Напоминание

"Тема Родины в творчестве С.А.Есенина"


Автор: Наталья Александровна Кочетова
Должность: МБОУ СОШ № 6 имени Героя Советского Союза И.Н.Кожедуба г.Пыть-Ях
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 6 имени Героя Советского Союза И.Н.Кожедуба г.Пыть-Ях
Населённый пункт: г. Пыть-Ях ХМАО-Югра
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Тема Родины в творчестве С.А.Есенина"
Дата публикации: 30.08.2024
Раздел: полное образование





Назад




Разработка урока.

Тема: Образ Родины в творчестве С.Есенина.

Цель: Проследить за эволюцией образа Родины в лирике Есенина в

разные этапы его творчества.

Задачи:

1) Проанализировать произведения Есенина.

2) Определить литературные приёмы, с помощью которых автор создаёт

образ Родины.

3) Установить взаимосвязь между этапами жизненного и творческого пути

Есенина и эволюцией темы Родины в его произведениях.

Ход урока:

Учитель:

Сегодня нам предстоит прикоснуться к творчеству

замечательного русского поэта С.А. Есенина. Хочется, чтобы этот урок стал

для вас и праздником, и откровением, и осмыслением своего отношения к

Родине, к поэзии, к Есенину.

(Презентация)

Тема урока: Образ Родины в творчестве С.Есенина.

Начать наш разговор хотелось бы с вопроса, который, думаю, никого не

оставит равнодушным: « С чего начинается Родина?» (Что такое Родина для

каждого из нас?) …………

В основном, все мнения сходятся к одному: Родина начинается с родного

дома, с семьи, с места, где родился и вырос.

Сергей Есенин в этом очень похож на вас. Для него также Родина

начиналась с его родного села Константиново, с его мамы, с домика «с

голубыми ставнями», с клёна, который рос под окнами, с родных берез.

Тема Родины является главной в творчестве Есенина.

« О чём бы я ни говорил, ни писал, о чём бы ни думал, образ Родины

всегда перед моими глазами…

Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине. Чувство

Родины – основное в моём творчестве», - говорил о себе Есенин. Читая его

стихи, мы убеждаемся в этом в полной мере.

Но образ Родины у Есенина не застывший, статичный, а изменяющийся,

развивающийся. Неизменной остаётся только любовь к Родине. Многие

поэты писали о Родине. Сегодня мы узнаем, какой была Родина у Есенина,

как её изображает поэт в разные этапы своего творчества. В чем особенности

раскрытия этой темы у Есенина.

Условно эволюцию темы Родины у Есенина можно разделить на 3 этапа

1-й. 1914 – 1917 г. – (ранние стихи)

2-й. 1918 – 1923 г. – (после революции)

3-й. 1924 – 1925 г. – (последние годы)

1-й этап, относящийся к 1914 – 1917 г., характеризуется для Есенина

гармонией земли и неба, человека и природы. Родившийся и выросший в

деревне, поэт с раннего детства впитал в себя дух и красоту родной природы

« Родился я с песнями в травном одеяле

Зори меня вешние в радугу свивали»

На его раннюю лирику большое влияние оказали русский фольклор,

языческая мифология и православные образы. « Схимник – ветер шагом

осторожным мнёт листву по выступам дорожным…», « Хаты – в ризах

образа …»

Одухотворяя природу, автор пытается слиться с ней, растворится в её

красоте и благоухании: « Я хотел бы затеряться в зеленях твоих сто -

звонных».

С огромной теплотой поэт создаёт образы родной природы, т.к. это для

Есенина часть Родины. Русская природа предстаёт перед нами в самых

разных красках; она трогательная, всегда меняющаяся и ослепительно

красива. Поэтизация деревни также становится отличительной чертой

раннего Есенина. Радость, восторг и упоение красотой наполняют его стихи

этого периода.

Чтецы

: Стихотворения «С добрым утром», «Весенний вечер».

(выразительное чтение)

Чтение и анализ стихотворения «Гой ты, Русь моя родная».

- Какой мы видим родину в дореволюционном этапе его творчества?

В чём особенности этого образа?

(обращаем внимание на образы стихотворения, его настроение, композицию,

языковые средства)

Вопросы:

• каким настроением проникнуто стихотворение?

(оно искрится счастьем, радостью, пронизано любовью к родному краю)

• почему лирический герой сравнивает себя с захожим богомольцем? Кто

они такие?

