Напоминание

«Театр в жизни детей»


Автор: Арюхина Галина Александровна
Должность: Воспитатель дошкольной группы
Учебное заведение: МБОУ " Туванская ООШ"
Населённый пункт: с.Туваны
Наименование материала: Свидетельство,Сертификат,справка
Тема: «Театр в жизни детей»
Дата публикации: 30.10.2024
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья на тему: «Театр в жизни детей»

Волшебный мир театральных постановок может раз и навсегда изменить взгляд вашего ребёнка

на творчество. Именно поэтому нельзя пренебрегать им в процессе воспитания. Двери театра

откроют вашему сыну или дочери не только вселенную образов и сравнений, но и вовлекут в

социальную игру, познакомят с множеством новых понятий и внесут огромный вклад в процесс

социализации.

Углубляясь в роль театра в развитии детей, следует отметить, что драматургия на протяжении

многих веков представляет собой одну из основных ступеней развития мирового искусства.

Задумавшись о том, как приобщить вашего ребёнка к этому сакральному пристанищу, вы

вступаете на сложный путь окультуривания вашей семьи.

РОЛЬ ТЕАТРА В ВОСПИТАНИИ РЕБЁНКА

Не стоит забывать, что театр – коллективная деятельность, которая учит детей сотрудничать и

взаимодействовать друг с другом. В театральной игре развивается память, воображение,

фантазия, речь. Играя на сцене, у ребёнка повышается самооценка, исчезает зажатость,

развивается уверенность в себе.

Польза театрализованных представлений в том, что для детей они становятся образцом для

подражания, где в основном рассматриваются темы добра и зла, честности, смелости, дружбы,

отзывчивости. Если даже родители не являются большими поклонниками театрализованных

представлений, следует учитывать необходимость их присутствия в жизни ребёнка для

гармоничного развития мировоззрения.

ЗАЧЕМ ПРИОБЩАТЬ ДЕТЕЙ К ТЕАТРУ?

Когда ребёнок играет, он развивается и обучается одновременно. В детском возрасте игра –

основной вид деятельности.

Театр – это не только сказка и масса положительных эмоций. Театрализованные игры –

мощнейшее средство развития эмпатии. Ребёнок начинает активно различать мимику, жесты,

интонацию и эмоции других людей. Это помогает в дальнейшем понимать смысл художественных

произведений, давать им оценку, делать выводы и анализировать поведение персонажей. У

ребёнка формируется эстетическое восприятие, развивается творческий потенциал, он начинает

понимать искусство, появляется интерес к культуре и литературе. Уже

в двухлетнем возрасте дети понимают игру актеров. Сына или дочь привлекают яркие костюмы,

которых он не видит в обычной жизни, весёлая музыка, световое сопровождение, декорации.

Ребёнок охотно контактирует с героями уже знакомых ему сказок: Колобком, Лисой, Котятами,

Мышкой. Он старается вжиться в образ и перенять положительные черты понравившегося героя.

Наблюдая за действием постановки, дети активно вступают в диалог с актёрами, отвечают на

вопросы, помогают главным героям выпутаться из опасной ситуации. Дети

начальной школы сами активно хотят участвовать в представлениях, им нравится наряжаться в

персонажей, примерять маски, необычные головные уборы. Надевая красочные костюмы,

школьники моментально перевоплощаются в любимых героев и переносятся в волшебный мир

сказок.

КАК ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ РЕБЁНКА

ТЕАТРОМ?

Неспроста на протяжении многих поколений театр называют храмом вдохновения – это

таинственное

место,

полное

неизведанного.

