рано, рано поутру.

Ра-ра-ра – в окне виднеется гора.

Ры-ры-ры – покатаемся с горы.

Данилко: - Как вы думаете, в изобразительном искусстве, что такое ритм?

Дети: - Это узор, который повторяется много раз.

Воспитатель: - Посмотрите на экран, расскажите о ритме, используя форму, цвет,

размер.

Гимнастика для глаз: (На экране появляется схема).

Слайд 20.

1.Общее – форма (круг) и цвет (красный). Различия – размер (большой и

маленький).

Слайд 21.

2. Общее – размер (большой) и цвет (зелёный). Различия – форма (круг и

треугольник).

Слайд 22.

3. Общее – размер (большой) и форма (квадрат). Различия – цвет (фиолетовый и

жёлтый).

Слайд 23. (Орнамент).

Воспитатель: - Молодцы! (Одеваются эмблемы – дети становятся мастерами).

Данилко:- Эй, не зевай, честной народ,

Город Мастеров тебя зовёт.

Чествуй мастеров скорей,

Рук своих ты не жалей.

Славен город мастеров

Мастерами на все руки.

И строитель, и печник

Повар и кондитер.

Вы очень много знаете о народно – прикладном искусстве, теперь вы стали

мастерами и меня научите выкладывать осетинский орнамент.

Воспитатель: - Конечно, научим, но сначала разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Пальцы будем разминать,

Хотим мастерами – умельцами стать.

Чтоб легко осетинский узор составлять,

Край Моздокский прославлять!

Воспитатель: - Теперь пройдём в нашу мастерскую и выложим узор и ты, Данилко,

украсишь орнаментом свою чашу.

Данилко: - Пожелаю вам удачи, за работу, в добрый час!

(Дети выкладывают осетинский орнамент на цветных мольбертах под музыку.

Данилко спрашивает у детей, какой орнамент получился).

3. Итог:

Воспитатель: - Данилко, тебе понравились осетинские узоры?

Данилко: - Мастерам осетинского края большое спасибо сказать должен я.

За то, что их руки не устают и сказочные узоры создают.

Не зря говорят у нас в народе: «Умелец да рукоделец себе и другим людям радость

приносит». Я теперь ваши узоры буду применять в своём мастерстве, а свою чашу

я оставляю вам в подарок.

Воспитатель:- Спасибо, Данилко. Мы тебе дарим книгу. В ней ты найдёшь

коллекцию осетинских орнаментов, для своих сказочных работ, и вас дорогие

гости без подарка мы не оставим.

Дети дарят подарки и уходят в группу под музыку.

Воспитатель: - Уважаемые коллеги у вас по 3 карточки.

1. Если вам было всё понятно, интересно – красную карточку.

2. Если не всё понятно, но интересно – синюю карточку.

3. Если не понятно, не интересно – зелёную карточку.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №64

Мастер - класс

совместно с участием родителей и воспитанников

"Роспись кувшина по мотивам осетинского

орнамента"

Подготовила и провела воспитатель

(по обучению детей осетинскому языку)

2025г.

Программное содержание:

Дать первоначальное представление об осетинском орнаменте. Познакомить с

некоторыми предметами быта осетин: фынг, дурын, бœгœныйы къус, разгœмттœ.

Учить детей рисовать простейшие элементы осетинского орнамента. Воспитывать

любовь к осетинскому искусству.

Оборудование:

Проигрыватель, осетинская танцевальная музыка , предметы осетинского быта:

кувшин, рог, чаша , стол , осетинский национальный костюм девушки, две пары

детских национальных костюмов, фломастеры, глина , спички, поточенные с одной

стороны ,карандаши, фольга, макеты кувшина, мольберт, мел.

Предварительная работа:

Рассказать детям о горном козле- туре, его повадках . наблюдение за горами ,

растительным миром.

Ход занятия:

Провести разминку на осетинском языке.

- Ребята, на каком языке мы сейчас говорил?- На осетинском.

- А почему?- Потому что , мы осетины и живем в Осетии.

- Я вам подготовила еще музыкальную загадку. Послушайте ее и скажите.

