Автор: Карпова Вера Ивановна
Должность: учитель - дефектолог
Учебное заведение: МОУ НШ №1
Населённый пункт: Волгоград Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: «Применение арт-технология в социальной адаптации и интеграции детей с нарушением зрения»
Дата публикации: 30.04.2025
Раздел: начальное образование
«ПРИМЕНЕНИЕ АРТ-ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
ИИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ»
Карпова Вера Ивановна
Учитель
МОУ НШ№1 г. Волгоград
Арт-технология – обучение интеллектуальной деятельности средствами
художественного творчества. При помощи арт –технологии у детей
развивается память, внимание, воображение, конструктивное мышление, а
так же мелкая моторика рук, зрительно-моторная координация, развивается
острота зрения, глазомер, предметные и сюжетные представления,
пространственное мышление, ориентировка в пространстве. Известно, что
развитие мелкой моторики решает жизненно-важные задачи:
образовательные, эстетическо-творческие, социально-бытовые, снимают
психическое напряжение.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального
общего образования в качестве одной из целей, связанных с модернизацией
содержания общего образования, выделена гуманистическая направленность
образования. Эта цель обуславливает личностно-ориентированную модель
развития учащегося, его творческого потенциала и способностей.
Способности есть у каждого ребенка, задача педагога – выявить и помочь их
реализовать, что особенно важно для детей с ограниченными возможностями
здоровья. Обеспечение необходимых условий для обучения и воспитания
детей с ограниченными возможностями здоровья – важнейшая задача
государства и специалистов, работающих с детьми-инвалидами.
(Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»).
В нашем учреждении мы широко применяем методы арт-технологии – для
формирования у учащихся разнообразных знаний, умений и навыков,
необходимых для их дальнейшей социализации в обществе, а так же
эстетически-нравственных
представлений
и
понятийАрт-технология
позволяет рассмотреть в рамках образования не только художественное
воспитание, но и все компоненты коррекционно-развивающего процесса
средствами искусства.
Арт-технология
носит интегрированный характер.
Интеграция
заключается
в
знакомстве
с
различными
сторонами
материального мира, объединенными общими закономерностями, которые
обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в
технологиях преобразования сырья, энергии, информации.
ЦЕЛЬ, которую преследует арт-технология, художественное развитие
детей с проблемами и формирование основ художественной культуры,
социальная адаптация личности средствами искусства.
Коррекционно-развивающие возможности искусства дают нашим детям
неограниченные возможности для самовыражения и самореализации как в
процессе творчества, так и в его продуктах, утверждением и познанием
своего «Я».
Арт-технолгия не требует художественных навыков или способностей к
изобразительному искусству, поэтому каждый ребенок может участвовать в
этой работе.
Суть методики - помочь ребенку найти путь к самому себе, раскрыть свои
возможности.
Проблемы, которые решаются с помощью арт-технологий:
- создаются наиболее благоприятные условия для развития ребёнка;
- содействуют адаптации ребёнка в социуме, следовательно, самопознанию,
самоопределению, самореализации через собственное творчество.
- развивают рефлексивную культуру, чувство внутреннего контроля;
-содействуют развитию всех органов чувств памяти, внимания, воли,
воображения, интуиции в процессе обучения, воспитания, развития;
- творчество помогает гармонизации личности, раскрепощают ребенка.
В нашей работе мы широко применяем такой вид деятельности
арт-технологии, как
Изотворчество в разных его формах, создание рисунков в различных
техниках. Рисование способствует сенсорному развитию детей, формирует
мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности,
способствует развитию самопознания,дифференциации восприятия,
облегчает процесс коммуникации, установления отношений между
сверстниками и со взрослыми. Здесь важен не результат, а сам процесс
рисования. Мы пытаемся соединить радость от процесса рисования и
полученного результата.
Пластилинография - работа с пластилином с использованием
нетрадиционных материалов развивает моторику рук ребенка, тактильное
восприятие, так как идет работа различными по качеству материалов,
использование разных материалов требует ловкости в обращении с мелкими
предметами, способствует координации движений рук, учит детей владеть
руками. Занятия по пластилинографии помогают получить информацию о
разнообразии окружающего мира, уточняют представление о цвете, форме и
размере предметов, развивают воображение.
