Автор: Арюхина Галина Александровна
Должность: Воспитатель дошкольной группы
Учебное заведение: МБОУ " Туванская ООШ"
Населённый пункт: с.Туваны
Наименование материала: Свидетельство,Сертификат,справка
Тема: «Театр в жизни детей»
Дата публикации: 30.10.2024
Раздел: дошкольное образование
Статья на тему: «Театр в жизни детей»
Волшебный мир театральных постановок может раз и навсегда изменить взгляд вашего ребёнка
на творчество. Именно поэтому нельзя пренебрегать им в процессе воспитания. Двери театра
откроют вашему сыну или дочери не только вселенную образов и сравнений, но и вовлекут в
социальную игру, познакомят с множеством новых понятий и внесут огромный вклад в процесс
социализации.
Углубляясь в роль театра в развитии детей, следует отметить, что драматургия на протяжении
многих веков представляет собой одну из основных ступеней развития мирового искусства.
Задумавшись о том, как приобщить вашего ребёнка к этому сакральному пристанищу, вы
вступаете на сложный путь окультуривания вашей семьи.
РОЛЬ ТЕАТРА В ВОСПИТАНИИ РЕБЁНКА
Не стоит забывать, что театр – коллективная деятельность, которая учит детей сотрудничать и
взаимодействовать друг с другом. В театральной игре развивается память, воображение,
фантазия, речь. Играя на сцене, у ребёнка повышается самооценка, исчезает зажатость,
развивается уверенность в себе.
Польза театрализованных представлений в том, что для детей они становятся образцом для
подражания, где в основном рассматриваются темы добра и зла, честности, смелости, дружбы,
отзывчивости. Если даже родители не являются большими поклонниками театрализованных
представлений, следует учитывать необходимость их присутствия в жизни ребёнка для
гармоничного развития мировоззрения.
ЗАЧЕМ ПРИОБЩАТЬ ДЕТЕЙ К ТЕАТРУ?
Когда ребёнок играет, он развивается и обучается одновременно. В детском возрасте игра –
основной вид деятельности.
Театр – это не только сказка и масса положительных эмоций. Театрализованные игры –
мощнейшее средство развития эмпатии. Ребёнок начинает активно различать мимику, жесты,
интонацию и эмоции других людей. Это помогает в дальнейшем понимать смысл художественных
произведений, давать им оценку, делать выводы и анализировать поведение персонажей. У
ребёнка формируется эстетическое восприятие, развивается творческий потенциал, он начинает
понимать искусство, появляется интерес к культуре и литературе. Уже
в двухлетнем возрасте дети понимают игру актеров. Сына или дочь привлекают яркие костюмы,
которых он не видит в обычной жизни, весёлая музыка, световое сопровождение, декорации.
Ребёнок охотно контактирует с героями уже знакомых ему сказок: Колобком, Лисой, Котятами,
Мышкой. Он старается вжиться в образ и перенять положительные черты понравившегося героя.
Наблюдая за действием постановки, дети активно вступают в диалог с актёрами, отвечают на
вопросы, помогают главным героям выпутаться из опасной ситуации. Дети
начальной школы сами активно хотят участвовать в представлениях, им нравится наряжаться в
персонажей, примерять маски, необычные головные уборы. Надевая красочные костюмы,
школьники моментально перевоплощаются в любимых героев и переносятся в волшебный мир
сказок.
КАК ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ РЕБЁНКА
ТЕАТРОМ?
Неспроста на протяжении многих поколений театр называют храмом вдохновения – это
таинственное
место,
полное
неизведанного.
