Напоминание

Использование гитары в различных видах ансамблей


Автор: Афонин Владимир Михайлович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МОУ ДО "Лужская детская музыкальная школа им. Н.А. Римского-Корсакова"
Населённый пункт: город Луга
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование гитары в различных видах ансамблей
Дата публикации: 31.03.2024
Раздел: дополнительное образование





Назад




Использование гитары в различных видах ансамблей.

Игра в ансамбле имеет большое развивающее значение. Гитара – это

инструмент,

который

как

нельзя

более

подходит

для

совместного

музицирования. На неё легко возложить функции соло, аккомпанемента, баса,

подголосков.

Гитара

хорошо

созвучна

с

другими

инструментами.

Поэтому

хочется

систематизировать и изложить поэтапно педагогический опыт ансамблевого

музицирования в ДМШ.

Этап 1. Совместное музицирование преподавателя с учеником.

По возможности как можно раньше вводить в репертуар ансамблевые пьесы.

Уже в первом классе в первой четверти с некоторыми учениками можно

музицировать, подыгрывать аккорды к любым простейшим мелодиям.

Основные задачи на этом этапе:

1.

получить начальные навыки чтения с листа и анализа нотного текста

(разделение его на фразы и предложения), игра одноголосных мелодий в

различных позициях, в том числе и по слуху. Это помогает и ускоряет

освоение грифа;

2.

научиться слушать друг друга и чётко следовать темпу и ритму;

3.

обращать внимание на нюансы и штрихи;

4.

соблюдать общие и индивидуальные динамические оттенки;

5.

ознакомиться с основными гитарными приёмами (тамбурин, расгеадо,

тремоло и т. п.)

6.

научиться менять тембровую окраску посредством смены позиции правой

руки.

Этап 2. Совместное музицирование со сверстниками (гитарный

дуэт, трио, квартет и т.п.).

На этом этапе стоят следующие задачи:

1.

получить элементарные навыки игры полифонических произведений;

2.

научиться пользоваться тембрами: разнообразить партии инструментов

можно с помощью игры участников ансамбля в разных позициях. При

этом общую тембровую картину, привязанную к динамике, можно

выстраивать с помощью 3-х позиций в правой руке;

3.

работать над динамикой в каждой партии отдельно, а также выстраивать

динамический баланс;

4.

освоить специфические гитарные приёмы (пиццикато, расгеадо и т.п.)

Этап 3. Навыки аккомпанемента.

Задачи:

1.

освоить технику арпеджио;

2.

изучить основные аккорды и их буквенные обозначения;

3.

проработать все «планы» фактуры - мелодия, аккомпанемент и бас.

Этап 4. Смешанные ансамбли.

Задачи:

1.

освоить аккомпанемент, усложненный небольшими мелодическими

вставками (различными подголосками, имитациями и т.п.);

2.

работать над артикуляцией, интонированием, выстраивать звуковой

баланс внутри ансамбля;

3.

детально проработать фактурные пласты своей партии;

4.

освоить комбинации различных специфических приёмов.

Хочется отметить, что главной трудностью во всех видах смешанных ансамблей

с гитарой является её относительно небольшой динамический диапазон. Однако

особенности

атаки,

разнообразие

тембров

и

множество

специфических

гитарных приёмов подчёркивают её индивидуальность и делают гитару

инструментом интересным для совместного музицирования. Нельзя забывать,

что для усиления сольной партии можно использовать электро- акустическую

классическую гитару.

Одним из участников гитарного ансамбля может быть баян, аккордеон.

Ключевой первостепенный фактор сближения этих инструментов заключается в

том, что гитара и баян - инструменты, обладающие фактурными возможностями

(могут

обходиться

без

концертмейстера).

Этим

объясняется

сходство

мышления.

Конструкция

баяна,

принципы

его

звукоизвлечения

имеют

крайне

специфическую природу, которая сочетает в себе полифоничность и диапазон

фортепиано,

звукообразование

и

глубину

тембра

духовых

язычковых

инструментов,

звуковедение

и

динамическую

пластичность

струнно-

смычковых.

Штриховая

палитра

(важнейшее

художественное

средство)

неизмеримо превосходит возможности других музыкальных инструментов

давно и прочно обосновавшихся на академической эстраде.

В свою очередь, гитара обладает уникальным тембровым многообразием,

обусловленным как конструктивными особенностями, так и непосредственным

контактом пальцев исполнителя со струнами, обеспечивающим подвижность

тембра по всему звуковысотному диапазону.

Перспектива ансамбля таких инструментов выглядит весьма привлекательной

по многим позициям. В артикуляционной сфере оба инструмента полярны: на

баяне возможно воздействие на звук во всем его протяжении; на гитаре это

практически неосуществимо, за исключением вибрато. В силу этого задачи

артикуляции сводятся в основном к отточенности туше и качеству атаки. Таким

образом, здесь существует возможность взаимного обогащения за счет

«впитывания» сильных сторон двух инструментов, в частности: штриховая

дифференциация у гитаристов и техника владения мехом у баяниста. Надо

заметить, что подобный процесс углубляется тем, что протекает на фоне

фактурного многообразия баяна и гитары. Эти инструменты просто обречены

на

взаимное

обогащение.

Доказательством

этому

является

диссертация

А.Петропавловского «Гитара в камерном ансамбле».

Камерные ансамбли гитара-баян, различные экспериментальные составы

(включающие как баян, так и гитару) могут стать пространством для

творческого роста исполнителей, инструментовщиков и композиторов. Ярким

событием в музыкальной жизни в последние годы стали выступления ансамбля

«Con forza» в составе которого большую роль играют аккордеон и гитара. Они

удачно исполняли сюиту А.Пиацоллы «История танго» и др.

