Автор: Коркмазова Мира Аскербиевна
Должность: Заведующий
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад № 5 "Орешек"
Населённый пункт: город Черкесск, Карачаево-Черкесская Республика
Наименование материала: Экологический проект
Тема: по созданию условий для экологического воспитания детей на прогулочной площадке
Дата публикации: 31.10.2024
Раздел: дошкольное образование
Экологический
проект по созданию
условий для
экологического
воспитания детей на
прогулочной
площадке
Заведующий МКДОУ «Детский сад № 5 «Орешек»
Коркмазова Мира Аскербиевна
г. Черкесск
2024
Экологический проект по созданию
условий для экологического воспитания
детей на прогулочной площадке
Заведующий МКДОУ «Детский сад № 5 «Орешек» г. Черкесска, Карачаево-
Черкесской Республики.
Тип: образовательный.
Участники проекта: сотрудники ДОУ, дети и родители.
Срок реализации: один учебный год
В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание
экологическому воспитанию детей. Одно из важнейших условий
формирования экологических представлений – это непосредственное
наблюдение детей за объектами и явлениями в природе. Поэтому
необходимо предоставить детям возможность общаться с живой природой и
наблюдать за растениями и животными. Растения, которые растут на
участках детских садов, могут предоставить малышам богатейший
познавательный материал, а педагогу -возможности для реализации
полноценного экологического воспитания. Для решения данной проблемы
необходимо создание комфортной ландшафтной зоны на территории
детского сада, озеленение групповых участков, их благоустройство.
Одна из важнейших проблем современности, которой занимаются поколения
педагогов, практиков, родителей – это проблема социально-нравственного
становления личности.
Воспитание дошкольников необходимо проводить с учетом возрастных
особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний
и экологически правильного, доброжелательного отношения к природным
объектам. Для того, чтобы научить детей правильно относиться к природе,
любить её, заботиться о ней, необходимо дать им определенные знания о
живой и неживой природе в специально созданной эколого – развивающей
среде.
Созданная на территории ДОУ эколого-развивающая среда позволяет
проводить с воспитанниками непосредственно образовательную
деятельность в разных формах, знакомить их с объектами живой и неживой
природы.
В ходе работы по экологическому образованию дошкольников и изучения
инновационных подходов к созданию эколого-развивающего пространства
передо мной встала задача расширения деятельности в данном направлении.
Территория детского сада - это огромная составляющая в жизни каждого
ребёнка - дошкольника. Безусловно, дизайн участка должен быть значимым
в образовательном процессе, а также комфортным, удобным и безопасным.
Актуальность дизайнерского оформления прогулочной площадки привели
к необходимости поиска новых путей решения данных проблем.
В основу создания эколого-развивающей среды заложена идея интеграции,
поэтому одним из ведущих аспектов педагогической деятельности является
связь экологического образования с другими направлениями: физическим,
социально- личностным, познавательно-речевым, художественно-
эстетическим. Созданная таким образом эколого-развивающая среда
обеспечивает инновационные подходы к нравственному и экологическому
образованию дошкольников. Она выстроена с учётом ряда особенностей:
-приоритетного осуществления экологического развития и наличия
проблемы обеспечения психологического благополучия и здоровья детей;
-сочетаемости ФГОС и ФОП дошкольного образования муниципального
казенного дошкольного учреждения «Детский сад № 5 «Орешек» города
Черкесска.
- регионального компонента (ближайшее природное окружение, природные
факторы);
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста – в соответствии с
концепцией автора программы "Юный эколог" С. Н. Николаевой –
предполагает формирование осознанно – правильного отношения к
природным явлениям и объектам, которые его окружают и с которыми он
знакомится в дошкольном детстве. Обновление эколого-развивающей среды
на прогулочной площадке для обеспечения более качественного обучения и
воспитания детей основывается на принципах:
- принцип гуманизации – предполагает обращенность к личности ребёнка,
обеспечении условий для обучения, воспитания и развития в соответствии
с его интересами, способностями и возможностями;
-принцип научности – научность учебного материала обязывает включать в
содержание строго проверенные и установленные наукой факты;
-принцип системности и доступности – предполагает использование
предметно-цикловой структуры, на основе которой строится содержание
экологического образования как логической системы формируемых знаний,
умений и навыков. Доступность – соответствие возрасту, уровню
подготовленности и познавательным возможностям;
-принцип гибкости – обеспечивает реальную возможность оптимального
учёта специфики региона, природных ресурсов, отличительных особенностей
детского учреждения, возможность изменения содержания экологического
образования в зависимости от изменяющихся условий;
-принцип деятельной направленности экологического образования –
предполагает непосредственную связь требований к знаниям и умениям с
содержанием деятельности, понимание важности формирования не только
экологических знаний, но и способностей к активной деятельности в
изменяющихся условиях окружающей среды;
-принцип психологической комфортности – создание образовательной
среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов;
-принцип деятельности – новые знания вводятся не в готовом виде, а через
самостоятельные "открытия" его детьми;
-принцип творчества – участие в совместной с взрослыми деятельности -
сориентирован на приобретение детьми собственного опыта.
