Напоминание

"Прямоугольник. Квадрат"


Автор: Иванова Наталья Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ЧОУ СОШ "Независимая школа"
Населённый пункт: Петрозаводск
Наименование материала: Урок математики в 1 классе
Тема: "Прямоугольник. Квадрат"
Дата публикации: 30.11.2023
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта урока

Автор, разработчик

Иванова Наталья Геннадьевна, учитель начальных классов ЧОУ СОШ «Независимая школа».

Предмет

Математика и конструирование.

Класс

1

Тип урока

Урок «открытия новых знаний»

УМК

Пособие для обучающихся «Математика и конструирование», автор Волкова С.И.

УМК «Школа России».

Тема

Прямоугольник. Квадрат.

Цель

Создать условия для формирования представлений учащихся о таких видах четырехугольников, как

прямоугольник и квадрат, о существенных признаках прямоугольника и квадрата.

Формы работы

Групповая, индивидуальная, фронтальная

Основные

термины,

понятия

Четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, прямой угол, противоположные стороны.

Планируемые результаты

Предметные умения:

Учащиеся научатся:

различать виды четырехугольников, выделяя их из

многоугольников;

получат

возможность

узнать

отличительные

признаки прямоугольника и квадрата, научатся

получать

квадрат

из

прямоугольника

и

прямоугольник из квадрата.

Регулятивные УУД:

готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;

определять и формулировать цель деятельности на уроке;

устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

высказывать свое предположение на основе учебного материала;

осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;

совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку

деятельности на уроке,

определять степень успешности работы.

Познавательные УУД:

исследовать ситуацию: чем похожи и чем отличаются прямоугольник и квадрат;

использовать приобретённые знания в практических работах.

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное высказывание, мнение;

уметь слушать и слышать других.

учиться работать в группе, выстраивая взаимодействие на основе взаимоуважения.

Оборудование

Интерактивная доска, карточки с заданием (углы), конверты с геометрическими

фигурами, карточки с названием четырёхугольников и их отличительных признаков,

счётные палочки, ножницы, циркули, угольники, картинки из геометрических фигур

(для раскрашивания).

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Этап мотивации к

учебной

деятельности.

Приветствует учащихся. Создает эмоциональный настрой на

предстоящую работу, используя приём «Вперед!». Проверяет

готовность к уроку.

И я Вам желаю больших успехов на уроке! Вперёд!

Приветствуют друг друга.

Приём «Вперёд!»

Учащиеся поочередно касаются

одноименных пальцев рук своего соседа,

начиная с больших пальцев и говорят:

желаю (соприкасаются большими

пальцами);

успеха (указательными);

большого (средними);

во всём (безымянными);

и везде (мизинцами);

Вперёд! (прикосновение всей

ладоньюи хлопок)

Проверяют готовность к уроку.

Присаживаются на места.

2.Этап актуализации

учебных знаний.

- Сегодня мы вновь отправляемся в страну Геометрия и будем с

вами исследователями.

- Давайте вспомним, с какими жителями страны Геометрия мы

познакомились на прошлых уроках?

- Что такое угол?

- Какие углы вы знаете?

- Какой инструмент помогает нам определить вид угла, какой он –

острый, прямой или тупой?

Заранее хочу сказать вам, что

УГЛЫ

сегодня на уроке будут

нашими помощниками.

- Давайте с вами ещё раз вспомним, как с помощью модели

угольника определить вид угла, какой он – острый или тупой?

СЛАЙД №1

Углы, многоугольники, ломаные, отрезки,

точка и т.д.

Угол – это геометрическая фигура,

образованная двумя лучами, выходящими из

одной точки.

Прямые, острые, тупые, развернутые.

Угольник.

Если угол больше прямого – то он тупой,

если меньше прямого – то он острый.

- А задание такое:

* Переверните карточки. Определите вид каждого угла и

исключите лишний угол.

- Какой угол вы исключили?

Учитель проводит проверку на интерактивной доске.

- Что общего у оставшихся углов?

В листке достижений отметьте, легко ли вам было справиться с

заданием.

- А ещё сегодня на уроке нашими помощниками будут

многоугольники. И одни из них – темой нашего урока.

