Автор: Малафеева Анна Александровна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ "Казанская школа №142 для детей с ОВЗ"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: статья
Тема: Особенности социальной адаптации обучающихся с умеренной, глубокой и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжёлыми множественными нарушениями развития
Дата публикации: 31.10.2021
Раздел: начальное образование
Малафеева Анна Александровна
Учитель-дефектолог
Первая квалификационная категория
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Казанская школа №
142 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Особенности социальной адаптации обучающихся с умеренной, глубокой и
тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжёлыми
множественными нарушениями развития
Устойчивое увеличение в общей популяции числа детей с нарушениями развития
определяет необходимость совершенствования системы комплексной медико-психолого-
социально-педагогической помощи этим детям. Одной из основных задач обучения и
воспитания
детей
с
нарушениями
развития
является
реализация
потенциальных
возможностей их познавательной деятельности и личности в целом, их социальная адаптация
и включение их в среду в качестве полноправных членов общества.
Понятие адаптации — один из основных в научном исследовании организма,
поскольку именно механизмы адаптации, выработанные в процессе эволюции, обеспечивают
возможность организма в постоянно изменяющихся условиях внешней среды. Благодаря
процессу адаптации достигается оптимальное функционирование всех систем организма и
сбалансированность в системе «человек – среда». Одним из первых кто стал изучать
проблему функционирования живого организма как целостной системы, был французский
физиолог К. Бернар. Он выдвинул гипотезу о том, что любой живой организм, в том числе и
человеческий,
существует,
так
как
обладает
возможностью
постоянно
сохранять
благоприятные для своего существования параметры внутренней среды организма, а это, в
свою очередь, происходит потому, что все системы и протекающие в организме процессы
находятся в равновесном состоянии. Причём болезненное состояние будет сохраняться на
протяжении всего времени восстановления параметров, обеспечивающих нормальное
существование организма. Если же необходимых для сохранения равновесия внутренней
среды прежних параметров достичь не удаётся, то организм может попытаться достичь
равновесия при других, изменённых параметрах.
В этом случае общее состояние организма может отличаться от нормального. Очень
часто
проявлением
такого
равновесия
является
хроническое
заболевание.
Однако
жизнедеятельность организма обеспечивается не только за счёт стремления к внутреннему
равновесию всех систем, но и за счёт постоянного учёта факторов, воздействующих на этот
организм извне. Дело в том, что любой живой организм существует в определённой среде.
Он не может существовать вне среды, поскольку вынужден постоянно получать из внешней
среды необходимые для жизни компоненты. Полная изоляция живого организма от внешней
среды равносильна его гибели. Поэтому живой организм, стремясь к достижению
внутреннего равновесия, должен одновременно приспосабливаться к условиям среды, в
которой он находится. Именно это явление и определяет содержание понятия «адаптация».
Точно так же и человек не может жить, не соприкасаясь со средой, но его главным отличием
по сравнению с другими представителями животного мира является то, что он не может
существовать, не соприкасаясь не только с физической, но и с социальной средой, поскольку
человеческие качества и свойства конкретный индивид приобретает, только находясь в
социуме. Следовательно, адаптация человека протекает на более высоком уровне и
осуществляется за счёт сложных механизмов физиологической, психологической и
социальной адаптации.
При исследовании адаптации и функциональных состояний выделяют несколько
типов состояний, обусловленных уровнем активности различных механизмов, систем и
органов. Прежде всего, это релаксация — состояние успокоения, расслабления и
восстановления. Сон — это периодически возникающее функциональное состояние человека
со специфическими поведенческими проявлениями в вегетативной и моторной сферах.
Оптимальное рабочее состояние — это когда человек действует наиболее эффективно.
Утомление — это состояние, характеризующееся временным снижением работоспособности
под влиянием длительного воздействия нагрузок. Стресс — ещё один вид функционального
состояния,
который
характеризуется
повышенной
физиологической
и
психической
активностью. Стресс — это неспецифический ответ организма на предъявляемые ему
внешние и внутренние требования.
Во многих источниках дается следующее определение умственной отсталости:
«Умственная
отсталость
–
это
стойкое,
необратимое,
нарушение
познавательной
деятельности,
вызванное органическим повреждением коры головного мозга».
Это
качественное изменение всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом
перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такое
развитие, при котором страдают не только интеллект, но эмоции, воля, поведение,
физическое развитие. Такой характер развития вытекает из особенностей их высшей нервной
деятельности.
А.Р. Лурия, В.И. Лубовский, С.Я. Рубинштейн, Н.В. Певзнер в своих исследованиях
показали, что умственно отсталые имеют довольно грубые изменения в условно-
рефлекторной
деятельности,
нарушения
процесса
возбуждения
им
торможения,
взаимодействия сигнальных систем. Все это является физиологической основой для
аномального психического развития ребенка, включая эмоции, волю, процессы познания,
личность в целом.