Таким

образом,

практика

совместной

игры

гитаристов

и

баянистов

свидетельствует о несомненной обоюдной пользе, основанной не только на

сходстве музыкального мышления, но и на профессиональных задачах, стоящих

перед музыкантами в современных условиях.

Интересен

ансамблевый

состав

гитара-фортепиано,

гитарный

дуэт,

обладающий

интересной

спецификой

слияния

и

дифференцирования

инструментов. С точки зрения сочетания фактурных возможностей и удобства

построения звукового баланса очень ограничен ансамбль гитара-флейта. Во

многом это относится и к ансамблю гитара-скрипка. Неплохо сочетается голос-

гитарный

ансамбль,

гитара и виолончель

- инструменты, которые очень

дополняют друг друга. Если виолончель преимущественно гомофонный

инструмент, то гитара - полифонический, если на гитаре звук производится

щипком и очень скоро затухает, то на виолончели - наоборот, звук можно

«атаковать» мягко и усилить к концу, или при необходимости сделать крещендо

или диминуэндо на одной ноте. Гитарный диапазон совпадает с самым

используемым

на

виолончели.

Это

позволяет

достичь

большой

выразительности данного ансамбля. А в целом, сочетание звуковых палитр

обоих инструментов как будто специально создано для наслаждения играющих.

Дела с репертуаром обстоят достаточно сложно. Особенно гитара - фортепиано.

И, тем не менее, в рамках, например, этого состава есть сюита австрийского

композитора Д.Швертбергера «Пьесы для двоих», которые вполне доступны и

исполняются в ДМШ. Или Полонез ор.2 Н.Паганини для гитары и скрипки и

т.д.

В

западноевропейских

странах

используются

камерные

сочинения

современных композиторов с участием баяна, аккордеона и среди них есть

произведения, написанные для состава гитара - баян и гитара - аккордеон. В

нашей стране почва для «созревания» подобных составов представляется

весьма Благодатной в силу того, что класс гитары ведут специалисты баянисты,

аккордеонисты. Они могут из своего класса набирать участников ансамбля, а

при необходимости брать ведущие партии на себя.

Любой камерный ансамбль всё-таки - прерогатива обучения достаточно

высокого уровня. Хотя всё зависит от уровня репертуара. Достаточно простые

пьесы, мелодии можно исполнять и с учащимися первых классов; на первых

порах подстраиваясь под них, а впоследствии «подводить» ученика к

пониманию более сложной музыки.

Этапы усложнения могут быть следующие:

1. - играть бас

а) простой

б) сложный;

2. - аккорды из трёх нот и более сложные;

3. - подголоски, требующие хорошего счёта;

4. - сольные партии.

Бас исполняемый на сильную долю такта вполне посилен любому учащемуся 2

класса. Для гармоничного развития личности просто необходимо участие в

дуэтах и малых оркестровых составах, где при хорошей организованности

каждый учащийся развивает в себе качества ответственности, толерантности и

исполнительской культуры. Несколько человек одновременно участвуют в

создании одного произведения, где всё подчинено общему музыкальному

образу. Камерный ансамбль - это воплощённое в звучании общее целое, единое

пространство, в котором есть своя глубина, перспектива - передний, средний,

задний планы и т.п. Участник камерного ансамбля в каждый момент времени

мыслит единым пространством. Его в строгом смысле слова, нет- есть функция

от целого. Сложная функция, звуковая, эмоциональная, образная...

В какой-то момент её значение максимально, в какой-то минимально или

вообще равно нулю - даже когда в паузах каждый участник ансамбля находится

внутри этой мистерии.

Здесь сложная динамика, она требует принципиально иного сознания,

мышления, в котором категория пространства играет важнейшую роль. А иной

качественный уровень трансформирует личность музыканта.

В сознании каждого из нас встроен определённый понятийный аппарат, и мы,

как правило, не работаем с этим, как с инструментом. А в норме сознание как

раз ориентированно на предметы, а не пространства. И только в некоторых

профессиях специфическая деятельность по развитию пространственного

восприятия, и профессии эти связаны в основном с художественным

творчеством. Убеждён, что эволюция сознания музыканта движется именно в

этом направлении... Сознание - ощущение солиста и сознание - ощущение

ансамблиста в камерном ансамбле - это совершенно разные вещи. Поэтому чем

раньше исполнитель будет воспитан в этом ощущении камерного ансамбля, тем

лучше, потому что это совершенно разные виды практики.

Стоит учитывать, что развитие звукоусилительной техники в наши дни

позволяет добиваться от гитары такого же широкого динамического диапазона,

такого же интенсивного fortissimo, как и от фортепиано, не искажая

тембрального спектра инструмента. Это делает возможным использование

гитары в любых инструментальных сочетаниях, динамически не ограничивая,

при этом участвующие в ансамбле «громкие» инструменты. Гитара должна

гармонично вплетаться в общую канву, сохраняя свою индивидуальность и

одновременно тонко сочетаясь с другими инструментами, создавая целостную

музыкальную картину. Это необходимо учитывать в инструментовке ансамбля.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Иванова-Крамская Н.А. «Ансамбль и его роль в воспитании гитариста-

исполнителя» изд.-во ТГМПИ им. С.В. Рахманинова 2005 г.

2. Петропавловский А.А. «Гитара в камерном ансамбле» Нижний Новгород.

2007 г.



В раздел образования