Автор: Пашикова Огулджемал Тиркешовна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: Педагогическая школа имени Беки Сейтакова, город Дашогуз
Населённый пункт: Туркменистан, город Дашогуз
Наименование материала: Статья
Тема: Применение проектной деятельности в преподавании русского языка
Дата публикации: 31.05.2025
Раздел: среднее профессиональное
Преподаватель Педагогической школы имени Беки Сейтакова,
Туркменистан, город Дашогуз Пашикова Огулджемал
Великий шёлковый путь и гончарное искусство.
Зарождение гончарного искусства своими истоками уходит в глубокое
прошлое нашей славной истории. В народе говорят: «Разбившаяся посуда на
счастье». Если обратиться к этимологии этого поверья, то можно понять, как
наши предки, ссылаясь на него, избавлялись от необходимой в быту устаревшей
кухонной утвари, не жалея об этом. Нужно отметить, что наша Родина является
древнейшим очагом зарождения гончарного искусства. Свидетельством тому
являются
ценнейшие
археологические
предметы
гончарного
искусства,
найденные в различных уголках нашей страны. Цветущий Мерв, который был
расположен на пути Великого шёлкового пути, где в большом количестве были
найдены различная посуда из глины, выжиганые в специальных печах кувшины,
широко использовавшиеся в быту нашими предками, является свидетельством
тому.
Во время археологических раскопок на территории этрапа Байрамалы в
комплексе памятников Аджигуйи была найдена печь для обжигания глиняной
посуды и кувшинов. Эта печь состояла из двух частей. В нижней части зажигали
огонь, в верхней - размещались керамические предметы для обжига. Найденные
печи были разные по строению.
Как известно, в Мерве было много ремесленных мастерских. В 12 веке
известные ремесленники того времени открыли свою школу. В их мастерских
изготавливалась
различная
посуда.
В
их
изготовлении,
оформлении
использовалась различная технология, которая всё время совершенствовалась. В
дальнейшем искусство гончаров в своём совершенствовании достигло больших
высот. Изделия гончаров были различного дизайна, формы, с рисунками
растений, животных, птиц, надписями религиозного характера. Их мастерство в
изготовлении, украшении своих изделий, их технология стала использоваться и в
оформлении
дворцов,
мавзолеев,
караван-сараев
и
других
построек,
отличавшихся уникальностью красок и кирпичной укладкой. Ярким образцом
таких построек могут послужить мавзолеи Солтан Санджара, Торебег ханум,
Неджимиддина Кубра, Сейит Джемалетдина и другие памятники средневековья.
Использование глины для изготовления посуды было большим шагом на пути к
совершенствованию разума человечества. Жизненно необходимые в быту
гончарные изделия служили заменой орудий труда. Если проследить путь
совершенствования гончарных изделий: их качества, видоизменения орнамента,
использования символики религиозного характера, можно отметить, что эти
преобразования являются свидетельством взаимоотношения нашего народа с
другими соседними государствами.
Об этом очень точно подметил наш
многоуважаемый Аркадаг – Гурбангулы
Бердымухамедов в своей книге
«Туркменская культура» сказав: «Керамика является источником изучения
древней письменности и нашей богатой истории. Древние письмена являющиеся
прототипом огузской письменности, дошли до наших дней благодаря изделиям
гончарного искусства.
В период неолита и энеолита керамические изделия лепились вручную,
преимущественно ленточным способом. Позже появился гончарный круг,
ставшим одним из величайших изобретений человечества. Неолитическая
керамика Туркменистана делится на расписную и нерасписную, а именно в этот
период
зарождаются
орнаментальные
принципы,
которые
впоследствии
определяет облик прикладного искусства ранних земледельцев. В энеолите
наблюдается
значительный
прогресс
в
керамическом
производстве,
увеличивается разнообразие форм.
Туркменское
гончарство
на
протяжении
веков
сохраняло
свои
уникальные черты, отражая особенности быта и культуры народа. Традиционные
туркменские
керамические
изделия
отличались
разнообразием
форм
и
орнаментов. Встречались как простые бытовые сосуды, так и более изысканные
образцы, украшенные геометрическими узорами, изображениями растений и
животных. Часто в орнаментах прослеживались мотивы, характерные для
туркменских ковров. Мастера использовали различные техники формовки,
обжига и росписи керамики, передавая свои знания и умения из поколения в
поколение.
В различных регионах страны сохранились народные мастера, которые
бережно хранят старинные традиции и создают уникальные керамические
изделия.
