Напоминание

Рассказ Л.Н. Толстого "Котенок"


Автор: Буттубаева Екатерина Сергеевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ№14 имени А.И. Покрышкина
Населённый пункт: Краснодарский край, ст. Кавказская
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Рассказ Л.Н. Толстого "Котенок"
Дата публикации: 30.10.2021
Раздел: начальное образование





Назад




Ф.И.О. учителя Буттубаева Е.С., учитель начальных классов

Класс: 2

Урок № 24

УМК: под редакцией Л.Ф. Климановой, Горецкого. Литературное чтение. 2 класс. «Школа России». М.: Просвещение, 2019

Тема: Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Котёнок».

Цель урока: познакомить учащихся с рассказом Л.Н. Толстого «Котенок»,

Тип урока: урок комплексного применения УУД при выполнении компетентностно ориентированных заданий

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

Совершенствовать навык чтения целыми словами; Правильно формулировать ответы на вопросы по тексту; Научить

осознанно и выразительно читать произведения; Характеризовать героев и их поступки.

Метапредметные результаты:

Научить учащихся понимать цели и задачи учебной деятельности;

Формулировать тему урока;

Находить ответы на проблемные вопросы;

Использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;

Стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру; Развивать воображение, речь, память.

Личностные результаты:

Воспитывать художественно-эстетический вкус, эстетические потребности ценности и чувства на основе опыта слушания

произведений художественной литературы; Развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную

отзывчивость;

Прививать умение сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками;

Соблюдать правила поведения на уроке и в классе.

Методы: словесные, практические, объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения.

Формы: групповая, фронтальная.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 класс 1 часть Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г. Школа России.

Ход урока

№ Название этапа

Формы

работы

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

УУД

Орг. момент

-Начинается урок.

Доброе утро! Птицы

запели. Умные дети за

парты все сели.

Мы за наукой сегодня

пойдём.

Радость и чувства с собою

возьмём!

- Тайны и новые

открытия ждут нас на

уроке чтения.

-Давайте проверим, всё ли у вас

готово к уроку.

Эмоциональный настрой на

работу.

Проверяют готовность к уроку.

Личностные:

выработка учебной

мотивации,

установление

учащимися связи

между целью учебной

деятельности и ее

мотивом

Регулятивные:

учиться работать по

предложенному плану

Коммуникативные:

умение отвечать за себя

и других участников

1.

Подготовка к

первичному

восприятию

произведения

путем создания

проблемной

ситуации.

Цель:

мотивировать

к знакомству с

новым

произведением.

Подготовка

речевого

аппарата

Речевая

разминка

-Чтобы дальше у нас с вами всё

получалось, мы проведем речевую

разминку.

1.

Ра – ра – ра иди дорогою

добра.

Ро – ро – ро плати

добром за добро.

Ри - ри – ри думай, а

потом говори.

-А теперь произнесем четко и

медленно, быстрее и быстро:

Кошка на окошке кашу кушала

-Произнесите тихо

-Произнесите громко

-Отлично!

Ученики произносят четко и с

интонацией.

Ученики произносят четко и с

интонацией.

Введение в тему

Загадка,

беседа

-Сегодня у нас на уроке будет

необычный гость, хотите узнать кто

это?

-Тогда отгадайте загадку:

-Этот зверь со мной играет.

Не мычит он и не лает,

Нападает на клубки,

-Да.

Отгадывают.

Котенок.

Личностные:

готовность к учебной

деятельности.

Регулятивные:

определение темы

урока, постановка

целей изучения темы,

Прячет в лапки коготки?

-Верно! Это котенок, у кого-нибудь из

вас живет дома котенок, кот или

кошка?

-Как вы ухаживаете за своими

домашними животными?

-А как вы думаете, как должны

относится к животным вообще?

-Все ли должны заботиться о своих

домашних животных?

-Да.

-Играем, гуляем, кормим, и т.д.

