Авторы: Пушкарева Снежана Геннадьевна, Снежана Геннадьевна Пушкарева
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 215 "Созвездие"
Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: Рабочая тетрадь по мотивам сказки Г.Х. Андерсена "Снежная королева"
Тема: "Добро и зло" в сказке Г.Х. Андерсена "Снежная королева"
Дата публикации: 30.08.2024
Раздел: среднее образование
Сказочная история начинается с необычного пролога: это история о тролле и разбитом зеркале.
В Дании разбитое зеркало – символ семи лет несчастий. И далее следуют одна за другой семь частей
сказочного повествования. Но злющий-презлющий тролль перепутал все события в сказке.
Задание 1. Расположите названия глав в правильной последовательности, как они расположены у
автора:
1.
«Цветник женщины, умевшей колдовать»
2.
«Принц и принцесса»
3.
«Что происходит в чертогах Снежной королевы и что случилось потом»
4.
«Мальчик и девочка»
5.
«Маленькая разбойница»
6.
«Зеркало и его осколки»
7.
«Лапландка и финка»
Задание 2. Узнай литературного героя по описанию.
1. Эта героиня была такая упрямая и избалованная, что могла укусить свою мать за ухо. Но её
тронула история девочки, которая ищет названого братца. Она приказала северному оленю отнести
Герду к дворцу Снежной королевы.
2. «Такая умница, что и сказать нельзя! Она прочла все газеты, какие только есть на свете, и тут же
позабыла, что в них написано, — вот какая умница!…»
3. Она вышла из домика, опираясь на клюку. Затем вошла в воду, зацепила лодку своей клюкой,
притянула её к берегу и высадила Герду.
4. Эта героиня любила зимней ночью «заглядывать в окошки», носила одежду из снега, а сама была
«вся из ослепительно белого льда и все же живая»
5. Эта героиня «слишком много ела», «страдала головными болями с тех пор, как получила
должность при дворе».
6. Организовал собственную школу, «хохотал до колик», будучи обрадованным «успехом своей
выдумки», «смастерил такое зеркало, у котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, все
же негодное… выступало еще ярче».
7. Эта героиня жила в жалкой лачужке. «Крыша почти касалась земли, а дверь была ужасно
низенькая: чтобы войти в избушку или выйти из нее, людям приходилось проползать на
четвереньках».
8. Эта героиня была сильнее двенадцати богатырей, однажды увидела «такие сны, какие видит разве
только королева в день свадьбы», могла «жить припеваючи» в королевском дворце, но поспешила
покинуть его и «босая обошла полсвета».
9. Она положила оленю на голову кусок льда, затем принялась читать то, что было написано на
сушёной треске. Прочитала все слова три раза, пока не заучила наизусть. Потом она посадила Герду
на спину оленя, и тот бросился бежать со всех ног.
Добро и зло в сказке
Г.Х.Андерсена
«Снежная королева»
Задание 3. Подпишите, кому из героев сказки «Снежная королева» принадлежат эти вещи:
Как и в любой сказке, в сказке Г.Х. Андерсена добру противостоит зло. Как вы понимаете, что
такое добро и что такое зло? Подберите синонимы к этим словам. Вспомните, кто из персонажей
помогал девочке, а кто враждовал с ней?
Персонажи, которые помогали Герде
Персонажи, которые враждовали с Гердой
Слова-подсказки: река, тролль, старушка-колдунья, ворон и ворона, Снежная королева, принц и
принцесса, олень, лапландка и финка, маленькая разбойница, снежное войско, розы.
Задание 4. Составьте схему-маршрут «Путь Герды в поисках Кая». Для этого расположите
персонажи,
с
кем
встретилась
на
своем
пути
отважная
девочка,
в
правильной
последовательности. Подумайте, смогла ли бы она одна преодолеть огромный путь до Лапландии?
Расскажите, кто и как помогал Герде в поисках Кая?
Задание 5. Сравните образы Герды и Снежной королевы - главных представительниц сил добра и
зла.
Характеристика
Герда
Снежная королева
Возраст
Внешность
Качества характера, которые проявляются
в поступках
Как относятся к Каю
Как к ним относятся другие герои
Вывод
Подберите эпитеты, характеризующие Герду и Снежную королеву.
В чем сила каждой
героини? Подумайте, есть ли между ними что-то общее?
Что их
объединяет?
Задание 6. Почему Кай не узнал Герду? Как Снежная королева заставила мальчика забыть бабушку
и Герду?
Что сделала Герда, чтобы растопить холод в сердце Кая?
Задание 7. Раскрасьте героев, используя цвета для выражения идеи сказки.
С глубокой древности человеку было свойственно выражать свои чувства, отношения и идеи с
помощью цвета одежды или цветка:
Задание 8. Дайте развернутый ответ на вопросы: Почему Герда победила Снежную королеву?
Чему учит нас сказка Г.Х.Андерсена «Снежная королева»?
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
красный — цвет жизни, любви
(отсюда роза — символ любви,
гвоздика — страсти), а также, как
цвет крови, символ гнева и мести
(цвет войны и революции);
белый — символ чистоты и
невинности (лилия);
чёрный — символ печали, траура;
жёлтый — символ отвращения,
ненависти; кроме золотистого —
символа солнца и радости;
зелёный — символ надежды;
голубой — цвет богов;
синий — символ верности
(незабудки, фиалки);
пурпурный — символ величия