Автор: Иванова Наталья Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ЧОУ СОШ "Независимая школа"
Населённый пункт: Петрозаводск
Наименование материала: Урок математики в 1 классе
Тема: "Прямоугольник. Квадрат"
Дата публикации: 30.11.2023
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока
Автор, разработчик
Иванова Наталья Геннадьевна, учитель начальных классов ЧОУ СОШ «Независимая школа».
Предмет
Математика и конструирование.
Класс
1
Тип урока
Урок «открытия новых знаний»
УМК
Пособие для обучающихся «Математика и конструирование», автор Волкова С.И.
УМК «Школа России».
Тема
Прямоугольник. Квадрат.
Цель
Создать условия для формирования представлений учащихся о таких видах четырехугольников, как
прямоугольник и квадрат, о существенных признаках прямоугольника и квадрата.
Формы работы
Групповая, индивидуальная, фронтальная
Основные
термины,
понятия
Четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, прямой угол, противоположные стороны.
Планируемые результаты
Предметные умения:
Учащиеся научатся:
различать виды четырехугольников, выделяя их из
многоугольников;
получат
возможность
узнать
отличительные
признаки прямоугольника и квадрата, научатся
получать
квадрат
из
прямоугольника
и
прямоугольник из квадрата.
Регулятивные УУД:
готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;
определять и формулировать цель деятельности на уроке;
устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
высказывать свое предположение на основе учебного материала;
осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;
совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку
деятельности на уроке,
определять степень успешности работы.
Познавательные УУД:
исследовать ситуацию: чем похожи и чем отличаются прямоугольник и квадрат;
использовать приобретённые знания в практических работах.
Коммуникативные УУД:
формулировать собственное высказывание, мнение;
уметь слушать и слышать других.
учиться работать в группе, выстраивая взаимодействие на основе взаимоуважения.
Оборудование
Интерактивная доска, карточки с заданием (углы), конверты с геометрическими
фигурами, карточки с названием четырёхугольников и их отличительных признаков,
счётные палочки, ножницы, циркули, угольники, картинки из геометрических фигур
(для раскрашивания).
Технологическая карта урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Этап мотивации к
учебной
деятельности.
Приветствует учащихся. Создает эмоциональный настрой на
предстоящую работу, используя приём «Вперед!». Проверяет
готовность к уроку.
И я Вам желаю больших успехов на уроке! Вперёд!
Приветствуют друг друга.
Приём «Вперёд!»
Учащиеся поочередно касаются
одноименных пальцев рук своего соседа,
начиная с больших пальцев и говорят:
желаю (соприкасаются большими
пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Вперёд! (прикосновение всей
ладоньюи хлопок)
Проверяют готовность к уроку.
Присаживаются на места.
2.Этап актуализации
учебных знаний.
- Сегодня мы вновь отправляемся в страну Геометрия и будем с
вами исследователями.
- Давайте вспомним, с какими жителями страны Геометрия мы
познакомились на прошлых уроках?
- Что такое угол?
- Какие углы вы знаете?
- Какой инструмент помогает нам определить вид угла, какой он –
острый, прямой или тупой?
Заранее хочу сказать вам, что
УГЛЫ
сегодня на уроке будут
нашими помощниками.
- Давайте с вами ещё раз вспомним, как с помощью модели
угольника определить вид угла, какой он – острый или тупой?
СЛАЙД №1
Углы, многоугольники, ломаные, отрезки,
точка и т.д.
Угол – это геометрическая фигура,
образованная двумя лучами, выходящими из
одной точки.
Прямые, острые, тупые, развернутые.
Угольник.
Если угол больше прямого – то он тупой,
если меньше прямого – то он острый.
- А задание такое:
* Переверните карточки. Определите вид каждого угла и
исключите лишний угол.
- Какой угол вы исключили?
Учитель проводит проверку на интерактивной доске.
- Что общего у оставшихся углов?
В листке достижений отметьте, легко ли вам было справиться с
заданием.
- А ещё сегодня на уроке нашими помощниками будут
многоугольники. И одни из них – темой нашего урока.
* Открываем конверты.
- Разложите фигуры перед собой.
