Напоминание

формированию ценностного отношения к семье как основа духовно-нравственного становления личности.


Автор: Усова Екатерина Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №130"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: программа
Тема: формированию ценностного отношения к семье как основа духовно-нравственного становления личности.
Дата публикации: 30.09.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ценностное отношение к семье как основа духовно-

нравственного становления личности.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы:

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов.

И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале

экономики, не в смене политической системы, а в разрушении семьи, а как следствие –

личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей

искажены

представления

ο

доброте,

милосердии,

великодушии,

справедливости,

гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим

ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и

духовная незрелость.

Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по

формированию ценностного отношения к семье как основа духовно-нравственного

становления личности. В процессе работы над программой мы познакомились с опытом

работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, сложившимся в последние

годы в разных регионах России.

Особенность существующих программ в том, что они содействуют сохранению

духовного здоровья детей, знакомят их с основами православной культуры. Но есть у них

и ряд, с нашей точки зрения, недочетов: перегруженность информацией, использование

абстрактных понятий, отсутствие взаимодействия образовательного учреждения с

институтом семьи.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе

воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются

возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои

проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог

изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной

личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья.

Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит

усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе

подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в

семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности,

созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Основным

приоритетным

направлением

в

деятельности

является

развитие

самостоятельности,

познавательной

и

коммуникативной

активности,

социальной

уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и

отношение ребенка к миру, квалифицированная коррекция недостатков в психическом

развитии детей, а также особое внимание уделяется познавательному и речевому

развитию детей. Вместе с этим, задачи психолого-педагогической работы формированию

физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в

ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими

специфику каждой образовательного направления, с обязательным психологическим

сопровождением.

Настоящая программа разработана в соответствии с нормативными документами:

Законом Российской Федерации «Об образовании»;

Конвенцией ООН о правах ребенка;

Декларацией прав ребенка;

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;

1

Инструктивным письмом Минобразования России «Об организации работы педагога-

психолога общеобразовательного учреждения»;

А также с использованием авторских программ:

Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И.

Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – Спб.: ООО «Идательство «Детство-

Пресс», 2014. – 352 с.

Дорогою добра. Занятия для детей 4–7лет по социально-коммуникативному развитию и

социальному воспитанию / под ред. Л.В. Коломийченко. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 192 с.

Конспекты психолого-педагогических развивающих занятий для дошкольников. – Спб.:

ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013. –

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-

психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция,

психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 4 до

5 лет, родителями воспитанников и педагогами ДОУ. Рабочая программа включает в себя

организацию психологического сопровождения деятельности по основным направлениям –

социально-коммуникативное познавательное развитие, речевое развитие, художественно-

эстетическое развитие, физическое развитие, обеспечивает

единство

воспитательных,

развивающих и обучающих целей и задач процесса. Приоритетным является обеспечение

единого процесса социализации – индивидуализации личности через осознание ребенком

своих потребностей, возможностей и способностей. Учитывая специфику профессиональной

деятельности педагога-психолога ДОУ, – значительное место уделяется целенаправленной

деятельности по профилактике, коррекции нарушений развития детей.

Цель программы

Цель программы, разработанная в соответствии с ФГОС дошкольного образования,

ориентирована на: создание каждому ребенку в детском саду возможности для развития

способностей, формирования семейных ценностей, оптимизации характера внутрисемейных

отношений.

Задачи программы:

1.

Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и

духовным ценностям.

2.

Развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности

с

учетом

их

возрастных,

индивидуальных,

психологических

и

физиологических

особенностей.

3.

Создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной

социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на

основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и в соответствующих возрасту видах

деятельности;

4.

Создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему

условий социализации и индивидуализации детей.

5.

Стремление возродить традиции семейного воспитания. Ориентация семьи на духовно-

нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами право славной

педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного

семейного уклада).

Концептуальная основа программы.

Содержание программы строится на идеях развивающего обучения, с учетом

возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития.

При разработке программы учитывались научные подходы формирования личности

ребенка:

- культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия);

2

- деятельностный подход (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев,

Н.Н.Поддьяков, Д.Б.Эльконин и др.);

- личностный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев,

В.А.Петровский, Д.Б.Эльконин и др.);

Эти

подходы

к

проблеме

индивидуального

развития

человека

очень

тесно

взаимосвязаны и составляют теоретико-методологическую основу для:

сохранения и укрепления здоровья воспитанников;

формирования у детей адекватной уровню образовательной программы целостной

картины мира;

интеграции личности воспитанника в национальную, российскую и мировую

культуру;

формирования основ социальной и жизненной адаптации ребенка;

развития позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде,

практической и духовной деятельности человека;

развития потребности в реализации собственных творческих способностей.

Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических

функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному

возрасту. Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает выбор и построение

материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и

потенциальные возможности. Повышение эффективности основано на идеях поэтапного

формирования действий.

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами

Программа опирается на научные принципы ее построения:

1)

принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность

каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

2)

сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, т.е.

соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной

педагогики; соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности,

приближаясь к разумному «минимуму»;

3)

единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе

реализации

которых

формируются

знания,

умения

и

навыки,

имеющие

непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

4)

принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными

возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями

образовательных областей; комплексно-тематический

5)

принцип построения образовательного процесса;

6)

решение

программных

образовательных

задач

в

совместной

деятельности

взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно

образовательной

деятельности,

при

проведении

режимных

моментов

в

соответствии с условиями ДОУ;

7)

построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с

детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим

видом деятельности для них является игра.

Принципы организации занятий.

Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность,

учет

возрастных

и

индивидуальных

особенностей

детей,

систематичность

и

последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и

жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход.

Основные характеристики деятельности

1. Сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-

нравственного содержания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и

трудовое воспитание.

3

2. Изложение материала рассчитано на один год. Дети последовательно получают

первоначальные представления об изучаемом предмете. На следующем этапе проводится

работа по закреплению имеющихся знаний. Третий этап предполагает обобщение и

систематизацию полученной информации.

3. Программа рассчитана на возрастную группу с 4 до 5 лет. Она не предъявляет

требований к содержанию и объему стартовых знаний, а также к уровню развития

ребенка.

Методы реализации программы: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод используется во время

чтения рассказов;

наблюдений;

рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

проведения дидактических игр.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе

чтения литературных произведений воспитателем;

чтения стихотворений детьми, воспитателем;

бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

ответов на вопросы педагога, детей;

проведения

разнообразных

игр

(малоподвижные,

сюжетно-ролевые,

дидактические, игры-драматизации и др.);

сообщения дополнительного материала воспитателем;

рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;

чтения литературных произведений родителями.

Практический метод используется, когда необходимо

организовывать продуктивную деятельность;

провести

игры

(строительные,

дидактические,

подвижные,

малоподвижные,

инсценировки и др.);

организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же

конкурсы, викторины;

изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Формы работы с детьми

Проведение совместных праздников.

Просмотр слайд-фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических

средств обучения.

Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).

Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).

Постановка музыкальных сказок духовно-нравственного содержания.

Формы работы с родителями:

родительские собрания на духовно-нравственные темы;

лекторий для родителей;

открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

вечера вопросов и ответов;

4

проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские

семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семи нары с

использованием ТОО);

факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование

родителей

с

целью

выявления

ошибок

и

коррекции

процесса

духовно-

нравственного воспитания в семье;

индивидуальные консультации специалистов;

наглядные

виды

работы:

информационные

стенды

для

родителей,

папки-

передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития

ребенка);

совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;

помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в

подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).

Предполагаемый результат

Программа духовно-нравственного воспитания ставит своей целью достичь

следующих

результатов.

Создать

благоприятный

климат

для

развития

у

детей

коммуникативных навыков в различных ситуациях со сверстниками и взрослыми.

Способствовать психическому и личностному росту ребенка, создав безопасное

пространство для общения, условия для самовыражения.

Сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя

более защищенным.

Способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности.

Сформировать позитивное отношение к своему «я», позитивное отношение к

сверстникам, взрослым.

Помочь развитию личностных качеств ребенка, таких как инициатива, свобода

(независимость), помочь увидеть свои возможности, которые способствуют дальнейшему

становлению самосознания, развития эмоций.

Социально-коммуникативное развитие:

Способность к осознанию своих эмоциональных состояний, настроения, самочувствия.

Чувство защищенности, сформированные умения преодолевать психоэмоциональное

напряжение. Сформированная потребность в проявлении ответственности, настойчивости,

стремлении быть аккуратным, старательным; адекватно реагировать на эмоциональное

состояние других людей, сопереживать; подчинять свое поведение преимущественно не

сиюминутным желаниям и потребностям, а требованиям со стороны взрослых и

первичным ценностным представлениям о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;

самостоятельно ставить цели, в том числе общественно значимые; проявлять инициативу

в разных видах деятельности, подчинять свою активность достаточно отдаленным целям,

развернуто отражать цели в речи и планировать этапы и условия ее достижения; создавать

условия, необходимые для успешного достижения цели; удерживать цель деятельности

без помощи взрослого и в его отсутствие; преодолевать трудности и помехи, не

отказываясь от первоначальной цели.