На основании этих исследований они сделали вывод: умственно отсталый ребенок
может развиваться и обучаться, но только в пределах своих биологических возможностей.
Эта истина довольно трагична для родителей умственно отсталых детей, так как им хочется
сделать все возможное, чтобы их ребенок стал «как все». В нашей стране над проблемой
лечения умственно отсталых людей работало много специалистов как в области медицины,
так и в области психологии (М.С. Певзнер, А.Р. Лурия, В.И. Лубовский, Л.С. Выготский,
Г.Н. Дульнев, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, Б.И. Пинский, Л.В. Занкова).
В своих исследованиях они пришли к тому же мнению что и западные специалисты.
Умственная отсталость не лечится. Врач может назначить стимулирующую терапию (если
нет каких- либо противопоказаний), но ее эффект может осуществиться в пределах
биологических возможностей организма конкретного ребенка. Таким образом, прогноз
развития и социальной адаптации умственно отсталых детей в большей степени зависит от
системы воспитания и обучения, а также от степени умственной отсталости. В современной
классификации выделяют следующие степени умственной отсталости:
— тяжелая — идиотия (тяжелая, средняя, легкая формы);
— средняя – имбецильность (тяжелая, средняя, легкая формы);
— легкая – дебильность (тяжелая, средняя, легкая формы).
Умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, но это не означает,
что оно не поддается коррекции. При правильно организованном психолого-педагогическом
воздействии в условиях образовательных учреждений отмечают положительную динамику в
развитии детей. Система этих воздействий благоприятно влияет на адаптацию детей к
процессу воспитания и обучения в условиях школьного образования.
Рассматривая особенности социальной адаптации умственно отсталых детей, следует
рассмотреть критерии адаптационных возможностей. В качестве критериев выступают
следующие: игра, общение со взрослыми и сверстниками, самообслуживание детей.
В младшем школьном возрасте у умственно отсталых школьников с умеренной,
глубокой и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и
тяжёлыми множественными нарушениями развития преобладают бесцельные действия с
игрушками (несет кубик в рот, бросает куклу), позже появляются предметно-игровые
действия (укачивание куклы, катание машины), процессуальная игра — многократное
повторение
одних
и
тех
же
действий.
Игровые
действия
не
сопровождаются
эмоциональными
реакциями
и
речью.
Сюжетно-ролевая
игра
самостоятельно,
без
специального коррекционного обучения не формируется.
Для всех «особых» детей значимым является овладение навыками самообслуживания,
приспособление
к
жизни
людей,
к
стилю
жизни
в
обществе,
для
адаптации
в
микросоциальной среде. Основной задачей обучения навыкам является целенаправленная
подготовка к жизни, снижению уровня опеки со стороны родителей, для формирования
максимального уровня самостоятельности. Необходимым условием является создание
атмосферы
доброжелательного
общения,
совместная
с
родителями
деятельность,
соответствующая уровню развития и индивидуальным особенностям. Поддерживается
активность ребёнка, пресекается возможная агрессия.
Самообслуживание
и
социальные
навыки
отрабатываются
исключительно
в
естественно возникающих ситуациях и в подходящее для этого время. Параллельно должна
вестись работа с родителями. Ведь в работе с «особым» ребёнком нужно придерживаться
единой тактики всем, кто его окружает, поэтому следует подключать к занятиям всех членов
семьи. Занятия должны быть интересными и сбалансированными.
Могут возникнуть особые проблемы, если ребёнок может, но не хочет. Дети с
большим вниманием относятся к тому, что для них является более новым, сложным, чем то,
к чему они привыкли. Заранее должен программироваться успех, похвала, то есть задания
подбираются, которые им нравятся.
Если ребёнок не может сконцентрировать внимание, из-за недостатка уровня развития
или части большой проблемы, то прежде чем учить его, необходимо учить концентрировать
внимание. Именно зрительный контакт означает, что ребёнок сосредоточил внимание.
Ребёнок следует взглядом за направлением взгляда взрослого или за жестом его
указательного пальца, или может бросать взгляд на взрослого, как бы проверяя, смотрит ли
он на тот же предмет. Если ребёнок не обнаруживает эти умения, то они должны стать
основными задачами, т.к. без них невозможно овладеть социальными навыками, навыками
общения, позже, навыками тонкой моторики.
Необходимо учить ребенка ставить долгосрочные и краткосрочные цели и задачи:
например, долгосрочная цель — научить ребёнка оправлять естественную нужду.
Краткосрочные цели: научить ребёнка терпеть и знать, что ему нужно помочиться; научить
проситься на горшок; научить самостоятельно идти в туалет; научить снимать одежду;
научить справлять нужду; научить вытираться; научить надевать одежду; научить убирать за
собой.