- Согласны ли вы со мной, что перед вами все фигуры являются
многоугольниками?
- Уберите их в конверты. Покажите всем, что за фигуры вы
убираете.
- Рассмотрите оставшиеся фигуры.
- Есть ли среди многоугольников:
* пятиугольники? (если есть – покажите их) и докажите;
Учащиеся сидят в 3 группах, для 1 и 2 групп
– карточки без подсказок, а для группы №3 –
прямые углы отмечены специальным
значком.
Задание выполняет каждый ученик, затем
обсуждение в группе.
Угол №3. СЛАЙД №2
Учащиеся из каждой группы выходят к доске
и поясняют свою информацию.
Оставшиеся углы все прямые.
Оценивают свои достижения.
Нет, есть круги.
Учащиеся показывают 2 круга и убирают их в
конверты.
Показывают один пятиугольник (5 углов, 5
вершин и 5 сторон)
1
2
4
3
5
* треугольники? (если есть – покажите их) и докажите;
* восьмиугольники? (если есть – покажите их) и докажите;
* четырёхугольники? (если есть – покажите их) и докажите;
- Уберите фигуры, одинаковые по цвету.
- Сколько фигур осталось?
- Покажите всем и друг другу, какие фигуры у вас остались.
- Как можно назвать эти фигуры?
Показывают 3 треугольника (3 угла, 3
вершины, 3 стороны)
Их нет среди многоугольников.
Показывают прямоугольник и квадрат (4
угла, 4 вершины, 4 стороны)
Убирают все жёлтые фигуры.
Две.
Ещё раз показывают их.
Четырёхугольники, прямоугольник,
квадрат.
3.Постановка темы и
задач урока.
- Так какие же фигуры будут ТЕМОЙ нашего исследования?
Учитель вывешивает на доску карточки: ПРЯМОУГОЛЬНИК,
КВАДРАТ. Что мы с вами: 1. Узнаем…
2. Выясним….
- Предлагаю вам сегодня сравнить эти фигуры и узнать, какими
свойствами они обладают, что общего в данных фигурах и чем они
отличаются? (если дети не скажут)
- Как, одним словом мы назвали эти фигуры? Докажите.
Учитель вешает под словами – карточками Прямоугольник и
Квадрат – четырёхугольник.
*Исследуем ПРЯМОУОЛЬНИК.
- Что вы можете сказать об углах? Докажите.
Учитель вывешивает под словом Прямоугольник – все углы
прямые.
- Исследуем стороны прямоугольника. Ваши предположения?
- Как проверить?
Группа №1 – определяет с помощью циркуля, группа №2 –
перегибанием модели прямоугольника, группа №3 – измерением.
Учитель организует фронтальную проверку.
- Что можно сказать?
Прямоугольник и квадрат.
Четырёхугольники (у них 4 угла, 4 вершины
и 4 стороны).
Прямые (все учащиеся проверяют с помощью
угольника и обозначают спец.значком).
Может быть есть равные.
Мы знаем 3 способа:
1. с помощью циркуля
2. измерением
3. перегибанием модели прямоугольника
Каждый учащийся измеряет, далее-
обсуждение в группе). Каждая группа
говорит о своих результатах.
Противоположные стороны прямоугольника
Учитель вывешивает под словом Прямоугольник –
противоположные стороны равны.
В листке достижений отметьте, легко ли вам было справиться с
заданием.
*Исследуем КВАДРАТ.
- Мы уже доказали, что это четырёхугольник.
- Исследуем углы.
- Что можете сказать об углах?
Учитель вывешивает под словом Квадрат – все углы прямые.
- Посмотрите на доску.
- Что заметили?
Учитель закрывает слово четырехугольник словом прямоугольник.
- Да, ребята, Квадрат – это прямоугольник, НО….
- Исследуем дальше…
- Что же можно сказать о сторонах квадрата?
Выберите для себя любой способ измерения сторон.
Учитель организует фронтальную проверку и вывешивает под
словом Квадрат – все стороны равны.
Квадрат – это ОСОБЕННЫЙ прямоугольник, у которого все
стороны равны.
В листке достижений отметьте, легко ли вам было справиться с
заданием.
