Напоминание

"Интеграция общего и дополнительного образования"


Авторы: Попова Мария Юрьевна, Мохна Елена Александровна
Должность: Педагог-организатор, Методист
Учебное заведение: ГБУ ДО БелОЦД(Ю)ТТ
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: "Научно-техническое творчество как часть дополнительного образования"
Тема: "Интеграция общего и дополнительного образования"
Дата публикации: 30.06.2025
Раздел: дополнительное образование





Назад




Научно-техническое творчество как часть дополнительного образования.

В современном обществе действительно наблюдается тесная связь между

дополнительным образованием и школьными предметами, такими как математика,

физика, технология и информационные технологии. Эта преемственность позволяет

школьникам не только углубить свои знания в базовых дисциплинах, но и развивать

практические навыки, необходимые в условиях стремительно развивающегося мира.

Важную роль играет интеграция общего и дополнительного образования, которая

позволяет на занятиях технического творчества готовить ребят к самостоятельной

трудовой деятельности.

Моделирование, конструирование помогает осознать значимость

своего труда, воспитывает ответственность, повышает самооценку. Цель технического

творчества: научить созидать себя как творца, умеющего призвать себе в помощь

компьютер,

обучать делать своими

руками,

самому,

игрушки,

модели,

научить

использовать компьютер для того, чтобы с его помощью сделать развертку, игрушку и ее

описание. Научить предъявлять себе результат своего труда на уровне достойном

достижений современной информационной культуры. Важен процесс получения готового

компьютерного продукта (распечатки разверток геометрических тел и др.), выполнять

задуманную работу.

Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой

деятельности и вызывают возрастающий интерес детей к современной технике.

Технические объекты осязаемо близко предстают перед ребенком повсюду в виде

десятков окружающих его вещей и предметов: бытовых приборов и аппаратов, игрушек,

транспортных, строительных и других машин. Дети познают и принимают мир таким,

каким его видят, пытаются осмыслить, осознать, а потом объяснить.

Вопрос привлечения детей школьного возраста (особенно мальчиков) в

объединения технического моделирования актуален. Все блага цивилизации - это

результат технического творчества, начиная с древних времен, когда было изобретено

колесо, и до сегодняшнего дня технический прогресс обязан людям, создающим новую

технику, облегчающую жизнь и деятельность человечества.

Технические объекты осязаемо близко предстают перед ребёнком повсюду в виде

десятков окружающих его вещей и предметов: бытовых приборов и аппаратов, игрушек,

транспортных, строительных и других машин. Дети познают и принимают мир таким,

каким его видят, пытаются осмыслить, осознать, а потом объяснить. Искусство работы с

бумагой, картоном и другим несложным поделочным материалом, целью которых

является создание условий развития личности через занятия в техническом объединении и

в настоящее время не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий

бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому, а применение

разнообразного поделочного материала (спичечные коробки, пластмассовые трубочки,

баночки и др.) способствует развитию воображения и созидательного творчества.

Проблема развития творческих способностей обучающихся остается одной из

важнейших задач в педагогике на современном этапе. Модель или техническая игрушка,

выполненная своими руками, несет в себе огромный духовный заряд, так как близка

восприятию ребенка. Важно направить инициативу детей в русло творчества, и поэтому

педагогический эффект заключается в обеспечении прочности начально-технических

знаний, умений и навыков обучающихся. Переключение ребенка с уроков на занятие

начально-техническим моделированием оказывает психотерапевтическое воздействие:

появляется уверенность в себе, своих силах, ощущение радости, частично решаются

проблемы продуктивного общения (коммуникативные).

Начально – техническое творчество - это не только место пробы сил учащихся в

мире техники, но и развитие мышления, технических склонностей и первая ступенька для

детей в подготовке для занятий в объединениях среднего звена, спортивно - технического

направления. На занятиях ребята не только узнают о свойствах и приемах обработки

различных материалов, но и учатся использовать различный инструмент, изготавливать из

картона, бумаги, пенопласта, бросовых материалов различные технические конструкции и

модели. Ребята самостоятельно изготавливают детали объектов и собирают их.

Оформление изделий позволяет воспитанникам развивать свою творческую

фантазию и закрепить творческие знания, полученные на занятии. Графическая

подготовка представляет собой закрепление, углубление и расширение знаний о

чертежных инструментах и принадлежностях, их назначение и правила пользования.

Значительное место в обучении отведено занятиям по графической подготовке младших

школьников, конструированию и моделированию. На данном этапе у них формируется

устойчивый

интерес

к

технике.

У

ребят

развивается

мелкая

моторика

рук,

пространственное воображение, образное и логическое мышление; зрительная память;

дизайнерские способности; внимание; аккуратность в выполнении работ. При этом я

добиваюсь, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и

способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно

развивать свои мыслительные и творческие способности.

Ребёнок

учится

читать

условные

обозначения

на

чертежах;

чертить

геометрические

фигуры;

выполнять

разметку

несложных

объектов;

работать

с

шаблонами; конструировать на плоскости; строить объемные модели на основе

геометрических фигур; вносить изменения в конструкцию модели; использовать в речи

техническую терминологию; реализовывать собственные замыслы в работе. Благодаря

творчеству учащийся выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей

личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует

формированию позитивной Я - концепции личности воспитанника, стимулирует

осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию своего «Я».

