Автор: Первухина Екатерина Алексеевна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №97"
Населённый пункт: г.Новокузнецк,Кемеровская область
Наименование материала: Конспект урока
Тема: «Романтические рассказы М. Горького. «Старуха Изергиль (легенда о Данко). «Челкаш» (самостоятельно)».
Дата публикации: 31.12.2022
Раздел: среднее образование
Конспект урока литературы
Предмет: литература
Ф.И.О. учителя русского языка и литературы: Первухина Екатерина Алексеевна
Программа, по которой работает учитель: «Литература»
В. П. Полухина, В. Я. Коровина.
Тема урока: «Романтические рассказы М. Горького. «Старуха Изергиль (легенда о Данко). «Челкаш»
(самостоятельно)».
Цель урока: сформировать представление учеников о романтизме, романтическом герое и романтическом рассказе
«Старуха Изергиль».
Тип урока: изучение нового материала
Задачи урока:
Обучающие:
- совершенствовать умение обучающихся анализировать текст художественного произведения;
- совершенствовать умение выявлять из текста главную мысль;
- обобщить сведения о романтизме как направлении в литературе;
- сформировать представление о романтическом герое в произведении «Старуха Изергиль».
Воспитательные:
-
в
оспитывать уважение к одноклассникам во время устного ответа по предмету;
- формировать аккуратность в оформлении письменных работ, записи в рабочей тетради по предмету;
- формировать в учащихся такие качества как самоотверженность, благородство и сострадание на примере анализа
художественного произведения М. Горького «Старуха Изергиль»;
- совершенствовать стремление к системным знаниям по предмету и самоконтролю;
- способствовать достижению успеха в деятельности каждого ученика, воспитывать интерес к предмету.
Развивающие:
- развивать монологическую речь с помощью устных развернутых ответов по литературе, оценочных высказываний;
- совершенствовать воображение, образное и логическое мышление в процессе анализа фрагментов художественного
произведения;
- совершенствовать зрительное и слуховое внимание учеников во время оценки результатов ответов учащихся.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, слайд – презентация, компьютер, раздаточный материал, учебник
(Литература. В. П. Полухина, В. Я. Коровина. 7 класс. : учебник под редакцией В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева. - М. :
Просвещение, 2010. -335 с.).
Список литературы: Литература. В. П. Полухина, В. Я. Коровина. 7 класс. : учебник под редакцией В. Я. Коровиной,
В. П. Журавлева. - М. : Просвещение, 2010. -335 с.
Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. —
2-е изд. — М. : Просвещение, 2017. — 240 с.
План и хронометраж урока по литературе
Этапы урока
Хронометраж
1. Организационный этап
1-2 мин.
2. Опорное повторение
10 мин.
3. Изучение нового материала
15-20 мин.
4. Объяснение домашнего задания
2 мин.
5. Закрепление изученного материала
5-8 мин.
6. Подведение итогов, обобщение
2 мин.
Ход урока литературы
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Примечания
1. Организационный
этап.
1. Метод: репродуктивный
Прием: вводное слово.
Добрый день, ребята! Сегодня мы
с вами продолжаем изучать
творчество Максима Горького.
Нашей центральной темой для
разговора станет сегодня рассказ
«Старуха Изергиль».
2. Опорное повторение
2. Метод: репродуктивный
Приём: письменный контроль.
На прошлом уроке мы с вами
изучали автобиографическую
повесть «Детство» М. Горького.
Сегодня мы с вами напишем тест,
отметки за который пойдут в
журнал. Обратите внимание на
тесты, которые лежат у вас на
столах. Все ли задания вам
понятны? Хорошо! Тогда
приступаем к выполнению теста.
На работу вам даётся 10 минут.
Ключ к тесту:
1 – б, 2 – а
3 – а, 4 – бабушка;
5 – дед; 6 – цыганок;
7 – за мастера Григория, кот. дед
прогнал на улицу.
8 – цыганок; 9 – над мастером
Григорием; 10 – начинается с
приезда мальчика с бабушкой и
матерью в дом к деду, а
заканчивается – «уходом» в люди.
Раздаточный материал с
тестом:
1) Акулина Ивановна
приходилась главному
герою:
А) Мамой
Б) Бабушкой
В) Тётей
2) Как зовут мать
главного героя?
А) Варвара
Б) Акулина
В) Евгенья
Г) Анисья
3) Кто из героев является
подкидышем в семье
Кашириных?
А) Иван Цыганок
Б) Хорошее Дело
В) Дядя Петр
Г) Алексей
4) Кто из героев повести
«Детство» нюхал табак из
черной табакерки?
5) Кто и по какому
поводу кричал: «По миру
пущу!..»?
6) Кто в доме деда, по
выражению Алеши,
занимал особое место и
почему?
7) За кого, как считала
бабушка, накажет
Господь Кашириных?
8) Кто из героев любит
воровать товары на
базаре?
9) Над кем особенно
любят подшучивать
дядья Яков и Михайло?
10) Как начинается и как
заканчивается повесть
Горького «Детство»?
3. Изучение нового
материала.
3. Метод: репродуктивный
Приём: беседа.
