Автор: Афонин Владимир Михайлович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МОУ ДО "Лужская детская музыкальная школа им. Н.А. Римского-Корсакова"
Населённый пункт: город Луга
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование гитары в различных видах ансамблей
Дата публикации: 31.03.2024
Раздел: дополнительное образование
Использование гитары в различных видах ансамблей.
Игра в ансамбле имеет большое развивающее значение. Гитара – это
инструмент,
который
как
нельзя
более
подходит
для
совместного
музицирования. На неё легко возложить функции соло, аккомпанемента, баса,
подголосков.
Гитара
хорошо
созвучна
с
другими
инструментами.
Поэтому
хочется
систематизировать и изложить поэтапно педагогический опыт ансамблевого
музицирования в ДМШ.
Этап 1. Совместное музицирование преподавателя с учеником.
По возможности как можно раньше вводить в репертуар ансамблевые пьесы.
Уже в первом классе в первой четверти с некоторыми учениками можно
музицировать, подыгрывать аккорды к любым простейшим мелодиям.
Основные задачи на этом этапе:
1.
получить начальные навыки чтения с листа и анализа нотного текста
(разделение его на фразы и предложения), игра одноголосных мелодий в
различных позициях, в том числе и по слуху. Это помогает и ускоряет
освоение грифа;
2.
научиться слушать друг друга и чётко следовать темпу и ритму;
3.
обращать внимание на нюансы и штрихи;
4.
соблюдать общие и индивидуальные динамические оттенки;
5.
ознакомиться с основными гитарными приёмами (тамбурин, расгеадо,
тремоло и т. п.)
6.
научиться менять тембровую окраску посредством смены позиции правой
руки.
Этап 2. Совместное музицирование со сверстниками (гитарный
дуэт, трио, квартет и т.п.).
На этом этапе стоят следующие задачи:
1.
получить элементарные навыки игры полифонических произведений;
2.
научиться пользоваться тембрами: разнообразить партии инструментов
можно с помощью игры участников ансамбля в разных позициях. При
этом общую тембровую картину, привязанную к динамике, можно
выстраивать с помощью 3-х позиций в правой руке;
3.
работать над динамикой в каждой партии отдельно, а также выстраивать
динамический баланс;
4.
освоить специфические гитарные приёмы (пиццикато, расгеадо и т.п.)
Этап 3. Навыки аккомпанемента.
Задачи:
1.
освоить технику арпеджио;
2.
изучить основные аккорды и их буквенные обозначения;
3.
проработать все «планы» фактуры - мелодия, аккомпанемент и бас.
Этап 4. Смешанные ансамбли.
Задачи:
1.
освоить аккомпанемент, усложненный небольшими мелодическими
вставками (различными подголосками, имитациями и т.п.);
2.
работать над артикуляцией, интонированием, выстраивать звуковой
баланс внутри ансамбля;
3.
детально проработать фактурные пласты своей партии;
4.
освоить комбинации различных специфических приёмов.
Хочется отметить, что главной трудностью во всех видах смешанных ансамблей
с гитарой является её относительно небольшой динамический диапазон. Однако
особенности
атаки,
разнообразие
тембров
и
множество
специфических
гитарных приёмов подчёркивают её индивидуальность и делают гитару
инструментом интересным для совместного музицирования. Нельзя забывать,
что для усиления сольной партии можно использовать электро- акустическую
классическую гитару.
Одним из участников гитарного ансамбля может быть баян, аккордеон.
Ключевой первостепенный фактор сближения этих инструментов заключается в
том, что гитара и баян - инструменты, обладающие фактурными возможностями
(могут
обходиться
без
концертмейстера).
Этим
объясняется
сходство
мышления.
Конструкция
баяна,
принципы
его
звукоизвлечения
имеют
крайне
специфическую природу, которая сочетает в себе полифоничность и диапазон
фортепиано,
звукообразование
и
глубину
тембра
духовых
язычковых
инструментов,
звуковедение
и
динамическую
пластичность
струнно-
смычковых.
Штриховая
палитра
(важнейшее
художественное
средство)
неизмеримо превосходит возможности других музыкальных инструментов
давно и прочно обосновавшихся на академической эстраде.
В свою очередь, гитара обладает уникальным тембровым многообразием,
обусловленным как конструктивными особенностями, так и непосредственным
контактом пальцев исполнителя со струнами, обеспечивающим подвижность
тембра по всему звуковысотному диапазону.
Перспектива ансамбля таких инструментов выглядит весьма привлекательной
по многим позициям. В артикуляционной сфере оба инструмента полярны: на
баяне возможно воздействие на звук во всем его протяжении; на гитаре это
практически неосуществимо, за исключением вибрато. В силу этого задачи
артикуляции сводятся в основном к отточенности туше и качеству атаки. Таким
образом, здесь существует возможность взаимного обогащения за счет
«впитывания» сильных сторон двух инструментов, в частности: штриховая
дифференциация у гитаристов и техника владения мехом у баяниста. Надо
заметить, что подобный процесс углубляется тем, что протекает на фоне
фактурного многообразия баяна и гитары. Эти инструменты просто обречены
на
взаимное
обогащение.
Доказательством
этому
является
диссертация
А.Петропавловского «Гитара в камерном ансамбле».
Камерные ансамбли гитара-баян, различные экспериментальные составы
(включающие как баян, так и гитару) могут стать пространством для
творческого роста исполнителей, инструментовщиков и композиторов. Ярким
событием в музыкальной жизни в последние годы стали выступления ансамбля
«Con forza» в составе которого большую роль играют аккордеон и гитара. Они
удачно исполняли сюиту А.Пиацоллы «История танго» и др.