-Бережно, с любовью и

нежностью

-Конечно.

Дети отвечают на вопросы

планирование учебной

деятельности для

реализации заявленных

целей

Коммуникативные:

выражение своих

мыслей, вхождение в

учебное

сотрудничество с

учителем и

сверстниками.

Познавательные:

чтение и слушание с

целью извлечения

нужной информации;

выводы.

Постановка

учебной задачи

Аналитическа

я беседа

-А вот есть такая фраза: «Мы в ответе

за тех, кого приручили», как вы ее

понимаете?

-Вы согласны с этим высказыванием?

-Ребята, а нужно ли защищать

животное, которому грозит опасность,

но рискуя собой?

-Нужно заботиться о своих

домашних животных, не давать их

в обиду, защищать их т.д.

-Да.

Мнения разошлись.

Регулятивные:

выделение и осознание

учащимся того, что уже

усвоено, осознание

качества и уровня

усвоения.

Коммуникативные:

уметь слушать и

слышать, понимание

речи других,

оформление

внутренней речи во

внешнюю,

формулирование

собственного мнения и

позиции, их

аргументация.

Познавательные:

формулирование

определений языковых

понятий.

Знакомство с

автором

Рассказ

учителя о

писателе.

-Разобраться в этой ситуации нам

поможет очень известный автор – Л.Н.

Толстой

-Ребята, вы знаете кто такой Лев

Николаевич Толстой?

-Давайте я вам немного расскажу об

этом авторе, чтобы напомнить вам о

нем.

Л.Н. Толстой- один из наиболее

известных русских писателей, любил

детей, писал много детской литературы.

Почти во всех произведениях писателя

есть моменты, которые заставляют нас

задуматься над собственным

поведением и поступками.

-Да, это детский писатель.

Внимательно слушают рассказ об

авторе.

1.2

Первичное

восприятие

произведения

Цель:

обеспечить

первичное

целостное

восприятие

текста, которое

не предполагает

глубокого

осмысливания

произведения со

всех его сторон

Беседа

Словарная

работа

Чтение текста

-Ответ на наш вопрос мы можем найти

как раз в рассказе Л.Н. Толстого.

-А кто напомнит нам, что за вопрос?

-Сейчас я вам прочитаю рассказ, а вы

внимательно послушайте.

-Ребята, вам могут встретиться

незнакомые слова, значение которых

вам будет непонятно.

-Давайте выясним их значение.

Амбар – строение для хранения зерна,

муки, припасов, а также товаров.

-Ребята, все запомнили? Всем понятно?

-А как вы понимаете следующие

словосочетания:

-Что было духу.

-Подле.

-Молодцы ребята, теперь можем

переходить к тексту, внимательно

слушайте.

Учитель выразительно читает текст.

-Нужно ли защищать животное,

рискуя собой

-Да.

-Со всех сил, быстро.

-Близко, рядом.

Слушают чтение учителя.

1.3

Проверка

беседа

-Понравилось ли вам произведение?

-Да

первичного

восприятия.

Цель: выявить

что дети

освоили в

тексте

самостоятельно,

определить

направления

дальнейшего

анализа текста

-

Ребята, а что вам запомнилось больше

всего?

-Ребята, а были моменты, когда вы

волновались?

-А были ли моменты, когда вы

радовались?

-Хорошо, молодцы, ребята!

-Как Вася спас котёнка

-Да, когда собака чуть не напала

на маленького котёнка.

-Да, когда Вася спас котёнка.

Физминутка

Пауза

спортивная

-

Мы

хорошо

с

вами

поработали:

познакомились с

рассказом «Котёнок»

прежде,

чем

перейти

к

самостоятельному чтению,

немного

отдохнем

и

наберемся сил.

-Внимательно смотрите и повторяйте

движения за мной.

-Кошка

встала, потянулась,

Лапки вытянула вверх и прогнулась!