Мною разработан перспективный план работы с детьми и родителями по
созданию эколого-развивающей среды на прогулочной площадке.
Задачи, ориентируемые на детей:
-Создание условий на прогулочной площадке для экологического
образования дошкольников.
- Учить детей доброте; умению видеть и радоваться красоте окружающего.
- Осуществление целостного подхода к оздоровлению детей средствами
природы.
- Привлечение внимания детей детского сада к проблемам загрязнения
территории.
-Воспитание осознанно бережного, доброжелательного отношения ко всему
природному миру; чувства взаимопомощи, сотворчества; желания защитить
природу.
Задачи, ориентируемые на родителей:
-Привлечение родителей к созданию экологических пространств на
прогулочных площадках.
-Повышение уровня знаний родителей в вопросах организации
экологически чистых современных пространств.
-Содействие сотрудничества детей и взрослых; активизация совместной
семейной детско-взрослой творческой деятельности.
Работа по дизайну прогулочной площадки проходила в три этапа.
Цель проекта: благоустройство и озеленение территории детского сада,
создание комфортной ландшафтной зоны для осуществления
экологического и нравственного воспитания дошкольников.
Задачи:
• создание экологически благоприятной среды на территории ДОУ;
• формирование условий для эффективного экологического образования
дошкольников, способствующего воспитанию экологической культуры и
осознанного отношения к природе;
• содействие сотрудничеству детей и взрослых. Привлечение родителей для
создания эколого-развивающей среды.
• осуществление трудового воспитания детей в процессе ухода за зелеными
насаждениями;
• пропаганда охраны окружающей среды и формирование экологической
культуры населения.
Ожидаемые результаты:
• Создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды.
• Совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов.
• Участие сотрудников ДОУ в работе по созданию ландшафтного дизайна.
• Взаимодействие с родителями по благоустройству и озеленению
территории.
Качественные показатели:
В результате реализации проекта на территории детского сада создана
благоприятная эколого-развивающая среда, где ребенок проводит все
свое время в летний период.
Эстетическая
Созданы условия для формирования у ребенка чувства прекрасного.
Эстетика оформления, продуманный дизайн – основа для развития
эстетического восприятия, вкуса.
Как говорил К. Д. Ушинский, «Прекрасный ландшафт имеет такое
воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно
соперничать влиянию педагога».
Информационная
Оформленная территория детского сада способствует уточнению и
закреплению знаний у детей, полученных в процессе НОД, во время
наблюдений (например, знаний о лекарственных растениях, строении
растений, деревьев).
Развлекательная
Обеспечение пространства игровым материалом (машины, сказочные
персонажи, беговые дорожки, так как игра является ведущим видом
деятельности детей дошкольного возраста.
Результативность проекта:
Созданная на территории ДОУ экологически благоприятная среда
позволила в дальнейшем эффективнее осуществлять работу по
экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Благоустроенная
ландшафтная зона, озелененные прогулочные участки, пополняются и
обновляются игровым и спортивным оборудованием. По всей территории
детского сада расставлены забавные сказочные герои, «волшебные» деревья,
фигурки животных, птиц и т. д. Посажена аллея «Сад Памяти» из
гибискусов, посвященная Дню Победы.
Ежегодное участие в конкурсе «Лучший участок», «Самая красивая клумба».
Активное взаимодействие с родителями, проведение совместных акций
«Берегите птиц!», «Не рвите первоцветы», «Помогите птицам» и т. д.)
поднимает статус дошкольного учреждения среди населения, создаёт
поистине зеленый уголок родного города.
Сначала я провела анкетирование для родителей. По результатам
анкетирования поняла, что у родителей недостаточно знаний в вопросах
организации экологического пространства. На родительском собрании
изучили литературу по теме. Родители вместе с детьми приняли участие в
природоохранной акции «Очистим участок от мусора». Затем мы
подготовили необходимые материалы, используемые в дальнейшем для
преобразования территории: подвезли плодородную землю на клумбы и
огород, приобрели семена растений, вырастили цветочную рассаду, собрали
нетрадиционный материал (автомобильные шины, пластиковые бутылки,
пиломатериалы).
Итак, ненужные старые чашки превращаются в замечательные грибочки, на
которых можно и отдохнуть.