Тематическое планирование психологических занятий

для детей от 4 до 5 лет

Месяц

Темы занятий

Кол-во

часов

Сентябрь

Педагоги

1 час

Педсовет по вопросам создания условий для формирования

ценностных ориентаций детей 4-5 лет

5

Мониторинг условий, созданных для развития духовно-

нравственных ценностей в группе и дошкольном образовательном

учреждении

.

1 час

Родители

Консультация–беседа для родителей

«Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании

дошкольников»

Анкетирование родителей.

Дети

Знакомство с полезными привычками и правилами поведения:

«Волшебные слова» «Будем знакомы, будем друзьями!»

«Ежели вы вежливы» «Улыбка, в чем ее секрет»

Октябрь

Педагоги

1 час

2 часа

2 часа

Тренинг для педагогов «Технологии педагогического

взаимодействия»

Родители

Совместное мероприятие с детьми и педагогами д.с.:

Тренинг «Эмоциональная грамотность»

Дети

Формирование способностей к сотрудничеству, совместной

деятельности:

«Человек среди людей» «Мужчины и женщины»

«Я - человек: я – мальчик, я - девочка» «Моя семья»

Ноябрь

Педагоги

1 час

1 час

2 часа

Семинар, посвященный профилактике эмоционального выгорания

Родители

Лекция «Хороший родитель – миф или творчество?» (роль

родителя в системе формирования ценностных ориентация

ребенка)

Дети

Знать о доброте и жестокости, уважительном отношении к

старшим:

«Сказка ложь, да в ней намек» «Детский сад – мой второй дом»

«Спешим делать добро» «Появление и развитие человека

на Земле»

Декабрь

Педагоги

1 час

1 час

2 часа

Семинар: «Роль педагога в формировании ценностного отношения

к семье как основа духовно-нравственного становления личности»

Родители

Развивающая игра по станциям «7-Я», совместно с детьми

(формирование эффективной коммуникации, творческого

мышления, оптимизации внутрисемейного взаимодействия)

Дети

Интеграция ценностей в семейную систему:

«Я и мои родители» «Родной город (село)»

6

«Моя семья - мое богатство» «Родная страна»

Январь

Педагоги

1 час

1 час

2 часа

Просмотр учебного фильма об особенностях развития детей

среднего дошкольного возраста

Родители

Лекция-консультация по вопросам нравственного развития детей

Дети

Правила вежливого отказа, несогласия (игра)

Пословицы

о

дружбе,

верности

данному

слову,

доброте,

благодарности (развивающее занятие)

Февраль

Педагоги

1 час

1 час

2 часа

Тренинг по развитию эмпатии и рефлексии

Родители

Лекция-консультация по проблемам (запросам) воспитания

Дети

Развитие эмоциональной грамотности (создание фундамента для

развития рефлексии), два занятия по сказкотерапии

Март

Педагоги

Семинар-практикум «Анализ и стратегии разрешения

конфликтов»

Родители

Родительская гостиная «Такие взрослые дети»

Дети

Формирование способности к саморегуляции, развитие мышления:

«Учимся находить причину и последствия событий»

«Учимся думать и действовать»

Апрель

Педагоги

Тренинг самораскрытия и личностного роста

Родители

Анализ проведенной работы, контрольное анкетирование

Дети

Формирование элементарных представлений о влиянии

нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья

окружающих его людей:

- развивающая игра

- сказкотерапия

7

Литература:

1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.

И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – Спб.: ООО «Идательство «Детство-

Пресс», 2014. – 352 с.

2. Дорогою добра. Занятия для детей 4–5, 5–6, 6–7 лет по социально-

коммуникативному развитию и социальному воспитанию / под ред. Л.В. Коломийченко. –

М.: ТЦ Сфера, 2017. – 192 с.

3. Конспекты психолого-педагогических развивающих занятий для дошкольников.

– Спб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013. – 64 с.

4. Голицына Н.С. Перспективное планирование в детском саду. Подготовительная к

школе группа. Реализация ФГТ в ДОУ. –М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011

5. Данилина Г.Н. Дошкольнику об истории и культуре РОССИИ - М.: АРКТИ, 2003

6. Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных

традициях своего народа. М.: АРКТИ, 2005

7. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду РОССИИ -

М.: АРКТИ, 2004

8. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. М., 2007

8



В раздел образования