Автор: Козлова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ №12
Населённый пункт: г. Новокубанск, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Роль семьи в воспитании дошкольника в группе компенсирующей направленности: от изоляции к интеграции"
Дата публикации: 30.09.2025
Раздел: дошкольное образование
РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА В ГРУППЕ
КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ: ОТ ИЗОЛЯЦИИ К
ИНТЕГРАЦИИ
Введение
Современная система дошкольного образования все более
ориентируется на принципы инклюзии и адресного подхода, что
находит свое выражение в создании групп компенсирующей
направленности. Эти группы предназначены для детей с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), испытывающих
стойкие трудности в освоении образовательной программы по разным
причинам – речевых нарушений, задержки психического развития,
расстройств аутистического спектра, нарушений опорно-двигательного
аппарата и др. Специфика образовательного процесса в таких группах
заключается в его коррекционной и абилитационной направленности,
осуществляемой командой специалистов: дефектологов, логопедов,
психологов, медицинских работников. Однако, сколь бы высоким ни
был профессионализм педагогического состава, его усилия останутся
неполными и недостаточно эффективными без целенаправленного,
системного и компетентного участия семьи. Актуальность проблемы
взаимодействия с семьей в контексте компенсирующего образования
обусловлена тем, что именно семья выступает первичной и наиболее
значимой средой развития ребенка, источником его эмоционального
благополучия и основным агентом социализации.
Цель данной статьи – провести комплексный анализ роли семьи в
процессе воспитания и развития дошкольника с ОВЗ, посещающего
группу компенсирующей направленности, и предложить модель
эффективного партнерского взаимодействия между семьей и
образовательной организацией. Гипотеза исследования заключается
в том, что трансформация родительской позиции из пассивного
наблюдателя или, напротив, гиперопекающего контролера, в позицию
активного субъекта коррекционно-образовательного процесса,
является ключевым фактором успешной абилитации и социальной
интеграции ребенка.
1. Семья как системообразующий фактор в коррекционно-
развивающем процессе: теоретический аспект
Семья ребенка с особыми образовательными потребностями (ООП)
сама переживает сложный процесс адаптации, который в
психологической литературе обозначается как «родительский кризис».
Этот кризис характеризуется сложной гаммой переживаний: от шока,
отрицания и чувства вины до поиска ресурсов и принятия
особенностей ребенка. Эмоциональное состояние родителей, их
установки и стратегии поведения напрямую проецируются на ребенка,
влияя на его мотивацию, самооценку и готовность к преодолению
трудностей. Таким образом, работа с семьей должна начинаться не с
предписаний и требований, а с психолого-педагогической поддержки и
помощи в принятии ситуации.
Роль семьи в контексте компенсирующего воспитания многогранна и
может быть структурирована по нескольким направлениям:
1. Эмоционально-регулятивная функция. Семья является для
ребенка «эмоциональным тылом», источником безусловного принятия
и безопасности. Для ребенка с ОВЗ, который ежедневно сталкивается
с учебными и коммуникативными трудностями, эта поддержка
критически важна. Она позволяет ему сохранить психологическую
стабильность и сформировать позитивное самоощущение, несмотря
на существующие ограничения.
2. Абилитационно-развивающая функция. Родители являются
естественными и непрерывными «терапевтами» своего ребенка. В
отличие от специалистов, работающих в ограниченные временные
промежутки, родители находятся с ребенком постоянно, что
предоставляет им уникальную возможность закреплять и обобщать
полученные в детском саду навыки в естественных бытовых
ситуациях. Процессы одевания, приема пищи, прогулки, игры могут
быть насыщены коррекционно-развивающими моментами, если
родитель владеет соответствующими методиками.
3. Коммуникативно-посредническая функция. Семья выступает
главным интерпретатором внешнего мира для ребенка. Родители
помогают ему понять социальные нормы, выстраивать отношения со
сверстниками и взрослыми, транслируют культурные и нравственные
ценности. Для детей с нарушениями коммуникации (например, с РАС)
семья становится «голосом» и «проводником», помогающим
установить контакт с окружающими.
