Напоминание

"Дидактическая игра"


Автор: Поставнина Елена Олеговна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МОУ "Арсеньевская СОШ" дошкольная группа № 2
Населённый пункт: Тульская область, рп Арсеньево
Наименование материала: Проект "Умные игры"
Тема: "Дидактическая игра"
Дата публикации: 30.08.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект «Умные игры»

Подготовила педагог-психолог:

Поставнина Елена Олеговна

Вид проекта: среднесрочный.

Тип проекта: познавательный.

Сроки проведения: ноября – январь, 2021-2022 г.

Участники проекта: воспитатели, родители, дети (средняя группа).

Место проведения проекта: МОУ «Арсеньевская СОШ» (корпус № 3,

дошкольная группа № 2).

Актуальность: Дидактическая игра – это разновидность игр с правилами,

специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.

Дидактическая игра - игра познавательная, направленная на расширение,

углубление, систематизацию представлений детей об окружающем,

воспитание познавательных интересов, развитие познавательных

способностей.

Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то

же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой

деятельности.

Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в

обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более

прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дидактическая игра будит

детское воображение, активизирует все познавательные процессы ребенка,

развивает усидчивость, а так же создает приподнятое настроение.

Цель проекта: Развить у детей познавательные процессы посредством

дидактических игр. Создать картотеку и выставку дидактических игр для

родителей и воспитателей.

Задачи проекта:

1.

Научить детей играть в дидактические игры, соблюдая элементарные

правила, развивать у них интерес и активное участие.

2.

Развивать наглядно-образное мышление, внимание, память, речь.

3.

Познакомить родителей со структурой дидактической игры, её

обучающими задачами, способами подачи детям.

4.

Вызвать желание родителей играть с детьми в игры, использовать их в

повседневном общении и деятельности с ребенком.

5.

Воспитывать у детей чувство взаимопомощи в совместном выполнении

задания.

6.

Формировать у детей бережное отношение к дидактическим играм.

Ожидаемые результаты:

1.

В результате проектной деятельности дети должны), развить

познавательные процессы: внимание, мышление, память, речь, воображение,

различать геометрические фигуры, цвета, соблюдать элементарные правила

дидактической игры (не перебивать друг друга, очередность, дослушать

инструкцию до конца).

2. Обогащение родительского опыта приемам взаимодействия и

сотрудничества с ребенком в семье, повышение компетентности родителей

при выборе дидактических игр.

3. Создание картотеки и организация выставки для родителей и воспитателей

«Играя-учимся, играя –познаем»

Этапы работы над проектом:

I этап – подготовительный

1.

Составление плана работы над проектом

2.

Подбор и изучение необходимой литературы

3.

Оформление картотеки и выставки по теме проекта

4.

Подбор материала и оборудования для организованной

образовательной деятельности

5.

Анкетирование родителей, проведение консультации и родительского

собрания по теме проекта

II этап – основной

Работа с детьми: Проведение дидактических игр.

Беседа с детьми: «Как правильно играть в дидактические игры»,

«Значение дидактической игры в жизни ребенка», «Моя любимая игра», «Что

перепутал художник», «Какое временя года».

Д/и: «Найди и собери», «Найди пару», «Разрезные картинки»,

«Геометрические фигуры и цвет», Досочки Сегена, «Бусы», «Запомни и

повтори», «Найди половинку», «Игры на развитие мелкой моторики рук»,

«Найди тень», «Кто что ест», Мозаика (развивает воображение, моторику

рук, помогает закрепить знания о цветовых гаммах), пазлы (развивает

внимание, воображение, наблюдательность, моторику рук, память),

настольно – дидактическая игра «Цвета». (Помогает закрепить знания о

цветовых гаммах), «Чей домик?» (Закрепляет знания о домашних и диких

животных, развивает связную речь), «Мои первые слова» (Развитие речи

воспитанников, учимся говорить целым предложением), «Что сначала, что

потом?» (Игра развивает речь детей, логическое мышление, память,

внимание), «Учимся сравнивать» (Во время игры развивается речь ребенка,

внимание, память, глазомер), «Логические кубики» (Игра на логическое

мышление, развитие воображение, внимания и памяти), «Домино» (Развивает

внимание, память), «Веселая шнуровка» (Развитие моторики рук, мышления,

внимания), «Найди отличия» (Развитие внимания, мышления, памяти,

глазомера детей).