Начиная

красивым

зданием

и

женщиной,

проверяющей билеты на входе, и заканчивая мистичными превращениями, возникающими на

сцене. Главное, что должны понимать родители, театр – не

одноразовое приключение, а длительная практика, требующая последующей рефлексии вне

зависимости от возрастного показателя. Поэтому, если вы всерьёз решились подойти к вопросу о

приобщении ребёнка к театральной сфере, наберитесь терпения, тщательно изучите репертуар и

спрогнозируйте, когда и на что вы вместе сходите в следующий раз. С каждым походом в

театр ребёнок всё сильнее будет привыкать к этой атмосфере, дискомфорт от того, что нужно

красиво и опрятно выглядеть, сойдёт на нет, а спокойное поведение начнёт ему нравиться, так как

он будет частью той роли, которую он примеряет на себя, переступая через порог. Спектакль не

заканчивается аплодисментами, он заканчивается в тот момент, когда вы с ребёнком в спокойной

обстановке обсудите то, что происходило на сцене. Без этого посещение театра несёт в себе

только развлечение. А для того, чтобы обратиться к глубокой театральной составляющей, очень

важно анализировать и учиться делать выводы по произведению. Из самого простого детского

спектакля всегда можно вынести целый букет образов и вопросов для анализа: что такое дружба,

почему важно быть услышанным.

ЗАЧЕМ ДЕТЯМ САМИМ ИГРАТЬ В

СПЕКТАКЛЯХ?

Сцена, вне всяких сомнений, является одним из самых сильных инструментов в приобретении

опыта, как личного, так и художественного. Поэтому, вовлекая в спектакль своего ребёнка, вы

мотивируете его на получение новых эмоций, переживаний, связанных с ролью и её

исполнением. Театральные кружки помогают в улучшении памяти, артикуляции, ставят голос и

интонацию, повышают уверенность в своих силах и, что самое главное, дарят ребёнку целый

новый мир и новых знакомых.

Театральную сценку можно поставить в кругу семьи. Дети с удовольствием помогут подготовить

необходимую атрибутику, найдут дома маски Колобка и Снежной Королевы, организуют

домашние декорации, чтобы окунуться в сказочную атмосферу в кругу близких людей.

Организация

театрализованной

деятельности

дошкольников на разных возрастных этапах

Младшая группа

В возрасте 2 - 3 лет малыши живо интересуются играми с куклой, их впечатляют небольшие

сюжеты, показанные воспитателем, они с удовольствием выражают свои эмоции в двигательных

образах-импровизациях под музыку. Театрализованная игра тесно связана с сюжетно-ролевой

игрой, поэтому большинство игр отражают круг повседневных интересов детей: игры с куклами, с

машинками, в стройку, в больницу и т. д. Знакомые стихи и песенки являются хорошим игровым

материалом. Показывая мини-пьески в настольном театре, при помощи отдельных игрушек и

кукол, воспитатель передаёт палитру переживаний через интонацию, а по возможности и через

внешние действия героя. Все слова и движения персонажей должны ясно определяться,

различаться по своему характеру и настроению, следовать нужно в небыстром темпе и действие

должно

быть

непродолжительным.

С

целью

раскрепощения

и

устранения

внутренней

скованности малышей проводятся специальные этюды, упражнения на развитие эмоций.

Используя склонность детей к подражанию, можно добиться выразительной имитации голосом

различных звуков живой и неживой природы. Например, дети, изображая ветер, надувают щёки,

делая это старательно и беззаботно. Театрализованная игра позволяет ребёнку вступить в особые

отношения с окружающим миром, в которые он не может вступить сам в силу ограниченности

своих возможностей.

Средняя группа

Ребёнок постепенно переходит:

- от игры " для себя " к игре, ориентированной на зрителя;

- от игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс и результат;

- от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные роли, к игре в группе из пяти-

семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление);

- от создания в игре-драматизации простого образа к воплощению целостного образа, в котором

сочетаются эмоции, настроения героя, их смена.

Углубляется интерес к театрализованным играм. Дети учатся сочетать в роли движение и текст,

движение и слово, развивать чувство партнёрства, использовать пантомиму двух-четырёх

действующих лиц. Театрально-игровой опыт детей расширяется за счёт освоения игры-

драматизации. В работе с детьми используются:

- многоперсонажные игры - драматизации по текстам двух – трёх - частных сказок о животных и

волшебных сказок («Гуси-лебеди»);

- игры - драматизации по рассказам на тему " Труд взрослых";

- постановка спектакля по произведению.

