Автор: Ембулаева Регина Захировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад 104
Населённый пункт: г. Калининград Калининградская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Готовность к школе: что мы не понимаем?"
Дата публикации: 30.08.2025
Раздел: дошкольное образование
КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ: ЧТО МЫ НЕ
ПОНИМАЕМ?»
«Семья для ребенка – это источник общественного опыта.
Здесь он находит примеры для подражания
и здесь происходит его социальное рождение.
И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение,
то должны решать эту проблему «всем миром»:
детский сад, семья, общественность»
В.А. Сухомлинский
Дети очень быстро растут. И вот ваш ребенок, вчерашний малыш, уже стал большим,
скоро пойдет в школу. У многих родителей поступление в школу вызывает опасения,
тревогу. И неслучайно, ведь это переломный момент в жизни ребенка: резко меняется весь
его образ жизни, он приобретает новое положение в обществе.
Подготовка к школе – процесс многоплановый. Следует отметить, что начинать
заниматься с детьми следует с младшего дошкольного возраста, и не только на
специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, труде,
общении со взрослыми и сверстниками.
Вся дошкольная жизнь готовит ребенка к школе, а не только последний год перед школой.
Готовность ребенка определяется его
- физическим развитием
- психическим развитием
- состоянием здоровья
- умственным развитием
- личностным развитием.
Учёные выделяют разные виды готовности к школе.
1.
Психологическая готовность.
Прежде всего важна психологическая готовность. Она заключается в том, что у ребенка
уже к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты,
присущие школьнику. Итогом развития в дошкольном детстве являются только
предпосылки этих черт, достаточные для того, чтобы приспособиться к условиям школы,
приступить к систематической учебе. К таким предпосылкам относятся желание стать
школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться. Это желание появляется к
концу дошкольного возраста у подавляющего большинства детей. Оно связано с
очередным кризисом психического развития, с тем, что ребенок начинает осознавать свое
положение дошкольника как не соответствующее его возросшим возможностям,
перерастает удовлетворяться тем способом приобщения к жизни взрослых, который ему
дает игра. Он психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для
него как ступенька к взрослости, а учеба – как ответственное дело, к которому все
относятся с уважением.
Важная сторона психологической готовности ребенка к школе – достаточный уровень его
волевого развития. Ученику приходится включать произвольное внимание, произвольную
память, поскольку в учении есть и обязательные, «скучные» моменты. Произвольность
познавательной деятельности начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, к
моменту поступления в школу она еще не достигает полного развития. Ребенку трудно
длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать значительный
по объему материал и т.д.
Ребенок, у которого в дошкольном детстве развиты все психические процессы, успешен в
школе.
2.
Физическая готовность.
На самом деле самая тяжелая нагрузка в школе – это необходимость сидеть 40 минут
урока. Это требует значительных усилий и напряжения всего организма. Если ребенок
здоров, хорошо развит физически, у него нет отклонений в развитии, тогда он выдержит
любую программу. Ослабленный ребенок быстро устает, не выдерживает нагрузку,
становится не работоспособным. Поэтому так важна физическая подготовленность.
Итак, в первую очередь надо позаботиться о здоровье ребёнка. Плавание, прогулки,
велосипед - это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную
жизнь.
3.
Эмоционально-волевая готовность.
Нравственно-волевые качества будущего первоклассника: настойчивость, трудолюбие,
прилежание,
усидчивость,
терпение,
чувство
ответственности,
организованность,
дисциплинированность.
Именно
от
них
зависит,
будет
ли
ребенок
учиться
с
удовольствием или учеба превратится для него в тяжкое бремя. Дети, которые не
обладают этими качествами, не собраны на занятиях, не стремятся добывать знания,
схватывают лишь то, что дается им без особых усилий.
Когда ребенок не боится совершать ошибки, он учится их преодолевать. Когда он учится
преодолевать трудности в учебе, в научении, у него повышается самооценка. Он
приучается ограничивать свои желания, преодолевать трудности, его поведение уже не
носит импульсивный характер.
Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать
любое начатое им дело доделывать до конца.
Родителям нужно уметь поддержать, подсказать, а не выполнять задание за ребенка.
Любое давление со стороны родителей может у него вызвать нежелание и страх.