Сдаем тесты на первые парты.
Итак, сегодня мы с вами начинаем
изучение рассказа Максима
Горького «Старуха Изергиль».
Дома вы самостоятельно читали
легенду о Данко. Обратите
внимание на название нашей темы
– романтические рассказы.
Романтизм. Что это за направление
в литературе и чем оно
характеризуется?
Ответ по предмету:
Романтизм - особый тип
творчества, характерным
признакам которого является
отображение и воспроизведение
жизни вне реально-конкретных
связей человека с окружающей
действительностью, изображение
исключительной личности, часто
одинокой и неудовлетворенной
настоящим, устремленной к
далекому идеалу и потому
находящемся в резком конфликте с
обществом, с людьми.
Слайд с определением:
Романтизм – это
художественное
направление в культуре,
характеризующееся
изображением сильных
страстей, идеального мира
и борьбы личности с
обществом.
4. Метод: репродуктивный
Приём: инструктирующее слово.
Запишите определение
романтизма к себе в тетрадь. Как
вы думаете, кто такой
романтический герой?
Образец ответа:
Романтический герой – часто
одинокая личность, которая
стремится к идеалу, но находится в
конфликте с обществом.
5. Метод: исследовательский
Приём: работа с текстом.
Романтизмом окутано всё
произведение. Романтические
герои предстают в романтическом
пейзаже.
Ответ по предмету:
1) С. 86
Ночь – это таинственное время
суток.
2) Художественные образы в
рассказе – море, тучи, солнце,
Давайте подумаем:
1) В какое время суток происходят
события в рассказе? Почему?
Найдите эпизод, в котором
описывается время суток.
2) Какие природные образы вы бы
могли выделить?
3) А какие художественные
методы использовал Максим
Горький при изображении
природы?
луна, ветер.
3) Максим Горький использовал
при создании образов природы
олицетворение, эпитеты и
метафоры.
6. Метод: исследовательский
Приём: постановка проблемного
вопроса.
Хорошо! Посмотрите внимательно
на слайд. Запомните эти слова.
Что изменилось при
перелистывании слайда?
Образец ответа:
На слайде пропало слово легенда.
Слова на слайде:
Рассказ
Автобиография
Псевдоним
Повесть
Метафора
Олицетворение
Легенда
7. Метод: исследовательский
Приём: постановка проблемного
вопроса
Метод: репродуктивный
Приём: инструктирующее слово.
Правильно! А кто скажет, что
принято называть легендой в
литературе?
Хорошо! Запишите определение со
Образец ответа:
Легенда – это произведение,
созданное народной фантазией, где
сочетаются реальное
(историческое событие или лицо) и
фантастическое.
Образец записи:
Легенда – это рассказ
поучительного содержания о
Слайд с определением
легенды:
Легенда – это рассказ
поучительного содержания
о выдающемся событии
или поступке человека,
повествование о
необыкновенном, чудесном
происшествии, которое
воспринимается как
слайда к себе в тетрадь.
выдающемся событии или
поступке человека, повествование
о необыкновенном, чудесном
происшествии, которое
воспринимается как достоверное.
достоверное.
8. Метод: исследовательский
Приём: постановка проблемного
вопроса.
Итак, мы с вами сделали вывод,
что легенда – это поучительный
рассказ. В каждом поучительном
рассказе должна быть тема. Как вы
думаете, какова главная тема
произведения «Старуха
Изергиль»? Как вы это поняли?
Аргументируйте свой ответ.
Ответ по предмету:
Это тема подвига, смелости,
трусости, героизма.
Это понятно на примере
самопожертвования Данко своей
жизнью ради людей.
9. Метод: исследовательский
Приём: работа с текстом.
Обратимся с вами к началу текста.
1) Как Максим Горький
характеризует племя? Кто эти
люди?
2) Как эти смелые люди оказались
в лесу? Из-за чего?
3) Сопоставьте характеристику
племени и места, куда их изгнали.
Отличаются ли они? Чем?
4) Пыталось ли что-то сделать
племя? К чему это привело?
Найдем пример из текста.
Образец ответа:
С. 85
1) «Жили на земле…»
2) «И вот пришла однажды…»
3) Они противопоставляются.
Люди были смелыми, сильными,
веселыми, а лес тёмный,
непроходимый и густой.
4) Племя ничего не пыталось
сделать, лишь думало.
«Это были всё-таки сильные
люди…»
5) «Данко – один из тех смелых
людей…»
5) Бездействие племени породило
лишь страх. Но явился Данко и
спас всех. Найдите описание
Данко на страницах легенды.
6) Данко хотел всех спасти и
вывести из леса. Но почему тогда
племя начало сперва роптать, а
потом и вовсе обрушилось на него
с гневом?
7) А какое чувство испытывает
Данко, когда смотрит на толпу
негодующих людей?
«Посмотрели на него и увидали…»
«И вот стали роптать на Данко…»
6) Данко стал вызывать у людей
раздражение, т.к. «стыдно было
сознаться в бессилии». Его стали
упрекать.
