Автор: Буттубаева Екатерина Сергеевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ№14 имени А.И. Покрышкина
Населённый пункт: Краснодарский край, ст. Кавказская
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Рассказ Л.Н. Толстого "Котенок"
Дата публикации: 30.10.2021
Раздел: начальное образование
Ф.И.О. учителя Буттубаева Е.С., учитель начальных классов
Класс: 2
Урок № 24
УМК: под редакцией Л.Ф. Климановой, Горецкого. Литературное чтение. 2 класс. «Школа России». М.: Просвещение, 2019
Тема: Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Котёнок».
Цель урока: познакомить учащихся с рассказом Л.Н. Толстого «Котенок»,
Тип урока: урок комплексного применения УУД при выполнении компетентностно ориентированных заданий
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
Совершенствовать навык чтения целыми словами; Правильно формулировать ответы на вопросы по тексту; Научить
осознанно и выразительно читать произведения; Характеризовать героев и их поступки.
Метапредметные результаты:
Научить учащихся понимать цели и задачи учебной деятельности;
Формулировать тему урока;
Находить ответы на проблемные вопросы;
Использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
Стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру; Развивать воображение, речь, память.
Личностные результаты:
Воспитывать художественно-эстетический вкус, эстетические потребности ценности и чувства на основе опыта слушания
произведений художественной литературы; Развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную
отзывчивость;
Прививать умение сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками;
Соблюдать правила поведения на уроке и в классе.
Методы: словесные, практические, объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения.
Формы: групповая, фронтальная.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 класс 1 часть Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г. Школа России.
Ход урока
№ Название этапа
Формы
работы
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
УУД
Орг. момент
-Начинается урок.
Доброе утро! Птицы
запели. Умные дети за
парты все сели.
Мы за наукой сегодня
пойдём.
Радость и чувства с собою
возьмём!
- Тайны и новые
открытия ждут нас на
уроке чтения.
-Давайте проверим, всё ли у вас
готово к уроку.
Эмоциональный настрой на
работу.
Проверяют готовность к уроку.
Личностные:
выработка учебной
мотивации,
установление
учащимися связи
между целью учебной
деятельности и ее
мотивом
Регулятивные:
учиться работать по
предложенному плану
Коммуникативные:
умение отвечать за себя
и других участников
1.
Подготовка к
первичному
восприятию
произведения
путем создания
проблемной
ситуации.
Цель:
мотивировать
к знакомству с
новым
произведением.
Подготовка
речевого
аппарата
Речевая
разминка
-Чтобы дальше у нас с вами всё
получалось, мы проведем речевую
разминку.
1.
Ра – ра – ра иди дорогою
добра.
Ро – ро – ро плати
добром за добро.
Ри - ри – ри думай, а
потом говори.
-А теперь произнесем четко и
медленно, быстрее и быстро:
Кошка на окошке кашу кушала
-Произнесите тихо
-Произнесите громко
-Отлично!
Ученики произносят четко и с
интонацией.
Ученики произносят четко и с
интонацией.
Введение в тему
Загадка,
беседа
-Сегодня у нас на уроке будет
необычный гость, хотите узнать кто
это?
-Тогда отгадайте загадку:
-Этот зверь со мной играет.
Не мычит он и не лает,
Нападает на клубки,
-Да.
Отгадывают.
Котенок.
Личностные:
готовность к учебной
деятельности.
Регулятивные:
определение темы
урока, постановка
целей изучения темы,
Прячет в лапки коготки?
-Верно! Это котенок, у кого-нибудь из
вас живет дома котенок, кот или
кошка?
-Как вы ухаживаете за своими
домашними животными?
-А как вы думаете, как должны
относится к животным вообще?
-Все ли должны заботиться о своих
домашних животных?
-Да.
-Играем, гуляем, кормим, и т.д.
-Бережно, с любовью и
нежностью
-Конечно.
Дети отвечают на вопросы
планирование учебной
деятельности для
реализации заявленных
целей
Коммуникативные:
выражение своих
мыслей, вхождение в
учебное
сотрудничество с
учителем и
сверстниками.
Познавательные:
чтение и слушание с
целью извлечения
нужной информации;
выводы.
Постановка
учебной задачи
Аналитическа
я беседа
-А вот есть такая фраза: «Мы в ответе
за тех, кого приручили», как вы ее
понимаете?
-Вы согласны с этим высказыванием?
-Ребята, а нужно ли защищать
животное, которому грозит опасность,
но рискуя собой?
-Нужно заботиться о своих
домашних животных, не давать их
в обиду, защищать их т.д.
-Да.
Мнения разошлись.
Регулятивные:
выделение и осознание
учащимся того, что уже
усвоено, осознание
качества и уровня
усвоения.
Коммуникативные:
уметь слушать и
слышать, понимание
речи других,
оформление
внутренней речи во
внешнюю,
формулирование
собственного мнения и
позиции, их
аргументация.
Познавательные:
формулирование
определений языковых
понятий.
Знакомство с
автором
Рассказ
учителя о
писателе.
-Разобраться в этой ситуации нам
поможет очень известный автор – Л.Н.
