Автор: Балахонов Егор Андреевич
Должность: Студент
Учебное заведение: УлГТУ
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Научная статья
Тема: Обзор системы управления электродвигателями в электроавтомобилях
Дата публикации: 31.07.2025
Раздел: высшее образование
Обзор системы управления электродвигателями в
электроавтомобилях.
Управление электродвигателями в электроавтомобилях — это
ключевой
элемент,
обеспечивающий
эффективное,
надежное
и
экономичное преобразование электрической энергии из аккумуляторов в
механическую энергию, которая приводит автомобиль в движение.
Сложность и важность этой задачи обусловлена необходимостью сочетать
высокую динамику, устойчивость к перегрузкам, плавность хода и защиту
оборудования, а также учитывать особенности электрических машин
разных типов и требований современного электроавтомобиля.
1. Архитектура системы управления электродвигателем
Система
управления
электроприводом
современного
электроавтомобиля представляет собой сложный комплекс аппаратно-
программных средств, который включает:
1.1. Источник энергии — аккумуляторная батарея
Основной источник постоянного тока с высоким напряжением
(обычно 200–800 В).
Современные
аккумуляторы
—
литий-ионные,
литий-
фосфатные, обеспечивают высокую плотность энергии и стабильность.
Система управления батареей (Battery Management System,
BMS)
взаимодействует
с
контроллером,
обеспечивая
безопасную
эксплуатацию.
1.2. Инвертор (преобразователь напряжения и частоты)
Служит
для
преобразования
постоянного
напряжения
аккумулятора в переменный ток с заданной частотой и амплитудой,
обеспечивая питание электродвигателя.
Обычно построен на базе IGBT или MOSFET-модулей,
которые быстро коммутируют ток под управлением процессора.
Обеспечивает функции регулирования, защиты, диагностики и
передачи телеметрии.
1.3. Электродвигатель
В
электроавтомобилях
широко
применяются
два
типа
двигателей: бесщёточные синхронные электродвигатели с постоянными
магнитами (BLDC/PSM) и асинхронные двух- или трехфазные двигатели.
Каждый
тип
двигателя
предъявляет
свои
требования
к
управлению из-за особенностей реализации возбуждения и динамики.
1.4. Датчики и обратная связь
Датчики
положения
ротора
(например,
датчики
Холла,
энкодеры, сенсоры на эффект Холла или оптические датчики) —
необходимы для точного определения положения ротора и векторного
управления.
Датчики тока, напряжения, температуры — для контроля
рабочего состояния и защиты.
1.5. Контроллер и алгоритмы управления
Центральный вычислительный блок — микроконтроллер, DSP
или FPGA, который реализует алгоритмы управления электродвигателем,
коррекции
параметров
и
взаимодействия
с
остальными
системами
автомобиля.
Включает ПО для векторного или прямого управления
моментом, адаптивных и предиктивных алгоритмов, обеспечивающих
оптимизацию работы.
2.
Основные
методы
управления
электродвигателем
в
электроавтомобилях
2.1. Скалярное управление (U/f)
Контролирует соотношение амплитуды напряжения к частоте
питания.
Обеспечивает
минимальный
функционал
регулирования
скорости двигателя.
Используется
преимущественно
в
дешёвых
и
простых
приложениях, поскольку не обеспечивает точного и быстрого контроля
момента.
2.2. Векторное управление (Field Oriented Control, FOC)
Ключевой
современный
метод:
разделяет
токи
электродвигателя на оси, ориентированные относительно магнитного поля
ротора — ось, создающую магнитный поток (d-ось), и ось, создающую
вращающий момент (q-ось).
Управление
по
этим
осям
происходит
независимо,
что
позволяет достигается высокий КПД, точность и широкая динамика.
Позволяет двигателю работать с характеристиками, близкими к
двигателям постоянного тока, но без щеток и коммутаторов.
Обеспечивает плавный пуск, быструю реакцию на изменение
нагрузки и оптимизацию энергопотребления.
2.3. Прямое управление моментом (Direct Torque Control, DTC)
Управление
осуществляется
напрямую
по
моменту
и
магнитному потоку, без преобразования в координаты d-q.
Дает очень быстрый отклик, снижает задержки управления и
повышает быстродействие системы.
Однако требует более сложных вычислительных ресурсов и
высококачественных датчиков.
2.4. Адаптивное и предиктивное управление
Используют
модели
двигателя
для
прогнозирования
параметров и корректировки управляющих воздействий.
Повышает устойчивость к меняющимся условиям и нагрузкам,
снижает потери и снижает вероятность перегрузок.
3. Специфика управления типами электродвигателей
3.1.
Бесщеточные
синхронные
двигатели
с
постоянными
магнитами (BLDC/PSM)
Наиболее распространены за счет компактности, высокой
плотности мощности и простоты конструкции.