Вера в ребёнка, доверие ему, поддержка его стремлений к самореализации и

самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного

контроля.

Проверка

усвоения

и

подведения

итогов

реализации

дополнительной

образовательной программы производится в различных формах: школьная и районная

олимпиада, выставки, соревнования, конкурсы и викторины. Содержание, методы и

приёмы обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать

субъективный опыт каждого воспитанника, помочь становлению личности путём

организации познавательной деятельности.

Занятия по начально – техническому творчеству должны планироваться, исходя

из того, что творческое начало заложено в каждом ребенке, важно искать способы их

раскрытия. Как показывает практика, вера в успех приносит реальные плоды. Важно

оказать внимание каждому - замечен успех или неудача, вовремя исправить ошибки,

поощрить каждого. Работы выставляются на подиум, сравниваются. Действующие модели

в конце занятия участвуют в мини-состязании. Лучшие участвуют в итоговой выставке по

окончании учебного года и районной выставке технического творчества. Специфическим

для данной программы стал элемент фантазирования, поставленного на деловую основу.

Фантазирование присутствует не только на первом этапе замысла, но и на всех

последующих этапах воплощения - с целью получения неожиданных и остроумных

решений. Начально - техническое творчество – это способ воспитать будущих

изобретателей, ученых, дизайнеров технических объектов, творческих и креативно

мыслящих людей.

Задачи работы

объединений

по

начально-техническому

творчеству -

это формирование компетентностей:

1.

Познавательной усвоение начальных технических

и технологических знаний,

элементарных представлений и понятий, ознакомление с миром техники, простейшими

технологическими

процессами,

графической

грамотностью,

техническим

моделированием, конструированием и дизайном.

2. Творческой приобретение опыта собственной творческой деятельности, развитие

конструкторских

способностей,

пространственного

и

логического

мышления,

воображения,

фантазии,

способности

проявлять

творческую

инициативу,

решать

творческие задачи, формирование стойкого интереса к техническому творчеству,

потребности в творческой самореализации и духовном самоусовершенствовании.

3. Практической формирование графической грамотности, умений и навыков работы с

разнообразными материалами и инструментами, изготовление игрушек, моделей машин и

механизмов, умение применять полученные знания на практике.

4.

Формирование

положительных

качеств

эмоционально-волевой

сферы –

самостоятельности, упорства, трудолюбия, доброжелательности, умения работать в

коллективе; к окружающей среде, культуры труда.

Готовить учащихся к конструкторско-технологической деятельности – это значит:

1.

учить детей наблюдать, размышлять, представлять, фантазировать и предполагать

форму, устройство (конструкцию) изделия;

2.

учить детей доказывать целесообразность и пользу предполагаемой конструкции;

3.

дать возможность ребятам свободно планировать и проектировать, преобразовывая

своё предположение в различных мыслительных, графических и практических

вариантах.

Занятия технической направленности способствует формированию у них не только

созерцательной,

но

и

познавательной

деятельности.

Стремление

научиться

самостоятельно строить модели из различных материалов, научиться пользоваться

ручным инструментом, изучить основы машиностроения, участие в соревнованиях и

конкурсах по моделизму с построенными своими руками моделями способно увлечь

ребят, отвлечь от пагубного влияния улицы и асоциального поведения. Беспорядочное

увлечение компьютером в раннем возрасте не даёт развития в творческом плане, не даёт

познания в технической и конструкторской деятельности. Занятия моделированием

являются

отличной

школой

развития

у

детей

творческой

инициативы

и

самостоятельности, конструкторских и рационализаторских навыков, способностей к

техническому творчеству.

Вовлечение обучающихся в занятие техническим творчеством, пропаганда среди

них научно-технических знаний с каждым годом получает все большее развитие и

становится составной частью воспитательного процесса.

Объединения, которые занимаются начальным техническим творчеством были и

остаются одной их наиболее эффективных форм развития технического творчества,

изобретательства и рационализации.

Цели развития технического творчества состоят в том, чтобы через техническое

творчество воспитывать у учащихся интерес и любовь к различным видам общественно-

полезного труда, привлекать к изобретательству и рационализации.

Развитие

начального

технического

творчества

в

рамках

дополнительного

образования:

- углубленное изучение материала в рамках государственных образовательных стандартов

дополнительного образования;

- изготовление наглядных пособий, плакатов, стендов, тренажеров;

- модернизация существующего оборудования кабинетов и учебных мастерских;

- изготовление приборов для лабораторно-практических работ;

- ремонт технических средств обучения;

- организация уголков науки и техники;

- изучение передовых методов труда.

Образовательный процесс должен быть направлен на максимальное развитие

активности

и

инициативности

личности,

сочетание

коллективного

обучения

с

индивидуальным подходом к способностям и интересам каждого обучающегося, с

самостоятельной работой над техническими проектами, на более полное использование

возможности дискуссий и исследовательского характера.



В раздел образования