* Открываем конверты.

- Разложите фигуры перед собой.

- Согласны ли вы со мной, что перед вами все фигуры являются

многоугольниками?

- Уберите их в конверты. Покажите всем, что за фигуры вы

убираете.

- Рассмотрите оставшиеся фигуры.

- Есть ли среди многоугольников:

* пятиугольники? (если есть – покажите их) и докажите;

Учащиеся сидят в 3 группах, для 1 и 2 групп

– карточки без подсказок, а для группы №3 –

прямые углы отмечены специальным

значком.

Задание выполняет каждый ученик, затем

обсуждение в группе.

Угол №3. СЛАЙД №2

Учащиеся из каждой группы выходят к доске

и поясняют свою информацию.

Оставшиеся углы все прямые.

Оценивают свои достижения.

Нет, есть круги.

Учащиеся показывают 2 круга и убирают их в

конверты.

Показывают один пятиугольник (5 углов, 5

вершин и 5 сторон)

1

2

4

3

5

* треугольники? (если есть – покажите их) и докажите;

* восьмиугольники? (если есть – покажите их) и докажите;

* четырёхугольники? (если есть – покажите их) и докажите;

- Уберите фигуры, одинаковые по цвету.

- Сколько фигур осталось?

- Покажите всем и друг другу, какие фигуры у вас остались.

- Как можно назвать эти фигуры?

Показывают 3 треугольника (3 угла, 3

вершины, 3 стороны)

Их нет среди многоугольников.

Показывают прямоугольник и квадрат (4

угла, 4 вершины, 4 стороны)

Убирают все жёлтые фигуры.

Две.

Ещё раз показывают их.

Четырёхугольники, прямоугольник,

квадрат.

3.Постановка темы и

задач урока.

- Так какие же фигуры будут ТЕМОЙ нашего исследования?

Учитель вывешивает на доску карточки: ПРЯМОУГОЛЬНИК,

КВАДРАТ. Что мы с вами: 1. Узнаем…

2. Выясним….

- Предлагаю вам сегодня сравнить эти фигуры и узнать, какими

свойствами они обладают, что общего в данных фигурах и чем они

отличаются? (если дети не скажут)

- Как, одним словом мы назвали эти фигуры? Докажите.

Учитель вешает под словами – карточками Прямоугольник и

Квадрат – четырёхугольник.

*Исследуем ПРЯМОУОЛЬНИК.

- Что вы можете сказать об углах? Докажите.

Учитель вывешивает под словом Прямоугольник – все углы

прямые.

- Исследуем стороны прямоугольника. Ваши предположения?

- Как проверить?

Группа №1 – определяет с помощью циркуля, группа №2 –

перегибанием модели прямоугольника, группа №3 – измерением.

Учитель организует фронтальную проверку.

- Что можно сказать?

Прямоугольник и квадрат.

Четырёхугольники (у них 4 угла, 4 вершины

и 4 стороны).

Прямые (все учащиеся проверяют с помощью

угольника и обозначают спец.значком).

Может быть есть равные.

Мы знаем 3 способа:

1. с помощью циркуля

2. измерением

3. перегибанием модели прямоугольника

Каждый учащийся измеряет, далее-

обсуждение в группе). Каждая группа

говорит о своих результатах.

Противоположные стороны прямоугольника

Учитель вывешивает под словом Прямоугольник –

противоположные стороны равны.

В листке достижений отметьте, легко ли вам было справиться с

заданием.

*Исследуем КВАДРАТ.

- Мы уже доказали, что это четырёхугольник.

- Исследуем углы.

- Что можете сказать об углах?

Учитель вывешивает под словом Квадрат – все углы прямые.

- Посмотрите на доску.

- Что заметили?

Учитель закрывает слово четырехугольник словом прямоугольник.

- Да, ребята, Квадрат – это прямоугольник, НО….

- Исследуем дальше…

- Что же можно сказать о сторонах квадрата?

Выберите для себя любой способ измерения сторон.

Учитель организует фронтальную проверку и вывешивает под

словом Квадрат – все стороны равны.

Квадрат – это ОСОБЕННЫЙ прямоугольник, у которого все

стороны равны.