Содержательную основу составляют игровые этюды репродуктивного и импровизационного

характера («Угадай, что я делаю»).

Старшая группа

Дети

продолжают

совершенствовать

свои

исполнительские

умения,

развивается

чувство

партнёрства. Проводятся прогулки, наблюдения за окружающим (поведение животных, людей, их

интонации, движения.) Для развития воображения проходят такие задания, как: «Представьте …»

и

т.

д.

Создавая

обстановку

свободы

и

раскованности,

необходимо

побуждать

детей

фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже

имеющегося опыта. Так, они могут переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов,

придумывать новые обстоятельства, в которые попадает герой, вводить в действие новых

персонажей. Используются мимические и пантомические этюды и этюды на запоминание

физических действий. Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в

изобразительной деятельности. В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и

непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребёнка гораздо сильнее, чем

результат. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. В

процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к

окружающему

миру,

развиваются

общие

психические

процессы:

восприятие,

образное

мышление, воображение, внимание, память и др.

Подготовительная группа

Дети подготовительной к школе группы живо интересуются театром как видом искусства.

Дошкольники уже знают основные правила поведения в театре. Подготовить их к посещению

театра помогут специальные игры - беседы, викторины. Знакомство с различными видами театра

способствует накоплению живых театральных впечатлений, овладению навыком их осмысления и

эстетическому восприятию.

Игра - драматизация часто становится спектаклем, в котором дети играют для зрителей, а не для

себя, им доступны режиссёрские игры, где персонажи - куклы, послушные ребёнку. Это требует от

него умения регулировать своё поведение, движения, обдумывать свои слова. Дети продолжают

разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра: настольный, бибабо, стендовый,

пальчиковый; придумывать и разыгрывать диалоги, выражая интонацией особенности характера

и настроения героя.

В подготовительной группе важное место занимает не только подготовка и проведение спектакля,

но и последующая работа. Выясняется степень усвоения содержания воспринимаемого и

разыгрываемого спектакля в специальной беседе с детьми, в ходе которой высказываются

мнения о содержании пьесы, даются характеристики действующим персонажам, анализируются

средства выразительности. В этом возрасте детей уже не устраивают готовые сюжеты - им хочется

придумывать свои и для этого должны предоставляться необходимые условия:

- нацеливать детей на создание собственных поделок для режиссёрской настольной

театрализованной игры;

- знакомить их с интересными рассказами и сказками, способствующими созданию собственного

замысла;

- давать детям возможность отражать замыслы в движении, пении, рисовании;

- проявлять инициативу и творчество как пример для подражания.

Формы организации театрализованной деятельности

Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний

и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять

творческий потенциал.

-Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театральное занятие,

театрализованная игра на праздниках и развлечениях.

-Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игры в

повседневной жизни.

-Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров

совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с

детьми, привлечение главной куклы - Петрушки в решение познавательных задач.

Формы работы

- Театральные игры

- Речевые игры

- Ритмопластика

- Инсценировка песен, попевок, хороводов

- Использование различных видов театра

- Драматизация сказок

- Посещение театров;

- Взаимодействие с родителями

Виды театра в детском саду

- бибабо

- настольный театр

- книжка-театр

- театр пяти пальцев

- театр масок

- театр ручных теней

- пальчиковый теневой театр

- театр «живых» теней

- магнитный театр

- марионеточный театр

- театр на фланелеграфе

Организация уголка театрализованной деятельности

В группах детского сада организованы уголки для театрализованных представлений, спектаклей. В

них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным театром.

В уголке располагаются:

-различные виды театров: бибабо, настольный, театр на фланелеграфе и др.;

-реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра,

костюмы, элементы костюмов, маски;

-атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, декорации, сценарии, книги,

образцы музыкальных произведений, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды

бумаги, природный материал.



В раздел образования