Напоминание

Формирование культурно-гигиенических и бытовых навыков у учащихся с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях надомного обучения


Автор: Родионова Сардана Викторовна
Должность: учитель надомного обучения
Учебное заведение: МОКУ с(к)ош 4
Населённый пункт: город Якутск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование культурно-гигиенических и бытовых навыков у учащихся с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях надомного обучения
Дата публикации: 30.11.2025
Раздел: дополнительное образование





Назад




Формирование культурно-гигиенических и бытовых навыков у

учащихся с тяжелыми множественными нарушениями развития

в условиях надомного обучения

Родионова Сардана Викторовна,

учитель МОКУ «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа №4» ГО «город Якутск»

Основная задача учителя обучающего ребенка с ТМНР в условиях

надомного обучения - подготовка ребенка к жизни, формирование умения

обслуживать себя, ориентироваться в социальной среде. В

обучении

главным направлением является социальная адаптация.

Преодолеть трудности в воспитании и обучении ребенка с ТМНР

возможно только с участием родителей. Их задача - создать комфортную

обстановку ребенку, обеспечить чувство защищенности и уверенности.

Эта сложная работа состоит в следующем:

1.

Соблюдать четкий режим жизни ребенка и семьи в целом

2.

Поддерживать эмоционально теплые отношения

3.

Использовать тактильный контакт, но не настаивать на нем в случае

отказа, не оставлять свои попытки;

4.

Опираться на возможности и способности ребенка, использовать их

для его развития

5.

Искоренять причину страхов ребенка, продумывать вместе с ним

способы победы над страхом

6.

Все новое в жизнь ребенка вводить постепенно, дозированно

7.

В момент вспышек агрессии держать себя в руках

8.

Принимать особенности своего ребенка, искоренять в себе чувство

вины.

В школах необходимо чаще проводить встречи родителей, на

которых

они

делятся

опытом

оптимизации

воспитания

ребенка,

1

эмоциональной поддержки и желанием двигаться вперед вместе с

ребенком.

Необходимо привлекать детей к помощи по дому: уборке, мытью

посуды, приготовлению еды. Полезно держать в доме какое-нибудь

животное, о котором ребенок будет заботиться.

Примером может служить работа с ученицей Л., 16 лет. Диагноз: УО

умеренного органического генеза с эмоционально-волевыми нарушениями.

У

девочки

восприятие

частичное,

внимание

неустойчивое,

поверхностное.

Память

снижена,

не

воспроизводит

услышанное.

Мышление тугоподвижное, не устанавливает причинно-следственные

связи. Абстрагированию не способна.

Целенаправленная

деятельность

слабо

выражена.

Поведение

неадекватное, все хватает, не послушная, выражает эмоции недовольства.

Речь не сформирована, отдельные слоги и слова. Может редко

говорить «па-па-па». Любит играть на компьютере, фотографирует себя.

Культурно-гигиенические навыки не соответствуют возрастной

норме, умывается, вытирается полотенцем, чистит зубы под контролем.

При систематической работе удалось добиться положительной динамики в

формировании санитарно-гигиенических навыков.

Алгоритм ухода за руками:

1.

Закатывает рукава

2.

Открывает кран

3.

Берет мыло

4.

Намыливает руки

5.

Смывает мыло

6.

Отряхивает руки

7.

Выключает воду

8.

Берет полотенце

9.

Вытирает руки

10.Вешает полотенце

2

Алгоритм ухода за кожей лица:

1. Открывает кран

2.

Делает руки «ковшиком»

3.

Умывает лицо из «ковшика»

4.

Выключает воду

5.

Берет полотенце

6.

Вытирает лицо

7.

Вешает полотенце

Алгоритм ухода за полостью рта:

1.

Удерживает воду во рту

2.

Совершает движения прополаскивания

3.

Выплевывает

Алгоритм приучения к туалету:

1.

Просится

2.

Спускает штаны

3.

Садится на унитаз (горшок)

4.

Сидит до выполнения

5.

Отрывает бумагу

6.

Пользуется бумагой

7.

Надевает штаны

8.

Спускает воду

9.

Моет руки.

К числу основных условий успешного формирования культурно-

гигиенических навыков относят: рационально организованную обстановку,

четкий режим дня, руководство взрослых.

Сохранные функции Л: относительно сохранна

мотивационная,

обиходно-бытовая сфера.

В быту Л. самостоятельна, выполняет не

сложную работу по дому по инструкции: заправляет кровать, убирает за

собой игрушки, моет посуду, подметает полы, протирает пыль с мебели,

поливает цветы, но нужна постоянная внешняя стимуляция, похвала,

3

поощрение.

Эффективному формированию навыков обиходно-бытовой сферы

ребенка с ТМНР способствуют:

1.

Уважительное отношение к личности ребенка

2.

Создание эмоционально благоприятной атмосферы

3.

Последовательность и систематичность формирования навыков

4.

Речевое сопровождение выполняемого действия.

Вся проведенная работа очень кропотливая и требует терпения от

родителей и учителя. На привитие навыков могут уйти месяцы, годы. Все

зависит от психофизических особенностей ребенка.

Основные методы и приемы привития культурно-гигиенических и

обиходно-бытовых навыков: личный пример взрослых, непосредственно

образовательная деятельность, понимание культурно-гигиенических норм,

показ,

объяснение,

пояснение,

поощрение,

беседы,

упражнения

в

действиях, дидактические игры, потешки, стихотворения, пословицы,

поговорки, игровые приемы, прием повторения действий.

Положительная динамика привития культурно-гигиенических и

обиходно-бытовых навыков за три года видна на следующей диаграмме.

Для учащихся с ТМНР большое значение имеет совместная работа

учителя и семьи, для социализации и самостоятельной жизни в ближайшем

окружении.

4

5



В раздел образования