4. Социально-адаптирующая функция. Именно в семье
закладываются основы будущей самостоятельности ребенка.
Формирование навыков самообслуживания, бытовой ориентации,
умения организовывать свое время и пространство – все это является
зоной ответственности и непосредственной деятельности родителей.
2. Проблемы и вызовы во взаимодействии семьи и ДОУ
компенсирующего типа
Несмотря на осознание важности семейного участия, на практике
взаимодействие между родителями и специалистами группы
компенсирующей направленности зачастую сопряжено с рядом
системных проблем.
Проблема дефицита родительской компетентности. Многие
родители, столкнувшись с диагнозом ребенка, испытывают острый
дефицит информации о его особенностях, прогнозах развития и
эффективных методах помощи. Это порождает либо пассивность и
полное делегирование ответственности специалистам («Вы
профессионалы, вот и занимайтесь»), либо, напротив, хаотичные и
несистемные попытки испробовать на ребенке все возможные и
невозможные методики, что приводит к его перегрузке и росту
тревожности.
Проблема психологического сопротивления. Нередко родители
находятся на стадии неприятия диагноза или имеют
заниженные/завышенные ожидания от коррекционного процесса.
Гиперопека, стремление оградить ребенка от любых трудностей, с
одной стороны, или, наоборот, завышенные требования и
неадекватная критика – с другой, являются защитными механизмами,
которые, однако, тормозят развитие ребенка. Родители могут
сопротивляться рекомендациям специалистов, воспринимая их как
критику своего стиля воспитания.
Проблема дисфункциональной коммуникации. Взаимодействие
часто сводится к формальным, эпизодическим контактам (утренний
прием-вечерний уход, редкие родительские собрания). Отсутствует
система обратной связи, совместного планирования и анализа
динамики развития. Сообщения специалистов могут быть излишне
формализованы и наполнены профессиональным жаргоном, что
затрудняет их понимание родителями.
Проблема эмоционального выгорания родителей. Постоянный
уход за ребенком с ОВЗ, необходимость совмещать это с работой и
другими социальными ролями, финансовые трудности, связанные с
лечением и реабилитацией, приводят к хроническому стрессу и
эмоциональному истощению родителей. В таком состоянии они
физически и психологически не способны быть активными
участниками образовательного процесса.
3. Модель эффективного партнерства «Семья – ДОУ» в группе
компенсирующей направленности
Преодоление указанных проблем требует перехода от эпизодического
информирования к построению целостной модели партнерского
взаимодействия, основанной на принципах доверия, равенства и
разделенной ответственности. Данная модель может быть
реализована через несколько взаимосвязанных компонентов.
3.1. Диагностико-мотивационный компонент
Работа с семьей должна начинаться с комплексной диагностики,
направленной не на ребенка, а на саму семейную систему. Цель –
выявить:
Уровень информированности родителей об особенностях развития
ребенка.
Стиль семейного воспитания и детско-родительских отношений.
Социальные ожидания и образовательные запросы семьи.
Внутренние и внешние ресурсы (психологические, временные,
материальные).
Инструментами здесь выступают анкетирование, глубинное интервью,
методика «Незаконченные предложения», наблюдение за
взаимодействием родителя и ребенка. Результатом этого этапа
является формирование мотивации к сотрудничеству и совместная
постановка долгосрочных и краткосрочных целей в рамках
Индивидуальной программы развития (ИПР) ребенка.
3.2. Информационно-просветительский компонент
Родители нуждаются не в разовых лекциях, а в постоянном и
доступном канале получения знаний. Эффективными формами
работы являются:
Тематические семинары-практикумы, где теория немедленно
подкрепляется отработкой конкретных приемов и техник (например,
«Как учить ребенка с ЗПР с помощью мнемотаблиц?»,
«Артикуляционная гимнастика в игровой форме»).
Создание информационных ресурсов: папки-передвижки,
библиотечки специальной литературы, закрытая группа в
мессенджере или социальной сети, где специалисты оперативно
отвечают на вопросы и размещают дидактические материалы,
видеофрагменты занятий (с согласия родителей).