(Странники—богомольцы ходили по святым местам, монастырям, молились

чудотворным иконам. А лирический герой поклоняется полям, тополям,

хатам).

благодаря чему в первой строфе рождается характерный образ избы

Словарная работа—образа—иконы, риза—золоченное обрамление, оклад

иконы.

• с каким цветовым образом соседствует метафора « хаты—образа»?

( «только синь сосет глаза»)

Вслушаемся в строчку. Какой прием использует автор? ( звукопись.

Конкретно—аллитерацию на свистящие гласные).

• для чего? Какая картина рождается?

(слепящий разъедающей глаза синее)

• вам знакомо чувство—ощущение слепящей синевы, света. Что хочется

сделать? (зажмуриться)

• Но цветопись у С. Есенина символична. Что означает синий, голубой в

ранней лирике? ( небесный—возвышенный. «Синее что—то слышалось

Есенину даже в слове «Россия»)

Выходит, что нарядная крестьянская изба не просто жилище, это нечто

святое. Дом—это воплощение любви.

• пронаблюдайте, какими звуками наполнено стихотворение?

(девичий смех, пляска на лугу—мажорные звуки. В стихотворении нет

людей, они незримо присутствуют в звуках народного гулянья. Поэт не один

—он часть народа).

• какие запахи передает поэт? С какими православными праздниками они

связаны? Что это за праздники? ( замечательная традиция—нести в храм

первый урожай яблок, первый сбор меда. Наши предки тонко чувствовали

свою связь с природой, не хозяевами, не покорителями, а детьми природы

ощущали они себя и «кротко», благодарили Творца за щедрость—может

быть поэтому Есенин назвал спас «кротким».)

Итак, все образы стихотворения, цветопись и даже древнерусское слово

«Русь» вместо «Россия» утверждает нерасторжимую связь времен, человека

и природы. Образ крестьянской избы в ранней лирике Есенина—это

олицетворение Родины, природы, родного очага, преемственности

поколений, исторических традиций народа.

Выводы:

- Изображение деревенской России.

- Идиллические картины.

- Наличие пейзажных зарисовок.

- Православные образы.

- Близость к фольклору.

- Метафоричность и образность языка.

На смену радужному и светлому этапу раннего творчества приходит

другой. (1918 – 1923 г).

Революция. Разгул общественной стихии повлёк за собой разгул, разброд

в жизни, в мыслях и чувствах Есенина. Изменяется тональность его стихов. В

некоторых исчезает чистота и восторженность, появляется грубая маска.

Есенин, с восторгом принявший революцию, надеясь, что наступит новая,

светлая жизнь, особенно для деревни, начинает разочаровываться. Печаль и

сомнения поселяются в его душе. Раскол в стране беспокоит молодого поэта.

Себя он всё чаще видит там, «в Руси уходящей».

Анализ стихотворения «Я последний поэт деревни».

"Я последний поэт деревни..." – это стихотворение-реквием,

стихотворение-прощание. Поэт чувствует, что вековая гармония природы,

природного космоса и человека уходит. Приближается чуждый древнему

"деревянному" миру "железный гость" и, наверное, новые певцы нового

времени. Они не будут больше воспевать дощатые мостики, зеленые березки

и все то, что дорого сердцу поэта в его родном краю, в храме природы.

Именно в этом природном храме, где можно совершать богослужение в

любой час, и заказывает панихиду по всему, что ему дорого, лирический

герой. Ключевые слова в этом стихотворении – "дощатый мост", "луны часы

деревянные". В уходящем мире все было от природы, от древа (а не от

железа): весь уклад жизни, вся уходящая крестьянская соприродная культура.

Но "скромен в песнях дощатый мост", не по нему пойдут в будущее

современные поэту люди. Они, как это ни горько сознавать автору

стихотворения, пойдут иной дорогой, иным "мостом".

Поэт знает, что в новом мире ему не жить и не петь. Для него наступает

последний час. Да и для "часов" тоже наступают последние сроки, они

именно "прохрипят" двенадцатый час, для них это мучительно тяжело.

"Луны часы" здесь также не случайны. Луна появляется ночью. Ночь

разделяет день уходящий и день наступаю- щий. И как только истекут

отмеренные сроки – наступит тьма для поэта. Ничего светлого, хорошего в

его жизни уже не будет.

