Напоминание

Применение проектной деятельности в преподавании русского языка


Автор: Пашикова Огулджемал Тиркешовна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: Педагогическая школа имени Беки Сейтакова, город Дашогуз
Населённый пункт: Туркменистан, город Дашогуз
Наименование материала: Статья
Тема: Применение проектной деятельности в преподавании русского языка
Дата публикации: 31.05.2025
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Преподаватель Педагогической школы имени Беки Сейтакова,

Туркменистан, город Дашогуз Пашикова Огулджемал

Великий шёлковый путь и гончарное искусство.

Зарождение гончарного искусства своими истоками уходит в глубокое

прошлое нашей славной истории. В народе говорят: «Разбившаяся посуда на

счастье». Если обратиться к этимологии этого поверья, то можно понять, как

наши предки, ссылаясь на него, избавлялись от необходимой в быту устаревшей

кухонной утвари, не жалея об этом. Нужно отметить, что наша Родина является

древнейшим очагом зарождения гончарного искусства. Свидетельством тому

являются

ценнейшие

археологические

предметы

гончарного

искусства,

найденные в различных уголках нашей страны. Цветущий Мерв, который был

расположен на пути Великого шёлкового пути, где в большом количестве были

найдены различная посуда из глины, выжиганые в специальных печах кувшины,

широко использовавшиеся в быту нашими предками, является свидетельством

тому.

Во время археологических раскопок на территории этрапа Байрамалы в

комплексе памятников Аджигуйи была найдена печь для обжигания глиняной

посуды и кувшинов. Эта печь состояла из двух частей. В нижней части зажигали

огонь, в верхней - размещались керамические предметы для обжига. Найденные

печи были разные по строению.

Как известно, в Мерве было много ремесленных мастерских. В 12 веке

известные ремесленники того времени открыли свою школу. В их мастерских

изготавливалась

различная

посуда.

В

их

изготовлении,

оформлении

использовалась различная технология, которая всё время совершенствовалась. В

дальнейшем искусство гончаров в своём совершенствовании достигло больших

высот. Изделия гончаров были различного дизайна, формы, с рисунками

растений, животных, птиц, надписями религиозного характера. Их мастерство в

изготовлении, украшении своих изделий, их технология стала использоваться и в

оформлении

дворцов,

мавзолеев,

караван-сараев

и

других

построек,

отличавшихся уникальностью красок и кирпичной укладкой. Ярким образцом

таких построек могут послужить мавзолеи Солтан Санджара, Торебег ханум,

Неджимиддина Кубра, Сейит Джемалетдина и другие памятники средневековья.

Использование глины для изготовления посуды было большим шагом на пути к

совершенствованию разума человечества. Жизненно необходимые в быту

гончарные изделия служили заменой орудий труда. Если проследить путь

совершенствования гончарных изделий: их качества, видоизменения орнамента,

использования символики религиозного характера, можно отметить, что эти

преобразования являются свидетельством взаимоотношения нашего народа с

другими соседними государствами.

Об этом очень точно подметил наш

многоуважаемый Аркадаг – Гурбангулы

Бердымухамедов в своей книге

«Туркменская культура» сказав: «Керамика является источником изучения

древней письменности и нашей богатой истории. Древние письмена являющиеся

прототипом огузской письменности, дошли до наших дней благодаря изделиям

гончарного искусства.

В период неолита и энеолита керамические изделия лепились вручную,

преимущественно ленточным способом. Позже появился гончарный круг,

ставшим одним из величайших изобретений человечества. Неолитическая

керамика Туркменистана делится на расписную и нерасписную, а именно в этот

период

зарождаются

орнаментальные

принципы,

которые

впоследствии

определяет облик прикладного искусства ранних земледельцев. В энеолите

наблюдается

значительный

прогресс

в

керамическом

производстве,

увеличивается разнообразие форм.

Туркменское

гончарство

на

протяжении

веков

сохраняло

свои

уникальные черты, отражая особенности быта и культуры народа. Традиционные

туркменские

керамические

изделия

отличались

разнообразием

форм

и

орнаментов. Встречались как простые бытовые сосуды, так и более изысканные

образцы, украшенные геометрическими узорами, изображениями растений и

животных. Часто в орнаментах прослеживались мотивы, характерные для

туркменских ковров. Мастера использовали различные техники формовки,

обжига и росписи керамики, передавая свои знания и умения из поколения в

поколение.

В различных регионах страны сохранились народные мастера, которые

бережно хранят старинные традиции и создают уникальные керамические

изделия.

