Автор: Родионова Сардана Викторовна
Должность: учитель надомного обучения
Учебное заведение: МОКУ с(к)ош 4
Населённый пункт: город Якутск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование культурно-гигиенических и бытовых навыков у учащихся с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях надомного обучения
Дата публикации: 30.11.2025
Раздел: дополнительное образование
Формирование культурно-гигиенических и бытовых навыков у
учащихся с тяжелыми множественными нарушениями развития
в условиях надомного обучения
Родионова Сардана Викторовна,
учитель МОКУ «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа №4» ГО «город Якутск»
Основная задача учителя обучающего ребенка с ТМНР в условиях
надомного обучения - подготовка ребенка к жизни, формирование умения
обслуживать себя, ориентироваться в социальной среде. В
обучении
главным направлением является социальная адаптация.
Преодолеть трудности в воспитании и обучении ребенка с ТМНР
возможно только с участием родителей. Их задача - создать комфортную
обстановку ребенку, обеспечить чувство защищенности и уверенности.
Эта сложная работа состоит в следующем:
1.
Соблюдать четкий режим жизни ребенка и семьи в целом
2.
Поддерживать эмоционально теплые отношения
3.
Использовать тактильный контакт, но не настаивать на нем в случае
отказа, не оставлять свои попытки;
4.
Опираться на возможности и способности ребенка, использовать их
для его развития
5.
Искоренять причину страхов ребенка, продумывать вместе с ним
способы победы над страхом
6.
Все новое в жизнь ребенка вводить постепенно, дозированно
7.
В момент вспышек агрессии держать себя в руках
8.
Принимать особенности своего ребенка, искоренять в себе чувство
вины.
В школах необходимо чаще проводить встречи родителей, на
которых
они
делятся
опытом
оптимизации
воспитания
ребенка,
1
эмоциональной поддержки и желанием двигаться вперед вместе с
ребенком.
Необходимо привлекать детей к помощи по дому: уборке, мытью
посуды, приготовлению еды. Полезно держать в доме какое-нибудь
животное, о котором ребенок будет заботиться.
Примером может служить работа с ученицей Л., 16 лет. Диагноз: УО
умеренного органического генеза с эмоционально-волевыми нарушениями.
У
девочки
восприятие
частичное,
внимание
неустойчивое,
поверхностное.
Память
снижена,
не
воспроизводит
услышанное.
Мышление тугоподвижное, не устанавливает причинно-следственные
связи. Абстрагированию не способна.
Целенаправленная
деятельность
слабо
выражена.
Поведение
неадекватное, все хватает, не послушная, выражает эмоции недовольства.
Речь не сформирована, отдельные слоги и слова. Может редко
говорить «па-па-па». Любит играть на компьютере, фотографирует себя.
Культурно-гигиенические навыки не соответствуют возрастной
норме, умывается, вытирается полотенцем, чистит зубы под контролем.
При систематической работе удалось добиться положительной динамики в
формировании санитарно-гигиенических навыков.
Алгоритм ухода за руками:
1.
Закатывает рукава
2.
Открывает кран
3.
Берет мыло
4.
Намыливает руки
5.
Смывает мыло
6.
Отряхивает руки
7.
Выключает воду
8.
Берет полотенце
9.
Вытирает руки
10.Вешает полотенце
2
Алгоритм ухода за кожей лица:
1. Открывает кран
2.
Делает руки «ковшиком»
3.
Умывает лицо из «ковшика»
4.
Выключает воду
5.
Берет полотенце
6.
Вытирает лицо
7.
Вешает полотенце
Алгоритм ухода за полостью рта:
1.
Удерживает воду во рту
2.
Совершает движения прополаскивания
3.
Выплевывает
Алгоритм приучения к туалету:
1.
Просится
2.
Спускает штаны
3.
Садится на унитаз (горшок)
4.
Сидит до выполнения
5.
Отрывает бумагу
6.
Пользуется бумагой
7.
Надевает штаны
8.
Спускает воду
9.
Моет руки.
К числу основных условий успешного формирования культурно-
гигиенических навыков относят: рационально организованную обстановку,
четкий режим дня, руководство взрослых.
Сохранные функции Л: относительно сохранна
мотивационная,
обиходно-бытовая сфера.
В быту Л. самостоятельна, выполняет не
сложную работу по дому по инструкции: заправляет кровать, убирает за
собой игрушки, моет посуду, подметает полы, протирает пыль с мебели,
поливает цветы, но нужна постоянная внешняя стимуляция, похвала,
3
поощрение.
Эффективному формированию навыков обиходно-бытовой сферы
ребенка с ТМНР способствуют:
1.
Уважительное отношение к личности ребенка
2.
Создание эмоционально благоприятной атмосферы
3.
Последовательность и систематичность формирования навыков
4.
Речевое сопровождение выполняемого действия.
Вся проведенная работа очень кропотливая и требует терпения от
родителей и учителя. На привитие навыков могут уйти месяцы, годы. Все
зависит от психофизических особенностей ребенка.
Основные методы и приемы привития культурно-гигиенических и
обиходно-бытовых навыков: личный пример взрослых, непосредственно
образовательная деятельность, понимание культурно-гигиенических норм,
показ,
объяснение,
пояснение,
поощрение,
беседы,
упражнения
в
действиях, дидактические игры, потешки, стихотворения, пословицы,
поговорки, игровые приемы, прием повторения действий.
Положительная динамика привития культурно-гигиенических и
обиходно-бытовых навыков за три года видна на следующей диаграмме.
Для учащихся с ТМНР большое значение имеет совместная работа
учителя и семьи, для социализации и самостоятельной жизни в ближайшем
окружении.
4
5