Автор: Чернецова Лариса Александровна
Должность: преподаватель ДМШ
Учебное заведение: МБОУДО "ПДШИ" филиал "Вознесенское музыкальное отделение"
Населённый пункт: 187750, Ленинградская обл., гп. Вознесенье, ул. Молодежная, дом 9а,
Наименование материала: открытый урок вокальный ансамбль
Тема: "Этапы работы над вокально-хоровыми навыками на уроках вокального ансамбля в 1 классе" (Конспект открытого урока)
Дата публикации: 31.05.2025
Раздел: дополнительное образование
04.03.2024г.
Открытый урок преподавателя МБОУДО «ПДШИ»
филиал «Вознесенское музыкальное отделение»
Чернецовой Ларисы Александровны,
по теме «Этапы работы над вокально-хоровыми навыками на уроках
вокального ансамбля в 1 классе»
Цель: показать формы и виды вокальной работы в младшем хоре.
Задачи:
Образовательные:
*обучать вокально-хоровым навыкам для художественного исполнения
хоровой музыки.
*Работать над развитием певческого дыхания, звуковедением, дикцией.
*Научить применять полученные вокально-хоровые навыки в работе над
хоровым произведением.
Развивающие:
*Развитие
мышление,
внимание,
музыкальную
память,
восприятие,
воображение, интерес к познавательной деятельности.
*Развивать творческие способности, вокально-хоровые навыки.
*Развивать коммуникативные навыки, умение работать в коллективе.
Воспитательные:
*Воспитывать
художественно-эстетический
вкус
учащихся,
любовь
к
хоровому пению на примере лучших образцов классической и современной
хоровой музыки.
*Формировать доброжелательное отношение к окружающим- доброту
чуткость, отзывчивость, общительность.
Сформировать:
* положительную самооценку;
*
навык
коллективного
творчества
через
совместное
исполнение
музыкальных произведений; осознание своего вклада в формирование
хорового коллектива;
* бережное отношение к своему здоровью благодаря правильному владению
певческим дыханием и звукообразованием;
Форма проведения: коллективное музицирование.
Методы обучения:
Наглядно-слуховой
*словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная
оценка исполнения);
*наглядно-образный
1
*эмоционально-образный
*проблемно – поисковый;
*объяснительно
–
иллюстративный
в
сочетании
с
репродуктивным
(вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного
детьми).
Тип урока:
комбинированный урок: повторение, закрепление умений и
навыков.
Оборудование: фортепиано, нотная литература, проектор, ноутбук, экран,
интерактивная доска.
Ход урока:
I.Вступительная часть.
Знакомство
хорового
коллектива
с
присутствующими
на
уроке
преподавателями.
Постановка основной цели и задач на урок через общение с учениками
посредством проблемно поискового метода.
- Массаж головы, лица – для снятия зажатости, с применением игры «Кто к
нам пришёл? Курочка, лиса, гусёнок, мишка, слоник».
Тремя пальцами обеих рук лёгкими постукиваниями движемся от макушки
головы к лицу, затем к шее.
Артикуляционная гимнастика:
- «Щёчки»: поочередно покусываем правую и левую щеки.
- «Шпага»: рот закрыть, кончикам языка наносить «уколы» в правую и левую
щеки, над верхней и нижней губой.
- «Пятачок»: губами, вытянутыми вперед, рисовать окружность по часовой и
против часовой стрелки.
- «Лягушка»: рот открыть, указательным пальцем удерживать нижнюю
челюсть в неподвижном состоянии в быстром темпе высовывать язык до
отказа вперед и назад.
- «Катаем воздух»: небольшое количество воздуха катаем их одной стороны
щеки в другую, затем верхи вниз, над и под губами.
II.Распевание.
Упражнения с задачами -комментариями для каждого упражнения.
- мягкий вдох и выход, отклик - понимание на дирижёрский жест
«вступление», «окончание пения»;
- распевка на 1 ступень «На одном звуке мы поём» (фиксируем внимание на
вдох и учимся слушать себя и слышать других) – на выработку чистой
интонации;
- распевка на слог «Кошкин дом» - на 2 звуках – слышание и понимание 2
рядом стоящих звука, правильное распределение дыхания;
2
- распевка «У кота» (2 варианта) – на мажор и минор, различия и сходство,
поступенное движение вверх и вниз на 3 ступени;
- распевка «Василёк» - поступенное нисходящее движение мелодии с 4
ступени вниз. Понятие «канон». Показ исполнения попевки каноном,
включаем игру «Путаница» - не закрывая уши, от начала до конца всю
попевку спеть самостоятельно, «помогает» инструмент (аккомпанемент), а
учитель вступает чуть позже и поёт эту же попевку с небольшим опозданием,
«путает».
III.Работа над программой.
1.«Осень наступила» муз. и сл. С.Насауленко:
- работа над унисоном, чистой интонацией: разучивание текста, первого
куплета;
Задача - точно интонационно вступить, продолжить на дыхании звуковую
линию.
- исполнить фразы целиком, соблюдая звуковедение legato в куплете и
staccato- в припеве;
- работа над дикцией: окончания слов одновременно в конце фраз вместе
произнести «т»;
- работа над дыханием: на вдохе, плечи не поднимать.
- исполнить произведение целиком.
2. Французская народная песня «Братец Яков»:
- настройка в тональности, поступенное движение мелодии, отпевание
устойчивых ступеней, канон – в работе;
- первый куплет: работа над унисоном, интонацией, дикцией, пение каноном
с учителем;
- знакомство с текстом второго и третьего куплета, обсуждение характера.
- демонстрация исполнение пения песни учитель - концертмейстер целиком
всей песни;
- обсуждение.
IV. Заключительная часть:
вывод, анализ исполнения – что получилось, а над чем еще предстоит
поработать.
Оценка работы учащихся, формирование положительной мотивации к
обучению.
V. Итог.
В ходе урока показана работа над формированием и закреплением вокально -
певческих навыков у детей. С этой целью подобранны распевки, упражнения
на цепное дыхание. Репертуар исполняемых произведений разнообразен,
интересен детям. Каждое произведение подобрано с целью решения
определенных педагогических задач.
3
На уроке применяются современные образовательные технологии,
в т. ч. игровые, здоровьесберегающие, проблемно-поисковые, использованы
информационно-коммуникационные
технологии,
мультимедийное
оборудование.
Заведующая филиалом «Вознесенское
музыкальное отделение» МБОУДО «ПДШИ»: ___________ С.Ю.Михайлова
4