- Давайте обобщим наши исследования.
- Что же такое прямоугольник?
- Что же такое квадрат?
равны.
Оценивают свои достижения.
Все учащиеся проверяют углы с помощью
угольника, после – обсуждение в группах и
обозначают углы спец.значком.
Все углы прямые.
Можно заменить слово четырёхугольник
словом ПРЯМОУГОЛЬНИК.
Учащиеся исследуют стороны квадрата и
приходят к выводу, что все они равны.
Оценивают свои достижения.
Прямоугольник – это четырёхугольник, у
которого все углы прямые и
противоположные стороны равны.
Квадрат – это прямоугольник, у которого все
ФИЗМИНУТКА. Найдите в классе предметы, которые имеют
форму прямоугольника или квадрата и подбегите к ним. Подойдите
к окну, найдите за окном предметы, которые имеют форму
прямоугольника или квадрата.
стороны равны.
4. Этап первичной
проверки знаний.
- Готовы ли вы проверить свои знания?
- Перед вами предложения – утверждения. Если вы согласны с
ним, то раскрасьте флажок зелёным цветом, если не согласны – то
красным карандашом.
1. У прямоугольника все углы прямые.
2. Любой прямоугольник является квадратом.
3. Квадрат – это четырехугольник, у которого все стороны равны.
4. Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.
5. У прямоугольника противоположные стороны равны.
Учитель проводит проверку на интерактивной доске.
В листке достижений отметьте, легко ли вам было справиться с
заданием.
Да.
Учащиеся закрашивают флажки зелёным или
красным цветом.
СЛАЙД №3.
Ученики проверяют себя, ставят «+» или « - «
напротив каждого флажка.
Оценивают себя.
5.Этап первичного
закрепления
Задание:
- А можно ли из прямоугольника получить квадрат?
- Покажите - как?
- Докажите, что это квадрат.
- А можно ли из квадрата получить прямоугольник?
- Покажите – как?
- Докажите, что вы получили прямоугольник?
- А будут ли ваши получившиеся прямоугольники равны?
- Докажите.
В листке достижений отметьте, легко ли вам было справиться с
заданием.
Задание (РЕЗЕРВ):
- Возьмите 10 палочек и составьте из них 3 квадрата.
- Проверьте себя – на стр.63 №4.
Можно.
Складывают, отрезают лишнее.
Доказывают любым способом.
Можно.
Складывают и разрезают.
Доказывают любым способом.
Да.
Накладывают друг на друга.
Оценивают свои достижения.
Проверяют себя.
- А сколько получилось прямоугольников?
- Выполните последнее задание: уберите 2 палочки так, чтобы
остался один прямоугольник.
- Проверьте друг друга.
В листке достижений отметьте, легко ли вам было справиться с
заданием.
Шесть.
Проверяют друг друга.
Оценивают свои достижения.
6.Информация о
домашнем задании,
инструктаж по его
выполнению.
- Если вы желаете – вы можете продолжить быть и дома
наблюдателями, исследователями и даже творцами:
- понаблюдайте, что в окружающей нас жизни имеет форму
квадрата и прямоугольника и нарисуйте на листе эти предметы;
- а можете, кто захочет – выбрать для себя рисунок, найти в нём
все квадраты и закрасить их зелёным карандашом, а все
прямоугольники – красным.
7.Этап рефлексии
учебной деятельности
и эмоциональной
рефлексии.
Рефлексия учебных действий:
1. Я узнал…
2. Я понял…
3. Я запомнил…
4. Я могу объяснить…
5. Мне было трудно…
Рефлексия эмоционального состояния:
- На доске вы видите 3 прямоугольника (один – улыбается, другой
– спокойный, третий – грустный). Выберите тот прямоугольник,
который соответствует сейчас вашему настроению и подарите ему
квадратик.
- Я вам желаю побеждать себя каждый день, каждый день
открывать для себя что-то новое, идти только вперёд! Спасибо за
работу!
СЛАЙД№4.
Учащиеся отвечают на вопросы.
СЛАЙД №5.
Каждый ученик выходит к доске и
перетаскивает квадратик к выбранному
прямоугольнику.