Коготками интенсивно шевелит,

Ничего у кошки не болит!

Ножки от сидения у норки затекли,

Ты подвигай ими, разомни!

Ножку- влево, ножку- вправо,

А теперь – вперед, назад-

На охоте будешь в форме

И добыче всегда рад!

-Молодцы, ребята, присаживайтесь за

парты и приступаем к самостоятельному

чтению.

Выполняют упражнения.

2.

Анализ

произведения

Цель:

скорректировать

субъективные

представления

школьников о

беседа

-Ребята, как вы думаете, как автор

назвал рассказ?

-Вы правильно догадались, рассказ

называется «Котенок»

-Ребята, кто из героев вам больше

понравился?

-А почему?

- Ребята и котенок, котенок

-Вася

-Потому что Вася храбрый, он

не побоялся и спас котенка

Личностные: оценивание

усваиваемого содержания.

Регулятивные: коррекция

— внесение необходимых

дополнений и корректив в

план и способ действия в

случае расхождения

3.

произведении,

приблизить к

пониманию

авторской идеи.

Вторичный

синтез Цель:

целостное

восприятие.

-Найдите этот момент в тексте и

прочтите

-А почему Катя не побежала спасать

котенка?

-Правильно

-Прочтите этот момент

- Ребята, найдите в тексте кто же

отогнал собак?

-Ребята, а мы можем сказать, что Вася в

ответе за свое домашнее животное?

-Почему?

-Верно, ребята!

-Ребята, я вам предлагаю еще раз

прочитать текс, но уже по цепочке.

-Но мы будем не просто читать текст, но

и делить его на части

-Ребята, закройте глазки и представьте

себе котенка

-Опишите его, какие части тела у него

есть?

-Правильно, ребята!

-И наш текст тоже состоит из частей

-Начинается он со вступления, но,

ребята, не во всех текстах есть

вступление, давайте попробуем найти

его в нашем тексте

-Начинаем читать по цепочки и

отмечаем

-Ребята, что говориться во вступлении?

-Как мы можем озаглавить эту часть?

-Хорошо, ребята, читаем дальше, это

основная часть произведения, как

туловище у котенка

-Что говориться в основной части?

-Как мы можем озаглавить эту часть?

-Читаем дальше, ребята

-Последняя часть, как хвостик у

Читают

-Потому что она испугалась

собак

-Кошка пропала.

Читают

Читают

-Да

-Потому что он рисковал,

закрыл котенка собой спас его

от собак, не побоялся

-Голова, туловище,

хвост, лапки

Читают

-Что кошка пропала и

ребята нигде не могли

ее найти

-Пропала кошка

-Что у кошки родились

котята, одного они

оставили себе …..

-Котята

-Говорится о том как на

котенка напали, о том

как Вася спас ег

-Спасение

-На 3

Повторяют план

эталона, реального

результата; оценка —

выделение и осознание

учащимся того, что уже

усвоено и что еще нужно

усвоить, осознание качества

и уровня усвоения.

Коммуникативные:

планирование учебного

сотрудничества со

сверстниками,

инициативное

сотрудничество в поиске и

сборе информации;

управление поведением

партнера; умение выражать

свои мысли.

Познавательные: умение

структурировать знания,

контроль и оценка процесса

и результатов

деятельности; анализ,

синтез, выбор оснований

для сравнения

котенка-заключение

-Что говорится в этой части?

-Какое название мы можем дать этой

части?

-Ребята, на сколько смысловых

частей мы разделили текст?

-Верно!

-О чём главном говорится в

начале были?

-Что случилось потом?

-В следующей части мы очень сильно

волновались, переживали?

-Чем закончилось произведение?

-Хорошо, ребята!

-А сейчас давайте вспомним наш

рассказ. Но сделаем мы это с вами в

необычной форме, мы будем делать

«Живую картину»

-Давайте попробуем разыграть эпизод в

момент опасности.

-Для этого мне понадобится 6 человек.