Какому народу принадлежит эта музыка .Включить музыка, прослушать ее.

-Осетинскому.

-Какая это музыка? – Красивая, веселая, танцевальная.

-Что вам хочется делать под эту музыку?- Танцевать.

Мальчик и девочка в осетинском костюме танцуют под музыку.

-А в каком костюме танцует девочка?- в осетинском .

-А у нас в группе есть еще осетинское платье? Покажите его.

- Ребята, оно красивое?

-А чем украшено это платье?- Рисунком.

- На Зарине было платье без рисунка. Осетинское платье бывает и такое.

-А какое платье красивее?

-Ребята, посмотрите на это платье, на его рисунок. Скажите, на что похож этот

рисунок?- на листики, ягодки.

-Этот рисунок на платье повторяется сверху донизу - называется орнамент.

А так как его придумали осетины , он называется осетинским орнаментом.

-А знаете, почему стали украшать платье орнаментом? Раньше люди были богатые

и бедные. Богатые одевались красиво, богато. А бедным тоже хотелось одеться

красиво, но они не могли себе этого позволить. Вот они и стали украшать платья

рисунком, вышивкой, серебром.

Рассмотреть шапку, пояс - худ, рон. На поясе рисунок похож на травку. Он из

серебра, из металла. Но таким рисунком украшали не только одежду, но

и мебель, посуду.

-Ребята, посмотрите на этот стол, какой он формы? - круглый.

-Сколько на нем ножек? - Три.

-А на обычном столе , сколько ножек?- четыре.

-Это, ребята, осетинский стол. Кто знает , как он называется по- осетинский? -

фынг. (повторить название)

-На этом столе тоже есть осетинский орнамент. На что похож этот рисунок ?

помните, мы видели на картинке горного козла- тура ,рассматривали его рога, на

этом фынг-е тоже рисунок похожий на рога тура.

-А что я поставила на стол? - Кувшин.

-Как он называется на осетинском языке? - Дурын.

В него наливают пиво – бœгœны. Кувшин бывает стеклянные , серебряные и

глиняные.

-посмотрите, какой формы этот кувшин? У него горлышко узкое, длинное, а низ –

круглый и широкий. И на нем есть осетинский орнамент – линии, камушки:

маленькие и большие.

Нарисовать на мольберте.

Вызвать 1-2 детей к мольберту, попросить нарисовать то же самое.

- А это рог, из которого пили старики на свадьбах, кувдах. Как он называется на

осетинском языке – сыкъа.

-Посмотрите рисунок на нем – цветочки.

-А это что, ребята?- Блюдо.

-Кто знает, как называется, оно на осетинском языке? - Тœбœгъ.

-Для чего нужен Тœбœгъ?– на нем подносят на стол, три пирога.

-Блюда, бывают, большие и маленькие (Показать). По краям на этих блюдах

осетинский орнамент в виде камушков, а в середине – цветок.

-Мы с вам рассмотрели разные предметы осетинского быта, назвали на что похожи

рисунки на них: на камушки, травку, цветочки, волны , рога тура. Теперь мы

можем сказать, что осетинский народ изображал в своих рисунках то, что видел,

встречал в жизни.

-Ребята, осетинский народ умеет не только красиво рисовать и танцевать, но и

веселиться, играть. Давайте поиграем в осетинскую игру «Чепена». Поиграть в

игру «Чепена» с активной группой 2-3 раза.

-Ребята, а вы хотите нарисовать осетинский орнамент? Мы будем разукрашивать

кувшин, пояс на фольге ,блюдо из глины. Кто захочет и как захочет.

Показать детям образцы, объяснить, как рисовать. Положить на каждый стол

образец. Предложить нарисовать.

Знакомство с предметами быта осетинского народа. Роспись плоскостного

изображения кувшина, по мотивам осетинского орнамента.

Тема: «Мастера осетинского орнамента».

Цель: Расширить знания детей о народном декоративно – прикладном искусстве.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

1.Учить отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, не торопясь,

точно употребляя слова по смыслу.

2. Закреплять знания об истории возникновения и особенностях осетинского

национального орнамента.