«А из тьмы ветвей смотрело…»
7) «А лес все гудел и гудел…»
Сперва он испытал негодование,
но оно подавилось в нем желанием
спасти людей.
10. Метод: творческое чтение
Приём: выразительное чтение.
Метод: репродуктивный
Приём: беседа.
- Что сделаю я для людей?! —
сильнее грома крикнул Данко.
И вдруг он разорвал руками себе
грудь и вырвал из нее своё сердце и
высоко поднял его над головой.
Оно пылало так ярко, как солнце,
и ярче солнца, и весь лес замолчал,
освещенный этим факелом
великой любви к людям, а тьма
разлетелась от света его и там,
глубоко в лесу, дрожащая, пала в
гнилой зев болота. Люди же,
изумлённые, стали как камни.
Образец ответа:
1) Данко вырвал сердце для того,
чтобы показать, что он
действительно любит людей.
2) С. 89
«Люди же, радостные и полные…»
3) Нет, потому что целое племя
было спасено благодаря Данко. Но
люди сами оказались
неблагодарными. Они даже не
заметили из-за своей радости этого
горя (смерти человека).
4) Данко можно назвать героем,
ведь он принес свою жертву во
благо народа. Именно так и
поступают романтические герои.
Они часто одинокие и идут против
общества или природы. В данном
1) Для чего Данко вырвал из груди
сердце?
2) Как люди отнеслись к смерти
Данко? Найдите этот фрагмент
в тексте.
3) Напрасна ли смерть Данко?
4) Можно ли назвать Данко
героем?
5)Какова идея легенды?
случае, Данко идет против
природы. чтобы спасти целое
племя и вывести его на свет.
5) Данко не думал о славе,он
жертвовал жизнью ради спасения
ближних,а не ради славы или
оценки подвига.Главная мысль
легенды-подвиг бессмертен ,но
зачастую незаметен и
безымянен ,и лишь единицы
способны оценить принесённую
жертву-жизнь человека.Оценит
лишь тот,кто способен на
подобное.Подвиг Данко не
напрасен,им двигала любовь к
людям и его "горящее сердце"живо
до сих пор. Сердце Данко-это
символ доброты,бескорыстия и
неравнодушия человечества и в
жизни есть всегда место подвигу.
4. Объяснение
домашнего задания.
11. Метод: репродуктивный
Приём: инструктирующее слово.
Хорошо! Сейчас мы с вами
запишем домашнее задание. Дома
вам необходимо самостоятельно
написать сочинение по повести
«Детство» Максима Горького. На
основе сопоставления темных и
светлых сторон жизни, вы
раскроете темы, которые
изображены у нас на доске.
Темы для сочинений:
1) «Алеша в доме деда»
2) «Что нравилось Алеше в
окружающих его людях?»
Запишите темы, которые записаны
на доске. Ваша задача – выбрать
любую из предложенных тем,
раскрыть её и написать сочинение.
Работа должна обязательно
включать в себя вступление,
основную часть и вывод
(заключение). Обязательным
условием является приведение
цитат. Сочинение должно быть не
менее, чем на 150-200 слов. Не
забывайте приводить аргументы из
текста, опираясь на светлые и
тёмные стороны из произведения,
которые мы с вами разбирали.
Кроме того, дома вам необходимо
будет начать читать произведение
Леонида Андреева «Кусака».
Кто хотел бы подготовить
небольшое сообщение о
биографии писателя?
(индивидуальное задание)
5. Закрепление
изученного материала.
12. Метод: исследовательский
Приём: постановка проблемного
вопроса.
Итак, ребята, как вы понимаете
использованные М. Горьким
нравственно-психологические
понятия благородство, пощада,
гордость, долг. Что вы понимаете
Образец ответа:
Благородство –
самоотверженность, великодушие
и честность.
Пощада – это жалость,
милосердие, проявление жалости
по отношению к кому-либо.
Гордость – самоуважение,
под этими понятиями? Есть ли
отличия между ними?
осознание собственной гордости.
Долг – это осознание отношение
личности к обществу,
жертвенность по отношению к
обществу, во благо общества.
13. Метод: репродуктивный
Приём: беседа.
Хорошо! А как вы думаете, каким
понятием руководствовался
Данко?
Образец ответа:
Данко был самоотверженным,
честным. Он пожертвовал собой во
благо целого народа, племени.
Главный герой выполнил свой
долг.
14. Метод: исследовательский
Приём: постановка проблемного
вопроса.
Хорошо! Подумайте, а как вы бы
поступили на месте Данко?
Смогли бы вы совершить такой же
поступок во благо людей?
Образец ответа:
Да, если бы знал(а), что это будет
как-то значимо и важно для
общества.
Нет, потому что такая жертва для
общества была не нужна.
6. Подведение итогов,
обобщение.
15. Метод: репродуктивный
Приём: обобщающее слово.
Хорошо. Итак, сегодня мы с вами
изучили еще одно произведение
Максима Горького «Старуха
Изергиль», где вспомнили о таком
направлении в литературе как
романтизм, вспомнили о
романтическом герое. Сегодня мы
узнали о том, что такое
жертвенность и долг на примере
поступка Данко.
Спасибо за работу, урок окончен!