Начиная
красивым
зданием
и
женщиной,
проверяющей билеты на входе, и заканчивая мистичными превращениями, возникающими на
сцене. Главное, что должны понимать родители, театр – не
одноразовое приключение, а длительная практика, требующая последующей рефлексии вне
зависимости от возрастного показателя. Поэтому, если вы всерьёз решились подойти к вопросу о
приобщении ребёнка к театральной сфере, наберитесь терпения, тщательно изучите репертуар и
спрогнозируйте, когда и на что вы вместе сходите в следующий раз. С каждым походом в
театр ребёнок всё сильнее будет привыкать к этой атмосфере, дискомфорт от того, что нужно
красиво и опрятно выглядеть, сойдёт на нет, а спокойное поведение начнёт ему нравиться, так как
он будет частью той роли, которую он примеряет на себя, переступая через порог. Спектакль не
заканчивается аплодисментами, он заканчивается в тот момент, когда вы с ребёнком в спокойной
обстановке обсудите то, что происходило на сцене. Без этого посещение театра несёт в себе
только развлечение. А для того, чтобы обратиться к глубокой театральной составляющей, очень
важно анализировать и учиться делать выводы по произведению. Из самого простого детского
спектакля всегда можно вынести целый букет образов и вопросов для анализа: что такое дружба,
почему важно быть услышанным.
ЗАЧЕМ ДЕТЯМ САМИМ ИГРАТЬ В
СПЕКТАКЛЯХ?
Сцена, вне всяких сомнений, является одним из самых сильных инструментов в приобретении
опыта, как личного, так и художественного. Поэтому, вовлекая в спектакль своего ребёнка, вы
мотивируете его на получение новых эмоций, переживаний, связанных с ролью и её
исполнением. Театральные кружки помогают в улучшении памяти, артикуляции, ставят голос и
интонацию, повышают уверенность в своих силах и, что самое главное, дарят ребёнку целый
новый мир и новых знакомых.
Театральную сценку можно поставить в кругу семьи. Дети с удовольствием помогут подготовить
необходимую атрибутику, найдут дома маски Колобка и Снежной Королевы, организуют
домашние декорации, чтобы окунуться в сказочную атмосферу в кругу близких людей.
Организация
театрализованной
деятельности
дошкольников на разных возрастных этапах
Младшая группа
В возрасте 2 - 3 лет малыши живо интересуются играми с куклой, их впечатляют небольшие
сюжеты, показанные воспитателем, они с удовольствием выражают свои эмоции в двигательных
образах-импровизациях под музыку. Театрализованная игра тесно связана с сюжетно-ролевой
игрой, поэтому большинство игр отражают круг повседневных интересов детей: игры с куклами, с
машинками, в стройку, в больницу и т. д. Знакомые стихи и песенки являются хорошим игровым
материалом. Показывая мини-пьески в настольном театре, при помощи отдельных игрушек и
кукол, воспитатель передаёт палитру переживаний через интонацию, а по возможности и через
внешние действия героя. Все слова и движения персонажей должны ясно определяться,
различаться по своему характеру и настроению, следовать нужно в небыстром темпе и действие
должно
быть
непродолжительным.
С
целью
раскрепощения
и
устранения
внутренней
скованности малышей проводятся специальные этюды, упражнения на развитие эмоций.
Используя склонность детей к подражанию, можно добиться выразительной имитации голосом
различных звуков живой и неживой природы. Например, дети, изображая ветер, надувают щёки,
делая это старательно и беззаботно. Театрализованная игра позволяет ребёнку вступить в особые
отношения с окружающим миром, в которые он не может вступить сам в силу ограниченности
своих возможностей.
Средняя группа
Ребёнок постепенно переходит:
- от игры " для себя " к игре, ориентированной на зрителя;
- от игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс и результат;
- от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные роли, к игре в группе из пяти-
семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление);
- от создания в игре-драматизации простого образа к воплощению целостного образа, в котором
сочетаются эмоции, настроения героя, их смена.
Углубляется интерес к театрализованным играм. Дети учатся сочетать в роли движение и текст,
движение и слово, развивать чувство партнёрства, использовать пантомиму двух-четырёх
действующих лиц. Театрально-игровой опыт детей расширяется за счёт освоения игры-
драматизации. В работе с детьми используются:
- многоперсонажные игры - драматизации по текстам двух – трёх - частных сказок о животных и
волшебных сказок («Гуси-лебеди»);
- игры - драматизации по рассказам на тему " Труд взрослых";
- постановка спектакля по произведению.