Работа с родителями: Проведение анкетирования (по результатам

анкетирования, большинство родителей ответили, что их дети любят играть в

дидактические игры (лото, домино, пазлы, бусы узнай по описанию, на

определение формы и цвета и тд., но не всегда соблюдаются правила игры,

играют в дидактические игры часто по желанию ребенка, мало кто из

родителей проявляет инициативу самостоятельно.), собрания на тему

«Дидактические игры» («Роль игры в воспитании личности», «Как научить

ребенка играть в дидактические игры», игра для родителей «Запомни и

повтори»), наглядная информация для родителей, картотека и выставка

дидактических игр.

Работа с воспитателями: Консультация «Дидактические игры в жизни

дошкольника», «Какие дидактические игры использовать в своей работе с

детьми 4-5 лет?», «Дидактическая игра, как средство умственного развития

ребенка», картотека дидактических игр. Выставка дидактических игр (в

группе).

III этап – заключительный

В процессе реализации проекта все поставленные задачи были

выполнены. Для родителей и воспитателей создана картотека дидактических

игр, выставка «Играя-учимся, играя-познаем». Дети средней группы стали

более внимательны, усидчивы, соблюдают элементарные правила в

дидактических играх. Стали чаще использовать дидактические игры в группе

и дома, совместно с родителями. У детей развиты познавательные процессы:

внимание, память, речь, воображение, мышление, моторика рук. Родители

получили новую полезную информацию по применению дидактических игр в

повседневной жизни.

Приложение

Беседа: «Как правильно играть в дидактические игры»

Цель: Сформировать у детей представление о правильном поведении в

игре.

Задачи:

1. Способствовать формированию у детей правильного поведения в иг-

рах.

2.Способствовать развитию речи, творческого мышления.

3.Воспитывать социально-одобряемые стереотипы поведения в игре:

дружелюбие, способность оказания помощи друг другу.

Ход занятия.

Ребята, кто из вас любит играть?

-Почему вам нравиться это занятие?

-Сегодня мы с вами поговорим о том, во что мы играем и как правиль-

но нужно играть.

Отгадайте загадки:

Льётся речка - мы лежим,

Лёд на речке - мы бежим. (Коньки)

Не обижен, а надут,

Его по полю ведут,

А ударят – нипочём,

Не угнаться за …(мяч)

Этот конь не ест овса,

Вместо ног два колеса,

Сядь верхом и мчись на нём

Только лучше правь рулём. (велосипед)

За хвост привязанный, за нами летает он под облаками.

(воздушный змей)

-Ребята, скажите мне о чём эти загадки?

-Хорошо, а в какие игры вы знаете? О каких играх слышали?

-Друзья, а скажите пожалуйста, приносят ли игры пользу, если да ка-

кую?

А все игры полезны?

Что это за игры?

Скажите мне, а когда нам интереснее играть?

Совершенно верно, ребята. Наверняка всем всегда играть интереснее

вместе, сообща.

И так, ребята, вы любите играть в различные игры. А чтобы игра была

интересной, вы всегда должны соблюдать правила честного ведения игры:

1. Только честная игра на равных, иначе победа не интересна.

2. Конечно, обидно, но нельзя злиться на того, по чьей вине, может, и

произошло поражение.

3. Не злорадствуй, когда другие проигрывают.

4. Если выиграл – радуйся, но не зазнавайся. Научи других тому, что

сам умеешь.

5. Не унывай при неудачах. Учись у других.

Ребята, давайте подведем итоги сегодняшнего занятия. Что вы для себя

поняли? Чему научились?

Молодцы, ребята. Всем спасибо!

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения:

углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активи-

зация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;

выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая

другим;

определение кол-ва играющих (вся группа, небольшие подгруппы,

индивидуально);

Проведение дидактических игр включает:

ознакомление детей с содержанием игры, с дид-им материалом,

который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая бе-

седа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает

внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое

выполнение правил;

показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит

детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае иг-

ра не приведёт к нужному результату (например, если кто-то из ребят

подсматривает, когда надо закрыть глаза);

определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве иг-

рающего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспи-

тателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложно-

стью дид-ой задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет

действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

подведение итогов игры — это ответственный момент в руко-

водстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно су-

дить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в

самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспи-

татель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление

трудностей, внимание и дисциплинированность.

В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и

обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также

интересной.

Беседа "

Что

перепутал художник".

Цель игры: Обогащать и закреплять словарь детей; развивать у детей

внимание, логическое мышление, связную речь, творческие способности, во-

ображение, сообразительность, чувство юмора.

Беседа «Какое время года?»

Цель игры: Формирование представлений у детей о временах года, о

цикличности природных явлений, развитие познавательного интереса.