Гончарное искусство – неотъемлемая часть нашего искусства, нашей
истории, которое является стимулом для новых творческих успехов, источником
вдохновения.
Конь – преданный друг джигита.
Если обратить свой взор вглубь многовековой истории нашего доблестного
народа, можно увидеть каким почитаемым наравне с человеком созданием
считался туркменский конь. Туркменские кони – достоинство и гордость
туркменского народа.
Туркменские скакуны, которые были выведены на туркменской земле,
являлись символом гармонии и красоты. Вот почему история любви и дружбы
между человеком и конём очень интересна. Эта история началась 5 тысяч лет тому
назад и продолжается в наши дни.
По словам известного учёного 19 века А.Вамбери: «Эти кони прекрасные
существа. Они удивительно необыкновенны. В кочевых семьях, проживающих в
пустыне, конь считается дорогим, крепким, преданным своему хозяину другом».
Их несравненная
красота, грациозность нашли свой отклик и в народном
творчестве. Пословицы: «Рай земной можно найти на спине у лошади»,
«Гарцующий конь к празднику» свидетельство тому. Туркмены ценили и баловали
своих скакунов. Они наряжали их в серебряные с драгоценными камнями
украшения.
Уважаемый Президент в своей книге «Древние и быстрые скакуны» пишет:
«Искусство выращивания и подготовки коней к скачкам берёт своё начало с
древних времён. Поэтому наши предки очень тонко подходили к этим вопросам и
передавали свой опыт из поколения в поколение. Молодые жеребята, до полного
становления их как скакунов и приучения их человеком к оседланию, требовали
больших усилий и труда. В народе об этом нелёгком труде говорят: «Пока коня на
ноги поставишь, собачью жизнь проживёшь». Искусство коневодства нашло своё
место в ряду духовных традиций нашего народа. Свидетельством совершенности
этого искусства служат пословицы: «Не конь победитель, а его хозяин», «Хочешь
приобрести коня, узнай о его хозяине», «Дерево послужит посадившему его, конь –
своему кормильцу».
Туркменский народ очень высоко ценил чуткого, преданного друга, отдавая
ему все почести, облагораживая и возвеличивая его. Об этом красноречиво говорят
сравнения в художественных текстах: «быстрокрылый конь», «скакун с поступью
невесты»,
«скакун
со
взглядом
невесты»,
«скакун
с
девичьим
нравом».
Туркменские кони, ещё в древности зарекомендовавшие себя как выносливые и
грациозные создания, по сей день удивляют и восхищают народ. О современных
достижениях наших скакунов можно много рассказывать. Кто же не слышал о
конном походе Ашхабад-Москва из 30-ти туркменских джигитов, проехавших 4300
километров в 1935 году. С одной стороны этот поход возвестил миру о
богатырстве наших джигитов, с другой – о выносливости наших скакунов. Один из
участников этого похода конь по кличке Арап в 1947 году на спортивных
состязаниях, проводимых в Москве, прыгнул на высоту 2 метра 12 сантиметров.
Большой гордостью для туркменского народа стало событие 1945 года, в котором
маршал Жуков на этом коне принял военный парад.
Создание в нашей стране Международной конной ассоциации является
данью уважения к древним традициям нашего народа. Наверное нет в туркменском
искусстве такого мастера, кто бы не воспел в своих творениях коня. Среди поэтов -
Магрупы, Шейдайы, в музыке – Мыллы Тачмырадов, Акмырат Чарыев.
Любовь к Родине у туркмен начиналась с любви к коню. Вместе с конём
Гёроглы бег защищает свою землю. Своеобразной особенностью текстов мастеров
слова о конях является отсутствие гиперболизации. Все качества, присуждённые
авторами коням в действительности были реалистичными. Туркмен не представлял
своё существование без коня. Гёроглы бег в своём обращении к Гырату: «Так сына
не желал я, как тебя».
Благодаря неустанной заботе уважаемого Президента Туркменистана
в
нашей стране во всех велаятах построены новые конные спортивные комплексы, в
которых созданы все условия для процветания коневодства. Каждый год в честь
праздника скакуна в нашей стране проводятся конференции, выставки, конные
состязания. В 2017 году в предверии проведения 5 Азиатских игр за 500 дней с
напутствием уважаемого Президента прошёл конный пробег по всем велаятам
нашей Родины. Этот проход золотыми буквами вписался в историю нашей
Отчизны.
Преподаватель русского языка финансово-экономической школы Дашогузского
велаята Пашикова Огулджемал Моб. тел.:+99365848120, раб.:90922, факс:90942