Напоминание

Контроль знаний и оценка учебных достижений


Автор: Аюпова Гольфия Адельшаовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ СШ №1
Населённый пункт: р.п.Новоспасское Ульяновской области
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: Контроль знаний и оценка учебных достижений
Дата публикации: 31.12.2024
Раздел: среднее образование





Назад




КОНТРОЛЬ знаний И ОЦЕНКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.

Контроль — процедура проверки и оценки учебных достижений учащихся, направленная на

установление степени соответствия реально достигнутых результатов учебной деятельности

каждым учащимся планируемым результатам обучения в предметно-деятельностной форме,

определённых образовательными стандартами и учебными программами;

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О КОНТРОЛЕ?

- Виды контроля

- Цель

- Сроки проведения

- Как провести?

- Что должно проверяться?

Различают следующие основные виды контроля: текущий, периодический промежуточный и

итоговый.

Текущий контроль — подразделяется на поурочный и тематический, значимость которого

определяется спецификой учебного предмета.

Промежуточный контроль — проверка степени усвоения учащимися учебного материала за

длительный период времени.

Итоговый контроль — производится накануне перевода учащихся в следующий класс или на

следующую степень обучения.

Цель контроля

определение качества усвоения учащимися учебного материала – уровня овладения знаниями,

умениями и навыками предусмотренных программой

— обнаружение достижений и успехов учащихся

— указание путей совершенствования, углубления знаний, умений

— создание условий для включения школьников в активную деятельность

— обучение школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности

в самоконтроле и взаимоконтроле

— воспитание у учащихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу,

проявление инициативы.

Что оценивать во время проведения поурочного контроля

1.Уровень учебных достижений учащихся по отдельным элементам темы:

распознавание,

воспроизведение учебного материала,

владение и оперирование им в знакомой и незнакомой ситуациях

полноту

осознанность

системность

прочность

мобильность знаний

степень познавательной самостоятельности учащихся в выполнении учебных задач

процесс учебной деятельности учащихся

познавательные и обще учебные умения

использование рациональных способов выполнения заданий

проявление интереса к учению

стремление к достижению поставленной цели

индивидуальные и личностные качества

предыдущие достижения

тематического контроля

учебные достижения учащихся в логической системе, соответствующей структуре учебной темы

(тем).

Основные формы контроля осуществляются в устной, письменной, практической формах и в их

сочетании.

Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности — это

способы, с помощью которых определяется можно получить наиболее объективную информацию

о качестве образовательного процесса и результатах учебной деятельности учащихся.

К ним относятся: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием

контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических

пособиях и дидактических материалах, собеседования, дидактические тесты, диктанты,

изложения, сочинения, самостоятельные и контрольные работы, наблюдения, лабораторные и

практические работы, лабораторные опыты, экспериментальные исследования, рефераты и

другие методы и средства контроля.

Дидактические требования к организации оценки знаний:

Целенаправленность контроля

Систематичность контроля

Всесторонность контроля

Индивидуальность контроля

Объективность контроля

Основные методы контроля знаний учащихся:

Устный опрос (фронтальный и индивидуальный)

Следует чаще предлагать вопросы, требующие объяснения, доказательства, сравнения,

предлагать нетрафаретные задания, особенно задания, требующие применения знаний и умений

к решению жизненных задач

Позволяет реализовать принцип индивидуального подхода

Письменные работы

Позволяют одновременно проверить у большого числа учеников

Позволяют делать выводы о качестве знаний и их развитии

Недостаток: не всегда отражают объективную картину

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью».

(Л.Н.Толстой)

Новые формы контроля

Исторический «Снежный ком»: дополняя друг друга по предложению, дети должны составить

логический рассказ по изученному материалу. Это может быть абсолютно любая тема

(«Средневековый город», «Религия Египта», «Олимпийские игры», «Реформы Петра Ι»,

«Куликовская битва» и т.д.). Приём универсален и позволяет охватить большую часть класса.

«Историческая азбука»: ребятам предлагается по 1, 2, или 4 человека за определённый

временной промежуток написать список из слов, тесно связанных с изучаемой темой. Важен

элемент соревнования: побеждает тот (или те), чей список окажется самым правильным и

длинным.

«Отгадай героя»: к доске приглашается один из учеников (обычно более сильный), который

загадывает про себя имя какого-то исторического персонажа; остальные дети должны задавать

вопросы с целью отгадать имя загаданного героя. Сложность заключается в правильности

постановки вопросов, т.к. ведущий ученик может отвечать на вопросы только «да» или «нет», и в

ограниченности количества вопросов — не более 10.

Прием педагогической техники «Острова»

Этот прием педагогической техники, как правило, используется в начальной школе, когда

возникает проблема связного устного рассказа ученика.

Условия приема следующие. На страницу накладывается трафарет: лист плотной бумаги с

вырезанными окошечками – «островками». Ученик читает увиденные слова и затем составляет

связный рассказ.

Данный приём легко трансформировать в мультимедийный. Размещаем текст на экране и

закрываем его трафаретом. Алгоритм действия – обратный описанному ранее

приёму медиадидактики ТРАФАРЕТ. Только на этот раз наш шаблон не наплывает в качестве

проверки, а наоборот: сначала находится неподвижно, а затем мы убираем его по щелчку кнопки

«Турнир»: к доске приглашаются 2 ученика; дополняя друг друга по предложению, они

составляют рассказ по изученному материалу. Побеждает (и получает оценку) тот, чьё

предложение будет последним

«Аукцион имён»: Ι вариант — сразу назвать имена. Которые можно отнести к изученной теме; ΙΙ

вариант – на работу в тетради даётся 5 минут. Назначается цена («10») за, например, 6 имён и

вопрос: Кто больше? Побеждает тот, чьи знания окажутся наиболее полными.

«Исторический футбол»: класс делится на команды (обычно по рядам), каждая из которых

получает задание составить вопросы по определённому материалу: два простых (со слов кто, что,

когда) и один сложный (со слов почему, зачем, в чём различие; что, если; объясните и т.д.).

Обычно работа выполняется индивидуально в тетрадях, а групповая принадлежность необходима

лишь при определении очереди вопроса: 1 ряд задаёт вопрос 2, 2-3-му, 3-1-му. Если никто из

команды не смог ответить на вопрос, то весь ряд лишается права задавать вопрос в течение 1

тура, а значит- рискует рейтингом.

«Имя, дата, событие». На уроках МРБ

Ι вариант: разгадывание с классом недостающих звеньев в логической цепочке на доске.

Дмитрий Донской → ? → Куликовская битва? → 1242 → Ледовое побоище

Христофор Колумб → 1492 → ?

ΙΙ вариант: дети самостоятельно в тетрадях готовят свои задания, а потом предлагают их классу.

ΙΙΙ вариант возможен только в хорошо подготовленных классах: работа по формированию

логических цепочек ведётся в движении, звенья цепочки по очереди составляют сами учащиеся

Пример: один ученик называет начало цепочки – Пётр Ι; второй ученик должен назвать дату,

относящуюся ко времени правления Петра Ι, и от того какую дату он назовёт, зависит окончание

цепочки- 1709 год; третий ученик завершает формирование цепочки, называя событии —

Полтавская битва

Эвристическая беседа (с использованием проблемных вопросов).

Перекрёстная дискуссия. В тетрадях дети составляют следующую таблицу:

Аргументы «за» Вопрос Аргументы «против»

Согласны ли вы, что…

Компоненты суммы – это слагаемое, вычитаемое, сумма ?



В раздел образования