Описание игры

Игра «Какое время года?» состоит из набора карточек, которые отража-

ют изменения в природе и жизни человека в разное время года и четырёх

плоскостных кукол, которые соответственно обозначают четыре времени го-

да: Зима, Весна, Лето и Осень. Карточки можно использовать как в работе за

столом, так и на магнитной доске. Изображения на карточках отражают

основные особенности сезонов: «погода», «растительный мир», «животный

мир», «деятельность человека», «явления природы».

Дидактическая игра «Найди пару»

Цель игры: развивать наблюдательность, внимание, тонкость зритель-

ного восприятия, умение подбирать парную картинку по смыслу к каждому

предмету.

Взрослый даёт ребёнку карточки с изображением предметов, среди ко-

торых находится 1 пара по смыслу. Ребёнок рассматривает карточку и нахо-

дит пару каждому предмету. Игра заканчивается, когда ребёнок подобрал

парные карточки и объяснил их смысл.

Дидактическая игра «Разрезные картинки»

Цель игры: формировать у детей представление о целостном образе

предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реаль-

ного предмета, правильно собирать изображение предмета из отдельных ча-

стей.

Оборудование: конверты-карточки с изображением предметов; раз-

резные картинки, соответствующие изображениям на карточках

Ход игры: перед детьми на столе лежат разрезные картинки с изобра-

жением предмета, иллюстрации, рисунка и т. д. Воспитатель предлагает де-

тям внимательно рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей. По

окончании выполнения задания детям предлагается сравнить полученное

изображение с изображением на конверте.

Можно предложить детям собрать картинку "в паре", что усложнит иг-

ру.

Дидактическая игра «Геометрические фигуры и цвет»

Цель: закрепить представления детей о цвете и о геометрических

формах, упражнять в их назывании; формировать умение

группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме.

Содержание: Содержание игры может как упрощаться, например: де-

тям предлагается разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрята-

лись, то есть подобрать геометрические фигуры тем же цветом что и карточ-

ка. Или содержание игры усложняться: воспитатель дает индивидуальное за-

дание так чтобы один ребенок складывает желтые геометрические фигуры,

другой зеленые и т. д.

Дидактическая игра «Бусы»

Цель: формирование умений группировать фигуры по двум свойствам

цвету и форме, видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

Задачи: развивать мелкую моторику.

Ход игры: нанизываем бусины на шнурки. Узнаём и называем цвета и

их оттенки, закрепляем счёт.

Дидактическая игра «Запомни и повтори»

Цель: учить детей выкладывать изображение по образцу. Развивать

мелкую моторику пальцев рук, память, внимание и речь. Воспитывать

усидчивость.

Ход игры.

Психолог показывает картинку с последовательность, просит запо-

мнить цвета на игровом поле. Предлагает воспроизвести последовательность

картинки, назвать цвет по порядку. Игру хорошо использовать в индивиду-

альном обучение и на закрепление цвета. Затем показать картинку с исход-

ным изображением и сравнить.

Дидактическая игра «Найди половинку»

Цель: расширить представление ребенка об окружающем мире; учить

детей складывать из частей (4-5 частей) целое. Развивать зрительное воспри-

ятие, мелкую моторику рук, связную речь, коммуникативные навыки. Воспи-

тывать самостоятельность, интерес к играм.

Ход игры: Перед ребенком на столе разложены картинки – половинки

(овощи и тд.). Каждый ребенок берет одну половинку, находит вторую поло-

винку, складывает и называет овощ.

Дидактическая игра «Найди половинку»

Цель: Учить детей находить заданные силуэты путем наложения.

Задачи:

-Развивать познавательную деятельность.

-Развивать у детей зрительное восприятие, внимание, мышление.

-Развивать приемы зрительного наложения.

-Развивать внимательность, наблюдательность, память и усидчивость.

Ход игры:

1 вариант. Психолог раздает детям цветные карточки с изображением

различных предметов. Предлагает детям рассмотреть их. Далее психолог по-

казывает тень (черно - белую) какой-либо картинки. Дети должны найти, сре-

ди имеющихся карточек, ту, которая соответствует нужному силуэту и нало-

жить тень на имеющуюся у него картинку.

2 вариант. На одной стороне стола раскладываются силуэты (тени) кар-

тинок, на другой - цветные изображения картинок. Психолог предлагает де-

тям разложить тени на цветные картинки.

3 вариант. Карточки с изображением предметов и их тени перевернуты.

Психолог помогает детям правильно соединить предмет и его силуэт.

Дидактическая игра «Кто что ест»

Цель: Закрепить знания детей о том, чем питаются разные домашние и

дикие животные; развивать мышление, внимание; речь, а также развивать

мелкую моторику рук; воспитывать бережное отношение к диким и домаш-

ним животным.