Тестопластика – работа с тестом формируют умение видеть основные
формы предметов, синхронизировать работу обеих рук, координировать
работу глаз и рук — формировать зрительный контроль за движением своих
рук. С помощью лепки происходит развитие качеств творческой личности:
любознательности, высокой познавательной активности, стремление к
самосовершенствованию. Занятие тестопластикой вызывает у детей только
положительные эмоции, желание творить.
Оригами - этот вид деятельности обеспечивает развитие мелкой моторики,
координацию движений рук, зрительный контроль, умение планировать свою
деятельность, устанавливать связь между действием и результатом, развивает
внимание, воображение, сенсорику (чувство цвета, формы). Дети овладевают
действиями с бумагой (умением обрывать, сминать, отрезать, скатывать),
учатся определять свойства и качества материала (мягкая, плотная, гладкая,
блестящая, матовая бумага, разного цвета).
Коллаж - это более сложный вид деятельности. Он сам по себе
представляет свободу творчества в выборе техники выполнения. Он
развивает зрительное восприятие, внимание, воображение, творчество
ребёнка.
Я являюсь руководителем кружка «Арт-дизайн»
рабочая программа
рассчитана для обучающихся с нарушением зрения с 1 по 4 класс. Занятия
проводятся 2 раза в неделю, что составляет 68 часов в год. Занятия
проводятся по группам в количеств 8 человек.
Занятия в кружке позволяют существенно влиять на трудовое и
эстетическое
воспитание,
рационально
использовать
свободное
время
учащихся. Работа с бумагой, природным и бросовым материалом, тканью -
это самые распространенные виды декоративно – прикладного искусства
среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и
приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься
творчеством учащимся начальной школы.
Теоретическая часть включает
краткие пояснения по темам занятий и приемам работы, а практическая
состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваивают
приемы обработки материала. Необходимо воспитывать у детей умение
доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных
правил культуры труда, приучать экономно и аккуратно использовать
материалы, пользоваться инструментами и хранить их. Особое внимание в
работе кружка уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены .
Основные цели работы:
всестороннее эстетическое и интеллектуальное развитие детей;
создание условий для самореализации ученика в творчестве;
формирование практических трудовых навыков;
развитие индивидуальных творческих способностей.
Задачи:-
развитие:
творчества;
сенсорики, мелкой моторики рук;
пространственного воображения;
технического и логического мышления, глазомера;
пособности самостоятельного выполнения и создания различных поделок.
овладение:
начальными технологическими знаниями, умениями и навыками;
опытом практической деятельности по созданию поделок;
способами планирования и организации досуговой деятельности;
навыками творческого сотрудничества.
воспитание:
уважительного отношения к результатам труда;
интереса к творческой и досуговой деятельности;
практического
применения
правил
сотрудничества
в
коллективной
деятельности.
Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:
рассказ,
беседа,
иллюстрация,
информационно-коммуникационные
технологии,
практическая
работа.
коллективная
и
групповая,
индивидуальный подход к каждому ребёнку, исследовательские проекты.
Ожидаемые результаты:
Высокая степень интереса младших школьников к содержанию занятий.
Приобретение навыка изготовления поделок из разных видов
материала. Активное участие в выставках декоративно-прикладного
творчество, как на школьном, так и на более высоком уровне.
Использование поделок-сувениров в качестве подарков.; оформление
класса, зала для проведения праздничных утренников и др. практическое
применение своих умений и навыков.
В заключение нужно отметить, что рисунки и поделки детей отражают их
мысли и настроение, рисование помогает ребенку снять внутреннее
напряжение.
В процессе работы ребенок
•
расширяет свой кругозор и сознание,
•
своими руками создает красивые вещи,
•
в нем пробуждается самостоятельность и активность,
•
становится более уверенным в себе.
Совместное участие ребенка, его сверстников и педагогов в процессе
создания художественного произведения расширяет его социальный опыт,
учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности,
обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы.
Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих,
принятие ими продуктов художественной деятельности повышает
самооценку, самоприятие ребенка с проблемами в развитии. И именно это
обеспечивает решение важнейшей задачи — адаптации ребенка посредством
искусства и художественной деятельности в макросоциальной среде.
Литература:
Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов /
Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. -
М.: Академия, 2001. – 248 с.
2 Выготский Л .С. Психология искусства. - М., 1965. - С. 318.