Поэт стоит за прощальной обедней "кадящих листвой берез". Что

случилось с тонкой березкой, некогда заглядевшейся в пруд? То же, что и с

человеком. Береза – излюбленный образ народной поэзии и поэзии Есенина.

Березы теперь "кадят", то есть разбрасывают свою листву. Это происходит

осенью. А осень – это конец года, это символ осиротевшей, умирающей

природы.

Второе

четверостишие

открывается

глаголом

"догорит":

"Догорит

золотистым пламенем // Из телесного воска свеча..." "Догорит" находится в

начале строки и поэтому звучит особенно весомо, особенно безысходно.

Свеча догорит обязательно, а сама она из "телесного воска", то есть из судеб

миллионов людей, сломленных, отвергнутых новым миром. Среди этих

людей и сам поэт.

В третьем четверостишии говорится о причине гибели древнего

("деревянного") мира – о "железном госте", который выйдет "на тропу

голубого поля" России с ее необъятными просторами.

"Железный гость" несет тройной смысл. Это, очевидно, и трактор,

комбайн, любая другая техника. Это и противостоящий деревне город, где

производится эта техника. Это, конечно, и новый уклад жизни, новый мир, и

новый, механический, а не природный, человек. Но, по Есенину, на голубом

поле России он не хозяин и не работник, а всего лишь "гость", чуждый

природе, рожденный не природным миром. Его не могут поэтому принять

как родного.

И, конечно, у этого "железного гостя" "черная горсть", "не живые, чужие

ладони". При нем природа осиротеет. И только будет разгуливать буйный

разбойник, бродяга-ветер, "панихидный справляя пляс". Это кощунственная

пляска на дорогих автору могилах.

Не только поэт скорбит о прошлом. Природа тоже находится в таком же

смятении, ощущая одиночество, отчаяние. Выражение чувств человека через

природу – одна из самых характерных особенностей поэзии Есенина.

И как приговор звучат последние строки стихотворения: "Скоро, скоро

часы деревянные // Прохрипят мой двенадцатый час!"

- Что остаётся и что изменяется в образе Родины этого периода творчества

Есенина?

Выводы:

- Остаётся деревенская Россия, образы родной природы.

- Меняется настроение, тональность, цвета, звуки, исчезает идиллия.

1924 – 1925 г.

Разочарование ещё больше охватывает поэта. Он с болью и тревогой

переживает ломку привычного уклада жизни: «Ах, милый край, не тот ты

стал, не тот».

Пытаясь уйти от горькой действительности, Есенин уезжает за границу. А,

вернувшись, чувствует себя чужим: «Язык сограждан стал мне как чужой, В

своей стране я словно иностранец».

Как изображает Есенин Родину в этом периоде своего творчества?

Анализ стихотворения «Русь советская»

По жанру это небольшая поэма. Такое заключение можно сделать из того,

что в произведении можно выделить эпическую основу и лирическую канву,

а также систему образов, в центре которой представлен лирический герой, и

4 смысловые части. Сюжет произведения, его эпическая составляющая,

следующий: возвратившись в родную деревню, известный поэт понимает,

что он дома чужой.

В первой части (1 - 9 строфы) "гражданин села» чувствует себя

потерянным, ненужным, чужим на родине. Ураган революции разметал всех

его былых друзей, оставив его одного. Возвратившись в родное село, он

задается вопросом: Что родина? Ужели это сны?

Но "голос мысли» берет верх над сердцем, и лирический герой отвечает

себе, что для него, ненужного, неприкаянного, эта земля все равно остается

родиной, хотя он "никому здесь незнаком».

Вторая часть (10 - 14 строфы) воспринимается как констатация фактов

новой жизни. И рассказ красноармейца, и собрание у волости, и агитки

Демьяна Бедного - признаки наступившего времени, к которым, несомненно,

можно отнести и жителей села: красноармеец, комсомол, воскресные

крестьяне. Лирический герой видит это, деревня показана его глазами, но он

часть другого мира, поэтому не принимает участия в действии.

В третьей части (15 - 19 строфы) выражается авторское отношение к

революции через чувства и мысли лирического героя:

Приемлю все.

Как есть все принимаю.

Отдам всю душу октябрю и маю…

Поэт здесь показан истинным гражданином - цели родины он ставит выше

собственных чувств, проявляет смирение перед закономерным явлением -

приходом нового времени, сменой поколений: "Чем сослужил… - и тем уже

доволен…»

В четвертой части (19 - 21 строфы) подводится итог размышлений героя.

