Напоминание

"Этапы работы над вокально-хоровыми навыками на уроках вокального ансамбля в 1 классе" (Конспект открытого урока)


Автор: Чернецова Лариса Александровна
Должность: преподаватель ДМШ
Учебное заведение: МБОУДО "ПДШИ" филиал "Вознесенское музыкальное отделение"
Населённый пункт: 187750, Ленинградская обл., гп. Вознесенье, ул. Молодежная, дом 9а,
Наименование материала: открытый урок вокальный ансамбль
Тема: "Этапы работы над вокально-хоровыми навыками на уроках вокального ансамбля в 1 классе" (Конспект открытого урока)
Дата публикации: 31.05.2025
Раздел: дополнительное образование





Назад




04.03.2024г.

Открытый урок преподавателя МБОУДО «ПДШИ»

филиал «Вознесенское музыкальное отделение»

Чернецовой Ларисы Александровны,

по теме «Этапы работы над вокально-хоровыми навыками на уроках

вокального ансамбля в 1 классе»

Цель: показать формы и виды вокальной работы в младшем хоре.

Задачи:

Образовательные:

*обучать вокально-хоровым навыкам для художественного исполнения

хоровой музыки.

*Работать над развитием певческого дыхания, звуковедением, дикцией.

*Научить применять полученные вокально-хоровые навыки в работе над

хоровым произведением.

Развивающие:

*Развитие

мышление,

внимание,

музыкальную

память,

восприятие,

воображение, интерес к познавательной деятельности.

*Развивать творческие способности, вокально-хоровые навыки.

*Развивать коммуникативные навыки, умение работать в коллективе.

Воспитательные:

*Воспитывать

художественно-эстетический

вкус

учащихся,

любовь

к

хоровому пению на примере лучших образцов классической и современной

хоровой музыки.

*Формировать доброжелательное отношение к окружающим- доброту

чуткость, отзывчивость, общительность.

Сформировать:

* положительную самооценку;

*

навык

коллективного

творчества

через

совместное

исполнение

музыкальных произведений; осознание своего вклада в формирование

хорового коллектива;

* бережное отношение к своему здоровью благодаря правильному владению

певческим дыханием и звукообразованием;

Форма проведения: коллективное музицирование.

Методы обучения:

Наглядно-слуховой

*словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная

оценка исполнения);

*наглядно-образный

1

*эмоционально-образный

*проблемно – поисковый;

*объяснительно

иллюстративный

в

сочетании

с

репродуктивным

(вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного

детьми).

Тип урока:

комбинированный урок: повторение, закрепление умений и

навыков.

Оборудование: фортепиано, нотная литература, проектор, ноутбук, экран,

интерактивная доска.

Ход урока:

I.Вступительная часть.

Знакомство

хорового

коллектива

с

присутствующими

на

уроке

преподавателями.

Постановка основной цели и задач на урок через общение с учениками

посредством проблемно поискового метода.

- Массаж головы, лица – для снятия зажатости, с применением игры «Кто к

нам пришёл? Курочка, лиса, гусёнок, мишка, слоник».

Тремя пальцами обеих рук лёгкими постукиваниями движемся от макушки

головы к лицу, затем к шее.

Артикуляционная гимнастика:

- «Щёчки»: поочередно покусываем правую и левую щеки.

- «Шпага»: рот закрыть, кончикам языка наносить «уколы» в правую и левую

щеки, над верхней и нижней губой.

- «Пятачок»: губами, вытянутыми вперед, рисовать окружность по часовой и

против часовой стрелки.

- «Лягушка»: рот открыть, указательным пальцем удерживать нижнюю

челюсть в неподвижном состоянии в быстром темпе высовывать язык до

отказа вперед и назад.

- «Катаем воздух»: небольшое количество воздуха катаем их одной стороны

щеки в другую, затем верхи вниз, над и под губами.

II.Распевание.

Упражнения с задачами -комментариями для каждого упражнения.

- мягкий вдох и выход, отклик - понимание на дирижёрский жест

«вступление», «окончание пения»;

- распевка на 1 ступень «На одном звуке мы поём» (фиксируем внимание на

вдох и учимся слушать себя и слышать других) – на выработку чистой

интонации;

- распевка на слог «Кошкин дом» - на 2 звуках – слышание и понимание 2

рядом стоящих звука, правильное распределение дыхания;

2

- распевка «У кота» (2 варианта) – на мажор и минор, различия и сходство,

поступенное движение вверх и вниз на 3 ступени;

- распевка «Василёк» - поступенное нисходящее движение мелодии с 4

ступени вниз. Понятие «канон». Показ исполнения попевки каноном,

включаем игру «Путаница» - не закрывая уши, от начала до конца всю

попевку спеть самостоятельно, «помогает» инструмент (аккомпанемент), а

учитель вступает чуть позже и поёт эту же попевку с небольшим опозданием,

«путает».

III.Работа над программой.

1.«Осень наступила» муз. и сл. С.Насауленко:

- работа над унисоном, чистой интонацией: разучивание текста, первого

куплета;

Задача - точно интонационно вступить, продолжить на дыхании звуковую

линию.

- исполнить фразы целиком, соблюдая звуковедение legato в куплете и

staccato- в припеве;

- работа над дикцией: окончания слов одновременно в конце фраз вместе

произнести «т»;

- работа над дыханием: на вдохе, плечи не поднимать.

- исполнить произведение целиком.

2. Французская народная песня «Братец Яков»:

- настройка в тональности, поступенное движение мелодии, отпевание

устойчивых ступеней, канон – в работе;

- первый куплет: работа над унисоном, интонацией, дикцией, пение каноном

с учителем;

- знакомство с текстом второго и третьего куплета, обсуждение характера.

- демонстрация исполнение пения песни учитель - концертмейстер целиком

всей песни;

- обсуждение.

IV. Заключительная часть:

вывод, анализ исполнения – что получилось, а над чем еще предстоит

поработать.

Оценка работы учащихся, формирование положительной мотивации к

обучению.

V. Итог.

В ходе урока показана работа над формированием и закреплением вокально -

певческих навыков у детей. С этой целью подобранны распевки, упражнения

на цепное дыхание. Репертуар исполняемых произведений разнообразен,

интересен детям. Каждое произведение подобрано с целью решения

определенных педагогических задач.

3

На уроке применяются современные образовательные технологии,

в т. ч. игровые, здоровьесберегающие, проблемно-поисковые, использованы

информационно-коммуникационные

технологии,

мультимедийное

оборудование.

Заведующая филиалом «Вознесенское

музыкальное отделение» МБОУДО «ПДШИ»: ___________ С.Ю.Михайлова

4



В раздел образования