Гончарное искусство – неотъемлемая часть нашего искусства, нашей

истории, которое является стимулом для новых творческих успехов, источником

вдохновения.

Конь – преданный друг джигита.

Если обратить свой взор вглубь многовековой истории нашего доблестного

народа, можно увидеть каким почитаемым наравне с человеком созданием

считался туркменский конь. Туркменские кони – достоинство и гордость

туркменского народа.

Туркменские скакуны, которые были выведены на туркменской земле,

являлись символом гармонии и красоты. Вот почему история любви и дружбы

между человеком и конём очень интересна. Эта история началась 5 тысяч лет тому

назад и продолжается в наши дни.

По словам известного учёного 19 века А.Вамбери: «Эти кони прекрасные

существа. Они удивительно необыкновенны. В кочевых семьях, проживающих в

пустыне, конь считается дорогим, крепким, преданным своему хозяину другом».

Их несравненная

красота, грациозность нашли свой отклик и в народном

творчестве. Пословицы: «Рай земной можно найти на спине у лошади»,

«Гарцующий конь к празднику» свидетельство тому. Туркмены ценили и баловали

своих скакунов. Они наряжали их в серебряные с драгоценными камнями

украшения.

Уважаемый Президент в своей книге «Древние и быстрые скакуны» пишет:

«Искусство выращивания и подготовки коней к скачкам берёт своё начало с

древних времён. Поэтому наши предки очень тонко подходили к этим вопросам и

передавали свой опыт из поколения в поколение. Молодые жеребята, до полного

становления их как скакунов и приучения их человеком к оседланию, требовали

больших усилий и труда. В народе об этом нелёгком труде говорят: «Пока коня на

ноги поставишь, собачью жизнь проживёшь». Искусство коневодства нашло своё

место в ряду духовных традиций нашего народа. Свидетельством совершенности

этого искусства служат пословицы: «Не конь победитель, а его хозяин», «Хочешь

приобрести коня, узнай о его хозяине», «Дерево послужит посадившему его, конь –

своему кормильцу».

Туркменский народ очень высоко ценил чуткого, преданного друга, отдавая

ему все почести, облагораживая и возвеличивая его. Об этом красноречиво говорят

сравнения в художественных текстах: «быстрокрылый конь», «скакун с поступью

невесты»,

«скакун

со

взглядом

невесты»,

«скакун

с

девичьим

нравом».

Туркменские кони, ещё в древности зарекомендовавшие себя как выносливые и

грациозные создания, по сей день удивляют и восхищают народ. О современных

достижениях наших скакунов можно много рассказывать. Кто же не слышал о

конном походе Ашхабад-Москва из 30-ти туркменских джигитов, проехавших 4300

километров в 1935 году. С одной стороны этот поход возвестил миру о

богатырстве наших джигитов, с другой – о выносливости наших скакунов. Один из

участников этого похода конь по кличке Арап в 1947 году на спортивных

состязаниях, проводимых в Москве, прыгнул на высоту 2 метра 12 сантиметров.

Большой гордостью для туркменского народа стало событие 1945 года, в котором

маршал Жуков на этом коне принял военный парад.

Создание в нашей стране Международной конной ассоциации является

данью уважения к древним традициям нашего народа. Наверное нет в туркменском

искусстве такого мастера, кто бы не воспел в своих творениях коня. Среди поэтов -

Магрупы, Шейдайы, в музыке – Мыллы Тачмырадов, Акмырат Чарыев.

Любовь к Родине у туркмен начиналась с любви к коню. Вместе с конём

Гёроглы бег защищает свою землю. Своеобразной особенностью текстов мастеров

слова о конях является отсутствие гиперболизации. Все качества, присуждённые

авторами коням в действительности были реалистичными. Туркмен не представлял

своё существование без коня. Гёроглы бег в своём обращении к Гырату: «Так сына

не желал я, как тебя».

Благодаря неустанной заботе уважаемого Президента Туркменистана

в

нашей стране во всех велаятах построены новые конные спортивные комплексы, в

которых созданы все условия для процветания коневодства. Каждый год в честь

праздника скакуна в нашей стране проводятся конференции, выставки, конные

состязания. В 2017 году в предверии проведения 5 Азиатских игр за 500 дней с

напутствием уважаемого Президента прошёл конный пробег по всем велаятам

нашей Родины. Этот проход золотыми буквами вписался в историю нашей

Отчизны.

Преподаватель русского языка финансово-экономической школы Дашогузского

велаята Пашикова Огулджемал Моб. тел.:+99365848120, раб.:90922, факс:90942



В раздел образования