3.Совершенствовать все стороны речи: добиваться чистого произношения всех

звуков родного языка, расширять и активизировать словарный запас по теме,

развивать диалогическую речь.

4. Продолжать учить передавать в изображении не только основных свойств

предметов (форма, величина, цвет), но и характерных деталей, соотношений

предметов и их частей по величине, высоте.

5. Знакомить с характерными элементами росписи народов России и Осетии.

Коррекционно - развивающие:

1. Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, установление сходства и

различия предметов, выделение общего и единичного, характерных признаков,

обобщение.

2.Формировать интерес к осетинской музыке, живописи, литературе, народно –

прикладному искусству.

3.Развивать художественно – творческие способности, поэтический слух, чувство

цвета, ритма, формы, композиции.

Воспитательные:

1.Воспитывать любовь к искусству, традициям и культуре родного края.

2.Воспитывать усидчивость, умение понимать поставленную задачу, способы её

достижения; проявлять настойчивость, целеустремлённость в достижении

конечного результата.

3.Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду товарищей и

его результатам.

Демонстрационный материал:

Экран, мольберт, столы, декоративные изделия народных мастеров, чаша, книга с

осетинским орнаментом, указка, сигнальные значки.

Раздаточный материал:

Подносы на каждого ребёнка с элементами осетинского орнамента из

декоративной ткани, мольберты, эмблемы, кукла – осетинка для каждого гостя.

Методы и приемы:

Наглядный, словесный, игровой, рефлексия, поощрение, логические рассуждения,

гимнастика для глаз, дыхательное упражнение, активизация словаря, вопрос -

ответ, беседа, сюрпризный момент.

Предварительная работа:

Рассматривание предметов декоративного искусства, беседы: «Наша Родина

Россия», « Наша республика» «Большая и малая Родина», рассматривание

иллюстраций к сказкам, разучивание чистоговорок, скороговорок, поговорок

о родном крае, дидактические игры: «Народные промыслы», «Что лишнее»,

«Собери узор», «Разбитая посуда», создание в группе познавательного мини –

музея «Культура народов Кавказа», прослушивание музыкальных произведений,

знакомство с элементами росписи, выкладывание орнамента.

Индивидуальная работа:

Следить за правильным произношением слов, построением предложений,

формирование правильного речевого выдоха.

Словарная работа:

Геометрический, астральный (от слова «астра» - звезда), животный, растительный,

орнамент, узор, символ, схема, прикладное искусство, ритм, мастер, циновка.

Ход:

1.

Вводная часть:

Слайд 1. (Горы. ) Звучит осетинская музыка.

Воспитатель: - Я рада вас видеть. Ребята , посмотрите как много в нашем зале

гостей, а гость – это радость. Поприветствуйте их.

Звучит осетинская музыка тихо.

Дети: - Дæ райсом хорз .

Речевая настройка:

Край наш Осетия – сказочный дом

Всем нам уютно и радостно в нём!

Всё в нашем доме мы делаем вместе:

Сказки читаем, поём одни песни,

Любим лепить, рисовать и играть,

Музыку слушать и танцевать!

2.

Основная часть:

Воспитатель: – Ребята, как вы думаете, какому народу принадлежит эта музыка?

Дети: - Осетинскому народу принадлежит эта музыка.

Воспитатель: – К нам пришёл настоящий мастер народно – прикладного

искусства.

Заходит Данилко.

Данилко: - Здравствуйте.

Дети: - Здравствуйте.

Воспитатель: - Ребята, вы узнали нашего гостя?

Дети: - Да. Это Данилко из сказки Павла Петровича Бажова «Каменный цветок».

Воспитатель: - Как же ты попал к нам в Осетию?

Данилко: - Прожил я немало лет, на Урале в горном крае. Много в жизни повидал,

перешёл из века в век, вот такой я человек!

Воспитатель: - Видим ты умелый человек, у тебя красивая чаша.

Данилко: - Я сделал необыкновенной формы чашу, а узор так и не смог подобрать.

Воспитатель: - Мы продолжаем знакомство с осетинским народным декоративно-

прикладным искусством, и расскажем тебе об осетинском орнаменте, оставайся с

нами.

