Авторы: Глущенко Галина Ивановна, Краснецова Валентина Степановна
Должность: Воспитатель, Учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 40
Населённый пункт: Невинномысск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Консультация для воспитателей «Методика обучения детей пересказу»
Дата публикации: 30.09.2025
Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей
«Методика обучения детей пересказу»
Воспитатель МБДОУ д/с № 5 «Белочка»
Глущенко Г.И.
Пересказ - это творческое воспроизведение литературного образца.
Специфика обучению пересказу по сравнению с другими видами занятий по
развитию связной монологической речи прежде всего в том, что качество
пересказа
оценивается
с
точки
зрения
близости
первоисточнику.
В
методической литературе пересказ рассматривается как метод развития
монологической речи на основе образца.
Основными приемами обучения пересказу являются:
1.
опора на словесный образец;
2.
использование плана;
3.
опора на серию картинок
В качестве текстов для пересказов используются все виды текстов
(повествования, описания, рассуждения).
Важным приемом является наводящий вопрос воспитателя:
Различают несколько типов вопросов:
1.
Вопрос к последнему слову фразы. Используется на занятиях с
детьми младшего возраста. « Жили- были дед и … Кто еще?»
2.
Подсказывающий вопрос. Для детей третьего года жизни. « Курица-
красавица у меня жила… Кто у меня жил? Курица-красавица (ребенок
повторяет последнюю фразу).
3.
Наводящий вопрос. Для детей 4-го года жизни. « Сначала скажи,
каким голосом заревел большой медведь Михаил Потапович, когда
увидал, что кто-то хлебал из его чашки»
4.
Прямой вопрос. Для детей 4-го года жизни.» Где были медведи, когда
Маша забрела в их домик?». Прямые вопросы помогают детям полнее
использовать не только словарь, но и синтаксис текста.
5.
Цепь прямых вопросов (план). Для детей пятого года жизни. Сначала
план может состоять из 2-х, 3-х вопросов. Затем из 4-х, 5-ти вопросов.
6.
Поисковые
вопросы.
Для
детей
5-го
года
жизни.
Обычно
формулировка этих вопросов содержит вопросительные слова: почему?
Зачем? Для чего? Как? И т.д.
7.
Вопросы-указания. Что за чем надо говорить.» Сначала скажи…
потом скажи…в конце расскажи. Вопросы указания используются на
занятиях с детьми 6-ти – 7-ми лет.
Большие по размеру художественные произведения не пересказываются
на занятии полностью. В таких случаях используется выборочный
пересказ отрывка(-ов) по указанию педагога.
Младший возраст.
С
детьми
младшего
дошкольного
возраста
проводится
большая
подготовительная работа, целью которой является выработка умений
слушать, отве6чать на вопросы, включать в рассказ воспитателя слова или
отдельные предложения.
Перед воспитателем стоит две задачи:
Научить
детей
воспринимать
сначала
текст,
читаемый
воспитателем, а потом рассказ ребенка;
Подвести к воспроизведению текста.
Обучение пересказа начинается с воспроизведения текста хорошо знакомых
сказок. Наиболее эффективным приемом является такой, когда дети
включаются в повторный рассказ воспитателя, повторяя одно, два слова или
целое предложение.
- Жили –были дед…
- И баба..
- Была у них…
_ Курочка-ряба..
Постепенно дети подходят к пересказу по вопросам. Вопросы направлены на
установление последовательности событий, название действующих лиц.
- Кого встретил колобок?
- Лисичку
- Какую песенку спел лисичке колобок?
Если ребенок запомнил начало сказки, то он рассказывает ее самостоятельно.
В случае затруднения включается воспитатель.
После пересказывания сказок можно перейти к пересказу небольших
рассказов. Например, Л. Н. Толстого.
На занятиях воспитатель показывает иллюстрации к произведению. Показ
сопровождается
указаниями,
вопросами.
Рассматривание
иллюстраций
лучше проводить до и после чтения. При этом говорят: « Я покажу вам
картинки, а потом почитаю о том, что на них нарисовано» - или « Я вам
прочитала, а теперь покажу картинки».
Хорошие результаты дает индивидуальная работа.
Средний возраст
При обучению пересказу детей среднего возраста решаются более сложные
задачи: детей учат пересказывать не только короткие, хорошо известные
сказки и рассказы, но и выразительно передавать разговор действующих
лиц, слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие
тексту.
