Автор: Усова Екатерина Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №130"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: программа
Тема: формированию ценностного отношения к семье как основа духовно-нравственного становления личности.
Дата публикации: 30.09.2025
Раздел: дошкольное образование
Ценностное отношение к семье как основа духовно-
нравственного становления личности.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы:
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов.
И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале
экономики, не в смене политической системы, а в разрушении семьи, а как следствие –
личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей
искажены
представления
ο
доброте,
милосердии,
великодушии,
справедливости,
гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим
ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и
духовная незрелость.
Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по
формированию ценностного отношения к семье как основа духовно-нравственного
становления личности. В процессе работы над программой мы познакомились с опытом
работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, сложившимся в последние
годы в разных регионах России.
Особенность существующих программ в том, что они содействуют сохранению
духовного здоровья детей, знакомят их с основами православной культуры. Но есть у них
и ряд, с нашей точки зрения, недочетов: перегруженность информацией, использование
абстрактных понятий, отсутствие взаимодействия образовательного учреждения с
институтом семьи.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе
воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются
возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои
проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог
изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной
личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья.
Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит
усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе
подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в
семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности,
созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Основным
приоритетным
направлением
в
деятельности
является
развитие
самостоятельности,
познавательной
и
коммуникативной
активности,
социальной
уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и
отношение ребенка к миру, квалифицированная коррекция недостатков в психическом
развитии детей, а также особое внимание уделяется познавательному и речевому
развитию детей. Вместе с этим, задачи психолого-педагогической работы формированию
физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в
ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими
специфику каждой образовательного направления, с обязательным психологическим
сопровождением.
Настоящая программа разработана в соответствии с нормативными документами:
Законом Российской Федерации «Об образовании»;
Конвенцией ООН о правах ребенка;
Декларацией прав ребенка;
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
1
Инструктивным письмом Минобразования России «Об организации работы педагога-
психолога общеобразовательного учреждения»;
А также с использованием авторских программ:
Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И.
Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – Спб.: ООО «Идательство «Детство-
Пресс», 2014. – 352 с.
Дорогою добра. Занятия для детей 4–7лет по социально-коммуникативному развитию и
социальному воспитанию / под ред. Л.В. Коломийченко. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 192 с.
Конспекты психолого-педагогических развивающих занятий для дошкольников. – Спб.:
ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013. –
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-
психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция,
психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 4 до
5 лет, родителями воспитанников и педагогами ДОУ. Рабочая программа включает в себя
организацию психологического сопровождения деятельности по основным направлениям –
социально-коммуникативное познавательное развитие, речевое развитие, художественно-
эстетическое развитие, физическое развитие, обеспечивает
единство
воспитательных,
развивающих и обучающих целей и задач процесса. Приоритетным является обеспечение
единого процесса социализации – индивидуализации личности через осознание ребенком
своих потребностей, возможностей и способностей. Учитывая специфику профессиональной
деятельности педагога-психолога ДОУ, – значительное место уделяется целенаправленной
деятельности по профилактике, коррекции нарушений развития детей.
Цель программы
Цель программы, разработанная в соответствии с ФГОС дошкольного образования,
ориентирована на: создание каждому ребенку в детском саду возможности для развития
способностей, формирования семейных ценностей, оптимизации характера внутрисемейных
отношений.
Задачи программы:
1.
Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и
духовным ценностям.
2.
Развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности
с
учетом
их
возрастных,
индивидуальных,
психологических
и
физиологических
особенностей.
3.
Создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной
социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на
основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и в соответствующих возрасту видах
деятельности;
4.
Создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему
условий социализации и индивидуализации детей.
5.
Стремление возродить традиции семейного воспитания. Ориентация семьи на духовно-
нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами право славной
педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного
семейного уклада).
Концептуальная основа программы.
Содержание программы строится на идеях развивающего обучения, с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития.
При разработке программы учитывались научные подходы формирования личности
ребенка:
- культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия);
2
- деятельностный подход (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев,
Н.Н.Поддьяков, Д.Б.Эльконин и др.);
- личностный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев,
В.А.Петровский, Д.Б.Эльконин и др.);
Эти
подходы
к
проблеме
индивидуального
развития
человека
очень
тесно
взаимосвязаны и составляют теоретико-методологическую основу для:
сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
формирования у детей адекватной уровню образовательной программы целостной
картины мира;
интеграции личности воспитанника в национальную, российскую и мировую
культуру;
формирования основ социальной и жизненной адаптации ребенка;
развития позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде,
практической и духовной деятельности человека;
развития потребности в реализации собственных творческих способностей.
Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических
функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному
возрасту. Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает выбор и построение
материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и
потенциальные возможности. Повышение эффективности основано на идеях поэтапного
формирования действий.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами
Программа опирается на научные принципы ее построения:
1)
принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность
каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
2)
сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, т.е.
соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной
педагогики; соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности,
приближаясь к разумному «минимуму»;
3)
единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе
реализации
которых
формируются
знания,
умения
и
навыки,
имеющие
непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
4)
принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями
образовательных областей; комплексно-тематический
5)
принцип построения образовательного процесса;
6)
решение
программных
образовательных
задач
в
совместной
деятельности
взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно
образовательной
деятельности,
при
проведении
режимных
моментов
в
соответствии с условиями ДОУ;
7)
построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с
детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим
видом деятельности для них является игра.
Принципы организации занятий.
Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность,
учет
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
детей,
систематичность
и
последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и
жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход.
Основные характеристики деятельности
1. Сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-
нравственного содержания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и
трудовое воспитание.
3
2. Изложение материала рассчитано на один год. Дети последовательно получают
первоначальные представления об изучаемом предмете. На следующем этапе проводится
работа по закреплению имеющихся знаний. Третий этап предполагает обобщение и
систематизацию полученной информации.
3. Программа рассчитана на возрастную группу с 4 до 5 лет. Она не предъявляет
требований к содержанию и объему стартовых знаний, а также к уровню развития
ребенка.
Методы реализации программы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод используется во время
чтения рассказов;
наблюдений;
рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
проведения дидактических игр.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе
чтения литературных произведений воспитателем;
чтения стихотворений детьми, воспитателем;
бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
ответов на вопросы педагога, детей;
проведения
разнообразных
игр
(малоподвижные,
сюжетно-ролевые,
дидактические, игры-драматизации и др.);
сообщения дополнительного материала воспитателем;
рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
чтения литературных произведений родителями.
Практический метод используется, когда необходимо
организовывать продуктивную деятельность;
провести
игры
(строительные,
дидактические,
подвижные,
малоподвижные,
инсценировки и др.);
организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же
конкурсы, викторины;
изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Формы работы с детьми
Проведение совместных праздников.
Просмотр слайд-фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических
средств обучения.
Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
Постановка музыкальных сказок духовно-нравственного содержания.
Формы работы с родителями:
родительские собрания на духовно-нравственные темы;
лекторий для родителей;
открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
вечера вопросов и ответов;
4
проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские
семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семи нары с
использованием ТОО);
факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование
родителей
с
целью
выявления
ошибок
и
коррекции
процесса
духовно-
нравственного воспитания в семье;
индивидуальные консультации специалистов;
наглядные
виды
работы:
информационные
стенды
для
родителей,
папки-
передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития
ребенка);
совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в
подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).
Предполагаемый результат
Программа духовно-нравственного воспитания ставит своей целью достичь
следующих
результатов.
Создать
благоприятный
климат
для
развития
у
детей
коммуникативных навыков в различных ситуациях со сверстниками и взрослыми.
Способствовать психическому и личностному росту ребенка, создав безопасное
пространство для общения, условия для самовыражения.
Сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя
более защищенным.
Способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности.
Сформировать позитивное отношение к своему «я», позитивное отношение к
сверстникам, взрослым.
Помочь развитию личностных качеств ребенка, таких как инициатива, свобода
(независимость), помочь увидеть свои возможности, которые способствуют дальнейшему
становлению самосознания, развития эмоций.
Социально-коммуникативное развитие:
Способность к осознанию своих эмоциональных состояний, настроения, самочувствия.
Чувство защищенности, сформированные умения преодолевать психоэмоциональное
напряжение. Сформированная потребность в проявлении ответственности, настойчивости,
стремлении быть аккуратным, старательным; адекватно реагировать на эмоциональное
состояние других людей, сопереживать; подчинять свое поведение преимущественно не
сиюминутным желаниям и потребностям, а требованиям со стороны взрослых и
первичным ценностным представлениям о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;
самостоятельно ставить цели, в том числе общественно значимые; проявлять инициативу
в разных видах деятельности, подчинять свою активность достаточно отдаленным целям,
развернуто отражать цели в речи и планировать этапы и условия ее достижения; создавать
условия, необходимые для успешного достижения цели; удерживать цель деятельности
без помощи взрослого и в его отсутствие; преодолевать трудности и помехи, не
отказываясь от первоначальной цели.
