Автор: Доброва Нелли Марсовна
Должность: заведующий кафедрой
Учебное заведение: Фармацевтический филиал ГБПОУ "СОМК"
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: Формирование профессиональных компетенций
Тема: Роль конкурсов профессионального мастерства в формировании компетенций
Дата публикации: 30.06.2025
Раздел: среднее профессиональное
Роль конкурсов профессионального мастерства в формировании
компетенций
Интенсивные изменения в социальной, культурной и экономической
жизни российского общества, происходящие в последние десятилетия, ставят
новые,
более
сложные
задачи
перед
системой
профессионального
образования.
ХХI век потребовал качественного изменения содержания
образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и
способностей человеческой личности. Задача преподавателя создать условия,
позволяющие личности обучающегося максимально самореализоваться,
развить свои способности, в том числе и интеллектуальные.
Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально
стимулирующих развитие интеллектуальных способностей обучающихся,
позволяют олимпиады, конкурсы (по профилю специальности). В связи с
этим возникает актуальность внедрения в учебный, воспитательный процесс
олимпиад, конкурсов и соревнований. Участие обучающихся в олимпиадах и
конкурсах дает им возможность продемонстрировать уровень владения
изученным
материалом,
творческими
способностями
и
умением
сконцентрировано подойти к решению профессиональных задач в условиях
ограниченного
времени.
Кроме
соревновательных
целей
олимпиады,
конкурсы выполняют ряд педагогических задач, так преподаватели получают
возможность выявить недочеты, на которые следует обратить внимание в
ходе подготовки будущих специалистов.
Конкурсы профессионального
мастерства, как форма внеурочной деятельности, помогают успешно решать
задачи повышения качества подготовки специалистов, позволяют создать
благоприятную
среду
для
развития
интеллекта,
совершенствования
профессиональных умений и навыков, развития профессионального и
креативного мышления студентов, способствуют формированию опыта
творческой
деятельности
в
профессиональной
сфере.
Основная
цель
любого
профессионального
конкурса:
демонстрация
профессионального
мастерства
и
дальнейшее
его
совершенствование.
Общие задачи – выявить талантливых, творческих студентов, поднять
престиж профессии, создать условия для профессионального и творческого
роста студентов.
Олимпиады являются в настоящее время одной из самых широко
распространенных
форм
работы,
одним
из
видов
дополнительного
образования. Выполняя целый ряд функций, олимпиады способствуют
формированию у обучающихся навыков самостоятельной организации
учебной деятельности, глубокому и прочному усвоению знаний, развитию
нестандартного мышления, творческой инициативы, создают устойчивые
положительные эмоции, учат умению самоанализа и стрессоустойчивости.
Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада
не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения, которого
вся работа заканчивается. В основе подготовки к олимпиадам должен лежать
принцип системности и непрерывности.
Используемые подходы при подготовке обучающихся к олимпиадам
могут быть различными. Но преподаватель должен отобрать обучающихся,
заинтересованных в развитии знаний в данной области. Их можно
определить по следующим признакам: склонны к размышлениям, часто
задают вопросы со смыслом, любознательны, настойчивы в поиске ответов,
отличаются хорошей памятью, инициативны. Отбор осуществляется в ходе
наблюдения на занятиях, при организации исследовательской деятельности.
Хорошо помогают игровые методы обучения на практических (семинарско-
практических)
занятиях.
Ролевые
игры
выполняют
преимущественно
профессионально
направленную
функцию.
В
сюжетно-ролевых
играх
изображаются
события
и
ситуации,
возникающие
в
процессе
профессиональной деятельности в аптечных организациях. Деловые игры
используются для развития творческого мышления, способности оценивать
происходящие события, для формирования у студентов умений решать
проблемы, возникающие в процессе практической деятельности.
Очень важным моментом при формировании компетенций является
решение практико-ориентированных задач при работе в симуляционном
центре. Практико-ориентированные задачи носят тренирующий характер,
способствуют отработке, умений и приемов работы, применяемых для
выполнения конкретных функций будущего аптечного работника, ведут к
развитию профессионального мышления.
Преподаватели
профессиональных
модулей
Фармацевтического
филиала организуют профессиональные олимпиады/конкурсы. Проведение
олимпиад решает задачи: предоставление возможности всем желающим
обучающимся проверить свои знания в определенной области в условиях
соревнования; создание условий для реализации способностей, интересов
обучающихся;
привлечение
обучающихся
к
научно-практической
деятельности.
Обучающиеся
Фармацевтического
филиала
участвуют
конкурсах/олимпиадах профессионального мастерства по специальности
среднего
профессионального
образования
33.02.01
Фapмaция,
во
Всероссийских
онлайн-олимпиадах,
Всероссийском
конкурсе
c
международным
участием
профессионального
мастерства
«Лучший
фармацевт» среди обучающихся средних медицинских и фармацевтических
образовательных
организаций
по
специальности
среднего
профессионального образования 33.02.01 Фармация.
В конкурсное движение вовлекаются фармацевтические работники.
На протяжении 9 лет на базе Фармацевтического филиала организуется и
проводится
Областной
конкурс
профессионального
мастерства
«Лучший специалист со средним фармацевтическим образованием». Участие
в конкурсе требует от фармацевта постоянного совершенствования знаний и
навыков, изучения новых технологий и нормативных актов. Это стимулирует
к самообразованию и профессиональному росту. Цель конкурса: повышение
престижа
профессии;
совершенствование
профессиональной
компетентности фармацевтических работников. Участие и победа в конкурсе
– это признание профессионализма и высокого уровня квалификации. Это
повышает престиж профессии фармацевта и мотивирует к дальнейшим
достижениям, успешное выступление на конкурсе повышает уверенность в
своих силах и знаниях, что положительно сказывается на работе и
взаимодействии с пациентами.
Конкурсы профессионального мастерства для обучающихся – это не
просто
соревнование,
это
настоящая
кузница
кадров,
где
будущие
специалисты оттачивают свои навыки, демонстрируют знания и получают
бесценный опыт. Это возможность заявить о себе, найти единомышленников
и получить признание от ведущих специалистов. Конкурсы, олимпиады
играют важную роль в формировании кадрового резерва и повышении
престижа профессии фармацевта. Конкурсы профессионального мастерства
–
это
отличная
площадка
для
общения
с
другими
студентами,
преподавателями и представителями фармацевтических компаний, что
способствует обмену опытом и расширению профессиональных связей. Для
обучающихся участие в конкурсе требует собранности, ответственности и
умения работать в команде, что способствует развитию личностных качеств
и уверенности в себе.