Последние восемь строчек стихотворения - квинтэссенция смысла всего

произведения. Поэт решает воспевать как старую, былую Русь, так и новую,

советскую Россию. Он не следует общественному мнению: написанию

злободневных стихотворений-агиток он предпочитает более высокую цель -

служение Родине, воспевая ее в поэзии, тем самым проявляет себя как

настоящий патриот.

Система образов "Руси советской» построена вокруг центрального -

образа лирического героя. Его переживание, чувства, мироощущение близки

к авторским. Единят их, однако, не только взгляды на жизнь, но и поэзия,

которая "жива одной большой любовью, любовью к родине». Лирический

герой предстает перед нами сильной личностью, способным противостоять

обстоятельствам, патриотом. Внутренний мир лирического героя - основа

лирической канвы произведения, которое очень эмоционально: вереницей

проходят

одиночество,

тоска,

сомнения,

возмущение,

самоирония,

спокойствие, гнев, смирение, воодушевление, пафос.

"Русь советская» написана ямбом, богата изобразительно-выразительными

средствами. "Неведомый предел», "жидкая позолота», "немая полутьма»,

"корявые, немытые речи» - это все яркие эпитеты, используемые автором в

стихотворении. Не менее образны метафоры: "бревенчатая птица», "уши

длинных веток», "пилигрим угрюмый» и др. Также С. А. Есенин обращается

и к оксюморону ("грустная радость»), и к олицетворению ("край мой болен»),

и к антитезе (одиночество лирического героя противопоставляется шумного,

веселого деревенского вечера). Эмоциональность и душевное напряжение

создается посредством риторических вопросов ("Что родина?», "Кого позвать

мне?»)

И риторических восклицаний ("И это я!», "Вот так страна!»). Отдельные

фразы в начале "Руси советской», передающие состояние героя, в третьей и

четвертой частях трансформируются во внутренний монолог, который

заканчивается пафосным, патриотическим восьмистишием, содержащим

основную мысль стихотворения. Таким образом, С. А. Есенин вводит в ткань

произведения размышления поэта не только для раскрытия образа героя, но и

для выражения через его мысли собственной, авторской позиции, принятии

изменений, произошедших в нашей стране после революции.

С. А. Есенин с "грустной радостью» встречает советскую Россию. С

радостью, потому что новый мир открывает перед человеком совершенно

иные возможности, ранее недоступные, неизведанные. С грустью, потому

что это означает прощание со старой жизнью, привычной, знакомой,

имеющей свои недостатки и преимущества, светлые стороны, которой

дороги автору. Но он не стремится ее удержать и смело делает шаг в

будущее.

Выводы:

- В центре внимания по - прежнему родная деревня – символ России.

- Стихотворение пронизано «грустной радостью».

- Появляются автобиографичность и исповедальность.

Итог урока:

Итак, на примере нескольких стихотворений мы смогли наблюдать, как

изменялся образ Родины на разных этапах жизни и творчества С.А. Есенина.

Что «ушло» и что «осталось»? (ответы учеников, их выводы).

Как мы видим, изменилось многое: изменилась Родина, сам поэт, его

восприятие жизни. Незыблемой осталась одна огромная любовь к Родине!

Есенинское небо над Россией

Раскинулось, как голубой шатёр.

А в поле василёк хрустально-синий

Ведёт с ромашкой звонкий разговор.

Звенит листвою изумрудной лето,

Звучат незримые колокола,

Берёзы- сёстры русского рассвета-

Сбежались у околицы села.

В них жажда жить до трепета , до дрожи.

Им повезло- он здесь бродил в тиши.

На их коре, на их шершавой коже-

Тепло его ладоней и души.

Он чувствовал в родном многоголосье

И многоцветье, близко и вдали,

Как во поле колышутся колосья

России всей и всей большой земли.

Он видел, как ложится синий вечер

Пушистой шалью на плечи села.

И в ельнике горели свечи,

И в городе земля его звала.

Он так любил, что мы забыть не в силах

Тоску поэта, радость и печаль,

Ведь главная его любовь-Россия-

Земля добра и голубая даль.

И в дом его со ставнями резными

По-прежнему мы входим не дыша.

Сергей Есенин- то не просто имя,-

России стихотворная душа...

(слайд – шоу «Колокола России»)



В раздел образования