Содержательную основу составляют игровые этюды репродуктивного и импровизационного
характера («Угадай, что я делаю»).
Старшая группа
Дети
продолжают
совершенствовать
свои
исполнительские
умения,
развивается
чувство
партнёрства. Проводятся прогулки, наблюдения за окружающим (поведение животных, людей, их
интонации, движения.) Для развития воображения проходят такие задания, как: «Представьте …»
и
т.
д.
Создавая
обстановку
свободы
и
раскованности,
необходимо
побуждать
детей
фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже
имеющегося опыта. Так, они могут переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов,
придумывать новые обстоятельства, в которые попадает герой, вводить в действие новых
персонажей. Используются мимические и пантомические этюды и этюды на запоминание
физических действий. Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в
изобразительной деятельности. В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и
непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребёнка гораздо сильнее, чем
результат. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. В
процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к
окружающему
миру,
развиваются
общие
психические
процессы:
восприятие,
образное
мышление, воображение, внимание, память и др.
Подготовительная группа
Дети подготовительной к школе группы живо интересуются театром как видом искусства.
Дошкольники уже знают основные правила поведения в театре. Подготовить их к посещению
театра помогут специальные игры - беседы, викторины. Знакомство с различными видами театра
способствует накоплению живых театральных впечатлений, овладению навыком их осмысления и
эстетическому восприятию.
Игра - драматизация часто становится спектаклем, в котором дети играют для зрителей, а не для
себя, им доступны режиссёрские игры, где персонажи - куклы, послушные ребёнку. Это требует от
него умения регулировать своё поведение, движения, обдумывать свои слова. Дети продолжают
разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра: настольный, бибабо, стендовый,
пальчиковый; придумывать и разыгрывать диалоги, выражая интонацией особенности характера
и настроения героя.
В подготовительной группе важное место занимает не только подготовка и проведение спектакля,
но и последующая работа. Выясняется степень усвоения содержания воспринимаемого и
разыгрываемого спектакля в специальной беседе с детьми, в ходе которой высказываются
мнения о содержании пьесы, даются характеристики действующим персонажам, анализируются
средства выразительности. В этом возрасте детей уже не устраивают готовые сюжеты - им хочется
придумывать свои и для этого должны предоставляться необходимые условия:
- нацеливать детей на создание собственных поделок для режиссёрской настольной
театрализованной игры;
- знакомить их с интересными рассказами и сказками, способствующими созданию собственного
замысла;
- давать детям возможность отражать замыслы в движении, пении, рисовании;
- проявлять инициативу и творчество как пример для подражания.
Формы организации театрализованной деятельности
Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний
и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять
творческий потенциал.
-Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театральное занятие,
театрализованная игра на праздниках и развлечениях.
-Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игры в
повседневной жизни.
-Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров
совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с
детьми, привлечение главной куклы - Петрушки в решение познавательных задач.
Формы работы
- Театральные игры
- Речевые игры
- Ритмопластика
- Инсценировка песен, попевок, хороводов
- Использование различных видов театра
- Драматизация сказок
- Посещение театров;
- Взаимодействие с родителями
Виды театра в детском саду
- бибабо
- настольный театр
- книжка-театр
- театр пяти пальцев
- театр масок
- театр ручных теней
- пальчиковый теневой театр
- театр «живых» теней
- магнитный театр
- марионеточный театр
- театр на фланелеграфе
Организация уголка театрализованной деятельности
В группах детского сада организованы уголки для театрализованных представлений, спектаклей. В
них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным театром.
В уголке располагаются:
-различные виды театров: бибабо, настольный, театр на фланелеграфе и др.;
-реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра,
костюмы, элементы костюмов, маски;
-атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, декорации, сценарии, книги,
образцы музыкальных произведений, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды
бумаги, природный материал.