Напоминание

«Применение арт-технология в социальной адаптации и интеграции детей с нарушением зрения»


Автор: Карпова Вера Ивановна
Должность: учитель - дефектолог
Учебное заведение: МОУ НШ №1
Населённый пункт: Волгоград Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: «Применение арт-технология в социальной адаптации и интеграции детей с нарушением зрения»
Дата публикации: 30.04.2025
Раздел: начальное образование





Назад




«ПРИМЕНЕНИЕ АРТ-ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

ИИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ»

Карпова Вера Ивановна

Учитель

МОУ НШ№1 г. Волгоград

Арт-технология – обучение интеллектуальной деятельности средствами

художественного творчества. При помощи арт –технологии у детей

развивается память, внимание, воображение, конструктивное мышление, а

так же мелкая моторика рук, зрительно-моторная координация, развивается

острота зрения, глазомер, предметные и сюжетные представления,

пространственное мышление, ориентировка в пространстве. Известно, что

развитие мелкой моторики решает жизненно-важные задачи:

образовательные, эстетическо-творческие, социально-бытовые, снимают

психическое напряжение.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального

общего образования в качестве одной из целей, связанных с модернизацией

содержания общего образования, выделена гуманистическая направленность

образования. Эта цель обуславливает личностно-ориентированную модель

развития учащегося, его творческого потенциала и способностей.

Способности есть у каждого ребенка, задача педагога – выявить и помочь их

реализовать, что особенно важно для детей с ограниченными возможностями

здоровья. Обеспечение необходимых условий для обучения и воспитания

детей с ограниченными возможностями здоровья – важнейшая задача

государства и специалистов, работающих с детьми-инвалидами.

(Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации»).

В нашем учреждении мы широко применяем методы арт-технологии – для

формирования у учащихся разнообразных знаний, умений и навыков,

необходимых для их дальнейшей социализации в обществе, а так же

эстетически-нравственных

представлений

и

понятийАрт-технология

позволяет рассмотреть в рамках образования не только художественное

воспитание, но и все компоненты коррекционно-развивающего процесса

средствами искусства.

Арт-технология

носит интегрированный характер.

Интеграция

заключается

в

знакомстве

с

различными

сторонами

материального мира, объединенными общими закономерностями, которые

обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в

технологиях преобразования сырья, энергии, информации.

ЦЕЛЬ, которую преследует арт-технология, художественное развитие

детей с проблемами и формирование основ художественной культуры,

социальная адаптация личности средствами искусства.

Коррекционно-развивающие возможности искусства дают нашим детям

неограниченные возможности для самовыражения и самореализации как в

процессе творчества, так и в его продуктах, утверждением и познанием

своего «Я».

Арт-технолгия не требует художественных навыков или способностей к

изобразительному искусству, поэтому каждый ребенок может участвовать в

этой работе.

Суть методики - помочь ребенку найти путь к самому себе, раскрыть свои

возможности.

Проблемы, которые решаются с помощью арт-технологий:

- создаются наиболее благоприятные условия для развития ребёнка;

- содействуют адаптации ребёнка в социуме, следовательно, самопознанию,

самоопределению, самореализации через собственное творчество.

- развивают рефлексивную культуру, чувство внутреннего контроля;

-содействуют развитию всех органов чувств памяти, внимания, воли,

воображения, интуиции в процессе обучения, воспитания, развития;

- творчество помогает гармонизации личности, раскрепощают ребенка.

В нашей работе мы широко применяем такой вид деятельности

арт-технологии, как

Изотворчество в разных его формах, создание рисунков в различных

техниках. Рисование способствует сенсорному развитию детей, формирует

мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности,

способствует развитию самопознания,дифференциации восприятия,

облегчает процесс коммуникации, установления отношений между

сверстниками и со взрослыми. Здесь важен не результат, а сам процесс

рисования. Мы пытаемся соединить радость от процесса рисования и

полученного результата.

Пластилинография - работа с пластилином с использованием

нетрадиционных материалов развивает моторику рук ребенка, тактильное

восприятие, так как идет работа различными по качеству материалов,

использование разных материалов требует ловкости в обращении с мелкими

предметами, способствует координации движений рук, учит детей владеть

руками. Занятия по пластилинографии помогают получить информацию о

разнообразии окружающего мира, уточняют представление о цвете, форме и

размере предметов, развивают воображение.

