Напоминание

"Технологическая карта урока истории в рамках ФГОС"


Автор: Горошко Анна Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОАУ "Подольская СОШ"
Населённый пункт: с.Подольск, Оренбургская область
Наименование материала: Доклад
Тема: "Технологическая карта урока истории в рамках ФГОС"
Раздел: полное образование





Назад





МОАУ «Подольская СОШ»

Красногвардейский район Оренбургская область

Доклад на тему:

«Технологическая карта урока в рамках ФГОС».

Учитель истории высшей

квалификационной категории

Горошко А.А.

2016г


Как спроектировать урок, взяв за основу урок комбинированного типа
, который будет решать задачи
по

формированию

не

только

предметных,

но

и

метапредметных

результатов?
В ФГОС ООО метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться». Проанализируем
деятельность

учащихся

на

каждом

этапе

урока
и выделим те
универсальные

учебные

действия
(УУД), которые при правильной организации деятельности учащихся формируются:
Требования к

уроку

Урок современного типа

Универсальные учебные

действия
Объявление темы урока Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) Познавательные общеучебные, коммуникативные Сообщение целей и задач Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) Регулятивные целеполагания, коммуникативные Планирование Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) Регулятивные планирования Практическая деятельность учащихся Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) (учитель консультирует) Познавательные, регулятивные, коммуникативные Осуществление контроля Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) (учитель консультирует) Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные Осуществление коррекции Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает) Коммуникативные, регулятивные коррекции Оценивание учащихся Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) (учитель консультирует) Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные
Итог урока Проводится рефлексия Регулятивные саморегуляции, коммуникативные Домашнее задание Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Познавательные, регулятивные, коммуникативные Конечно, в таблице представлены универсальные учебные действия в обобщённой форме. Больше конкретики будет при отборе заданий, форм организации деятельности и средств обучения к каждому этапу урока. И всё же данная таблица позволяет мне, как учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты формируются при правильной организации деятельности учащихся. Так
обучение
детей
целеполаганию,

формулированию

темы

урока
возможно через введение в урок
проблемного диалога
, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали
тему и цель
урока. Таким образом, учитель только предполагает, по какому плану пройдёт урок. Но главными деятелями на уроке даже на этапе планирования становятся дети. Определившись с заданиями, которые могут быть выполнены учащимися на уроке (следует учитывать инвариантную и вариативную части учебника, дифференциацию учащихся по уровню подготовки и темпу деятельности и др.), следует продумать
формы организации практической деятельности учащихся.
Уже в процессе выработки основных ответов на вопросы и правил под руководством учителя, ребята учиться слушать друг друга, совместно вырабатывать общее решение. Работа в группах на этапе урока по закреплению учащимися предметных знаний может быть организована в форме
учебного практико-ориентированного проекта
. Сегодня много говорится о проектной деятельности в образовательном процессе. Учебные проекты могут стать тем инструментом, который позволит и поддерживать учебную мотивацию, и формировать у учащихся универсальные учебные действия. Можно выделять целый урок на выполнение учащимися проектных задач. Но можно найти время для проекта и на уроке комбинированного типа. Тогда это будет мини-проект, но по сути своей останется значимым практико-ориентированным. Доказано педагогической практикой, что
результативность

обучения
связана с мотивацией учения. А мотивация напрямую зависит от понимания значимости знаний. Учитель при проектировании урока должен отдавать предпочтение таким видам деятельности учащихся на уроке, которые
моделировали
бы
жизненные ситуации.
На основании опыта работы можно отметить возможности современного урока:  в развитии доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;  эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;  при освоении основных моральных норм ( взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);  при формировании адекватной позитивной осознанной самооценки; ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных
интересов, учебных мотивов; мотивов достижения и социального признания и других личностных действий. Идёт процесс формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, необходимых учащимся для овладения ключевыми компетенциями. Этап
рефлексии
на уроке при правильной его организации способствует формированию умения
анализировать деятельности
на уроке (свою, одноклассника, класса). В конце урока учащиеся отвечают на вопросы (тема урока, виды деятельности определяют содержание вопросов), в конце каждой главы подведены
Итоги
, что позволяет каждому учащемуся в случае необходимости восполнить пробелы в своих знаниях и закрепить пройденный материал. Проектируя любой урок, в том числе и комбинированного типа, направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного
средства обучения – учебника
. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний. Если учебник прошел экспертизу на соответствие требованиям ФГОС ООО. А это значит, что и в содержании, и в структуре, и в системе заданий заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие
в и д ы