Поэтому так важны доверительные и позитивные отношения в семье.
4.
Интеллектуальная готовность.
Это способность ребенка быть внимательным, быстро входить в рабочую зону, то есть с
первой секунды включаться в рабочий процесс. Очень важно, чтобы ребенок умел
удерживать в голове поставленную педагогом задачу, уметь анализировать и давать ответ
(результат), и к тому же уметь самого себя проверить. Иметь хорошую развитую речь,
уметь мыслить и рассуждать, и, конечно, иметь широкую познавательную базу. Самый
важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти,
и к воображению, и еще ко многому другому) - читать ребенку книги.
Готовность к школе предполагает и определенный уровень умственного развития.
Ребенку необходим запас знаний. Родителям следует помнить, что само по себе
количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Школа ждет не
столько образованного, сколько психологически подготовленного к учебному труду
ребенка. Значительно существеннее не сами знания, а то, как дети умеют ими
пользоваться, применять их при решении тех или иных задач. Родителей порой радует,
что ребенок запомнил стихотворение или сказку. Действительно, у детей очень хорошая
память, но важнее для умственного развития понять текст, суметь пересказать его, не
исказив смысла, когда ребенок считает до ста и даже более. Не нужно увлекаться счетом
до бесконечности. Важно познакомить ребенка с понятием числа как выражения
количественной стороны любых явлений, помочь в пределах пяти. Это относится к детям
старшего дошкольного возраста. Бывают случаи, что ребенок решает сложные примеры и
задачи, выходящие за пределы первого десятка, на элементарный вопрос педагога: «Что
больше – один или два», не может ответить. Часто дома дети пользуются калькулятором
или компьютером, они просто запоминают результаты, а счетная деятельность у них не
развита.
Проводите с детьми наблюдения, беседы, позвольте ему почувствовать себя
первооткрывателем. Например, наблюдайте вместе с ним за облаками, находите в них
сходство с фигурками людей и животных; «измеряйте» глубину лужи, наблюдайте за
явлением природы.
5.
Социальная готовность.
Социальная зрелость – умение ребенка строить отношения со своими сверстниками и
умение с ними общаться, а также он должен понимать и исполнять особую роль ученика.
Эти умения должны быть уже сформированы. Когда ребенок социально не зрел, то у него
и доска плохая, и Петя помешал, то есть, виноваты все, только не он. Он боится, что его
будут ругать, оценивать в негативной форме. И ребенок вынужден защищаться. Уважение
и доверие к ребенку должны определять позицию родителей. Это создаст ребенку
ощущение психологического комфорта, защищенности, уверенности в своих силах,
поможет пережить самый стрессовый класс. Ведь каждый день нужно быть готовым к
урокам, внимательным, выдерживать нагрузку, смену деятельности.
6.
Мотивационная готовность к школе.
У ребенка должна быть сформирована «внутренняя позиция школьника». Именно
подготовительная группа детского сада позволяет сменить игровую позицию на учебную.
Происходят качественные изменения в психической сфере. От позиции дошкольника «я
хочу» ребенок переходит к позиции школьника «надо». Он начинает понимать, что в
школе применяются правила, оценочная система. Обычно готовый к обучению ребенок
«хочет учиться».
Как подготовить ребёнка к школе?
Как создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовить ребенка к
успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников,
чувствовать себя в школе комфортно?
1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях
своего прошлого.
Начало школьной жизни — большое испытание для маленького человека. Этот момент
легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе.
Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей.
Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие исключительно
полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает
человека сильней и уверенней в себе. Ваши добрые воспоминания о школьных годах,
смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу
ребенка радостным ожиданием.
2.Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не
теряться.
Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» — отвечают:
«Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона,
домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.
3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи
.
Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое
рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной.
Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол,
свои ручки и карандаши (карандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие
родители). Все это как у взрослых, но — личная собственность ребенка! И
ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.
4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе.
Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень
многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад. В этой связи вполне
объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В
школу не возьмут...», «Двойки будут ставить...», «В классе засмеют...» В некоторых
случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны. В
моей практике был такой случай. Девочка блестяще прошла вступительное тестирование,
а на вопрос: «Хочешь ли ты учиться в школе?» уверенно ответила: «Нет!».