«Школа для родителей», функционирующая в системе и
охватывающая ключевые вопросы развития, обучения и социализации
детей с конкретным видом нарушения.
3.3. Консультативно-коррекционный компонент
Это ядро взаимодействия, где происходит перенос знаний в плоскость
практических действий. Традиционные консультации по инициативе
педагога должны быть дополнены:
Совместными занятиями ребенка и родителя со
специалистом. Это позволяет педагогу показать родителю
эффективные методы работы, а родителю – под контролем
специалиста применить их на практике и получить немедленную
обратную связь.
Организацией «Дней открытых дверей» или «Недель
погружения», когда родители могут стать наблюдателями или даже
участниками режимных моментов и занятий, чтобы лучше понять
специфику работы группы и успехи своего ребенка.
Разработкой «Домашних игротек» – это индивидуально
подобранные комплекты игр и упражнений с четкой, понятной
инструкцией для родителей. Задания должны быть интегрированы в
повседневную жизнь, а не быть дополнительной учебной нагрузкой.
3.4. Рефлексивно-оценочный компонент
Партнерство предполагает совместный анализ достижений и
трудностей. Необходимо отказаться от оценочных суждений в адрес
родителей и перейти к технологии «равный – равному». Этому
способствуют:
Ведение «Дневника наблюдений и достижений ребенка», который
заполняется как специалистами, так и родителями. Это позволяет
увидеть динамику развития в разных средах (детский сад и дом) и
скорректировать ИПР.
Проведение круглых столов с участием родителей, где они
делятся своим успешным опытом. Это мощный ресурс поддержки,
снижающий чувство изоляции.
Совместное оформление «Портфолио достижений
ребенка», которое включает не только лучшие рабочие листы, но и
фото- и видеоматериалы, демонстрирующие прогресс в бытовых,
социальных и коммуникативных навыках.
4. Практическая ценность и ожидаемые результаты
Реализация предложенной модели партнерства позволяет перейти от
декларации к реальным, измеримым результатам.
Для ребенка: Создание единой, последовательной и предсказуемой
развивающей среды в ДОУ и дома способствует более быстрому и
прочному закреплению навыков, снижению тревожности,
формированию адекватной самооценки и успешной социализации.
Для родителей: Повышается уровень психолого-педагогической
компетентности, снижается уровень стресса и эмоционального
выгорания, формируется реалистичный и оптимистичный взгляд на
возможности развития ребенка. Родители из «жертв обстоятельств»
превращаются в уверенных и активных «адвокатов» своих детей.
Для педагогов: Устанавливается отношения доверия и
взаимопонимания с семьей, что значительно облегчает
профессиональную деятельность. Педагог получает доступ к
уникальной информации о ребенке «в действии» в домашней
обстановке, что позволяет более точно выстраивать коррекционный
маршрут.
Заключение
Роль семьи в воспитании дошкольника, посещающего группу
компенсирующей направленности, невозможно переоценить. Она
является не вспомогательным, а системообразующим элементом всей
коррекционно-развивающей работы. Преодоление существующих
барьеров во взаимодействии требует от дошкольной образовательной
организации пересмотра традиционной парадигмы отношений с
родителями. Необходим переход от монолога к диалогу, от
эпизодических контактов к системному партнерству, от работы с
родителем как с пассивным получателем услуг к признанию его
полноправным субъектом образовательного процесса.
Создание эффективной модели сотрудничества, основанной на
принципах индивидуализации, непрерывности и психолого-
педагогической поддержки, позволяет объединить усилия семьи и
специалистов в единый коррекционно-образовательный комплекс.
Такой подход максимально раскрывает реабилитационный потенциал
ребенка с особыми образовательными потребностями, обеспечивая
не только коррекцию имеющихся нарушений, но и успешную
интеграцию в общество, формирование у него жизненной
компетентности и готовности к преодолению будущих challenges.
Инвестиция в партнерство с семьей – это самая эффективная
инвестиция в будущее особого ребенка.