Таким
образом,
практика
совместной
игры
гитаристов
и
баянистов
свидетельствует о несомненной обоюдной пользе, основанной не только на
сходстве музыкального мышления, но и на профессиональных задачах, стоящих
перед музыкантами в современных условиях.
Интересен
ансамблевый
состав
гитара-фортепиано,
гитарный
дуэт,
обладающий
интересной
спецификой
слияния
и
дифференцирования
инструментов. С точки зрения сочетания фактурных возможностей и удобства
построения звукового баланса очень ограничен ансамбль гитара-флейта. Во
многом это относится и к ансамблю гитара-скрипка. Неплохо сочетается голос-
гитарный
ансамбль,
гитара и виолончель
- инструменты, которые очень
дополняют друг друга. Если виолончель преимущественно гомофонный
инструмент, то гитара - полифонический, если на гитаре звук производится
щипком и очень скоро затухает, то на виолончели - наоборот, звук можно
«атаковать» мягко и усилить к концу, или при необходимости сделать крещендо
или диминуэндо на одной ноте. Гитарный диапазон совпадает с самым
используемым
на
виолончели.
Это
позволяет
достичь
большой
выразительности данного ансамбля. А в целом, сочетание звуковых палитр
обоих инструментов как будто специально создано для наслаждения играющих.
Дела с репертуаром обстоят достаточно сложно. Особенно гитара - фортепиано.
И, тем не менее, в рамках, например, этого состава есть сюита австрийского
композитора Д.Швертбергера «Пьесы для двоих», которые вполне доступны и
исполняются в ДМШ. Или Полонез ор.2 Н.Паганини для гитары и скрипки и
т.д.
В
западноевропейских
странах
используются
камерные
сочинения
современных композиторов с участием баяна, аккордеона и среди них есть
произведения, написанные для состава гитара - баян и гитара - аккордеон. В
нашей стране почва для «созревания» подобных составов представляется
весьма Благодатной в силу того, что класс гитары ведут специалисты баянисты,
аккордеонисты. Они могут из своего класса набирать участников ансамбля, а
при необходимости брать ведущие партии на себя.
Любой камерный ансамбль всё-таки - прерогатива обучения достаточно
высокого уровня. Хотя всё зависит от уровня репертуара. Достаточно простые
пьесы, мелодии можно исполнять и с учащимися первых классов; на первых
порах подстраиваясь под них, а впоследствии «подводить» ученика к
пониманию более сложной музыки.
Этапы усложнения могут быть следующие:
1. - играть бас
а) простой
б) сложный;
2. - аккорды из трёх нот и более сложные;
3. - подголоски, требующие хорошего счёта;
4. - сольные партии.
Бас исполняемый на сильную долю такта вполне посилен любому учащемуся 2
класса. Для гармоничного развития личности просто необходимо участие в
дуэтах и малых оркестровых составах, где при хорошей организованности
каждый учащийся развивает в себе качества ответственности, толерантности и
исполнительской культуры. Несколько человек одновременно участвуют в
создании одного произведения, где всё подчинено общему музыкальному
образу. Камерный ансамбль - это воплощённое в звучании общее целое, единое
пространство, в котором есть своя глубина, перспектива - передний, средний,
задний планы и т.п. Участник камерного ансамбля в каждый момент времени
мыслит единым пространством. Его в строгом смысле слова, нет- есть функция
от целого. Сложная функция, звуковая, эмоциональная, образная...
В какой-то момент её значение максимально, в какой-то минимально или
вообще равно нулю - даже когда в паузах каждый участник ансамбля находится
внутри этой мистерии.
Здесь сложная динамика, она требует принципиально иного сознания,
мышления, в котором категория пространства играет важнейшую роль. А иной
качественный уровень трансформирует личность музыканта.
В сознании каждого из нас встроен определённый понятийный аппарат, и мы,
как правило, не работаем с этим, как с инструментом. А в норме сознание как
раз ориентированно на предметы, а не пространства. И только в некоторых
профессиях специфическая деятельность по развитию пространственного
восприятия, и профессии эти связаны в основном с художественным
творчеством. Убеждён, что эволюция сознания музыканта движется именно в
этом направлении... Сознание - ощущение солиста и сознание - ощущение
ансамблиста в камерном ансамбле - это совершенно разные вещи. Поэтому чем
раньше исполнитель будет воспитан в этом ощущении камерного ансамбля, тем
лучше, потому что это совершенно разные виды практики.
Стоит учитывать, что развитие звукоусилительной техники в наши дни
позволяет добиваться от гитары такого же широкого динамического диапазона,
такого же интенсивного fortissimo, как и от фортепиано, не искажая
тембрального спектра инструмента. Это делает возможным использование
гитары в любых инструментальных сочетаниях, динамически не ограничивая,
при этом участвующие в ансамбле «громкие» инструменты. Гитара должна
гармонично вплетаться в общую канву, сохраняя свою индивидуальность и
одновременно тонко сочетаясь с другими инструментами, создавая целостную
музыкальную картину. Это необходимо учитывать в инструментовке ансамбля.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Иванова-Крамская Н.А. «Ансамбль и его роль в воспитании гитариста-
исполнителя» изд.-во ТГМПИ им. С.В. Рахманинова 2005 г.
2. Петропавловский А.А. «Гитара в камерном ансамбле» Нижний Новгород.
2007 г.