Основным методическим приемом являются вопросы воспитателя. По
произведению могут быть заданы две группы вопросов:
Помогающие осмыслению произведения;
Помогающие вспомнить последовательность, сюжет.
В средней группе большое значение имеет опора на опыт ребенка, что
способствует более глубокому осмыслению произведения.
Например, чтению рассказа Л. Н. Толстого « Пришла весна, потекла вода»
предшествует такая беседа:
-Скажите, дети, какое время года наступило?
-Весна
-Как любят дети играть весной?
- Пускать кораблики
- Вот я сейчас прочту вам рассказ об этом.
После чтения проводится коротенькая беседа о прочитанном, выясняется,
правильно ли понято содержание. После данного рассказа можно спросить: «
Что видели дети? Что они сделали из дощечек? Почему дети упали?»
Вопросы надо ставить всем детям, а не одному, чтобы содержание было
лучше усвоено всеми.
В средней группе широко используется совместный рассказ воспитателя и
ребенка. («Мы будем вмести рассказывать, а дети будут слушать и учиться)
Помощь педагога заключается в напоминании фразы, подсказке забытого
слова.
Постепенно требование к пересказу возрастает. Воспитатель требует
большей полноты (« О чем ты забыл рассказать?) и точности ( « А как об
этом сказано в рассказе?»)
Важным методическим приемом является оценка детского пересказа. В
средней группе ее проводить воспитатель. Оценивая пересказ, необходимо
кратко проанализировать его, отметив хорошие стороны и недостатки,
обязательно поощрить старание ребенка, вселить в него уверенность в своих
силах. При
этом необходимо воспитывать у детей умение замечать
несоответствие тексту в пересказах детей.
Старший дошкольный возраст и Подготовительная группа
В работе с детьми старшего дошкольного возраста выдвигаются новые
задачи обучения пересказу литературных произведений:
уметь связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно
передать содержание рассказа или сказки без помощи вопросов воспитателя,
близко к тексту, используя авторские слова и выражения.
Старшие дошкольники привлекаются к оценке рассказов товарищей.
Проведение таких обсуждений методически сложно и требует большого
такта
от
воспитателя,
знания
индивидуальности
детей.
Проведение
обсуждений должно научить детей видеть хорошее и плохое в пересказе и
одновременно воспитывать доброжелательное отношение к товарищу.
В подготовительной группе детей подводят к пересказу описательных
текстов.
i.
Занятия по пересказу может состоять из следующих частей:
вводная беседа, настраивающая на восприятие произведения, в
отдельных случаях выявляющего и уточняющего представления детей,
рассматривание иллюстрации, вызывающей нужной эмоциональной
настройки;
чтение литературного произведения. Перед первичным прочтением не
следует делать установку на запоминание текста для будущего
пересказа – это может отвлечь от целостного восприятия произведения.
Очень важно выразительно прочитать текст, интонационно выделяя
диалог действующих лиц и этим помогая детям определить свое
отношение к героям и событиям рассказа;
беседы по содержанию и форме прочитанного произведения. Вопросы
должны быть тщательно продуманы. Кроме вопросов, выявляющих
понимание того, о чем говорится в данном произведении, что он узнал
нового, каковы основные черты главных героев и чем они ему
понравились, необходимы и такие вопросы, которые раскрывают
художественную форму произведения. Эта часть занятий не должна
быть длительной. Достаточно задать 4-5 вопросов.
Повторное чтение литературного текста. Перед чтением дается
установка на внимательное прослушивание содержания и запоминание
его.
Пересказ произведения детьми. Необходимо помнить, что основным в
занятии по пересказыванию является сам пересказ. Дети обучаются
умению
высказываться,
грамматически
правильно
строить
предложения, связно и последовательно пересказывать содержание,
используя как авторские , так и свои слова и выражения.
Практическое задание для воспитателей
1.
Подготовьте вопросы к последнему слову фразы, т.е. подготовьтесь к
совместному пересказу потешки или сказки.
2.
Подготовить прямые и наводящие вопросы для обучения пересказу «
Маша и медведь».
3.
Подготовьте вопросы-указания к сказке « Три поросенка».
4.
Подготовьте поисковые вопросы к художественному произведению
По выбору.