Автор: Захарова Наталья Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "ДМШ№1"
Населённый пункт: г. Новомосковск Тульской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Особенности академического пения и важнейшие составляющие вокального искусства
Дата публикации: 31.05.2025
Раздел: дополнительное образование
Особенности академического пения и важнейшие
составляющие вокального искусства.
Прежде, чем приступить к освоению навыков академического пения, нужно
понять особенности академического вокала, его отличие от других видов
вокального искусства.
Школа классического (академического) пения зародилась в Италии в 17 веке.
В это время оперное искусство охватило Европу и являлось эталоном в
вокальном искусстве. В те времена появилось множество трактатов и школ,
которые прививали певцам различные вокально-технические умения.
Певческое искусство постоянно развивалось, но основные принципы
классического пения дошли до наших дней. Именно на них и строится
академическое пения.
Что же это за принципы, в чем их особенность? Чем отличается
академический вокал от эстрадного и народного? На чем строится техника
академического вокала?
В современном вокальном искусстве появилось огромное количество
музыкальных стилей, и петь академическим вокалом стало, вроде бы, не
модно. Но, несмотря на моду (она приходит и уходит), классическое пение и
по сей день остается эталоном вокального мастерства.
Академический вокал по праву считается самым сложным видом вокального
искусства. Для него мало обладать хорошими природными данными. В
первую очередь, академический вокал – это блистательная техника, на
которую накладывается эмоциональная составляющая. Одного таланта
недостаточно, нужны годы занятий и практики.
В академическом вокале великое множество техник и приемов. Вот лишь
некоторые из них:
-техника владения дыханием. Для того, чтобы петь связно, плавно, тянуче
вокалист должен обладать хорошей техникой дыхания, чтобы мелодия
лилась плавно, без скачков;
- колоратура. Это сложные технические пассажи, исполняемые в быстром
темпе. Сначала упражнения разучиваются в медленном темпе, постепенно
увеличивается скорость. Здесь необходим хорошо опертый, поставленный на
дыхание звук.
- филировка звука. Этот прием используется когда необходимо плавное
затухание или, наоборот, увеличение динамики звука от пиано до форте и
наоборот. Этот прием также требует хорошего владения дыхательной
техникой.
Овладение техникой в конечном итоге приводит к самой главной цели,
правильному звукоизвлечению, красивому звуку.
Отличительными особенностями академического вокала являются:
- округлое звучание;
- полетность звука;
- использование природных резонаторов для усиления звука;
- развитый диапазон голоса;
- пение без призвуков (в отличие от рока, джаза, эстрадного пения).
Работа над классическим произведением, образно говоря, держится на 3-х
китах:
1.
Правильное дыхание
2.
Четкая артикуляция
3.
Использование опоры и резонаторов.
Для развития правильного дыхания существуют специальные
упражнения. Это то, с чего начинается каждое занятие по вокалу.
Первым делом педагог приучит ученика правильно дышать животом, т. е.
сформирует диафрагмальный тип дыхания. Его преимущество в том, что
певец, опуская диафрагму, вдыхает наибольший объем воздуха и
максимально расширяет грудную клетку. При выдохе нужно учиться
грамотно расходовать дыхание.
Артикуляция в оперном пении и разговорной речи отличаются. Для
полноценного использования головных резонаторов вокалисты расслабляют
гортань и опускают корень языка. Но, при этом, пение должно оставаться
разборчивым. На помощь приходят упражнения артикуляционной
гимнастики, скороговорки.
Возникновение чувства опоры голоса и активизация резонаторов напрямую
зависят от четкой и скоординированной работы дыхательных мышц и
органов артикуляции.
Очень важно развивать у ученика ладовое чувство, полезно петь без
сопровождения.
Все эти упражнения ведут к совершенствованию в вокальном искусстве.