Напоминание

"Минутка безопасности"


Автор: Тельдякова Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ детский сад №18
Населённый пункт: Волгоградская область, г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Минутка безопасности"
Дата публикации: 30.06.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья «Минутка безопасности»

Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности с каждым годом становится все

более очевидной. В современных условиях необходима тщательная подготовка всего населения к

жизни в условиях, при которых как в природном окружении, так и в быту возможно

возникновение ситуаций опасности.

Мы поставили перед собой задачу дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых

человеком нормах поведения; научить как правильно, осознанно действовать в той или иной

ситуации. Помочь дошкольникам и объяснить родителям, как научить ребенка овладеть

элементарными навыками поведения дома, на улице, в общественных местах; развить у детей

самостоятельность, умение анализировать свое и чужое поведение.

Необходимо

выделить

такие

правила

поведения,

которые

дети

должны

выполнять

неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует

подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением.

Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в

различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице,

дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них самостоятельности и

ответственности. В связи с этим традиционные формы обучения, принятые в дошкольных

образовательных учреждениях могут использоваться лишь частично и больше внимания надо

уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь всё,

чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Мы предлагаем проводить « Минутки безопасности» в детском саду и дома.

Почему «минутки»? Потому что взрослый может ознакомить с её содержанием, в то время когда

ребёнок одевается, и поговорить на данную тему по дороге домой, готовя ужин. «Минутка»

найдется у каждого, даже самого занятого родителя. «Минутка» это капля в море спокойствия за

безопасность вашего ребенка. Таким образом, ребенок учиться правильно поступать в той или

иной ситуации, тренируя навык правильного поведения, доводя его

до привычки.

Цель «минутки»

- формирование у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и

безопасности окружающих, усвоение ими знаний и умений распознавать и оценивать опасные

ситуации, определять способы защиты от них, и, в идеале оказывать само- и взаимопомощь, а

также бережного отношения к своему здоровью.

Мы предлагаем разделить темы по 3 направлениям:

«Безопасное движение».

«Безопасное поведение в быту».

«Расту здоровым».

Как сделать так чтобы минутки не превратились в короткие нравоучения что можно, а чего

нельзя. Для этой цели при проведении «минутки» нельзя ориентироваться только на напоминания,

построение известных положений типа «будьте осторожны». Необходимо пробудить внимание и

интерес детей, рассматривая проблемный вопрос, допускающий разные мнения, связанные с

раскрытием закономерностей улицы, не столько «что», сколько «почему», или разбирая

конкретный случай с ребенком на улице и дома.

Для этого мы подбираем разнообразные формы взаимодействия с детьми, обучение детей

строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную

позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. В работе предлагаем

использовать различные методы, включая:

*

Игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются

сказочными сюжетами;

* Обучение детей приемам защитного поведения (крик, призыв о помощи);

*

Использование художественной литературы, где иллюстрируются потенциально опасные

ситуации;

* Применение видеоматериалов;

* Беседы, игры на макете, игровые ситуации – загадки.

* Метод моделирования ситуаций;

* Опыты и эксперименты;

* Придумывание сказок на разные темы;

Интегрированный принцип в разработке инновационной формы работы даёт возможность

развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.

Общими задачами выступают:

- повышение

уровня

своих

знаний

и

навыков

в

обеспечении безопасности

жизнедеятельности,

уверенности

в

успешном преодолении трудностей,

веры

в успех при

столкновении с опасными и неадекватными ситуациями;

- формирование привычек, навыков, умений, обеспечивающих успешные действия

при

решении вопросов личной и общественной безопасности, умение систематизировать знания

по вопросам безопасности жизнедеятельности и эффективно применять их в повседневной

жизни;

- формирование установок на совместные, согласованные действия при попадании в опасные

ситуации в составе группы, а также навыков и умений совместных действий и оказания само- и

взаимопомощи;

Задачи:

- создавать условия по ознакомлению дошкольников с основами безопасного поведения;

- воспитывать у детей осознанное отношение к правилам и нормам поведения в различных

чрезвычайных ситуациях;

- формировать представление дошкольников о безопасности поведения в различных

ситуациях;

- упражнять детей регулировать свои поведенческие реакции на игровом материале;

- учить детей выходить из сложных, проблемных ситуаций не навредив своему здоровью и

здоровью окружающих;

- развивать у детей самостоятельность и ответственность;

- развивать у детей способности к предвидению возможной опасности и построения адекватного

безопасного поведения;

- познакомить родителей с новыми формами проведения минуток безопасности.

Техника проведения «Минуток безопасности»:

задавая детям вопрос и выслушав ответы нескольких детей, в случаи необходимости поправляем

их ошибки. При этом можно дать краткие дополнительные объяснения, почему следует поступать

так, а не иначе.

Помимо всего прочего, «минутка» способствует выработке у ребенка критического отношения к

поступкам сверстников и взрослых, нарушающих правила, воспитывает «иммунитет» к

подражанию.

Так, например, в результате движения детей по улице из образовательного учреждения в

определенной мере является продолжением «минутки», её практическим приложением.

При организации и проведении занятий «Минутка безопасности» нельзя ориентироваться только

на напоминания и повторение известных положений типа «будьте осторожны». Необходимо

пробудить внимание и интерес детей, рассматривая проблемный вопрос, допускающий разные

мнения, связанный с раскрытием определенных закономерностей дорожного движения, или

разбирая конкретный случай происшествия с ребенком на дороге.

Проведение занятий «Минутка безопасности» должно стать не кратковременной кампанией,

организуемой в дни смотров, операций и рейдов по безопасности движения, а повседневно

действующей системой влияния на мышление и действия детей по пути из школы или детского

сада, на воспитание у них навыков правильного поведения в дорожной обстановке.

Каждый день разбирается новая ситуация. После рассмотрения всех вопросов необходимо,

используя имеющуюся литературу по безопасности движения, подготовить новые вопросы.

Очень важно создать ситуации столкновения мнений, спора, разнообразия объяснения одного и

того же явления детьми. В качестве дополнительной информации, воспитанники получают

полезные сведения по безопасности движения, в интересной форме (разыгрывание ситуаций, игра,

вопросы, плакаты и т.п.). В результате, движение детей по дороге из образовательного

учреждения, в определенной мере, является продолжением занятия «Минутка безопасности», его

практическим приложением. В ряде случаев детям могут быть даны задания по наблюдению

обстановки на улице, связанные с вопросом, рассмотренным на занятии «Минутка» (наблюдение

за движением автомобилей, пешеходов, обстановкой на остановках общественного транспорта,

перекрестках, по пути обратить внимание на различные предметы, ограничивающие видимость).

Очень важно использовать авторитет родителей. Целесообразно, чтобы они спрашивали у ребят,

какой вопрос рассматривался на сегодняшнем занятии «Минутка безопасности» и в процессе

движения домой использовали обстановку на улице для обучения детей навыкам правильного

поведения.



В раздел образования