Воспитатель: - Ребята, что является важнейшей частью декоративно-прикладного

искусства.

Дети: - Частью декоративно-прикладного искусства является орнамент.

Слайд 2.(Орнамент)

Воспитатель: - Итак, что же такое орнамент?

Дети: - 1.Украшение, узор. 2.Узор, который повторяется много раз – называется

орнаментом.

Воспитатель: - Как вы думаете, для чего нужен орнамент?

Дети: - Для украшения.

Воспитатель: - Что украшалось орнаментом?

Слайд 3.

Дети: - Мебель, оружие, застёжки, пуговицы, пояса, головные уборы, одежда,

обувь, посуда, здания, орудия труда, предметы быта, утварь, инструменты,

строительные сооружения, ковры, циновки.

Воспитатель: - В какую силу орнамента верили люди раньше?

Дети: - 1.Орнамент оберегает от бед и несчастий. 2.Орнамент приносит счастье,

благополучие, удачу.

Воспитатель: - Одним из древнейших является осетинский орнамент. История его

развития насчитывает тысячелетия. В наше время основная задача орнамента –

сделать предмет более нарядным и привлекательным.

Я предлагаю вспомнить этапы развития осетинского орнамента.

Слайд 4. (Геометрический).

Воспитатель: - Перечислите, основные элементы геометрического орнамента.

Дети: - Точка, круг, штрих, линия, зигзаг.

Слайд 5. (Точка, круг, штрих, линия, зигзаг).

Воспитатель: - Верно.

Слайд 6. (Астральный).

Воспитатель: - Какие символы включает в себя астральный орнамент?

Дети: - Небесные символы: небо, солнце, звезды, облака, включает астральный

орнамент.

Слайд 7. (Небо, солнце, звезды, облака).

Слайд 8. (Животный).

Воспитатель: - Какие элементы включает в себя животный орнамент?

Дети: - Силуэты животных: медведи, лошади, олени, бараны, включает животный

орнамент.

Слайд 9. (Медведи, лошади, олени, бараны).

Слайд 10. (Растительный).

Воспитатель: - Перечислите элементы растительного орнамента?

Дети: - Листья, цветы, плоды.

Слайд 11. (Листья, цветы, плоды).

Воспитатель: - Правильно. Молодцы!

Данилко: - Я вас внимательно слушал, а как вы думаете растительный орнамент

существовал только в осетинском искусстве?

(Нет. Растительный орнамент занимает почетное место в изобразительном

искусстве нашей большой Родины – России).

Данилко: - Верно. Молодцы!

Слайд 12. (Гжель, Хохлома, Жостово)

Воспитатель: - Вспомним с какими народными промыслами России мы уже

знакомы?

Дети: - Гжель, Хохлома, Жостово.

Данилко: - Я много путешествовал и собрал коллекцию для вас.

Нам мастерам прикладного искусства

Историю России полезно знать!

Орнамент на посуде, о быте, нравах может рассказать.

В себе не станем мы растить невежу.

По ярмарке пройдёмся не спеша.

Рассмотрим мы красивую посуду,

Не правда ли проста и хороша!

Слайд 13. Звучит русская народная музыка.

Воспитатель: - Ребята, пойдём на ярмарку и расскажем о народных промыслах. Как

вы думаете, какой народный промысел перед вами?

Дети: - Гжельская роспись.

Воспитатель: - Какие особенности этого промысла?

Дети: - 1.Чудо с синими цветами, голубыми лепестками, белыми цветочками,

нежными виточками. 2.Использование синих цветочных рисунков на белом фоне.

Воспитатель: - Как вы считаете, какой промысел представлен сейчас?

Дети: - Хохлома.

Воспитатель: - Как вы думаете, что особенного в этом промысле?

Дети: - 1.Редкие, мудрые формы природы. Птицы и петли, круженья, разводы,

листья и стебли, травы, цветы. 2.Использование желтого, черного и красного цвета,

растительный узор.

Воспитатель: - Как вы считаете, что особенного в этом промысле?

