Авторы: Попова Мария Юрьевна, Мохна Елена Александровна
Должность: Педагог-организатор, Методист
Учебное заведение: ГБУ ДО БелОЦД(Ю)ТТ
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: "Научно-техническое творчество как часть дополнительного образования"
Тема: "Интеграция общего и дополнительного образования"
Дата публикации: 30.06.2025
Раздел: дополнительное образование
Научно-техническое творчество как часть дополнительного образования.
В современном обществе действительно наблюдается тесная связь между
дополнительным образованием и школьными предметами, такими как математика,
физика, технология и информационные технологии. Эта преемственность позволяет
школьникам не только углубить свои знания в базовых дисциплинах, но и развивать
практические навыки, необходимые в условиях стремительно развивающегося мира.
Важную роль играет интеграция общего и дополнительного образования, которая
позволяет на занятиях технического творчества готовить ребят к самостоятельной
трудовой деятельности.
Моделирование, конструирование помогает осознать значимость
своего труда, воспитывает ответственность, повышает самооценку. Цель технического
творчества: научить созидать себя как творца, умеющего призвать себе в помощь
компьютер,
обучать делать своими
руками,
самому,
игрушки,
модели,
научить
использовать компьютер для того, чтобы с его помощью сделать развертку, игрушку и ее
описание. Научить предъявлять себе результат своего труда на уровне достойном
достижений современной информационной культуры. Важен процесс получения готового
компьютерного продукта (распечатки разверток геометрических тел и др.), выполнять
задуманную работу.
Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой
деятельности и вызывают возрастающий интерес детей к современной технике.
Технические объекты осязаемо близко предстают перед ребенком повсюду в виде
десятков окружающих его вещей и предметов: бытовых приборов и аппаратов, игрушек,
транспортных, строительных и других машин. Дети познают и принимают мир таким,
каким его видят, пытаются осмыслить, осознать, а потом объяснить.
Вопрос привлечения детей школьного возраста (особенно мальчиков) в
объединения технического моделирования актуален. Все блага цивилизации - это
результат технического творчества, начиная с древних времен, когда было изобретено
колесо, и до сегодняшнего дня технический прогресс обязан людям, создающим новую
технику, облегчающую жизнь и деятельность человечества.
Технические объекты осязаемо близко предстают перед ребёнком повсюду в виде
десятков окружающих его вещей и предметов: бытовых приборов и аппаратов, игрушек,
транспортных, строительных и других машин. Дети познают и принимают мир таким,
каким его видят, пытаются осмыслить, осознать, а потом объяснить. Искусство работы с
бумагой, картоном и другим несложным поделочным материалом, целью которых
является создание условий развития личности через занятия в техническом объединении и
в настоящее время не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий
бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому, а применение
разнообразного поделочного материала (спичечные коробки, пластмассовые трубочки,
баночки и др.) способствует развитию воображения и созидательного творчества.
Проблема развития творческих способностей обучающихся остается одной из
важнейших задач в педагогике на современном этапе. Модель или техническая игрушка,
выполненная своими руками, несет в себе огромный духовный заряд, так как близка
восприятию ребенка. Важно направить инициативу детей в русло творчества, и поэтому
педагогический эффект заключается в обеспечении прочности начально-технических
знаний, умений и навыков обучающихся. Переключение ребенка с уроков на занятие
начально-техническим моделированием оказывает психотерапевтическое воздействие:
появляется уверенность в себе, своих силах, ощущение радости, частично решаются
проблемы продуктивного общения (коммуникативные).
Начально – техническое творчество - это не только место пробы сил учащихся в
мире техники, но и развитие мышления, технических склонностей и первая ступенька для
детей в подготовке для занятий в объединениях среднего звена, спортивно - технического
направления. На занятиях ребята не только узнают о свойствах и приемах обработки
различных материалов, но и учатся использовать различный инструмент, изготавливать из
картона, бумаги, пенопласта, бросовых материалов различные технические конструкции и
модели. Ребята самостоятельно изготавливают детали объектов и собирают их.
Оформление изделий позволяет воспитанникам развивать свою творческую
фантазию и закрепить творческие знания, полученные на занятии. Графическая
подготовка представляет собой закрепление, углубление и расширение знаний о
чертежных инструментах и принадлежностях, их назначение и правила пользования.
Значительное место в обучении отведено занятиям по графической подготовке младших
школьников, конструированию и моделированию. На данном этапе у них формируется
устойчивый
интерес
к
технике.
У
ребят
развивается
мелкая
моторика
рук,
пространственное воображение, образное и логическое мышление; зрительная память;
дизайнерские способности; внимание; аккуратность в выполнении работ. При этом я
добиваюсь, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и
способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно
развивать свои мыслительные и творческие способности.
Ребёнок
учится
читать
условные
обозначения
на
чертежах;
чертить
геометрические
фигуры;
выполнять
разметку
несложных
объектов;
работать
с
шаблонами; конструировать на плоскости; строить объемные модели на основе
геометрических фигур; вносить изменения в конструкцию модели; использовать в речи
техническую терминологию; реализовывать собственные замыслы в работе. Благодаря
творчеству учащийся выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей
личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует
формированию позитивной Я - концепции личности воспитанника, стимулирует
осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию своего «Я».
