Напоминание

"Нарушения речи у детей дошкольного возраста"


Авторы: Дыдыкина Римма Васильевна, Лаптева Анна Юрьевна
Должность: Старший воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад N32 комбинированного вида"
Населённый пункт: Республика Мордовия г. Саранск
Наименование материала: консультация для педагогов и родителей
Тема: "Нарушения речи у детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 30.06.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дыдыкина Римма Васильевна, старший воспитатель

Лаптева Анна Юрьевна, воспитатель

МДОУ «Детский сад №32 комбинированного вида»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДЕТСКОГО САДА И

РОДИТЕЛЕЙ «НАРУШЕНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Лев Семенович Выготский, основоположник детской психологии в

России, дал определение сенситивным периодам развития в жизни ребенка. По-

другому можно их назвать «окна возможностей».

В течение первых шести лет дети проходят через пять основных

сенситивных

периодов:

любовь

к

порядку,

речь,

сенсорные

навыки,

двигательная деятельность и социальные навыки. Длятся эти периоды у

каждого ребенка индивидуально, столько, сколько необходимо ребенку для

завершения определенного этапа в своем развитии. Но сенситивные периоды

всегда кратковременны и исчезают, как только цель достигнута.

Сенситивный период речевого развития дошкольника - возраст от 0 до 6

лет. Позже речевое развитие будет сопряжено с определёнными значительными

трудностями. Поэтому педагогам в детском саду и родителям важно знать и

вовремя проявить настороженность при проявлении тех или иных проблем в

развитии речи малыша.

Этапы развития речи ребенка.

Речь является основным показателем психического развития детей раннего и

дошкольного возраста. В каждый возрастной период появляются те или иные

речевые достижения.

В 2-3 месяца: гуление (протяжное произнесение звуков «а», «ы» , «у», иногда в

сочетании с «г»);

В 7-9 месяцев: лепет (произнесение одинаковых слогов: «ма-ма-ма», «дя-дя-

дя», «ба-ба-ба»);

В 9-11 месяцев: малыш начинает подражать звукам речи взрослых;

В 11-13 месяцев: появляются первые осмысленные слова из двух одинаковых

слогов («папа», «мама», «баба», «дядя»);

В 2-3 года: появляются первые предложения;

Таковы этапы развития речи ребенка в норме. Могут быть некоторые

различия по срокам появления данных элементов речи. Но если вы замечаете

значительное отклонение от нормы на любом из этапов, следует обратиться к

специалистам. Не пускайте всё на самотек. Ни в коем случае не слушайте

советов, например: «В нашей семье все поздно начинали говорить», «Мой тоже

долго молчал, а потом сразу начал говорить предложениями».

Признаки нарушений речи.

К концу 1-ого месяца ребенок не кричит перед кормлением;

К концу 4-ого месяца не улыбается, когда с ним говорят, не смотрит на лицо

взрослого, не гулит;

К концу 5-ого месяца не прислушивается к музыке;

К 7-ому месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации;

К концу 9-ого месяца отсутствует лепет и ребенок не может повторять за

взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего;

К концу 10-ого месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в

знак прощания;

К 1 году ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие

просьбы («дай», «покажи», «принеси»);

К 1 году и 4 месяцам не может назвать маму, папу;

К 1 году и 9 месяцам не может произнести 5-6 осмысленных слов;

К 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет

сложные просьбы («пойди в комнату и возьми там книгу») и не узнает близких

на фотографиях;

К 2,5 годам не определяет разницу между понятиями «большой» и

«маленький»;

В 3 года не может пересказать короткое стихотворение (2-4 строчки) либо

сказку, не может определить, какой из четырех-пяти предметов самый

большой, какой самый маленький, не может назвать свое имя и фамилию;

В 4 года не знает названия основных цветов (красный, желтый, синий,

зеленый), не может рассказать наизусть ни одного стихотворения.

Причины нарушений речи

Точную причину нарушений, конечно же, должен определить врач.

Возможно, потребуется консультация не только логопеда, но и невропатолога,

ортодонта и отоларинголога. Но вы сами можете предположить, что могло

вызвать задержку речевого развития.

Возможные причины:

Негативные факторы в период беременности и родов;

Так называемая, «педагогическая запущенность» - ребенок по разным

причинам не получает достаточного внимания к себе; здесь речь идет не только

об отсутствии регулярных занятий с ребенком, но в первую очередь об

общении с ребенком в целом;

Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - один из самых распространенных

диагнозов; это понятие объединяет различные по происхождению поражения

головного мозга до, во время или после родов; этот диагноз не означает

неполноценность ребенка, однако такому малышу необходима помощь

квалифицированных специалистов;

Частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет, испуг ребенка;

Наследственные факторы;

Нарушения слуха;

Анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата (короткая уздечка,

готическое небо и др.);

Сосание пальца либо злоупотребление соской-пустышкой.

Родителям следует также знать, что если ребёнок с раннего детства

проводит очень много времени перед экраном телефона или планшета, то у

него происходят изменения в работе нервной системы. В частности,

задерживается произвольная саморегуляция, не развивается коммуникация,

слуховой анализатор становится вторичным по отношению к зрительному,

страдает

пространственная

ориентация,

и

многое

другое.

Появляются

нарушения в развитии, в том числе и речевом.

Какие речевые нарушения встречаются.

Дислалия - это самое распространенное нарушение.

Особенности: хороший словарный запас, правильное построение предложений

и согласование слов; но присутствует неправильное произношение некоторых

звуков.

