Автор: Жук Анна Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ "Детский сад № 132"
Населённый пункт: г Севастополь
Наименование материала: конспект
Тема: Занятие по грамоте звуки «Звуки [т], [т] и буква «Т». (подготовительная группа)
Дата публикации: 30.09.2024
Раздел: дошкольное образование
Занятие по грамоте звуки «Звуки [т], [т'] и буква «Т».
(подготовительная группа)
Цели: четкое произнесение звука «т»; выделение звука (т) из потока согласных
звуков, слогов, слов;
закрепление навыков звукового анализа и слогового анализа;
развитие общего и слухового внимания; развитие памяти, мышления; закрепление
написания буквы «т»; закрепление навыка чтения слогов; развитие тонкой моторики;
работа над координацией речи и движений; закрепление на умение составлять
предложения с опорой на иллюстрации.
Оборудование: предметные картинки на звук «т», цветные карандаши, наборы для
звукового анализа; панно с
буквами для чтения слогов; иллюстрация собаки
таксы(или игрушка).
Ход занятия:
1.Оргмомент.
- Ребята, посмотрите , кто к нам пришел? Пришла такса. Она потеряла своих хозяев,
мальчиков Тима и Тома. Ипросит помочь их найти. Вы согласны?
2. Характеристика звуков.
- Скажите, какой первый звук в именах Тим и Том. (Даем характеристику звуков Т, Ть
по схеме. Звук Т – согласный, твердый, глухой; звук Ть – согласный, мягкий, глухой).
3. Дифференциация звуков по твердости-мягкости.
Такса получила задание, в котором нужно распределить картинки для Тома и Тима.
Тим любил слова с мягким звуком [т'], а Том – с твердым звуком [т]. (Называем
предметы, ребята распределяют их по твердости –мягкости и определяют позиции
звуков [т], [т']). Отгадавший ребенок определяет для кого это слово. (пример: Тиме –
телефон, Тому – тыква)
А помогут вам загадки:
1. Поверну волшебный круг,
И меня услышит друг. (Телефон)
2. Чудо-ящик – в нем окно,
В том окошечке – кино. (Телевизор)
3. В огороде - желтый мяч,
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна,
Вкусные в нем семена (Тыква)
4. Две кожаные лодочки
Соревнуются в походочке (Туфли)
5. Меня испекут
На твой День рожденья,
С орехами, кремом
И даже вареньем (Торт)
6. Белое Покрывало
На дома упало.
И теряется народ,
Только выйдет из ворот! (Туман)
7. Нахмурится, насупится,
В слезы ударится - ничего не останется. (Туча)
Пальчиковая гимнастика. Провести перед выполнением заданий в тетрадях.
(сжимать и разжимать пальчики в кулачки )
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадках
Будут палочки писать.
Воспитатель: Такса получила еще одно задание: Нужно найти место звука (Т) в
слове и определить какой в слове звук твердый или мягкий. (задание в тетради № 1).
Сначала с детьми оно выполняется у доски, затем в тетрадях.
Воспитатель: Ребята, таксе опять нужна наша помощь: она опять получила задание:
построить звуковые домики для этих картинок (на доску выставляется картинки аиста,
гнущегося под ветром дерева – ветер) – выполнение задания 2. Сначала дети вместе с
воспитателем выполняют у доски, затем в тетрадях (задание № 3).
Воспитатель; А теперь я предлагаю отдохнуть:
Физкультминутка: «Часы»
Тик-так, тик-так —
Все часы идут вот так:
Тик-так.
(Наклонить голову то к одному, то к другому плечу.)
Смотри скорей, который час:
Тик-так, тик-так, тик-так.
(Раскачиваются в такт маятника.)
Налево — раз, направо — раз,
Мы тоже можем так.
(Ноги вместе, руки на поясе. На счет «раз» голову наклонить к правому плечу, потом
— к левому, как часики.)
Тик-так, тик-так.
Чтоб совсем проснуться
Чтоб совсем проснуться,
Нужно потянуться!
(Руки вниз перед туловищем, пальцы сплетены. Положить руки на затылок, локти
отвести, туловище выпрямить.)
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(Наклоны вперёд и назад.)
Спину тоже разминаем,
Взад-вперёд её сгибаем.
(Наклоны вперёд-назад.)
Поворот за поворотом,
То к окну, а то к стене.
Выполняем упражненье,
Чтобы отдых дать спине.
(Повороты корпуса вправо и влево.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место.
(Дети садятся.)
Воспитатель: Что – то такса загрустила. Чтобы она не грустила, будем учить ее
составлять предложения с маленькими словами – предлогами.
Воспитатель:
Ребята,
смотрите
такса
повеселела.
Игра
«Было
-
стало».
(употребление слов-антонимов).
Наша такса рассказала мне удивительную историю про Тима и Тома.
Когда Том и Тим были маленькими, их родители посадили во дворе тополь. Мальчики
очень любили это дерево. Они росли. Рос и тополь. Тим и Том часто вспоминали,
каким был тополь, и гордились, глядя на него, каким он стал.
Я буду говорить о тополе, когда он был саженцем. А вы подберете противоположное
по значению слово и скажете, каким он стал сейчас.
Тополь был тонким, стал…(толстым);
был низким, стал… (высоким);
был молодым, стал …(старым).
Веток было мало, стало …(много).
Ветки были короткими, стали …(длинными).
Кора была гладкая, стала …(шероховатая).
Листья были маленькими, стали …(большими);
были мокрыми, стали … (сухими);
были светлыми, стали … (темными).
Знакомство с буквой Т.
Вот и нашлись друзья Тим и Том. (выставить картинку). Оказывается, они ходили
искать свою любимую букву и попали к злому троллю, который и прятал букву.
Ребята смогли обхитрить тролля и выкрали у него букву. Это буква Т. (вывесить на
доску букву «Т»)
Буква Т стоит на крыше:
Телевизор в доме том.
Т в антенну превратилась
И на крыше очутилась.
А теперь мы с вами прочтем слоги и слова с буквой Т. (Работа с панно).
т
ко
ки
ти
та
то
к
ни - ти
но - ты
Игра: «Какие буквы спрятались за пеньками?»
Вопросы:
- Какая буква спряталась за пеньком № 1?
- Под №2?
- Под № 3?
Дети
находят среди карточек, спрятанные буквы и составляют слово читают
получившееся слово. (кот)
- Кто же этот друг таксы?
Такса предлагает слово «кот» сделать длинными. А поможет нам лесенка, а лесенка
не простая, лесенка слоговая.
1.
Сколько слогов в слове кот? (один)
2.
Давайте сделаем два слога: как ласково будет кот? (котик).
3.
А теперь из слова котик сделаем три слога. (вопрос задается при затруднении:
Котик стал большим и его такса называет как теперь?). Какое это слово?
(котище). Можно задать вопрос и такого характера: как называли котика, когда
был совсем маленьким? (ответы детей: котенок)
Итог занятия:
- С опорой на таблицу подвести итог по звукам [т], [т'] (мнемотаблица).
- Что было интересно?
- Что было сложно?
- Проговорить, на что похожа буква «Т».