Управление
основано
на
постоянном
поддержании
угла
магнитного поля относительно ротора с помощью FOC или DTC.
Требуют
точных
датчиков
положения
для
реализации
алгоритма.
Обеспечивают
высокий
КПД
и
широкий
диапазон
регулирования скорости.
3.2. Асинхронные электродвигатели (АД)
Иногда используются из-за меньшей стоимости и высокой
надежности.
Управляются
посредством
частотного
преобразования
с
последующим векторным управлением.
Необходима
оценка
положения
ротора
или
адаптивное
управление без датчиков для реализации эффективного управления
моментом.
Широко применяются в системах с большими мощностями.
4. Рекуперативное торможение и его управление
Ключевая
особенность
электромобилей
—
возможность
возвращать энергию в аккумулятор при торможении.
Для этого электродвигатель переводится в генераторный
режим, и инвертор управляет подачей энергии обратно в батарею.
Система управления должна плавно переключать режимы
работы, контролировать токи и напряжения, а также учитывать состояние
аккумулятора.
Обеспечивает увеличение запаса хода и снижение износа
тормозной системы.
5. Обеспечение безопасности и надежности
Система управления реализует многоуровневую защиту: от
перегрузок, коротких замыканий, перегрева, недопустимых напряжений и
ошибок датчиков.
Встроенная
диагностика
и
логирование
позволяют
своевременно обнаруживать сбои и планировать обслуживание.
При
аварийных
ситуациях
контроллер
быстро
снижает
мощность или отключает питание для предотвращения повреждений.
6. Тенденции и инновации в управлении электродвигателями
Интеграция с системами автономного вождения и умных
транспортных средств, где управление двигателем синхронизируется с
системами стабилизации, управления торможением и навигации.
Использование искусственного интеллекта и машинного
обучения для адаптивной настройки режимов работы электродвигателей с
учетом стиля вождения и дорожных условий.
Система
многоосного
управления
для
гибридных
и
электромобилей
с
несколькими
двигателями,
обеспечивающая
оптимальное распределение тяги и эффективную работу всей силовой
установки.
Разработка
новых
типоразмеров
и
конструкций
электродвигателей, обеспечивающих более высокую мощность и удельную
энергоемкость.
7.
Практические
примеры
применения
управляемых
электродвигателей в электроавтомобилях
Tesla Model S и X
использует сложные инверторы с
векторным
управлением
для
бесщеточных
синхронных
двигателей,
обеспечивая высокую динамику и эффективный рекуперативный тормоз.
Nissan Leaf применяет асинхронные двигатели с управлением
через частотные преобразователи и электронные контроллеры с обратной
связью от датчиков.
BMW i3 использует векторное управление с продвинутыми
системами диагностики и защитой для бесщеточных двигателей.
8. Заключение
Системы управления электродвигателями в электроавтомобилях
представляют собой синтез передовых технических решений из области
силовой электроники, цифровой обработки сигналов и механики. Они
обеспечивают:
Высокую динамику и плавность управления.
Энергоэффективность и оптимизацию расхода электроэнергии.
Надежность,
безопасность
и
долгий
срок
службы
всех
компонентов.
Интеллектуальный отклик на команды водителя и состояние
дорог.
Уникальные
возможности,
такие
как
рекуперативное
торможение и интеграция с современными системами.
Развитие
технологий
управления
электродвигателями
остаётся
центральным
направлением
для
повышения
качества
и
конкурентоспособности электроавтомобилей, и оно продолжит играть
решающую роль в будущем транспорта.
Литература:
1.
Петров
А.В.
Управление
электродвигателями
и
силовая
электроника. — М.: Энергоиздат, 2019. — 320 с.
2.
Иванова Е.С., Смирнов Д.Н. Современные методы управления
электродвигателями в электротранспорте // Вестник машиностроения. —
2021. — №3. — С. 45-52.
3.
Сидоров П.П. Теория и практика векторного управления
электроприводами. — СПб.: Политехника, 2020. — 280 с.
4.
Смолин В.И., Кузнецов А.Г. Инверторы для электромобилей:
обзор и перспективы // Электротехника и электроника. — 2022. — Т. 57,
№1. — С. 12-20.
5.
Фролов С.А. Рекуперативное торможение в электроприводах
современных автомобилей // Автоматика и телемеханика. — 2019. — Т. 80,
№5. — С. 234-242.
6.
Кузнецова
М.В.
Управление
электроникой
и
силовыми
преобразователями в электротранспорте // Электроника и связь. — 2021. —
№8. — С. 77-85.
7.
Иванов А.П., Смирнова Т.В. Энергосберегающие технологии в
управлении электродвигателями // В сборнике: Современные технологии
электропривода. М.: Наука, 2021. — С. 150-169.