Толстой
-Ребята, вы знаете кто такой Лев
Николаевич Толстой?
-Давайте я вам немного расскажу об
этом авторе, чтобы напомнить вам о
нем.
Л.Н. Толстой- один из наиболее
известных русских писателей, любил
детей, писал много детской литературы.
Почти во всех произведениях писателя
есть моменты, которые заставляют нас
задуматься над собственным
поведением и поступками.
-Да, это детский писатель.
Внимательно слушают рассказ об
авторе.
1.2
Первичное
восприятие
произведения
Цель:
обеспечить
первичное
целостное
восприятие
текста, которое
не предполагает
глубокого
осмысливания
произведения со
всех его сторон
Беседа
Словарная
работа
Чтение текста
-Ответ на наш вопрос мы можем найти
как раз в рассказе Л.Н. Толстого.
-А кто напомнит нам, что за вопрос?
-Сейчас я вам прочитаю рассказ, а вы
внимательно послушайте.
-Ребята, вам могут встретиться
незнакомые слова, значение которых
вам будет непонятно.
-Давайте выясним их значение.
Амбар – строение для хранения зерна,
муки, припасов, а также товаров.
-Ребята, все запомнили? Всем понятно?
-А как вы понимаете следующие
словосочетания:
-Что было духу.
-Подле.
-Молодцы ребята, теперь можем
переходить к тексту, внимательно
слушайте.
Учитель выразительно читает текст.
-Нужно ли защищать животное,
рискуя собой
-Да.
-Со всех сил, быстро.
-Близко, рядом.
Слушают чтение учителя.
1.3
Проверка
беседа
-Понравилось ли вам произведение?
-Да
первичного
восприятия.
Цель: выявить
что дети
освоили в
тексте
самостоятельно,
определить
направления
дальнейшего
анализа текста
-
Ребята, а что вам запомнилось больше
всего?
-Ребята, а были моменты, когда вы
волновались?
-А были ли моменты, когда вы
радовались?
-Хорошо, молодцы, ребята!
-Как Вася спас котёнка
-Да, когда собака чуть не напала
на маленького котёнка.
-Да, когда Вася спас котёнка.
Физминутка
Пауза
спортивная
-
Мы
хорошо
с
вами
поработали:
познакомились с
рассказом «Котёнок»
прежде,
чем
перейти
к
самостоятельному чтению,
немного
отдохнем
и
наберемся сил.
-Внимательно смотрите и повторяйте
движения за мной.
-Кошка
встала, потянулась,
Лапки вытянула вверх и прогнулась!
Коготками интенсивно шевелит,
Ничего у кошки не болит!
Ножки от сидения у норки затекли,
Ты подвигай ими, разомни!
Ножку- влево, ножку- вправо,
А теперь – вперед, назад-
На охоте будешь в форме
И добыче всегда рад!
-Молодцы, ребята, присаживайтесь за
парты и приступаем к самостоятельному
чтению.
Выполняют упражнения.
2.
Анализ
произведения
Цель:
скорректировать
субъективные
представления
школьников о
беседа
-Ребята, как вы думаете, как автор
назвал рассказ?
-Вы правильно догадались, рассказ
называется «Котенок»
-Ребята, кто из героев вам больше
понравился?
-А почему?
- Ребята и котенок, котенок
-Вася
-Потому что Вася храбрый, он
не побоялся и спас котенка
Личностные: оценивание
усваиваемого содержания.
Регулятивные: коррекция
— внесение необходимых
дополнений и корректив в
план и способ действия в
случае расхождения
3.
произведении,
приблизить к
пониманию
авторской идеи.
Вторичный
синтез Цель:
целостное
восприятие.
-Найдите этот момент в тексте и
прочтите
-А почему Катя не побежала спасать
котенка?
-Правильно
-Прочтите этот момент
- Ребята, найдите в тексте кто же
отогнал собак?
-Ребята, а мы можем сказать, что Вася в
ответе за свое домашнее животное?
-Почему?
-Верно, ребята!
-Ребята, я вам предлагаю еще раз
прочитать текс, но уже по цепочке.
-Но мы будем не просто читать текст, но
и делить его на части
-Ребята, закройте глазки и представьте
себе котенка
-Опишите его, какие части тела у него
есть?
-Правильно, ребята!
-И наш текст тоже состоит из частей
-Начинается он со вступления, но,
ребята, не во всех текстах есть
вступление, давайте попробуем найти
его в нашем тексте
-Начинаем читать по цепочки и
отмечаем
-Ребята, что говориться во вступлении?
-Как мы можем озаглавить эту часть?
-Хорошо, ребята, читаем дальше, это
основная часть произведения, как
туловище у котенка
-Что говориться в основной части?
-Как мы можем озаглавить эту часть?
-Читаем дальше, ребята
-Последняя часть, как хвостик у
Читают
-Потому что она испугалась
собак
-Кошка пропала.
Читают
Читают
-Да
-Потому что он рисковал,
закрыл котенка собой спас его
от собак, не побоялся
-Голова, туловище,
хвост, лапки
Читают
-Что кошка пропала и
ребята нигде не могли
ее найти
-Пропала кошка
-Что у кошки родились
котята, одного они
оставили себе …..