Тестопластика – работа с тестом формируют умение видеть основные

формы предметов, синхронизировать работу обеих рук, координировать

работу глаз и рук — формировать зрительный контроль за движением своих

рук. С помощью лепки происходит развитие качеств творческой личности:

любознательности, высокой познавательной активности, стремление к

самосовершенствованию. Занятие тестопластикой вызывает у детей только

положительные эмоции, желание творить.

Оригами - этот вид деятельности обеспечивает развитие мелкой моторики,

координацию движений рук, зрительный контроль, умение планировать свою

деятельность, устанавливать связь между действием и результатом, развивает

внимание, воображение, сенсорику (чувство цвета, формы). Дети овладевают

действиями с бумагой (умением обрывать, сминать, отрезать, скатывать),

учатся определять свойства и качества материала (мягкая, плотная, гладкая,

блестящая, матовая бумага, разного цвета).

Коллаж - это более сложный вид деятельности. Он сам по себе

представляет свободу творчества в выборе техники выполнения. Он

развивает зрительное восприятие, внимание, воображение, творчество

ребёнка.

Я являюсь руководителем кружка «Арт-дизайн»

рабочая программа

рассчитана для обучающихся с нарушением зрения с 1 по 4 класс. Занятия

проводятся 2 раза в неделю, что составляет 68 часов в год. Занятия

проводятся по группам в количеств 8 человек.

Занятия в кружке позволяют существенно влиять на трудовое и

эстетическое

воспитание,

рационально

использовать

свободное

время

учащихся. Работа с бумагой, природным и бросовым материалом, тканью -

это самые распространенные виды декоративно – прикладного искусства

среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и

приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься

творчеством учащимся начальной школы.

Теоретическая часть включает

краткие пояснения по темам занятий и приемам работы, а практическая

состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваивают

приемы обработки материала. Необходимо воспитывать у детей умение

доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных

правил культуры труда, приучать экономно и аккуратно использовать

материалы, пользоваться инструментами и хранить их. Особое внимание в

работе кружка уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены .

Основные цели работы:

всестороннее эстетическое и интеллектуальное развитие детей;

создание условий для самореализации ученика в творчестве;

формирование практических трудовых навыков;

развитие индивидуальных творческих способностей.

Задачи:-

развитие:

творчества;

сенсорики, мелкой моторики рук;

пространственного воображения;

технического и логического мышления, глазомера;

пособности самостоятельного выполнения и создания различных поделок.

овладение:

начальными технологическими знаниями, умениями и навыками;

опытом практической деятельности по созданию поделок;

способами планирования и организации досуговой деятельности;

навыками творческого сотрудничества.

воспитание:

уважительного отношения к результатам труда;

интереса к творческой и досуговой деятельности;

практического

применения

правил

сотрудничества

в

коллективной

деятельности.

Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:

рассказ,

беседа,

иллюстрация,

информационно-коммуникационные

технологии,

практическая

работа.

коллективная

и

групповая,

индивидуальный подход к каждому ребёнку, исследовательские проекты.

Ожидаемые результаты:

Высокая степень интереса младших школьников к содержанию занятий.

Приобретение навыка изготовления поделок из разных видов

материала. Активное участие в выставках декоративно-прикладного

творчество, как на школьном, так и на более высоком уровне.

Использование поделок-сувениров в качестве подарков.; оформление

класса, зала для проведения праздничных утренников и др. практическое

применение своих умений и навыков.

В заключение нужно отметить, что рисунки и поделки детей отражают их

мысли и настроение, рисование помогает ребенку снять внутреннее

напряжение.

В процессе работы ребенок

расширяет свой кругозор и сознание,

своими руками создает красивые вещи,

в нем пробуждается самостоятельность и активность,

становится более уверенным в себе.

Совместное участие ребенка, его сверстников и педагогов в процессе

создания художественного произведения расширяет его социальный опыт,

учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности,

обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы.

Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих,

принятие ими продуктов художественной деятельности повышает

самооценку, самоприятие ребенка с проблемами в развитии. И именно это

обеспечивает решение важнейшей задачи — адаптации ребенка посредством

искусства и художественной деятельности в макросоциальной среде.

Литература:

Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов /

Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. -

М.: Академия, 2001. – 248 с.

2 Выготский Л .С. Психология искусства. - М., 1965. - С. 318.



В раздел образования