Напоминание

Особенности академического пения и важнейшие составляющие вокального искусства


Автор: Захарова Наталья Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "ДМШ№1"
Населённый пункт: г. Новомосковск Тульской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Особенности академического пения и важнейшие составляющие вокального искусства
Дата публикации: 31.05.2025
Раздел: дополнительное образование





Назад




Особенности академического пения и важнейшие

составляющие вокального искусства.

Прежде, чем приступить к освоению навыков академического пения, нужно

понять особенности академического вокала, его отличие от других видов

вокального искусства.

Школа классического (академического) пения зародилась в Италии в 17 веке.

В это время оперное искусство охватило Европу и являлось эталоном в

вокальном искусстве. В те времена появилось множество трактатов и школ,

которые прививали певцам различные вокально-технические умения.

Певческое искусство постоянно развивалось, но основные принципы

классического пения дошли до наших дней. Именно на них и строится

академическое пения.

Что же это за принципы, в чем их особенность? Чем отличается

академический вокал от эстрадного и народного? На чем строится техника

академического вокала?

В современном вокальном искусстве появилось огромное количество

музыкальных стилей, и петь академическим вокалом стало, вроде бы, не

модно. Но, несмотря на моду (она приходит и уходит), классическое пение и

по сей день остается эталоном вокального мастерства.

Академический вокал по праву считается самым сложным видом вокального

искусства. Для него мало обладать хорошими природными данными. В

первую очередь, академический вокал – это блистательная техника, на

которую накладывается эмоциональная составляющая. Одного таланта

недостаточно, нужны годы занятий и практики.

В академическом вокале великое множество техник и приемов. Вот лишь

некоторые из них:

-техника владения дыханием. Для того, чтобы петь связно, плавно, тянуче

вокалист должен обладать хорошей техникой дыхания, чтобы мелодия

лилась плавно, без скачков;

- колоратура. Это сложные технические пассажи, исполняемые в быстром

темпе. Сначала упражнения разучиваются в медленном темпе, постепенно

увеличивается скорость. Здесь необходим хорошо опертый, поставленный на

дыхание звук.

- филировка звука. Этот прием используется когда необходимо плавное

затухание или, наоборот, увеличение динамики звука от пиано до форте и

наоборот. Этот прием также требует хорошего владения дыхательной

техникой.

Овладение техникой в конечном итоге приводит к самой главной цели,

правильному звукоизвлечению, красивому звуку.

Отличительными особенностями академического вокала являются:

- округлое звучание;

- полетность звука;

- использование природных резонаторов для усиления звука;

- развитый диапазон голоса;

- пение без призвуков (в отличие от рока, джаза, эстрадного пения).

Работа над классическим произведением, образно говоря, держится на 3-х

китах:

1.

Правильное дыхание

2.

Четкая артикуляция

3.

Использование опоры и резонаторов.

Для развития правильного дыхания существуют специальные

упражнения. Это то, с чего начинается каждое занятие по вокалу.

Первым делом педагог приучит ученика правильно дышать животом, т. е.

сформирует диафрагмальный тип дыхания. Его преимущество в том, что

певец, опуская диафрагму, вдыхает наибольший объем воздуха и

максимально расширяет грудную клетку. При выдохе нужно учиться

грамотно расходовать дыхание.

Артикуляция в оперном пении и разговорной речи отличаются. Для

полноценного использования головных резонаторов вокалисты расслабляют

гортань и опускают корень языка. Но, при этом, пение должно оставаться

разборчивым. На помощь приходят упражнения артикуляционной

гимнастики, скороговорки.

Возникновение чувства опоры голоса и активизация резонаторов напрямую

зависят от четкой и скоординированной работы дыхательных мышц и

органов артикуляции.

Очень важно развивать у ученика ладовое чувство, полезно петь без

сопровождения.

Все эти упражнения ведут к совершенствованию в вокальном искусстве.



В раздел образования