В листке достижений отметьте, легко ли вам было справиться с

заданием.

- Давайте обобщим наши исследования.

- Что же такое прямоугольник?

- Что же такое квадрат?

равны.

Оценивают свои достижения.

Все учащиеся проверяют углы с помощью

угольника, после – обсуждение в группах и

обозначают углы спец.значком.

Все углы прямые.

Можно заменить слово четырёхугольник

словом ПРЯМОУГОЛЬНИК.

Учащиеся исследуют стороны квадрата и

приходят к выводу, что все они равны.

Оценивают свои достижения.

Прямоугольник – это четырёхугольник, у

которого все углы прямые и

противоположные стороны равны.

Квадрат – это прямоугольник, у которого все

ФИЗМИНУТКА. Найдите в классе предметы, которые имеют

форму прямоугольника или квадрата и подбегите к ним. Подойдите

к окну, найдите за окном предметы, которые имеют форму

прямоугольника или квадрата.

стороны равны.

4. Этап первичной

проверки знаний.

- Готовы ли вы проверить свои знания?

- Перед вами предложения – утверждения. Если вы согласны с

ним, то раскрасьте флажок зелёным цветом, если не согласны – то

красным карандашом.

1. У прямоугольника все углы прямые.

2. Любой прямоугольник является квадратом.

3. Квадрат – это четырехугольник, у которого все стороны равны.

4. Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.

5. У прямоугольника противоположные стороны равны.

Учитель проводит проверку на интерактивной доске.

В листке достижений отметьте, легко ли вам было справиться с

заданием.

Да.

Учащиеся закрашивают флажки зелёным или

красным цветом.

СЛАЙД №3.

Ученики проверяют себя, ставят «+» или « - «

напротив каждого флажка.

Оценивают себя.

5.Этап первичного

закрепления

Задание:

- А можно ли из прямоугольника получить квадрат?

- Покажите - как?

- Докажите, что это квадрат.

- А можно ли из квадрата получить прямоугольник?

- Покажите – как?

- Докажите, что вы получили прямоугольник?

- А будут ли ваши получившиеся прямоугольники равны?

- Докажите.

В листке достижений отметьте, легко ли вам было справиться с

заданием.

Задание (РЕЗЕРВ):

- Возьмите 10 палочек и составьте из них 3 квадрата.

- Проверьте себя – на стр.63 №4.

Можно.

Складывают, отрезают лишнее.

Доказывают любым способом.

Можно.

Складывают и разрезают.

Доказывают любым способом.

Да.

Накладывают друг на друга.

Оценивают свои достижения.

Проверяют себя.

- А сколько получилось прямоугольников?

- Выполните последнее задание: уберите 2 палочки так, чтобы

остался один прямоугольник.

- Проверьте друг друга.

В листке достижений отметьте, легко ли вам было справиться с

заданием.

Шесть.

Проверяют друг друга.

Оценивают свои достижения.

6.Информация о

домашнем задании,

инструктаж по его

выполнению.

- Если вы желаете – вы можете продолжить быть и дома

наблюдателями, исследователями и даже творцами:

- понаблюдайте, что в окружающей нас жизни имеет форму

квадрата и прямоугольника и нарисуйте на листе эти предметы;

- а можете, кто захочет – выбрать для себя рисунок, найти в нём

все квадраты и закрасить их зелёным карандашом, а все

прямоугольники – красным.

7.Этап рефлексии

учебной деятельности

и эмоциональной

рефлексии.

Рефлексия учебных действий:

1. Я узнал…

2. Я понял…

3. Я запомнил…

4. Я могу объяснить…

5. Мне было трудно…

Рефлексия эмоционального состояния:

- На доске вы видите 3 прямоугольника (один – улыбается, другой

– спокойный, третий – грустный). Выберите тот прямоугольник,

который соответствует сейчас вашему настроению и подарите ему

квадратик.

- Я вам желаю побеждать себя каждый день, каждый день

открывать для себя что-то новое, идти только вперёд! Спасибо за

работу!

СЛАЙД№4.

Учащиеся отвечают на вопросы.

СЛАЙД №5.

Каждый ученик выходит к доске и

перетаскивает квадратик к выбранному

прямоугольнику.



В раздел образования