Напоминание

Занятие по грамоте звуки «Звуки [т], [т] и буква «Т». (подготовительная группа)


Автор: Жук Анна Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ "Детский сад № 132"
Населённый пункт: г Севастополь
Наименование материала: конспект
Тема: Занятие по грамоте звуки «Звуки [т], [т] и буква «Т». (подготовительная группа)
Дата публикации: 30.09.2024
Раздел: дошкольное образование





Назад




Занятие по грамоте звуки «Звуки [т], [т'] и буква «Т».

(подготовительная группа)

Цели: четкое произнесение звука «т»; выделение звука (т) из потока согласных

звуков, слогов, слов;

закрепление навыков звукового анализа и слогового анализа;

развитие общего и слухового внимания; развитие памяти, мышления; закрепление

написания буквы «т»; закрепление навыка чтения слогов; развитие тонкой моторики;

работа над координацией речи и движений; закрепление на умение составлять

предложения с опорой на иллюстрации.

Оборудование: предметные картинки на звук «т», цветные карандаши, наборы для

звукового анализа; панно с

буквами для чтения слогов; иллюстрация собаки

таксы(или игрушка).

Ход занятия:

1.Оргмомент.

- Ребята, посмотрите , кто к нам пришел? Пришла такса. Она потеряла своих хозяев,

мальчиков Тима и Тома. Ипросит помочь их найти. Вы согласны?

2. Характеристика звуков.

- Скажите, какой первый звук в именах Тим и Том. (Даем характеристику звуков Т, Ть

по схеме. Звук Т – согласный, твердый, глухой; звук Ть – согласный, мягкий, глухой).

3. Дифференциация звуков по твердости-мягкости.

Такса получила задание, в котором нужно распределить картинки для Тома и Тима.

Тим любил слова с мягким звуком [т'], а Том – с твердым звуком [т]. (Называем

предметы, ребята распределяют их по твердости –мягкости и определяют позиции

звуков [т], [т']). Отгадавший ребенок определяет для кого это слово. (пример: Тиме –

телефон, Тому – тыква)

А помогут вам загадки:

1. Поверну волшебный круг,

И меня услышит друг. (Телефон)

2. Чудо-ящик – в нем окно,

В том окошечке – кино. (Телевизор)

3. В огороде - желтый мяч,

Только не бежит он вскачь,

Он как полная луна,

Вкусные в нем семена (Тыква)

4. Две кожаные лодочки

Соревнуются в походочке (Туфли)

5. Меня испекут

На твой День рожденья,

С орехами, кремом

И даже вареньем (Торт)

6. Белое Покрывало

На дома упало.

И теряется народ,

Только выйдет из ворот! (Туман)

7. Нахмурится, насупится,

В слезы ударится - ничего не останется. (Туча)

Пальчиковая гимнастика. Провести перед выполнением заданий в тетрадях.

(сжимать и разжимать пальчики в кулачки )

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадках

Будут палочки писать.

Воспитатель: Такса получила еще одно задание: Нужно найти место звука (Т) в

слове и определить какой в слове звук твердый или мягкий. (задание в тетради № 1).

Сначала с детьми оно выполняется у доски, затем в тетрадях.

Воспитатель: Ребята, таксе опять нужна наша помощь: она опять получила задание:

построить звуковые домики для этих картинок (на доску выставляется картинки аиста,

гнущегося под ветром дерева – ветер) – выполнение задания 2. Сначала дети вместе с

воспитателем выполняют у доски, затем в тетрадях (задание № 3).

Воспитатель; А теперь я предлагаю отдохнуть:

Физкультминутка: «Часы»

Тик-так, тик-так —

Все часы идут вот так:

Тик-так.

(Наклонить голову то к одному, то к другому плечу.)

Смотри скорей, который час:

Тик-так, тик-так, тик-так.

(Раскачиваются в такт маятника.)

Налево — раз, направо — раз,

Мы тоже можем так.

(Ноги вместе, руки на поясе. На счет «раз» голову наклонить к правому плечу, потом

— к левому, как часики.)

Тик-так, тик-так.

Чтоб совсем проснуться

Чтоб совсем проснуться,

Нужно потянуться!

(Руки вниз перед туловищем, пальцы сплетены. Положить руки на затылок, локти

отвести, туловище выпрямить.)

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

(Наклоны вперёд и назад.)

Спину тоже разминаем,

Взад-вперёд её сгибаем.

(Наклоны вперёд-назад.)

Поворот за поворотом,

То к окну, а то к стене.

Выполняем упражненье,

Чтобы отдых дать спине.

(Повороты корпуса вправо и влево.)

Отдохнули мы чудесно,

И пора нам сесть на место.

(Дети садятся.)

Воспитатель: Что – то такса загрустила. Чтобы она не грустила, будем учить ее

составлять предложения с маленькими словами – предлогами.

Воспитатель:

Ребята,

смотрите

такса

повеселела.

Игра

«Было

-

стало».

(употребление слов-антонимов).

Наша такса рассказала мне удивительную историю про Тима и Тома.

Когда Том и Тим были маленькими, их родители посадили во дворе тополь. Мальчики

очень любили это дерево. Они росли. Рос и тополь. Тим и Том часто вспоминали,

каким был тополь, и гордились, глядя на него, каким он стал.

Я буду говорить о тополе, когда он был саженцем. А вы подберете противоположное

по значению слово и скажете, каким он стал сейчас.

Тополь был тонким, стал…(толстым);

был низким, стал… (высоким);

был молодым, стал …(старым).

Веток было мало, стало …(много).

Ветки были короткими, стали …(длинными).

Кора была гладкая, стала …(шероховатая).

Листья были маленькими, стали …(большими);

были мокрыми, стали … (сухими);

были светлыми, стали … (темными).

Знакомство с буквой Т.

Вот и нашлись друзья Тим и Том. (выставить картинку). Оказывается, они ходили

искать свою любимую букву и попали к злому троллю, который и прятал букву.

Ребята смогли обхитрить тролля и выкрали у него букву. Это буква Т. (вывесить на

доску букву «Т»)

Буква Т стоит на крыше:

Телевизор в доме том.

Т в антенну превратилась

И на крыше очутилась.

А теперь мы с вами прочтем слоги и слова с буквой Т. (Работа с панно).

т

ко

ки

ти

та

то

к

ни - ти

но - ты

Игра: «Какие буквы спрятались за пеньками?»

Вопросы:

- Какая буква спряталась за пеньком № 1?

- Под №2?

- Под № 3?

Дети

находят среди карточек, спрятанные буквы и составляют слово читают

получившееся слово. (кот)

- Кто же этот друг таксы?

Такса предлагает слово «кот» сделать длинными. А поможет нам лесенка, а лесенка

не простая, лесенка слоговая.

1.

Сколько слогов в слове кот? (один)

2.

Давайте сделаем два слога: как ласково будет кот? (котик).

3.

А теперь из слова котик сделаем три слога. (вопрос задается при затруднении:

Котик стал большим и его такса называет как теперь?). Какое это слово?

(котище). Можно задать вопрос и такого характера: как называли котика, когда

был совсем маленьким? (ответы детей: котенок)

Итог занятия:

- С опорой на таблицу подвести итог по звукам [т], [т'] (мнемотаблица).

- Что было интересно?

- Что было сложно?

- Проговорить, на что похожа буква «Т».



В раздел образования