5. Не старайтесь быть для ребенка учителем
.
Стремитесь к поддержанию дружеских отношений Некоторые дети испытывают
трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии
незнакомых
взрослых.
Вы
можете
помочь
ребенку
преодолеть
эти
трудности.
Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой
игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями. Предложите ребенку самому
пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него
незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и
взрослых. Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в
любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.
6.
Научите ребенка правильно реагировать на неудачи.
Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями
дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще
разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а
все остальные — проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте
хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как
отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не
выигрыша.
7. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений.
«Спасибо»,
«Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и
проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами
семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор».
Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он
вас любит и стремится подражать во всем.
8. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе.
Ребенок должен
чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка
внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них
взрослым.
На
прогулке
вы
зашли
куда-то
перекусить.
Предложите
ребенку
самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей
семьи. Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам
займет очередь к специалисту.
9. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни
. Чем больше
ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает. Научите
ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и
молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими
пуговицами и молниями.) Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой
помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на
улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.
10. Научите ребенка самостоятельно принимать решения.
Умение делать
самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с
ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за
праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование
семейного досуга всех членов семьи на выходные дни - еще более сложное дело .
Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.
11.
Стремитесь
сделать
полезным
каждое
мгновение
общения
с
ребенком
. Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с
основными мерами объема и массы.
Продуктовые универсамы — очень подходящее место для развития внимания и активного
слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку
масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не
повторяйте.
Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре
глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько
ложек тебе понадобится? Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки,
повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной. Проходя по улице или
находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают
нас повсюду. Объясняйте их значение. Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо
машины.
12.
Учите
ребенка
чувствовать
и
удивляться,
поощряйте
его
любознательность
. Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски
осеннего леса. Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом
самое высокое... Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков. Заведите рукописный
журнал наблюдений за ростом котенка. Учите ребенка чувствовать. Открыто переживайте
с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость
учения. Определите общие интересы. Это могут быть как познавательные интересы/
любимые мультики, сказки, игры/, так и жизненные / обсуждение семейных и др.
проблем/
13.Начинайте» забывать» о том, что Ваш ребёнок маленький.
Давайте ему
посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: « Какой ты
у нас уже большой, мы даже можем доверить тебе помыть посуду / вымыть пол, вытереть
пыль, полить цветы и т.д./ Приобщайте ребёнка к экономическим проблемам семьи.
Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете
/например, дайте ему деньги на хлеб и мороженое, комментируя сумму на тот и другой
продукт/. Ставьте в известность об отсутствии денег в семье, ходите в магазин вместе.
14.Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребёнка в присутствии
посторонних
. Уважайте чувства ребёнка. На жалобы учителя или воспитателя
отвечайте: « Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему».
15.Научите
ребёнка
делиться
своими
проблемами.
Обсуждайте
с
ним
конфликтные
ситуации,
возникшие
со
сверстниками
и
взрослыми.
Искренне
интересуйтесь его мнением, только так Вы сможете сформировать у него правильную
жизненную позицию.
16.Постоянно говорите с ребёнком
. Развитие речи – залог хорошей учёбы. Были в
театре, цирке, кино – пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушайте
внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребёнок чувствовал , что Вам это действительно
интересно.
Отвечайте
на
каждый
вопрос
ребёнка.
Только
в
этом
случае
его
познавательный интерес никогда не иссякнет. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир
глазами Вашего ребёнка. Видеть мир глазами другого – основа для взаимопонимания.
17.Чаще хвалите ребёнка.
На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте:
«Получится обязательно, только нужно ещё несколько раз попробовать». Формируйте
высокий уровень притязаний. И сами верьте, что Ваш ребёнок может всё. Нужно только
чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не отделывайтесь
такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладостей. Не стройте Ваши
взаимоотношения с ребёнком на запретах. Их должно быть не более 30%, если брать 100%
систему измерения отношений. Согласитесь, что запреты не всегда разумны. Всегда
объясняйте
причины,
доводы
Ваших
требований,
если
возможно,
предложите
альтернативу.
Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда
никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не
всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в
самом себе, только в сознании величия своего дела.