-Котята
-Говорится о том как на
котенка напали, о том
как Вася спас ег
-Спасение
-На 3
Повторяют план
эталона, реального
результата; оценка —
выделение и осознание
учащимся того, что уже
усвоено и что еще нужно
усвоить, осознание качества
и уровня усвоения.
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества со
сверстниками,
инициативное
сотрудничество в поиске и
сборе информации;
управление поведением
партнера; умение выражать
свои мысли.
Познавательные: умение
структурировать знания,
контроль и оценка процесса
и результатов
деятельности; анализ,
синтез, выбор оснований
для сравнения
котенка-заключение
-Что говорится в этой части?
-Какое название мы можем дать этой
части?
-Ребята, на сколько смысловых
частей мы разделили текст?
-Верно!
-О чём главном говорится в
начале были?
-Что случилось потом?
-В следующей части мы очень сильно
волновались, переживали?
-Чем закончилось произведение?
-Хорошо, ребята!
-А сейчас давайте вспомним наш
рассказ. Но сделаем мы это с вами в
необычной форме, мы будем делать
«Живую картину»
-Давайте попробуем разыграть эпизод в
момент опасности.
-Для этого мне понадобится 6 человек.
Есть желающие?
-Отлично.
-Итак, ребята, кто будет в роли Васи?
-Кто в роли Кати?
-Кто сыграет роль котенка?
-Кто сыграет роль охотника?
-Кто сыграет роль собак?
-Ваша задача изобразить этот эпизод с
такими эмоциями, которые были у ребят
на момент опасности, по вашему
мнению.
-Представьте, что это происходит с
вами.
-Сначала наша постановка будет
неподвижной, далее я начну говорить о
начале действия и вы начнете
показывать различные действия и
показывать эмоции.
-Будьте внимательны.
План:
1.Пропала кошка.
2.Котята.
3.Спасение.
-Да.
Распределяют роли.
Учащиеся принимают
соответствующие положения.
Ученик в роли охотника бежит
в сторону ребят.
Ученик в роли котенка садится
на корточки и смотри
испуганно на собак.
Ученик в роли Кати испуганно
убегает.
Ученик в роли Васи бежит к
котенку.
Ученики в роли Васи и собак
выполняют соответствующие
действия.
Ученик в роли охотника
отгоняет собак.
-Итак, начинаем:
Вдруг они услыхали, что кто-то громко
кричит: «Назад, назад!» — и увидали,
что скачет охотник, а впереди его две
собаки увидали котёнка и хотят
схватить его.
А котёнок глупый, вместо того чтобы
бежать, присел к земле, сгорбил спину и
смотрит на собак.
Катя испугалась собак, закричала и
побежала прочь от них.
А Вася что было духу пустился к
котёнку и в одно время с собаками
подбежал к нему.
Собаки хотели схватить котёнка, но
Вася упал животом на котёнка и закрыл
его от собак.
Охотник подскакал и отогнал собак.
-Молодцы, Ребята!
-Получилось ли у нас изобразить то, что
мы рассмотрели и прочитали?
- Все ли действия и эмоции были
верны?
-Вам понравилась такая работа?
-Спасибо вам за проделанную работу,
мы справились с нашей задачей.
Проходите на свои места.
-Да.
-Да.
-Да
Подведение
итогов
Рефлексия
-Ну, а сейчас время подводить итоги
-Как же называется наше произведение?
-А кто автора произведения?
-Вам понравился рассказ?
-И так, ребята, мы смогли найти ответ
на наш вопрос в данном произведении?
-Почему
же
все-таки
надо
спасать
наших животных, не давать их в обиду?
-Как
вы
считаете,
Вася
правильно
поступил?
-Поступили бы вы так же?
-Котёнок.
-Л.Н. Толстой
-Да
-Да.
-Потому что они слабее, кроме
нас их некому защитить
-Да.
-Да.
Берут сердечки.
Личностные: умение давать
верную эмоциональную
оценку своей деятельности
на уроке.
Познавательные: оценка
процесса и результатов
деятельности.
Коммуникативные: умение
выражать свои мысли.
Регулятивные: волевая
саморегуляция; оценка —
выделение и осознание
-А сейчас прикоснитесь каждый к
своему сердцу.
-Кто почувствовал на сегодняшнем
уроке сердцем ответственность, за тех,
кого приручили.
Возьмите - красное
сердце, кто сомневается –белое.
- Поделитесь своим чувством. -
Прикрепите сердечки
на доску
в эти «чуткие руки»
Пусть любви, заботы, добра будет
больше на Земле
.
Прикрепляют на доску
учащимися того, что уже
усвоено и что еще подлежит
усвоению, прогнозирование.
Умение осуществлять
самоконтроль
(Регулятивные УУД)
Домашнее
задание.
-Ну а нам осталось записать домашнее
задание.
-Я предлагаю вам подготовить пересказ
по плану, который мы с вами составили.
-Всем понятно? Все записали?
-Молодцы, ребята, спасибо за
проделанную работу!
-До свидания!
-Да.
-До свидания.
ПРИЛОЖЕНИЕ