Напоминание

Роль конкурсов профессионального мастерства в формировании компетенций


Автор: Доброва Нелли Марсовна
Должность: заведующий кафедрой
Учебное заведение: Фармацевтический филиал ГБПОУ "СОМК"
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: Формирование профессиональных компетенций
Тема: Роль конкурсов профессионального мастерства в формировании компетенций
Дата публикации: 30.06.2025
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Роль конкурсов профессионального мастерства в формировании

компетенций

Интенсивные изменения в социальной, культурной и экономической

жизни российского общества, происходящие в последние десятилетия, ставят

новые,

более

сложные

задачи

перед

системой

профессионального

образования.

ХХI век потребовал качественного изменения содержания

образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и

способностей человеческой личности. Задача преподавателя создать условия,

позволяющие личности обучающегося максимально самореализоваться,

развить свои способности, в том числе и интеллектуальные.

Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально

стимулирующих развитие интеллектуальных способностей обучающихся,

позволяют олимпиады, конкурсы (по профилю специальности). В связи с

этим возникает актуальность внедрения в учебный, воспитательный процесс

олимпиад, конкурсов и соревнований. Участие обучающихся в олимпиадах и

конкурсах дает им возможность продемонстрировать уровень владения

изученным

материалом,

творческими

способностями

и

умением

сконцентрировано подойти к решению профессиональных задач в условиях

ограниченного

времени.

Кроме

соревновательных

целей

олимпиады,

конкурсы выполняют ряд педагогических задач, так преподаватели получают

возможность выявить недочеты, на которые следует обратить внимание в

ходе подготовки будущих специалистов.

Конкурсы профессионального

мастерства, как форма внеурочной деятельности, помогают успешно решать

задачи повышения качества подготовки специалистов, позволяют создать

благоприятную

среду

для

развития

интеллекта,

совершенствования

профессиональных умений и навыков, развития профессионального и

креативного мышления студентов, способствуют формированию опыта

творческой

деятельности

в

профессиональной

сфере.

Основная

цель

любого

профессионального

конкурса:

демонстрация

профессионального

мастерства

и

дальнейшее

его

совершенствование.

Общие задачи – выявить талантливых, творческих студентов, поднять

престиж профессии, создать условия для профессионального и творческого

роста студентов.

Олимпиады являются в настоящее время одной из самых широко

распространенных

форм

работы,

одним

из

видов

дополнительного

образования. Выполняя целый ряд функций, олимпиады способствуют

формированию у обучающихся навыков самостоятельной организации

учебной деятельности, глубокому и прочному усвоению знаний, развитию

нестандартного мышления, творческой инициативы, создают устойчивые

положительные эмоции, учат умению самоанализа и стрессоустойчивости.

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада

не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения, которого

вся работа заканчивается. В основе подготовки к олимпиадам должен лежать

принцип системности и непрерывности.

Используемые подходы при подготовке обучающихся к олимпиадам

могут быть различными. Но преподаватель должен отобрать обучающихся,

заинтересованных в развитии знаний в данной области. Их можно

определить по следующим признакам: склонны к размышлениям, часто

задают вопросы со смыслом, любознательны, настойчивы в поиске ответов,

отличаются хорошей памятью, инициативны. Отбор осуществляется в ходе

наблюдения на занятиях, при организации исследовательской деятельности.

Хорошо помогают игровые методы обучения на практических (семинарско-

практических)

занятиях.

Ролевые

игры

выполняют

преимущественно

профессионально

направленную

функцию.

В

сюжетно-ролевых

играх

изображаются

события

и

ситуации,

возникающие

в

процессе

профессиональной деятельности в аптечных организациях. Деловые игры

используются для развития творческого мышления, способности оценивать

происходящие события, для формирования у студентов умений решать

проблемы, возникающие в процессе практической деятельности.

Очень важным моментом при формировании компетенций является

решение практико-ориентированных задач при работе в симуляционном

центре. Практико-ориентированные задачи носят тренирующий характер,

способствуют отработке, умений и приемов работы, применяемых для

выполнения конкретных функций будущего аптечного работника, ведут к

развитию профессионального мышления.

Преподаватели

профессиональных

модулей

Фармацевтического

филиала организуют профессиональные олимпиады/конкурсы. Проведение

олимпиад решает задачи: предоставление возможности всем желающим

обучающимся проверить свои знания в определенной области в условиях

соревнования; создание условий для реализации способностей, интересов

обучающихся;

привлечение

обучающихся

к

научно-практической

деятельности.

Обучающиеся

Фармацевтического

филиала

участвуют

конкурсах/олимпиадах профессионального мастерства по специальности

среднего

профессионального

образования

33.02.01

Фapмaция,

во

Всероссийских

онлайн-олимпиадах,

Всероссийском

конкурсе

c

международным

участием

профессионального

мастерства

«Лучший

фармацевт» среди обучающихся средних медицинских и фармацевтических

образовательных

организаций

по

специальности

среднего

профессионального образования 33.02.01 Фармация.

В конкурсное движение вовлекаются фармацевтические работники.

На протяжении 9 лет на базе Фармацевтического филиала организуется и

проводится

Областной

конкурс

профессионального

мастерства

«Лучший специалист со средним фармацевтическим образованием». Участие

в конкурсе требует от фармацевта постоянного совершенствования знаний и

навыков, изучения новых технологий и нормативных актов. Это стимулирует

к самообразованию и профессиональному росту. Цель конкурса: повышение

престижа

профессии;

совершенствование

профессиональной

компетентности фармацевтических работников. Участие и победа в конкурсе

– это признание профессионализма и высокого уровня квалификации. Это

повышает престиж профессии фармацевта и мотивирует к дальнейшим

достижениям, успешное выступление на конкурсе повышает уверенность в

своих силах и знаниях, что положительно сказывается на работе и

взаимодействии с пациентами.

Конкурсы профессионального мастерства для обучающихся – это не

просто

соревнование,

это

настоящая

кузница

кадров,

где

будущие

специалисты оттачивают свои навыки, демонстрируют знания и получают

бесценный опыт. Это возможность заявить о себе, найти единомышленников

и получить признание от ведущих специалистов. Конкурсы, олимпиады

играют важную роль в формировании кадрового резерва и повышении

престижа профессии фармацевта. Конкурсы профессионального мастерства

это

отличная

площадка

для

общения

с

другими

студентами,

преподавателями и представителями фармацевтических компаний, что

способствует обмену опытом и расширению профессиональных связей. Для

обучающихся участие в конкурсе требует собранности, ответственности и

умения работать в команде, что способствует развитию личностных качеств

и уверенности в себе.



В раздел образования