Вера в ребёнка, доверие ему, поддержка его стремлений к самореализации и
самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного
контроля.
Проверка
усвоения
и
подведения
итогов
реализации
дополнительной
образовательной программы производится в различных формах: школьная и районная
олимпиада, выставки, соревнования, конкурсы и викторины. Содержание, методы и
приёмы обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать
субъективный опыт каждого воспитанника, помочь становлению личности путём
организации познавательной деятельности.
Занятия по начально – техническому творчеству должны планироваться, исходя
из того, что творческое начало заложено в каждом ребенке, важно искать способы их
раскрытия. Как показывает практика, вера в успех приносит реальные плоды. Важно
оказать внимание каждому - замечен успех или неудача, вовремя исправить ошибки,
поощрить каждого. Работы выставляются на подиум, сравниваются. Действующие модели
в конце занятия участвуют в мини-состязании. Лучшие участвуют в итоговой выставке по
окончании учебного года и районной выставке технического творчества. Специфическим
для данной программы стал элемент фантазирования, поставленного на деловую основу.
Фантазирование присутствует не только на первом этапе замысла, но и на всех
последующих этапах воплощения - с целью получения неожиданных и остроумных
решений. Начально - техническое творчество – это способ воспитать будущих
изобретателей, ученых, дизайнеров технических объектов, творческих и креативно
мыслящих людей.
Задачи работы
объединений
по
начально-техническому
творчеству -
это формирование компетентностей:
1.
Познавательной – усвоение начальных технических
и технологических знаний,
элементарных представлений и понятий, ознакомление с миром техники, простейшими
технологическими
процессами,
графической
грамотностью,
техническим
моделированием, конструированием и дизайном.
2. Творческой – приобретение опыта собственной творческой деятельности, развитие
конструкторских
способностей,
пространственного
и
логического
мышления,
воображения,
фантазии,
способности
проявлять
творческую
инициативу,
решать
творческие задачи, формирование стойкого интереса к техническому творчеству,
потребности в творческой самореализации и духовном самоусовершенствовании.
3. Практической – формирование графической грамотности, умений и навыков работы с
разнообразными материалами и инструментами, изготовление игрушек, моделей машин и
механизмов, умение применять полученные знания на практике.
4.
Формирование
положительных
качеств
эмоционально-волевой
сферы –
самостоятельности, упорства, трудолюбия, доброжелательности, умения работать в
коллективе; к окружающей среде, культуры труда.
Готовить учащихся к конструкторско-технологической деятельности – это значит:
1.
учить детей наблюдать, размышлять, представлять, фантазировать и предполагать
форму, устройство (конструкцию) изделия;
2.
учить детей доказывать целесообразность и пользу предполагаемой конструкции;
3.
дать возможность ребятам свободно планировать и проектировать, преобразовывая
своё предположение в различных мыслительных, графических и практических
вариантах.
Занятия технической направленности способствует формированию у них не только
созерцательной,
но
и
познавательной
деятельности.
Стремление
научиться
самостоятельно строить модели из различных материалов, научиться пользоваться
ручным инструментом, изучить основы машиностроения, участие в соревнованиях и
конкурсах по моделизму с построенными своими руками моделями способно увлечь
ребят, отвлечь от пагубного влияния улицы и асоциального поведения. Беспорядочное
увлечение компьютером в раннем возрасте не даёт развития в творческом плане, не даёт
познания в технической и конструкторской деятельности. Занятия моделированием
являются
отличной
школой
развития
у
детей
творческой
инициативы
и
самостоятельности, конструкторских и рационализаторских навыков, способностей к
техническому творчеству.
Вовлечение обучающихся в занятие техническим творчеством, пропаганда среди
них научно-технических знаний с каждым годом получает все большее развитие и
становится составной частью воспитательного процесса.
Объединения, которые занимаются начальным техническим творчеством были и
остаются одной их наиболее эффективных форм развития технического творчества,
изобретательства и рационализации.
Цели развития технического творчества состоят в том, чтобы через техническое
творчество воспитывать у учащихся интерес и любовь к различным видам общественно-
полезного труда, привлекать к изобретательству и рационализации.
Развитие
начального
технического
творчества
в
рамках
дополнительного
образования:
- углубленное изучение материала в рамках государственных образовательных стандартов
дополнительного образования;
- изготовление наглядных пособий, плакатов, стендов, тренажеров;
- модернизация существующего оборудования кабинетов и учебных мастерских;
- изготовление приборов для лабораторно-практических работ;
- ремонт технических средств обучения;
- организация уголков науки и техники;
- изучение передовых методов труда.
Образовательный процесс должен быть направлен на максимальное развитие
активности
и
инициативности
личности,
сочетание
коллективного
обучения
с
индивидуальным подходом к способностям и интересам каждого обучающегося, с
самостоятельной работой над техническими проектами, на более полное использование
возможности дискуссий и исследовательского характера.