Тематическое планирование психологических занятий
для детей от 4 до 5 лет
Месяц
Темы занятий
Кол-во
часов
Сентябрь
Педагоги
1 час
Педсовет по вопросам создания условий для формирования
ценностных ориентаций детей 4-5 лет
5
Мониторинг условий, созданных для развития духовно-
нравственных ценностей в группе и дошкольном образовательном
учреждении
.
1 час
Родители
Консультация–беседа для родителей
«Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании
дошкольников»
Анкетирование родителей.
Дети
Знакомство с полезными привычками и правилами поведения:
«Волшебные слова» «Будем знакомы, будем друзьями!»
«Ежели вы вежливы» «Улыбка, в чем ее секрет»
Октябрь
Педагоги
1 час
2 часа
2 часа
Тренинг для педагогов «Технологии педагогического
взаимодействия»
Родители
Совместное мероприятие с детьми и педагогами д.с.:
Тренинг «Эмоциональная грамотность»
Дети
Формирование способностей к сотрудничеству, совместной
деятельности:
«Человек среди людей» «Мужчины и женщины»
«Я - человек: я – мальчик, я - девочка» «Моя семья»
Ноябрь
Педагоги
1 час
1 час
2 часа
Семинар, посвященный профилактике эмоционального выгорания
Родители
Лекция «Хороший родитель – миф или творчество?» (роль
родителя в системе формирования ценностных ориентация
ребенка)
Дети
Знать о доброте и жестокости, уважительном отношении к
старшим:
«Сказка ложь, да в ней намек» «Детский сад – мой второй дом»
«Спешим делать добро» «Появление и развитие человека
на Земле»
Декабрь
Педагоги
1 час
1 час
2 часа
Семинар: «Роль педагога в формировании ценностного отношения
к семье как основа духовно-нравственного становления личности»
Родители
Развивающая игра по станциям «7-Я», совместно с детьми
(формирование эффективной коммуникации, творческого
мышления, оптимизации внутрисемейного взаимодействия)
Дети
Интеграция ценностей в семейную систему:
«Я и мои родители» «Родной город (село)»
6
«Моя семья - мое богатство» «Родная страна»
Январь
Педагоги
1 час
1 час
2 часа
Просмотр учебного фильма об особенностях развития детей
среднего дошкольного возраста
Родители
Лекция-консультация по вопросам нравственного развития детей
Дети
Правила вежливого отказа, несогласия (игра)
Пословицы
о
дружбе,
верности
данному
слову,
доброте,
благодарности (развивающее занятие)
Февраль
Педагоги
1 час
1 час
2 часа
Тренинг по развитию эмпатии и рефлексии
Родители
Лекция-консультация по проблемам (запросам) воспитания
Дети
Развитие эмоциональной грамотности (создание фундамента для
развития рефлексии), два занятия по сказкотерапии
Март
Педагоги
Семинар-практикум «Анализ и стратегии разрешения
конфликтов»
Родители
Родительская гостиная «Такие взрослые дети»
Дети
Формирование способности к саморегуляции, развитие мышления:
«Учимся находить причину и последствия событий»
«Учимся думать и действовать»
Апрель
Педагоги
Тренинг самораскрытия и личностного роста
Родители
Анализ проведенной работы, контрольное анкетирование
Дети
Формирование элементарных представлений о влиянии
нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья
окружающих его людей:
- развивающая игра
- сказкотерапия
7
Литература:
1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.
И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – Спб.: ООО «Идательство «Детство-
Пресс», 2014. – 352 с.
2. Дорогою добра. Занятия для детей 4–5, 5–6, 6–7 лет по социально-
коммуникативному развитию и социальному воспитанию / под ред. Л.В. Коломийченко. –
М.: ТЦ Сфера, 2017. – 192 с.
3. Конспекты психолого-педагогических развивающих занятий для дошкольников.
– Спб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013. – 64 с.
4. Голицына Н.С. Перспективное планирование в детском саду. Подготовительная к
школе группа. Реализация ФГТ в ДОУ. –М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011
5. Данилина Г.Н. Дошкольнику об истории и культуре РОССИИ - М.: АРКТИ, 2003
6. Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных
традициях своего народа. М.: АРКТИ, 2005
7. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду РОССИИ -
М.: АРКТИ, 2004
8. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. М., 2007
8