Напоминание

Консультация для воспитателей «Методика обучения детей пересказу»


Авторы: Глущенко Галина Ивановна, Краснецова Валентина Степановна
Должность: Воспитатель, Учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 40
Населённый пункт: Невинномысск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Консультация для воспитателей «Методика обучения детей пересказу»
Дата публикации: 30.09.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для воспитателей

«Методика обучения детей пересказу»

Воспитатель МБДОУ д/с № 5 «Белочка»

Глущенко Г.И.

Пересказ - это творческое воспроизведение литературного образца.

Специфика обучению пересказу по сравнению с другими видами занятий по

развитию связной монологической речи прежде всего в том, что качество

пересказа

оценивается

с

точки

зрения

близости

первоисточнику.

В

методической литературе пересказ рассматривается как метод развития

монологической речи на основе образца.

Основными приемами обучения пересказу являются:

1.

опора на словесный образец;

2.

использование плана;

3.

опора на серию картинок

В качестве текстов для пересказов используются все виды текстов

(повествования, описания, рассуждения).

Важным приемом является наводящий вопрос воспитателя:

Различают несколько типов вопросов:

1.

Вопрос к последнему слову фразы. Используется на занятиях с

детьми младшего возраста. « Жили- были дед и … Кто еще?»

2.

Подсказывающий вопрос. Для детей третьего года жизни. « Курица-

красавица у меня жила… Кто у меня жил? Курица-красавица (ребенок

повторяет последнюю фразу).

3.

Наводящий вопрос. Для детей 4-го года жизни. « Сначала скажи,

каким голосом заревел большой медведь Михаил Потапович, когда

увидал, что кто-то хлебал из его чашки»

4.

Прямой вопрос. Для детей 4-го года жизни.» Где были медведи, когда

Маша забрела в их домик?». Прямые вопросы помогают детям полнее

использовать не только словарь, но и синтаксис текста.

5.

Цепь прямых вопросов (план). Для детей пятого года жизни. Сначала

план может состоять из 2-х, 3-х вопросов. Затем из 4-х, 5-ти вопросов.

6.

Поисковые

вопросы.

Для

детей

5-го

года

жизни.

Обычно

формулировка этих вопросов содержит вопросительные слова: почему?

Зачем? Для чего? Как? И т.д.

7.

Вопросы-указания. Что за чем надо говорить.» Сначала скажи…

потом скажи…в конце расскажи. Вопросы указания используются на

занятиях с детьми 6-ти – 7-ми лет.

Большие по размеру художественные произведения не пересказываются

на занятии полностью. В таких случаях используется выборочный

пересказ отрывка(-ов) по указанию педагога.

Младший возраст.

С

детьми

младшего

дошкольного

возраста

проводится

большая

подготовительная работа, целью которой является выработка умений

слушать, отве6чать на вопросы, включать в рассказ воспитателя слова или

отдельные предложения.

Перед воспитателем стоит две задачи:

Научить

детей

воспринимать

сначала

текст,

читаемый

воспитателем, а потом рассказ ребенка;

Подвести к воспроизведению текста.

Обучение пересказа начинается с воспроизведения текста хорошо знакомых

сказок. Наиболее эффективным приемом является такой, когда дети

включаются в повторный рассказ воспитателя, повторяя одно, два слова или

целое предложение.

- Жили –были дед…

- И баба..

- Была у них…

_ Курочка-ряба..

Постепенно дети подходят к пересказу по вопросам. Вопросы направлены на

установление последовательности событий, название действующих лиц.

- Кого встретил колобок?

- Лисичку

- Какую песенку спел лисичке колобок?

Если ребенок запомнил начало сказки, то он рассказывает ее самостоятельно.

В случае затруднения включается воспитатель.

После пересказывания сказок можно перейти к пересказу небольших

рассказов. Например, Л. Н. Толстого.

На занятиях воспитатель показывает иллюстрации к произведению. Показ

сопровождается

указаниями,

вопросами.

Рассматривание

иллюстраций

лучше проводить до и после чтения. При этом говорят: « Я покажу вам

картинки, а потом почитаю о том, что на них нарисовано» - или « Я вам

прочитала, а теперь покажу картинки».

Хорошие результаты дает индивидуальная работа.