Есть желающие?

-Отлично.

-Итак, ребята, кто будет в роли Васи?

-Кто в роли Кати?

-Кто сыграет роль котенка?

-Кто сыграет роль охотника?

-Кто сыграет роль собак?

-Ваша задача изобразить этот эпизод с

такими эмоциями, которые были у ребят

на момент опасности, по вашему

мнению.

-Представьте, что это происходит с

вами.

-Сначала наша постановка будет

неподвижной, далее я начну говорить о

начале действия и вы начнете

показывать различные действия и

показывать эмоции.

-Будьте внимательны.

План:

1.Пропала кошка.

2.Котята.

3.Спасение.

-Да.

Распределяют роли.

Учащиеся принимают

соответствующие положения.

Ученик в роли охотника бежит

в сторону ребят.

Ученик в роли котенка садится

на корточки и смотри

испуганно на собак.

Ученик в роли Кати испуганно

убегает.

Ученик в роли Васи бежит к

котенку.

Ученики в роли Васи и собак

выполняют соответствующие

действия.

Ученик в роли охотника

отгоняет собак.

-Итак, начинаем:

Вдруг они услыхали, что кто-то громко

кричит: «Назад, назад!» — и увидали,

что скачет охотник, а впереди его две

собаки увидали котёнка и хотят

схватить его.

А котёнок глупый, вместо того чтобы

бежать, присел к земле, сгорбил спину и

смотрит на собак.

Катя испугалась собак, закричала и

побежала прочь от них.

А Вася что было духу пустился к

котёнку и в одно время с собаками

подбежал к нему.

Собаки хотели схватить котёнка, но

Вася упал животом на котёнка и закрыл

его от собак.

Охотник подскакал и отогнал собак.

-Молодцы, Ребята!

-Получилось ли у нас изобразить то, что

мы рассмотрели и прочитали?

- Все ли действия и эмоции были

верны?

-Вам понравилась такая работа?

-Спасибо вам за проделанную работу,

мы справились с нашей задачей.

Проходите на свои места.

-Да.

-Да.

-Да

Подведение

итогов

Рефлексия

-Ну, а сейчас время подводить итоги

-Как же называется наше произведение?

-А кто автора произведения?

-Вам понравился рассказ?

-И так, ребята, мы смогли найти ответ

на наш вопрос в данном произведении?

-Почему

же

все-таки

надо

спасать

наших животных, не давать их в обиду?

-Как

вы

считаете,

Вася

правильно

поступил?

-Поступили бы вы так же?

-Котёнок.

-Л.Н. Толстой

-Да

-Да.

-Потому что они слабее, кроме

нас их некому защитить

-Да.

-Да.

Берут сердечки.

Личностные: умение давать

верную эмоциональную

оценку своей деятельности

на уроке.

Познавательные: оценка

процесса и результатов

деятельности.

Коммуникативные: умение

выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая

саморегуляция; оценка —

выделение и осознание

-А сейчас прикоснитесь каждый к

своему сердцу.

-Кто почувствовал на сегодняшнем

уроке сердцем ответственность, за тех,

кого приручили.

Возьмите - красное

сердце, кто сомневается –белое.

- Поделитесь своим чувством. -

Прикрепите сердечки

на доску

в эти «чуткие руки»

Пусть любви, заботы, добра будет

больше на Земле

.

Прикрепляют на доску

учащимися того, что уже

усвоено и что еще подлежит

усвоению, прогнозирование.

Умение осуществлять

самоконтроль

(Регулятивные УУД)

Домашнее

задание.

-Ну а нам осталось записать домашнее

задание.

-Я предлагаю вам подготовить пересказ

по плану, который мы с вами составили.

-Всем понятно? Все записали?

-Молодцы, ребята, спасибо за

проделанную работу!

-До свидания!

-Да.

-До свидания.

ПРИЛОЖЕНИЕ



В раздел образования