Дизартрия

- нарушение произношения, вызванное недостаточной работой

нервов, связывающих речевой аппарат с центральной нервной системой (то

есть недостаточной иннервацией); при дизартрии страдает произношение всех

групп звуков.

Особенности:

«смазанная»

речь,

нарушение

голосообразования,

ритма,

интонации и темпа речи.

Ринолалия - это нарушение тембра голоса, вызванное анатомическими

дефектами речевого аппарата.

Особенности: голос приобретает «носовое звучание».

Заикание - нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызванное судорогами

мышц лицевого аппарата; возникает в возрасте 2 - 2,5 года.

Особенности: вынужденные остановки в речи, повторения отдельных звуков и

слогов, добавление перед отдельными словами лишних звуков («а», «и»).

Профилактика заикания: речь окружающих должна быть неторопливой,

правильной и отчетливой;

нужно ограничить контакты малыша с заикающимися;

не допускайте скандалов и конфликтов при ребенке;

избегайте психических и физических травм (особенно головы);

не перегружайте ребенка информацией и впечатлениями;

не опережайте развитие ребенка и не пытайтесь сделать из него вундеркинда;

не запугивайте ребенка страшными сказками;

не оставляйте ребенка в качестве наказания в темном помещении.

Алалия - это полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3-5 лет);

оно обусловлено недоразвитием или поражением речевых областей в левом

полушарии коры головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем

развитии ребенка.

Особенности:

моторная алалия - ребенок понимает речь, но не умеет её воспроизводить;

сенсорная алалия - ребенок не понимает чужую речь; наблюдается

автоматическое повторение чужих слов (вместо ответа на вопрос малыш

повторяет сам вопрос).

Мутизм - прекращение речевого развития из-за психической травмы.

Особенности:

общий мутизм - ребенок не говорит вообще;

избирательный мутизм - своим молчанием малыш протестует против

каких-либо обстоятельств или людей;

Детский аутизм (РАС)

- состояние психики, при котором ребенок

полностью уходит в свои переживания и отстраняется от внешнего мира; при

этом отсутствуют элементарные бытовые навыки и речь.

Особенности:

дети легко возбудимы и иногда агрессивны, особенно это проявляется

при нарушении знакомой обстановки, привычного режима дня;

часто «зацикливаются» на какой-то деятельности, которая не свойственна

для маленького ребенка (перекладывание предметов, выстраивание рядов).

могут предпочитать какой-то один продукт и при этом отказываются от

другой предложенной пищи, либо проявляют странности в приеме пищи,

например, едят только из синей тарелки, пьют из пакета и т.д.;

с первых месяцев малыш не стремится к общению со взрослыми, не

смотрит на лицо, не улыбается, не прижимается к матери;

отсутствует указательный жест, слово «дай»;

для таких детей характерно чувство опасности; но их страхи часто имеют

необычную направленность: малыш может пугаться, например, письменного

стола, но совершенно не бояться собак и высоты;

Общее недоразвитие речи (ОНР) – представляет собой сложное речевое

расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой

системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики,

грамматики).

ОНР характеризуется нарушением произношения и различения звуков,

маленьким

словарным

запасом,

затрудненным

словообразованием

и

словоизменением, неразвитой связной речью.

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах

детской речевой патологии: алалии (всегда), а также ринолалии, дизартрии

(иногда).

Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются

типичные проявления, которые указывают на системные нарушения речевой

деятельности:

Для детей характерно более позднее начало речи (первые слова

появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам);

У ребенка речь недостаточно грамматически и фонетически оформлена

(нарушения в произнесении или перестановка звуков, слогов в слове, нет

согласования слов в предложениях);

Ребенок, как правило, понимает обращенную к нему речь, но правильно

выразить словами свои мысли и желания не может. Отсюда нередко возникают

поведенческие нарушения: истерики, капризы, агрессивность.

Один из самых распространенных дефектов речи это дислалия:

(нарушение

звукопроизношения

при

нормальном

слухе

и

сохранной

деятельности речевого аппарата.) Ребенок либо не может произнести звук

(пропускает его или искажает произношение), либо заменяет один звук другим.

Очень часто родители обращаются к логопеду с просьбой: ребенок не

произносит звук «Р». При проведении обследования, как правило, выясняется,

что нарушено произношение не одного, а целого ряда звуков.

Чаще всего дефектными являются шипящие звуки ш, ж, ч, щ, свистящие -

с, сь, з, ц, соноры -р, рь, л, ль. Реже нарушаются звуки к, кь, г, гь, х, хь, д, дь, т,

ть, й, в, ф. Обычно нарушается вся группа сходных звуков.

Необходимо готовить ребенка, и его артикуляционный аппарат к

правильному произношению, речи.

С этой целью можно порекомендовать проводить логопедический массаж

(у детей с 2 месяцев), а также логопедическую гимнастику («гимнастику для

язычка» - с двух лет).

Следует помнить, что речь маленьких детей в период её формирования

всегда отличается недостатками звукопроизношения. Это вызвано, прежде

всего,

недостаточным

развитием

движений

органов

артикуляционного

аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти. Ещё одной причиной

является недостаточная форсированность речевого (фонематического) слуха.

Поэтому в начале и во время дошкольного возраста (3-5 лет) речь ещё

недостаточно ясна и чиста по звучанию и это может являться нормой.

В целом, если нет явных нарушений в речевом развитии, следует

обратиться к логопеду для оценки речи ребенка в возрасте около 4 лет. При

беспокойстве родителей, выявлении тех или иных проблем, описанных выше,

не следует тянуть к обращению к специалистам, пройти обследование и

выполнять все рекомендации логопеда и других специалистов.



В раздел образования