и

т и п ы

з а д а н и й
п р е д л а г а ю т а вт о р ы
учебника,
разобраться,
на

формирование
каких
УУД
они
направлены
. Большим подспорьем при отборе заданий к уроку для учителя может стать
таблица с

типовыми заданиями
с указанием планируемых результатов к каждому виду УУД. Такую таблицу учитель может составить самостоятельно (например, при разработке рабочих программ), проанализировав авторские материалы (учебники, пособия, методические материалы), по которым он организует учебную деятельность учащихся на уроках. При отборе заданий учебника для организации деятельности на уроке следует учитывать его инвариантную и вариативную части, дифференциацию учащихся по уровню подготовки и темпу деятельности, а также другие особенности учащихся класса. Ещё одним эффективным средством по достижению планируемых метапредметных результатов становится систематически организуемая на уроке работа со
справочными

материалами
. Ч а с т о е о б р а щ е н и е к
справочникам
формирует у у ч а щ и хс я информационные познавательные УУД. В условиях введения в практику работы школы ФГОС ООО учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов. Системно-деятельностный подход ,лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Учителям ещё предстоит овладеть технологией проведения таких уроков. Сегодня же учитель, используя возможности традиционного урока, также может успешно формировать у учащихся и предметные, и метапредметные результаты. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем.
ТИПЫ УРОКА
Тип урока

Целевое назначение

Результативность обучения
Урок первичного предъявления новых знаний Первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями Применение усваиваемых предметных знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий) Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач Урок применения метапредметных и предметных знаний Применение универсальных учебных действий в условиях решения учебных задач повышенной сложности Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса Урок обобщения и систематизации предметных знаний Систематизация предметных знаний, универсальных учебных действий (решение предметных задач) Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД Урок повторения предметных знаний Закрепление предметных знаний, формирование УУД Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь Контрольный урок Проверка предметных знаний, умений решать практические задачи Результаты контрольной или самостоятельной работы Коррекционный урок Индивидуальная работа над допущенными ошибками Самостоятельное нахождение и исправление ошибок Интегрированный урок Интеграция знаний об определенном объекте изучения, получаемого средствами разных Углубление знаний материала урока за счёт реализации межпредметных знаний Комбинированный урок Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока Запланированный результат Нетрадиционные уроки (учебная экскурсия, учебный поход, лабораторный практикум, урок в библиотеке, музее, компьютерном классе, предметном кабинете) Практическая направленность изучения теоретических положений Применение УУД при изучении явлений окружающего мира в реальных жизненных ситуациях; творческое оформление отчетов; умение использовать лабораторное оборудование; умение пользоваться дополнительными информационными источниками Урок решения практических, проектных задач Практическая направленность изучения теоретических положений Использование средств учебного курса в целях изучения окружающего мира
Технологическая карта.
Тема урока

Тип урока

Дата урока

Образовательные ресурсы

План урока

Цели урока

Формы и методы обучения

Основные термины и понятия

Планируемые образовательные результаты:
Научатся: Получат возможность научиться:
Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формы

организации

совзаимодействия

на уроке

УУД
Организационный момент Актуализация знаний Изучение нового материала Первичное осмысление и закрепление Итоги урока. Рефлексия Домашнее задание
Схема деятельностного подхода для учащихся: Обнаружить предмет действия Исследовать предмет Преобразовать (в виде схем, таблиц, кластера и тд…) Запомнить и повторить. Практическая работа на уроке для педагога + учащегося: 1. Тема 2. Цель (учитель – ученик – учитель). 3. Формы организации практической деятельности учащихся.(документы, учебник…) 4. Мини – проекты (в рамках урока, в рамках домашнего задания), (документы, учебник…) 5. Рефлексия – анализ деятельности Подготовка к ЕГЭ: - основные понятия - события - личности - причинно – следственные связи - вывод – итог.


В раздел образования