Дети: - 1.Вот жостовский чёрный изящный поднос, с букетом из лилий , тюльпанов

и роз. 2.Расписные подносы с яркими цветами и фруктами).

Воспитатель: - Молодцы!

Данилко: - Ребята, можно сказать, что и в русском искусстве растительный

орнамент нашёл самое широкое применение.

Слайд 14. ( Дорога)

Воспитатель: - По какой дороге мы сейчас пойдём?

Динамические упражнения — речь с движением:

Раз, два, три, четыре, пять – (прыгают)

В горы мы пойдём гулять, (шагают)

Свежим воздухом дышать. (Круговое движение руками сверху вниз, последнее

движение делают около своих стульчиков).

Скороговорка:

До города дорога в гору, от города - с горы.

Слайд 15.

Воспитатель: - Дети, ритмами пронизана вся жизнь природы и человека, а какие

ритмы знаете вы?

Дети: - Биение сердца.

Слайд 16.

Воспитатель: - Положите руку на сердце и послушайте его биение.

Слайд 17.

Дети: - Мерцание звёзд.

Слайд 18. (Звёзды).

Слайд 19.

Воспитатель: - Ребята, ритм - это речь и движение, он прослушивается и в

чистоговорках.

Чистоговорка:

Ру-ру-ру – рано, рано поутру.

Ра-ра-ра – в окне виднеется гора.

Ры-ры-ры – покатаемся с горы.

Данилко: - Как вы думаете, в изобразительном искусстве, что такое ритм?

Дети: - Это узор, который повторяется много раз.

Воспитатель: - Посмотрите на экран, расскажите о ритме, используя форму, цвет,

размер.

Гимнастика для глаз: (На экране появляется схема).

Слайд 20.

1.Общее – форма (круг) и цвет (красный). Различия – размер (большой и

маленький).

Слайд 21.

2. Общее – размер (большой) и цвет (зелёный). Различия – форма (круг и

треугольник).

Слайд 22.

3. Общее – размер (большой) и форма (квадрат). Различия – цвет (фиолетовый и

жёлтый).

Слайд 23. (Орнамент).

Воспитатель: - Молодцы! (Одеваются эмблемы – дети становятся мастерами).

Данилко:- Эй, не зевай, честной народ,

Город Мастеров тебя зовёт.

Чествуй мастеров скорей,

Рук своих ты не жалей.

Славен город мастеров

Мастерами на все руки.

И строитель, и печник

Повар и кондитер.

Вы очень много знаете о народно – прикладном искусстве, теперь вы стали

мастерами и меня научите выкладывать осетинский орнамент.

Воспитатель: - Конечно, научим, но сначала разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Пальцы будем разминать,

Хотим мастерами – умельцами стать.

Чтоб легко осетинский узор составлять,

Край Моздокский прославлять!

Воспитатель: - Теперь пройдём в нашу мастерскую и выложим узор и ты, Данилко,

украсишь орнаментом свою чашу.

Данилко: - Пожелаю вам удачи, за работу, в добрый час!

(Дети выкладывают осетинский орнамент на цветных мольбертах под музыку.

Данилко спрашивает у детей, какой орнамент получился).

3.

Итог:

Воспитатель: - Данилко, тебе понравились осетинские узоры?

Данилко: - Мастерам осетинского края большое спасибо сказать должен я.

За то, что их руки не устают и сказочные узоры создают.

Не зря говорят у нас в народе: «Умелец да рукоделец себе и другим людям радость

приносит». Я теперь ваши узоры буду применять в своём мастерстве, а свою чашу

я оставляю вам в подарок.

Воспитатель:- Спасибо, Данилко. Мы тебе дарим книгу. В ней ты найдёшь

коллекцию осетинских орнаментов, для своих сказочных работ, и вас дорогие

гости без подарка мы не оставим.

Дети дарят подарки и уходят в группу под музыку.

Воспитатель: - Уважаемые коллеги у вас по 3 карточки.

1.

Если вам было всё понятно, интересно – красную карточку.

2.

Если не всё понятно, но интересно – синюю карточку.

3.

Если не понятно, не интересно – зелёную карточку.



В раздел образования