Автор: Аюпова Гольфия Адельшаовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ СШ №1
Населённый пункт: р.п.Новоспасское Ульяновской области
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: Контроль знаний и оценка учебных достижений
Дата публикации: 31.12.2024
Раздел: среднее образование
КОНТРОЛЬ знаний И ОЦЕНКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.
Контроль — процедура проверки и оценки учебных достижений учащихся, направленная на
установление степени соответствия реально достигнутых результатов учебной деятельности
каждым учащимся планируемым результатам обучения в предметно-деятельностной форме,
определённых образовательными стандартами и учебными программами;
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О КОНТРОЛЕ?
- Виды контроля
- Цель
- Сроки проведения
- Как провести?
- Что должно проверяться?
Различают следующие основные виды контроля: текущий, периодический промежуточный и
итоговый.
Текущий контроль — подразделяется на поурочный и тематический, значимость которого
определяется спецификой учебного предмета.
Промежуточный контроль — проверка степени усвоения учащимися учебного материала за
длительный период времени.
Итоговый контроль — производится накануне перевода учащихся в следующий класс или на
следующую степень обучения.
Цель контроля
определение качества усвоения учащимися учебного материала – уровня овладения знаниями,
умениями и навыками предусмотренных программой
— обнаружение достижений и успехов учащихся
— указание путей совершенствования, углубления знаний, умений
— создание условий для включения школьников в активную деятельность
— обучение школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности
в самоконтроле и взаимоконтроле
— воспитание у учащихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу,
проявление инициативы.
Что оценивать во время проведения поурочного контроля
1.Уровень учебных достижений учащихся по отдельным элементам темы:
распознавание,
воспроизведение учебного материала,
владение и оперирование им в знакомой и незнакомой ситуациях
полноту
осознанность
системность
прочность
мобильность знаний
степень познавательной самостоятельности учащихся в выполнении учебных задач
процесс учебной деятельности учащихся
познавательные и обще учебные умения
использование рациональных способов выполнения заданий
проявление интереса к учению
стремление к достижению поставленной цели
индивидуальные и личностные качества
предыдущие достижения
тематического контроля
учебные достижения учащихся в логической системе, соответствующей структуре учебной темы
(тем).
Основные формы контроля осуществляются в устной, письменной, практической формах и в их
сочетании.
Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности — это
способы, с помощью которых определяется можно получить наиболее объективную информацию
о качестве образовательного процесса и результатах учебной деятельности учащихся.
К ним относятся: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием
контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических
пособиях и дидактических материалах, собеседования, дидактические тесты, диктанты,
изложения, сочинения, самостоятельные и контрольные работы, наблюдения, лабораторные и
практические работы, лабораторные опыты, экспериментальные исследования, рефераты и
другие методы и средства контроля.
Дидактические требования к организации оценки знаний:
Целенаправленность контроля
Систематичность контроля
Всесторонность контроля
Индивидуальность контроля
Объективность контроля
Основные методы контроля знаний учащихся:
Устный опрос (фронтальный и индивидуальный)
Следует чаще предлагать вопросы, требующие объяснения, доказательства, сравнения,
предлагать нетрафаретные задания, особенно задания, требующие применения знаний и умений
к решению жизненных задач
Позволяет реализовать принцип индивидуального подхода
Письменные работы
Позволяют одновременно проверить у большого числа учеников
Позволяют делать выводы о качестве знаний и их развитии
Недостаток: не всегда отражают объективную картину
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью».
(Л.Н.Толстой)
Новые формы контроля
Исторический «Снежный ком»: дополняя друг друга по предложению, дети должны составить
логический рассказ по изученному материалу. Это может быть абсолютно любая тема
(«Средневековый город», «Религия Египта», «Олимпийские игры», «Реформы Петра Ι»,
«Куликовская битва» и т.д.). Приём универсален и позволяет охватить большую часть класса.
«Историческая азбука»: ребятам предлагается по 1, 2, или 4 человека за определённый
временной промежуток написать список из слов, тесно связанных с изучаемой темой. Важен
элемент соревнования: побеждает тот (или те), чей список окажется самым правильным и
длинным.
«Отгадай героя»: к доске приглашается один из учеников (обычно более сильный), который
загадывает про себя имя какого-то исторического персонажа; остальные дети должны задавать
вопросы с целью отгадать имя загаданного героя. Сложность заключается в правильности
постановки вопросов, т.к. ведущий ученик может отвечать на вопросы только «да» или «нет», и в
ограниченности количества вопросов — не более 10.
Прием педагогической техники «Острова»
Этот прием педагогической техники, как правило, используется в начальной школе, когда
возникает проблема связного устного рассказа ученика.
Условия приема следующие. На страницу накладывается трафарет: лист плотной бумаги с
вырезанными окошечками – «островками». Ученик читает увиденные слова и затем составляет
связный рассказ.
Данный приём легко трансформировать в мультимедийный. Размещаем текст на экране и
закрываем его трафаретом. Алгоритм действия – обратный описанному ранее
приёму медиадидактики ТРАФАРЕТ. Только на этот раз наш шаблон не наплывает в качестве
проверки, а наоборот: сначала находится неподвижно, а затем мы убираем его по щелчку кнопки
«Турнир»: к доске приглашаются 2 ученика; дополняя друг друга по предложению, они
составляют рассказ по изученному материалу. Побеждает (и получает оценку) тот, чьё
предложение будет последним
«Аукцион имён»: Ι вариант — сразу назвать имена. Которые можно отнести к изученной теме; ΙΙ
вариант – на работу в тетради даётся 5 минут. Назначается цена («10») за, например, 6 имён и
вопрос: Кто больше? Побеждает тот, чьи знания окажутся наиболее полными.
«Исторический футбол»: класс делится на команды (обычно по рядам), каждая из которых
получает задание составить вопросы по определённому материалу: два простых (со слов кто, что,
когда) и один сложный (со слов почему, зачем, в чём различие; что, если; объясните и т.д.).
Обычно работа выполняется индивидуально в тетрадях, а групповая принадлежность необходима
лишь при определении очереди вопроса: 1 ряд задаёт вопрос 2, 2-3-му, 3-1-му. Если никто из
команды не смог ответить на вопрос, то весь ряд лишается права задавать вопрос в течение 1
тура, а значит- рискует рейтингом.
«Имя, дата, событие». На уроках МРБ
Ι вариант: разгадывание с классом недостающих звеньев в логической цепочке на доске.
Дмитрий Донской → ? → Куликовская битва? → 1242 → Ледовое побоище
Христофор Колумб → 1492 → ?
ΙΙ вариант: дети самостоятельно в тетрадях готовят свои задания, а потом предлагают их классу.
ΙΙΙ вариант возможен только в хорошо подготовленных классах: работа по формированию
логических цепочек ведётся в движении, звенья цепочки по очереди составляют сами учащиеся
Пример: один ученик называет начало цепочки – Пётр Ι; второй ученик должен назвать дату,
относящуюся ко времени правления Петра Ι, и от того какую дату он назовёт, зависит окончание
цепочки- 1709 год; третий ученик завершает формирование цепочки, называя событии —
Полтавская битва
Эвристическая беседа (с использованием проблемных вопросов).
Перекрёстная дискуссия. В тетрадях дети составляют следующую таблицу:
Аргументы «за» Вопрос Аргументы «против»
Согласны ли вы, что…
Компоненты суммы – это слагаемое, вычитаемое, сумма ?