Средний возраст

При обучению пересказу детей среднего возраста решаются более сложные

задачи: детей учат пересказывать не только короткие, хорошо известные

сказки и рассказы, но и выразительно передавать разговор действующих

лиц, слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие

тексту.

Основным методическим приемом являются вопросы воспитателя. По

произведению могут быть заданы две группы вопросов:

Помогающие осмыслению произведения;

Помогающие вспомнить последовательность, сюжет.

В средней группе большое значение имеет опора на опыт ребенка, что

способствует более глубокому осмыслению произведения.

Например, чтению рассказа Л. Н. Толстого « Пришла весна, потекла вода»

предшествует такая беседа:

-Скажите, дети, какое время года наступило?

-Весна

-Как любят дети играть весной?

- Пускать кораблики

- Вот я сейчас прочту вам рассказ об этом.

После чтения проводится коротенькая беседа о прочитанном, выясняется,

правильно ли понято содержание. После данного рассказа можно спросить: «

Что видели дети? Что они сделали из дощечек? Почему дети упали?»

Вопросы надо ставить всем детям, а не одному, чтобы содержание было

лучше усвоено всеми.

В средней группе широко используется совместный рассказ воспитателя и

ребенка. («Мы будем вмести рассказывать, а дети будут слушать и учиться)

Помощь педагога заключается в напоминании фразы, подсказке забытого

слова.

Постепенно требование к пересказу возрастает. Воспитатель требует

большей полноты (« О чем ты забыл рассказать?) и точности ( « А как об

этом сказано в рассказе?»)

Важным методическим приемом является оценка детского пересказа. В

средней группе ее проводить воспитатель. Оценивая пересказ, необходимо

кратко проанализировать его, отметив хорошие стороны и недостатки,

обязательно поощрить старание ребенка, вселить в него уверенность в своих

силах. При

этом необходимо воспитывать у детей умение замечать

несоответствие тексту в пересказах детей.

Старший дошкольный возраст и Подготовительная группа

В работе с детьми старшего дошкольного возраста выдвигаются новые

задачи обучения пересказу литературных произведений:

уметь связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно

передать содержание рассказа или сказки без помощи вопросов воспитателя,

близко к тексту, используя авторские слова и выражения.

Старшие дошкольники привлекаются к оценке рассказов товарищей.

Проведение таких обсуждений методически сложно и требует большого

такта

от

воспитателя,

знания

индивидуальности

детей.

Проведение

обсуждений должно научить детей видеть хорошее и плохое в пересказе и

одновременно воспитывать доброжелательное отношение к товарищу.

В подготовительной группе детей подводят к пересказу описательных

текстов.

i.

Занятия по пересказу может состоять из следующих частей:

вводная беседа, настраивающая на восприятие произведения, в

отдельных случаях выявляющего и уточняющего представления детей,

рассматривание иллюстрации, вызывающей нужной эмоциональной

настройки;

чтение литературного произведения. Перед первичным прочтением не

следует делать установку на запоминание текста для будущего

пересказа – это может отвлечь от целостного восприятия произведения.

Очень важно выразительно прочитать текст, интонационно выделяя

диалог действующих лиц и этим помогая детям определить свое

отношение к героям и событиям рассказа;

беседы по содержанию и форме прочитанного произведения. Вопросы

должны быть тщательно продуманы. Кроме вопросов, выявляющих

понимание того, о чем говорится в данном произведении, что он узнал

нового, каковы основные черты главных героев и чем они ему

понравились, необходимы и такие вопросы, которые раскрывают

художественную форму произведения. Эта часть занятий не должна

быть длительной. Достаточно задать 4-5 вопросов.

Повторное чтение литературного текста. Перед чтением дается

установка на внимательное прослушивание содержания и запоминание

его.

Пересказ произведения детьми. Необходимо помнить, что основным в

занятии по пересказыванию является сам пересказ. Дети обучаются

умению

высказываться,

грамматически

правильно

строить

предложения, связно и последовательно пересказывать содержание,

используя как авторские , так и свои слова и выражения.

Практическое задание для воспитателей

1.

Подготовьте вопросы к последнему слову фразы, т.е. подготовьтесь к

совместному пересказу потешки или сказки.

2.

Подготовить прямые и наводящие вопросы для обучения пересказу «

Маша и медведь».

3.

Подготовьте вопросы-указания к сказке « Три поросенка».

4.

Подготовьте поисковые вопросы к художественному произведению

По выбору.



В раздел образования