Особое
внимание
следует
обратить
на:
самостоятельность
в
элементарных
хозяйственно-бытовых делах в семье, посильную помощь семье в уборке, умение
ориентироваться в окружающей действительности, умение организовать свой досуг,
развитие речи, отражение в словах и фразах своих действий. Овладение простейшими
навыками самообслуживания снижает зависимость «особого» ребёнка от окружающих,
«работает» на укрепление его уверенности в своих силах. Поэтому, формирование
минимально необходимых жизненно-практических навыков должно быть особо значимым.
У «особых» детей возможно успешное формирование последовательно усложняющихся
навыков: гигиена тела, пользование туалетом, приём пищи, правильное обращение с
продуктами питания, их элементарной обработки, одевание и раздевание, обувание и снятие
обуви, уход за одеждой и обувью, поддержка в помещении порядка, уборка за собой
игрушек, уход за домашними животными.
Формируя у «особого» ребёнка социальные навыки и умения, необходимо добиваться
его положительного отношения к их освоению. Навыки общения, особенности общения
нормально развивающихся детей с «особыми детьми» включает следующий ряд сложностей.
Как известно, умственно отсталым школьникам с умеренной, глубокой и тяжелой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжёлыми множественными
нарушениями развития свойственны: эмоциональные отклонения (частая смена настроений);
отсутствие инициативы и самостоятельности; они с трудом переключаются на другую
деятельность; охотно подражают другим; действуют по стереотипу, по заученным штампам;
легко поддаются внушению, либо сопротивляются всему новому. Можно сказать, что у
данной
категории
детей
повышенная
внушаемость
сочетается
с
негативизмом,
неустойчивость в деятельности сочетается с большой инертностью.
Как помочь таким детям в общении? Детей нужно постоянно учить всему, даже
улыбаться. Ведь улыбка возникает под воздействием социальных факторов, а не дана нам с
рождения. Для «особых» детей нужно создавать ситуации, стимулирующие их речь,
поощрять любую речь, даже лепетную.
Для понимания смысла, полезно на всех предметах обихода прикреплять таблички с
нарисованными названиями (стол, стул, дверь, окно, пр.). Показывая табличку, нужно
произносить слово и указывать на предмет. Для проверки можно спросить, где предмет. Если
ребёнок затрудняется, повторить всё сначала. Позднее, можно прикрепить к стене табличку,
где написано слово и под ним рисунок предмета.
Необходимо проводить работу с картинками, где изображены хорошо знакомые
предметы, животные, дети, взрослые, их действия. Подбирать картинки необходимо так,
чтобы
можно
было
соотнести
их
с
окружающей
обстановкой.
Главное,
чтобы
рассматривание вызывало у ребёнка эмоции, сопровождалось речью.
В процессе формирования социальной адаптации умственно отсталых школьников с
умеренной,
глубокой
и
тяжелой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) и тяжёлыми множественными нарушениями развития должны решаться
следующие задачи:
1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в
процессе обучения и коррекция их недостатков. Основное внимание в этой работе должно
быть направлено на умственное развитие.
2. Воспитание умственно отсталых школьников с умеренной, глубокой и тяжелой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжёлыми множественными
нарушениями развития, формирование у них правильного поведения. Основное внимание в
этом разделе работы направлено на нравственное воспитание.
3. Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда. Физическое
воспитание. Самообслуживание.
4. Бытовая ориентировка и социальная адаптация – как итог всей работы.
Максимально возможное развитие может быть достигнуто только при соблюдении
ряда условий: более раннее начало коррекционной работы; благоприятная семейная
обстановка и тесная связь общеобразовательного учреждения с семьёй; применение
адекватной программы и методов обучения, соответствующих реальному возрастному
периоду и реальным возможностям аномальных детей и целям их воспитания.
Социальная адаптация - приспособление, приведение индивидуального и группового
поведения «особых» детей в соответствие с системой общественных норм и ценностей. У
«особых» детей, из-за дефектов развития, затруднено взаимодействие с социальной средой,
снижена способность адекватно реагировать на происходящие изменения. Они испытывают
особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может
вызвать у них неадекватную реакцию и привести к отклонению в поведении. В задачи
развития и воспитания «особых» детей входит обеспечение адекватного взаимоотношения их
с обществом, осознанного выполнения социальных норм и правил. Социальная адаптация
открывает «особым» детям возможность активного участия в общественной жизни.
Список литературы:
Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности //Вопросы
психологии. – 1989. № 1 – С.92 – 100.
Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., Генезис, 2001.
– 340 с.
Битянова М.Р.
«Адаптация ребенка в школе: диагностика,
коррекция,
педагогическая поддержка» (5-901030-15-Х) — книга автора Битянова М.Р., 112 с. Издано:
(1997).
Вегнер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. В 2-х частях. – М.:
Генезис, 2001. – 425с.
Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых
дошкольников.- М.: Педагогика, 1985. -128с.
Гаркуша
Ю.Ф.
Социальная
адаптация
и
интеграция
детей
с
особыми
образовательными потребностями.- Изд.: Секачев В., 2008.-132с.