Играть можно двумя способами:

1. Подбирать животному угощение, например, "Ребята, коровка хочет

есть, давайте найдём для неё угощение, что любит есть корова?"

2. Искать, кто из животных любит выбранное угощение, например,

"Так, это у нас морковка, кто любит кушать морковку, кого накормим мор-

ковкой?"

Дидактическая игра «Чей домик?»

Цель игры: Углублять и расширять знания о различных видах живот-

ных (насекомых, птиц, зверей) и их жилищах. Умение соотносить изображе-

ние живого существа с его местом обитания, правильно называя его. Разви-

вать воображение, познавательный интерес, память, логическое мышление,

мелкую моторику кистей рук.учить детей различать диких и домашних жи-

вотных, птиц.

Задачи:

Закреплять понятие «один» - «много», «большой – маленький».

Формировать навыки устанавливать простейшие связи между предме-

тами.

Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впе-

чатления в речи.

Развивать умение видеть общий признак предметов.

Упражнять детей в произношении звукоподражаний животным

Закреплять знания названий цветов.

Развивать положительное отношение к окружающему миру.

Дидактическая игра «Мои первые слова»

Цель игры: научить детей узнавать на картинках знакомых домашних

животных и птиц, понимать и отвечать на вопросы (Кто это? Что делает?)

словом или звукоподражанием; учить слушать читаемый текст

стихотворения, договаривать знакомые слова или звукоподражания.

Дидактическая игра «Что сначало, то потом»

Цель: развитие причинно-следственных отношений

Задачи:

Развивать понимание простых причинно-следственных отношений;

Развивать словарный запас ребенка;

Научиться систематизировать полученные знания

Развивать логическое мышление;

Ход игры

Психолог предлагает разложить карточки в нужном порядке, что сна-

чала, а что потом. Дети выкладывают карточки в определенной последова-

тельности, объясняя свой выбор.

Дидактическая игра «Учимся сравнивать»

Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к

процессу составления сравнений.

Задачи:

- учить использовать в речи наиболее употребительные прилагатель-

ные;

- учить употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние,

этические качества, эстетические характеристики;

- знакомство с окружающим миром

Описание игры:

Педагог помещает на кубе шесть предметных картинок, затем предла-

гает рассмотреть их и описать, например: «Зайчик быстрый, а черепашка

медленная», «Ослик грустный, а медвежонок весёлый», «Камень твёрдый, а

подушка мягкая», «Чай горячий, а мороженное холодное», «Волк злой, а зай-

чик добрый».

В конце игры упражняем детей отвечать на вопросы и делиться своими

эмоциями, а также даём возможность им придумывать свои игры с карточка-

ми.

Дидактическая игра «Веселая шнуровка»

Цель: воспитывать у детей способность контролировать свои достиже-

ния (уровень развития крупной и мелкой моторики, инициативность и само-

стоятельность в разных видах деятельности, способность к волевым усилиям.

Задачи.

-повышать уровень развития ребёнка;

-усиливать желание ребенка узнавать что-то новое и работать самосто-

ятельно;

-учить анализировать, сравнивать, обобщать;

-закреплять знания о цветовой гамме.

-развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, па-

мять, мышление, речь);

-развивать моторику посредством развития тактильной чувствительно-

сти как основы «ручного интеллекта».

-воспитывать усидчивость, самостоятельность.

-воспитывать в процессе общения инициативность, сотрудничество.

Ход игры.

1 вариант: игра проводится в присутствии взрослого;

2 вариант: игра проводится детьми самостоятельно.

Дидактическая игра «Найди отличия»

Цель: Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавли-

вать их различие и сходство.

Задачи игры:

Продолжать развивать умение у детей последовательно рассматривать

картинки и сравнивать их.

Продолжать знакомить с цветами спектра.

Развивать внимание, мышление, память, счет.

Активизировать речь детей.

Форма организации работы с детьми: индивидуальная или подгруппо-

вая.

1 вариант.

Ребенку предлагается картинка с изображением одного и того же

объекта, отличающегося некоторыми деталями. При рассматривании иллю-

страции предлагается ребёнку найти отличия. В случае возникновения труд-

ностей при рассматривании предъявленных объектов ребенку может быть

оказана помощь задать вопросы.

Вопросы.

- Кто нарисован на картинке?

- Кто нарисован на другой картинке?

- Они разные или одинаковые?

- Чем похожи?

- Чем они отличаются?

- Какого цвета отличия?

- В какую сторону повернут?

- Сосчитай сколько отличий и т. д.

2 вариант.

Можно устроить соревнование «Кто быстрее найдет, чем отличаются

картинки?».



В раздел образования